Методическая разработка урока. Тема" Владимиро-Суздальская Русь"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Васильева Анна Валерьевна

Окружающий мир, 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir._4_klass.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4

Тема урока: Владимиро-Суздальская Русь

Цели урока: формировать представление о роли князей в расширении границ Древнерусского государства на северо- восток 

Задачи: познакомить с князьями Ярославом Мудрым, Владимиром Мономом, Юрием Долгоруким, Андреем Боголюбским,  познакомить с древнерусскими городами, входящими в современный состав Золотого кольца России.

Планируемые результаты:

  • Предметные: научатся составлять схему родственных связей древнерусских князей; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; перечислять  названия городов, положивших начало Золотому кольцу.
  • Личностные: понимать культурное и историческое значение старинных городов; проявлять интерес к знакомству с городами Золотого кольца на основе книг, альбомов, циклов теле- и радиопередач, с помощью Интернета и других электронных носителей информации.

 Тип урока: Открытие нового знания.

 Оборудование: «Окружающий мир», Плешаков А.А., 4 класс 2 часть, рабочая тетрадь 2 часть; раздаточный материал; презентация.  

Ход урока

  1. Организационный момент. Актуализация знаний

Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу урок окружающего мира.  Я к Вам пришла не с пустыми руками, со мной мой сундучок. Посмотрите, какой он старинный, это сундучок достался мне по наследству от моих предков.

В него я очень люблю заглядывать, в нём много интересных книг и предметов, с которыми я хочу Вас познакомить. Давайте заглянем в него.  (достаю книги: Николай Михайлович Карамзин «История государства Российского», Александра Осиповна Ишимова «История России в рассказах для детей»

     - Как эти книги связаны с нашим уроком?  …….

     - Конечно, сегодня мы с вами откроем следующую страницу истории нашей страны, будем работать с историческими источниками, выполнять разные задания и по результатам их выполнения -  заполнять контрольные листы, прокладывая мостик между прошлым и будущим. Но прежде я хочу обратить ваше внимание на эпиграф, который выбрала к нашему уроку:

                        http://ic.pics.livejournal.com/qorban/53204749/42356/42356_600.jpg

               - Как вы понимаете это высказывание? ……….

  1. Актуализация знаний.

Слава нашей стороне!
Слава русской старине!

Святых князей живая слава

Границы русские хранит

И величавая держава

На нас из прошлого глядит  (слайд Княгиня Ольга и Князь Владимир)

  1. На прошлом уроке вы уже познакомились с великими русскими князьми. Кто их узнал?  княгиня Ольга,  князь Владимир и Ярослав Мудрый и вы говорили о Древнерусском государстве.  Давайте вспомним:

   - Как оно называлось?

– Что способствовало возникновению Киевской Руси? (объединение восточных славян)

  - Какой город столицей Киевской Руси?

  - Откуда пришла на Русь христианская вера? (из Византии)

  1. Работа с тестом.

Продолжим наше повторение:

Возьмите белый лист, на нём написан тест. Обведите букву правильного варианта ответа.

Проверка: выпишите буквы ответов, которые вы выбрали. Какое слово получилось у первого ряда? У второго? У третьего?

На доске: Владимир, Суздаль, Русь.

Совершенно верно.

Возьмите в руки контрольные листы. Поднимите руки те, кто справился без ошибок. Заполним контрольный лист. Полностью заштрихуйте наш исторический         мостик, мостик – между прошлым и настоящим.  У кого есть 1-2 ошибки – заштрихуйте половину мостика.

  1. Сообщение темы урока.

Вам знакомы эти слова? Что они обозначают?  (города, Русь- это название земель).......

Если мы соединим все эти три слова, то получим тему нашего урока «Владимиро-Суздальская Русь».

До этого урока мы использовали только понятие «Киевская Русь». Как вы думаете, что мы узнаем?

Сегодня на уроке мы узнаем о городах: Владимир, Суздаль, о Древней Руси и о великих русских князьях, которые изменили историю.

Но прежде, давайте вернемся к нашей схеме. Народ на Руси очень любил давать прозвища, но не просто так, а за дело. Кто знает какие прозвища было у этих князей?

