Конспект по окружающему миру по теме:"Кто такие рыбы?",1 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Павленко Елена Анатольевна

Конспект по окружающему миру по теме:"Кто такие рыбы?",1 класс, УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_kto_takie_ryby.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Кто такие рыбы?»

(УМК «Школа России,1 класс)

Цель урока:  Знакомство детей с понятием «рыбы».

Задачи:

Предметные: сформировать у детей первоначальное представление о рыбах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; расширять кругозор учащихся.

Надпредметные: развивать  способность читать таблицу, находить информацию и выполнять действия с данными таблицы для ответа на поставленный вопрос; пользоваться дополнительными источниками информации; анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы; знакомить с многозначностью слов.

Личностные: воспитывать любовь к природе; познакомить детей с одним из способов релаксации; развивать познавательные процессы учащихся (внимание, память, мышление, речь), коммуникативные функции, ИКТ-компетентность.

Используемые педагогические технологии:  методы и приемы  ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно-деятельностный подход; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.

 Тип урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия:  

 Мир вокруг нас. А.А.Плешаков. Учебник для 1 класса начальной школы.  – М.: Просвещение, 2010.  Конверты   с изображением  рыб.

 Используемая методическая литература:  

 1. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса «Мир вокруг нас» \ А.А.Плешаков – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

 2. От земли до неба: атлас определитель для учащихся начальной школы \ А.А.Плешаков. – 8-еизд.  – М.: Просвещение, 2007.

 3. Мир вокруг нас: Методическое пособие: 1 кл. \А.А.Плешаков, В.П.Александрова, С.А.Борисова. – М.: Просвещение, 2014.

 Используемое оборудование:  

 Кружки из бумаги, клей, рыбы на индивидуальных карточках, презентация

 Краткое описание:  Урок - интегрированный. Внимание учащихся 1 класса очень неустойчивое, поэтому на уроке используется постоянная смена деятельности. Так как преобладающий вид деятельности детей остается игра, в уроке используются игровые моменты.

Ход урока.

I. Организационный момент.

 -  Проверьте, у вас на партах должны лежать: учебник, тетрадь, рыбка, кружки из бумаги и клей. Садитесь.

II. Повторение изученного материала.

Муравьишка нас встречает весёлым стихотворением.

Мотылек, мотылек,

Сядь поближе на цветок.

- Я не сяду на цветок:

У тебя в руке сачок.

- Мотылек, мотылек,

Я ловить тебя не стану,

Подойду поближе, гляну,

Посчитаю сколько ног

У тебя, мотылек.

- Я и сам могу считать:

Раз, два, три, четыре, пять,

Раз, два, три, четыре, пять….

Сосчитаю, сколько ног,

Без тебя, дружок!

- Ребята, сколько же ног у мотылька?  Вспомните, как называются  животные, у которых  6 ног?

 -  Ребята,  давайте вспомним, о чём мы с вами  говорили на прошлом уроке? Отгадайте, о ком идёт речь в загадках?  Вы будете называть мне ответ, а я покажу картинку. (презентация)

 1) Шевелились у цветка все четыре лепестка

     Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел  (Бабочка.)

  2) Шесть ног без копыт,   Летит - жужжит,   Упадёт - землю роет. ( Жук.)

 3) Я поменьше, чем пчела,

А зовут меня … ( -  Оса)

4)  Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит,

Сядет и укусит .(комар)

 -  Правильно. (Слайд 5.)

5) Без работы хоть убей,

Жить не может … (муравей)

6) На  лугу живёт скрипач,

Носит  фрак и ходит вскачь. (кузнечик)

7)   - Как можно назвать этих животных одним словом? Насекомые.

  -  Что общего у всех насекомых?  -  6 ног.  -  Животик, усики.

 -  Верно, у всех насекомых есть 6 ног.

 -  Почему осы яркой и красивой окраски, а жук и кузнечик  тёмного, зелёного  цвета?

 -  У ос есть жало.

 -  Верно, вооружённые жалом осы могут защищаться, им не надо прятаться. А жуки,  кузнечики прячутся благодаря своей окраске.

III.  Изучение нового материала. Самоопределение к деятельности.

Муравьишка Вопросик приглашает нас к водоёму. Там можно тоже увидеть насекомых. Любознательный Муравьишка понаблюдал за стрекозой, которая долго кружилась над водой.  Муравьишка подумал: «Кого же могла увидеть стрекоза?».

Презентация

IV. Работа по теме урока.

Черепаха предложила ответить на этот вопрос, отгадав загадку.

