Конспект по окружающему миру, УМК " Перспектива ", 4 класс, тема: Истоки Древней Руси
классный час по окружающему миру (4 класс)

Корнева Дарья Андреевна

Цели деятельности учителя: формирование представлений о городах Древней Руси, о роли древних торговых путей в их развитии, о распространении  единой русской культуры в городах, форме правления в них, о русских князьях;  

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: родоначальников правящей княжеской династии, о роли Великого Новгорода и Киева в становлении Руси

Уметь: описывать жизнь древнерусских городов, показывать их местоположение на карте

Личностные: Осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности, проявлять целостный взгляд на мир, понимать ответственность за сохранение объектов культурного и природного наследия страны

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: историческая карта европейской части России с обозначением древнего торгового пути и русских городов IX-XI вв. и физическая карта России; фотоиллюстрации исторических центров и памятников Киева, Смоленска, Великого Новгорода, Пскова, фотография монумента «Тысячелетие России»; презентация к уроку «Истоки Древней Руси»; листы с тестами для учащихся; учебник «Окружающий мир», 4 класс, А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, «Рабочая тетрадь», 4 класс, А.А.Плешаков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока 39.83 КБ
PDF icon Презентация 311.85 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 24.11. 20                                                                                                      ФИО учителя: Миронова Е.Н.

Школа: 104                                                                                                    ФИ студента: Корнева Д.

Класс: 4 «А»                                                                                                      ФИО методиста: Сачкова Т.А.

Кабинет: 220

 

     КОНСПЕКТ ПО ПЕДАГОГИКЕ          

Тема: «Истоки Древней Руси» 

Цели деятельности учителя: формирование представлений о городах Древней Руси, о роли древних торговых путей в их развитии, о распространении  единой русской культуры в городах, форме правления в них, о русских князьях;  

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: родоначальников правящей княжеской династии, о роли Великого Новгорода и Киева в становлении Руси

Уметь: описывать жизнь древнерусских городов, показывать их местоположение на карте

Личностные: Осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности, проявлять целостный взгляд на мир, понимать ответственность за сохранение объектов культурного и природного наследия страны

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: историческая карта европейской части России с обозначением древнего торгового пути и русских городов IX-XI вв. и физическая карта России; фотоиллюстрации исторических центров и памятников Киева, Смоленска, Великого Новгорода, Пскова, фотография монумента «Тысячелетие России»; презентация к уроку «Истоки Древней Руси»; листы с тестами для учащихся; учебник «Окружающий мир», 4 класс, А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, «Рабочая тетрадь», 4 класс, А.А.Плешаков

Челябинск 2020

Этапы урока

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I.Самоопределение к деятельности

Психологический настрой

1 мин

-Здравствуйте, ребята. Тихо садитесь. Сегодня классный час   проведу у вас я, зовут меня Дарья Андреевна.

Здравствуйте, ребята! Тихо сели

девочки и еще тише сели мальчики

Здравствуйте, ребята! Тихо сели

девочки и еще тише сели мальчики

Здравствуйте, ребята! Тихо сели

девочки и еще тише сели мальчики

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

Л: самоопределение к деятельности

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация знаний и мотивации

Словес.: учебный диалог

Словес.: слово учителя

5 мин

 Проверка домашнего задания:

- Сейчас мы проверим с вами, как вы усвоили материал прошлого урока.

1.Фронтальный опрос по вопросам рубрики «Проверим себя» на стр.15 в учебнике.

- Какие вопросы о прошлом нашего Отечества поставил Нестор-летописец?

- Как назывались балтские и финно-угорские племена, которые издревле жили на территории Восточно-Европейской равнины?

- Чем можно объяснить названия древних славянских племён?

- Почему русский, украинский и белорусский народы можно назвать братскими?

2.Индивидуальное задание (работа по карточкам)

Карточка №1

Соедините название племени с местами его поселений.