Княгиню Ольгу называли «зарёй перед светом». Она первая из русских княгинь и князей приняла крещение.

 Князь Владимир – «Красное Солнышко»….   Как его прозвал русский народ? Почему? Владимир стал первым святым на Руси и положил начало христианства на русской земле.

Ярослав Мудрый ……… Почему его прозвали Мудрым?  Об этом мы в Вами прочитаем в нашем учебнике  

  1. Работа с учебником.

Давайте прочитаем об этом в учебнике? Откройте стр. 24 , найдите ответ на вопрос: «Почему его прозвали Мудрым?» (Знал 5 языков, ……расширял границы Киевской Руси, продвигаясь на северо-восток)

А также, при Ярославе Мудром развернулась большая работа по переводу византийских и иных книг на церковно-славянский и древнерусский языки. Огромные средства тратились на переписку книг. В 1028 году в Новгороде была основана первая большая школа, в которой были собраны около 300 детей.

Дело Ярослава Мудрого продолжил его внук - князь Владимир Мономах.

Имя своё он унаследовал от прадеда, Владимира Святого, от деда, византийского императора Константина Мономаха.

  1. Видео-фильм о Владимире Мономахе.

- Что нового узнали о Владимире Мономахе?

- Как вы понимаете слово «собиратель»?

Владимир мономах стремился к укреплению могущества Русской Земли и недопустимости раздоров, споров между князьями.

Ещё Владимира Мономаха назвают одним из первых русских писателей , т.к. благодаря его творчеству  появилось на свет «Поучение Владимира Мономаха».

-Что значит слово поучение?

Давайте прочитаем выдержки из этого поучения (работа со свитком)

 Я вам раздаю свитки, а вы в группах его читаете и выполняете задание (одно слово)

  1. Физминутка

 Ребята, мы с Вами сейчас очень хорошо поработали с историческими источниками. Впереди у вас выбор профессии, может быть кто-то из вас захочет стать историком, работником архивов и посвятить себя этому делу. В этом случае Вам много придется работать с текстами: читать, изучать, анализировать. А работа с текстами это всегда нагрузка глаза,  на позвоночник. Поэтому я предлагаю вам разучить «Физминутку»

Все движения разминки повторяем без запинки!

Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить
Эти легкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей. 
Вот мы руки развели

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Ниже, дети, не  ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

Мы ладонь к глазам приставим, 

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо. И ещё, через левое плечо.

Головой все повращаем

И урок наш продолжаем.

  1. Изучение новой темы.

Возвращаемся во времена правления Владимира Мономаха.

Именно при Владимире Мономахе стала возвышаться Северо-Восточная Русь, или Владимиро-Суздальская Русь. (Карта) Она находилась за щитом непроходимых лесов, за что ее прозвали Залесьем. Главными городами стали – Ростов и Суздаль. Росли новые города – Владимир и Ярославль.

- Как вы думаете, почему они получили такие названия ( их основали Ярослав Мудрый и Владимир Красно Солнышко ) и эти города назвали в их честь.

Одно время центральным городом Северо-Восточной Руси владения русских князей был Ростов, затем таким центром стал - Суздаль.

Владимиро-Суздальская земля стала гнездом для потомков князя. В пору трудных испытаний  дети и внуки Мономаха знали, что здесь они всегда найдут помощь, поддержку. Здесь они смогут отдохнуть, поразмыслив, и  набраться новых сил. Сюда же в свое время Владимир Мономах послал на княжение одного из своих младших сыновей – Юрия Долгорукого (на слайде портрет Юрия Долгорукого). (Длинные , загребущие руки) Он получил своё прозвище за стремление  к захвату чужих земель. В 1147 году, во времена правления Юрия Долгорукого впервые в летописях упомянута Москва, но об этом мы поговорим на следующем уроке.

После смерти титул великого князя, старшего на Руси, принял Андрей Боголюбский (на слайде портрет Андрея Боголюбского).