По земле не ходят,

На небо не смотрят,

   Звёзд не считают,

  Людей не знают. (рыбы)

- Где могут жить рыбы?  ( в воде, речке, озере, море)

 1. Работа с учебником.

Как вы думаете  о ком или о чём пойдет речь на уроке ?  ( о рыбах)

 -   Откройте учебник на странице 34 - 35. Прочитайте тему урока на стр.34.  Вверху страницы изображена рыба. Посмотрите внимательно,  из каких частей состоит рыба? -  Хвост.  - Туловище.  - Голова.  - Плавники.  -  Жаберная крышка.

-   А кто из вас знает для чего рыбам жаберная крышка?

 -  Через жабры в организм рыбы поступает кислород, который они берут из воды.

 -  Ещё раз посмотрите на картинку  на  слайде. Назовите части тела рыбы. (Слайд 8)                                                                                                                - Давайте ещё раз назовём все части тела рыбы.

 -  Хвост.  - Туловище.  - Голова.  - Плавники.  -  Жаберная крышка.

2. Мозаика «Собери рыбку»

Сейчас вы попробуете на доске собрать мозаику « Рыбку»  и назвать все части рыбки.  Кто хочет выйти к доске, собрать рыбку и назвать все части тела рыбы? Встаньте так, чтобы ребятам было видно, собирай рыбку и называй части тела.

 -  Туловище, хвост, голова, плавники.

 -  Ребята, что забыли назвать?

 -  Жаберную крышку.

 -  Ещё раз соберите части тела рыбы и назовите их.

 -  Туловище, голова, хвост, жаберная крышка, плавники.

 - В нашем учебнике нарисована рыба.   Краснопёрка.   Кто догадался, почему она называется «краснопёрка»?   У неё красные плавники.

 -  Ребята, потому что плавники её похожи на пёрышки, они красного цвета.

3. Физкультминутка «Песенка о рыбках».

4. Моделирование . Работа с индивидуальными карточками.

 - Ребята, я прочитаю загадку о рыбе. А вы, угадайте, о каком существенном признаке рыбы в ней говорится.

 У родителей и деток

 Вся одежда из монеток.

 - Что у рыбы похоже на монетки? Это  чешуя.  Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, сглаживает складки и неровности кожи, образующиеся в момент движения и, благодаря этому,  обеспечивает рыбе большую скорость движения.

 - Чешуя это надёжная защита для тела рыбы. Посмотрите на рисунок в учебнике, как плотно прилегают друг к другу чешуйки. Мы с вами тоже попробуем сделать чешуйки для нашей рыбы. Посмотрите внимательно на рисунок в учебнике, чешуйки начнём приклеивать с хвоста и немного накладывать одну на другую, чтобы не было щелей, как у настоящей рыбы. У вас на столах лежит картинка с рыбкой, положите её перед собой. Возьмите из конверта кружочки из бумаги. Приклейте к своей рыбке 10 чешуек. Чтобы получилась надежная защита для тела рыбы, нужно положить «чешуйки» определенным образом. Посмотрите,  как  расположены чешуйки на  рисунке на с. 34 (справа), и попробуйте повторить ее на модели. Если «чешуйки» класть неправильно, между ними останутся промежутки и такая «одежда» плохо защитит рыбу…

 -  Отложите всё в сторону. Остальную работу мы доделаем на следующем уроке труда

- Что мы клеили?  -  Кружочки.  -  Что получилось у нас из кружочков?  -  Чешуя.

 -  Зачем рыбкам чешуя?  -  Это её защита.  -  Всё верно.

5. Работа с учебником.

 -  Продолжим работу с учебником.  Умная черепаха опять написала нам записку. Прочитайте, что в ней написано.

Рыбы живут в воде. Тело большинства рыб покрыто чешуёй.

 - Это мы должны запомнить.  Посмотрите на страницу 35. Слева группа рыб.  Догадайтесь, о какой рыбе идёт речь?

Загадки и загадочные описания, по которым дети узнают некоторых рыб, изображенных на с. 34 —35 учебника.  Учитель задает уточняющий вопрос: «Какая это рыба — речная или морская?»

Назовите.

 - Сом.  - Щука.

 -  Посмотрите на рыбу вверху, какого цвета эта рыба, какого цвета у неё плавники?  - Прочитайте  название этой рыбы.  - Окунь.

 - Найдите рыбу коричнево-золотистого цвета, покажите пальчиком.  Прочитайте, как называется эта рыба?  - Карась.

 -  Найдите самую маленькую рыбку на картинке, посмотрите на её плавники, верхние похожи на колючки - это ёрш.

 - Где живут эти рыбы?  -  В реке.

 -  Рыбы, которые живут в реке,  называются речные. Повторим ещё раз речных рыб.

 -  Посмотрите на правую страницу. Каких рыб вы уже знаете?  - Акулу.

 -  Посмотрите на двух рыбок, которые расположены рядом - это сельдь.

 -  Под ними нарисована треска.

 -  Внизу, под акулой нарисованы ещё две рыбы, красного цвета - морской окунь, под ним изображена камбала. Ребята, на двух страницах нарисован окунь. Только этот окунь называется «морской». Почему?  -  Живёт в море.

 -  Правильно, все рыбы, которые нарисованы на этой странице, называются  морские, потому что они обитают в море. Повторим ещё раз морских рыб.

А сейчас мы повторим названия тех рыб, которые изучили. Послушайте загадки и попробуйте их отгадать. Если рыба живёт в реке, хлопайте в ладоши 1 раз, если в море – хлопайте 2 раза.

В презентации загадки и отгадки.

  1. Он в самом омуте живет, Хозяин глубины.

 Имеет он огромный рот, А глазки чуть видны.      (Сом)

  1. Мастер шубу себе сшил, Иглы вынуть позабыл.      (Ерш)
  2. Опасней всех в реке она! Хитра, прожорлива, сильна.      (Щука)
  3. Ее называют грозой морей. Она большая и быстро плавает. Зубы у нее в шесть рядов и острые, как бритва.      (Акула)
  4. Эта рыба плоская, как блин, и все время лежит на дне.      (Камбала)

      Знакомя детей с той или иной рыбой, учитель может сообщить о ней дополнительные сведения: «У сома, в отличие от большинства других рыб, тело голое, без чешуи. Его защищает толстая кожа. Ерш такой колючий, что его иногда называют речным ежом. Колючие плавники — защита ерша. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защищаться от врагов».

6. Работа в парах.

 Каждая парта получает конверт с карточкой-заданием подготовить по плану подробное (устное) описание одной из рыб, изображенных в учебнике.

      План описания рыбы

      1. Название рыбы.

      2. Речная или морская.

      3. Размеры (большая, средних размеров, маленькая).

      4. Форма тела.

      5. Окраска туловища, плавников.

      6. Особенности частей тела (например, рта, глаз, плавников).

      План описания также приведен на карточке. Его читает ведущий, описание составляется коллективно. Затем дети слушают 3 – 4 выступления.

  7. Работа в тетради.

  Работа в рабочей тетради с.24. Выполнить № 1. Дети работают самостоятельно, в случае затруднений сверяются с учебником.

V. Итог урока.

При подведении итогов урока учитель просит еще раз сказать Муравьишке, кто такие рыбы; привести примеры речных и морских рыб.

- Кто такие рыбы? (Животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста, тело покрыто чешуей.)

 -Приведите примеры. (Ответы детей.)

-Где могут жить рыбы? (В воде, в речке, в озере, в море)

 -Как рыбы передвигаются в воде? (С помощью плавников и хвоста.)

 – Как рыбы дышат? (Жабрами.)

- Дома попробуйте нарисовать  рыбку в тетради с. 24 № 2. Чтобы правильно её нарисовать посмотрите на картинку в учебнике.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока окружающего мира по теме «Что такое экономика?», 2 класс, УМК «Школа России»

Цель:  Сформировать понятие «экономика».Задачи.Обучающие: -сформировать новое понятие «Экономика»;-обеспечить усвоение взаимосвязи частей экономики;- сформировать умение видеть взаимоо...

урок окружающего мира на тему "Что такое деньги" 3 класс УМК Школа России

Данный урок разработан в соответствии с темой и учитывая возрастные особенности учащихся. На уроке используется ИКТ, как сопровождение изучаемого материала, как средство организаци...

Технологическая карта по окружающему миру на тему "Что такое погода" 2 класс УМК Школа России

Цели деятельности учителя: формирование общего представления о погоде; условных метеорологических знаках для обозначения погодных явлений, а также о народных и научных предсказаниях погоды.Планируемые...

Конспект урока окружающего мира на тему: Что такое зоопарк. (1 класс) Школа Росиии.

Конспект урока "Что такое зоопарк?" 1 класс авт. А. А. Плешаков. Школа Росиии....

Презентация к уроку окружающего мира на тему: Что такое зоопарк. (1 класс) Школа России.

Презентация к уроку окружающего мира на тему: Что такое зоопарк? К учебнику: А.А. Плешаков » 1 класс...

Технологическая карта урока окружащего мира на тему "Кто такие звери?" 1 класс, Школа России

Технологическая карта урока окружащего мира на тему "Кто такие звери?" 1 класс, Школа России...