Он не пожелал править в Киеве и остался жить во Владимире, на любимом севере. Так князь своей волей сделал его великокняжеским городом. После него и все князья по старшинству будут занимать великий престол уже не в Киеве, а во Владимире.

Так Владимиро – Суздальская Русь стала –наследницей Киевской Руси.

10.Работа со словарём.

А что значит слово наследница? Давайте обратимся к толковому словарю. (Одна пара ищет значение слово)

А пока, ребята работают со словарем,  мы с вами давайте подумаем почему же Андрея Боголюбского так прозвал народ?

Князь Андрей Юрьевич был прозван Боголюбским по названию владимирского села Боголюбова, где располагалась его дворцовая резиденция.

- Какое толкование даёт Владимир Даль слову наследница? Переносное значение: продолжатель деятельности, преемник. Владимиро-Суздальская Русь стала наследницей и преемницей  Киевской Руси.

  1. Закрепление.

Разрастались города, появлялись новые.  Так Киевские князья положили начало знаменитому на весь мир Золотому кольцу древних русских городов.

- А почему Золотому кольцу?  Эти города соединяясь дорогами выстраиваются в символический круг – кольцо, а золотому, потому , что все эти старинные города славятся историческими памятниками золотой сокровищницей прошлой Владимиро-Суздальской Руси!!!

Фильм о Золотом Кольце

Золотое кольцо охватывает территории Московской, Владимирской, Ивановской, Ярославской, Костромской областей. Каждый город имеет богатое историческое прошлое. Каждый сыграл свою особую роль в истории русского государства.

Итоговое закрепление:

- Сегодня мы с вами узнали много об истории Древней Руси, о её городах и правителях.

Предлагаю вам всем сейчас поработать в архивах и попробовать восстановить несколько документов. Работаем в группах. Вам необходимо соединить части документа, конечно, используя знания, полученные на уроке по теме «Владимиро – Суздальская Русь»

Проверяем. Каждая группа читает по одному из предложений, которые у вас получились.

 

 Самооценка

 Возьмите в руки контрольные листы, проанализируйте вашу работу: выполнение заданий (это мостики) и устную работу на уроке. Поставьте себе оценку за работу.

Рефлексия. Незаконченное предложение.

 Наш урок подходит к завершению, я предлагаю вам вспомнить всё, о чём мы с вами говорили,  и  продолжить предложения.

  • -  История для меня – это….
  • - Я бы хотел спросить у …… о …..
  • - Я бы хотел (не хотел) быть на месте….

Домашнее задание

«4» - учебник стр.24-27, «Проверим себя»

«5» - учебник стр.24-27, «Обсудим»

Ребята, я благодарю вас сегодня за урок. Вы отлично работали. Только благодаря вашей поддержке мне удалось справиться с волнением. Мы отлично поработали и добились поставленных целей. Особенно активную работу мне хотелось бы отметить:

Контрольный лист

1.Тест

2. Работа со свитком

3. Восстанавливаем исторический документ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по программе «Основы религиозных культур и светской этики» Тема: Как христианство пришло на Русь. для учащихся 4-го класса

Данный урок знакомит с  верованиями древних славян и принятием христианства на Руси, произведениями живописи на библейские сюжеты....

Методическая разработка. Внеурочное занятие "Как Русь начиналась"

Краткий конспект занятия, направленного на воспитание толерантности и патриотизма....

Методическая разработка урока ОКРУЖАЮЩИЙ МИР по теме "Как Русь начиналась"

Конспект урока ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 2 класс (УМК «Начальная школа XXI века»).Учитель начальных классов: Ермолина Мария ВасильевнаТема: «Как Русь начиналась»Цели: сформировать у учащихся представление  ...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

Методическая разработка «Графические упражнения гелевой ручкой по темному фону»

Предложенный вариант работы с детьми по освоению   технических особенностей и приемов рисования белыми гелевыми ручками по темному фону может быть использован педагогами дополнительного обра...

Методическая разработка по теме "Древняя Русь - страна городов", презентация.

Окружающий мир "Древняя Русь - страна городов". 4 класс. Образовательная программа "«Школа 2100»...