Название племени

Место поселения племени

1.Поляне

2.Древляне

3.Дреговичи

4.Полочане

 

5. Северяне

6.Словене

А Около озера Ильмень

Б. На дрягве – болоте

В. Среди лесов

Г. На реке Полоте

Д. На полях по Днепру

Е. Севернее других племен


Учащиеся отвечают на вопросы рубрики


- Откуда есть пошла Русская земля?

- Какие народы ее населяли?

- Как они друг с другом ладили?

- Весь, чудь, корсь, мурома, меря, мордва, литва…

Летописец так и говорит: «Разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от тех мест, на которых сели».

- Одни славяне «пришли и сели по Днепру и назвались полянами», потому что там были плодородные поля. Другие «сели в лесах», среди деревьев, и потому прозвались древлянами. Третьи расположились на дрягве, на болоте, и назвались дреговичами. Четвертые, поселившись на берегах реки Полоты, назвали себя полочанами.

- Живя рядом, люди разных племен в течение многих веков объединялись в общие семьи, рожали и растили детей. Смешивались обряды породнившихся людей. В лицах детей проявлялись черты отца и матери, которые до брака принадлежали к разным племенам. Изменялся и язык.  Так постепенно к 11-12 векам образовалась древнерусская народность – братство народов – русских, украинцев и белорусов.

Предполагаемые ответы учащихся:

А6, Б3,В2, Г4, Д1, Е5.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. К: построение речевого высказывания

III. Постановка учебной задачи

Нагляд.:

формулировка темы и цели.

2 мин

Стихи о Великом Новгороде

Приветствую тебя, воинственных славян

Святая колыбель! Пришелец из чуждых стран,

С восторгом я взирал на сумрачные стены,

Через которые столетий перемены

Безвредно протекли; где вольности одной служил тот колокол на башне вечевой…  М.Лермонтов

- Как вы поняли, почему поэт называет Великий Новгород святой колыбелью славян?

Работа по фотографии

- Посмотрите на фотографию Новгородского кремля. Почему через стены «столетий перемены безвредно протекли»?

- Для чего созывал колокол народ на вече?

- Рассмотрите внимательно на стр.16 в учебнике иллюстрацию колокола, или на слайде на доске (фото колокола), который подарил городу в 2010 году Президент РФ Дмитрий Медведев в честь празднования 1150-летия города.

- Сегодня мы с вами перенесемся по нашей Реке времени в те далекие времена, когда древнерусские города стали объединяться в единое государство – Древнюю Русь.

Может, кто-то догадался какая у нас будет тема урока?

Какую цель мы поставим на урок?

Учащиеся слушают стихотворение и готовятся отвечать на вопросы учителя.

 Здесь много лет назад жили предки славян.

- Новгородский кремль защищал Русь от врагов, уцелел до наших дней.

- Решать какие-либо важные вопросы.

«Истоки Древней Руси»

- получить новые знания о городах Древней Руси, о роли древних торговых путей в их развитии

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

IV. «Открытия» нового знания

Словесный метод: беседа.

13 мин

Работа по учебнику

Давайте прочитаем текст на стр.16-17 в учебнике.

- Какое обстоятельство послужило объединению племен?

- Какие торговые пути проходили по территории Руси?

- Какой торговый путь назывался «из варяг в греки»?


Работа по карте

- Найдите на исторической карте (стр.17) Днепровский путь. Через какие города он проходил?

- Найдите это место на современной карте России. Через какие государства сейчас проходит этот путь?

Вплоть до 1991 года Россия и Украина входили в состав одного государства. Кто помнит, как оно называлось?

- Верно, а Украина была одной из пятнадцати республик. Поэтому Украина и Россия с глубокой древности имели общую историю, а сейчас это два народа, имеющих общую границу, тесные экономические и культурные связи. Хотя сегодня, в наши дни Российско-украинские отношения охарактеризовать сегодня однозначно как кризисные или развивающиеся – нельзя.

- Кто из вас был в Украине? На каких языках там говорят?

- Давайте посмотрим на историческую карту Днепровский путь в районе города Смоленска.

- К сожалению, через этот город сейчас не ходят большие суда, Днепр в этом районе сильно обмелел. Как вы думаете, какие факторы этому способствовали?

- Какие товары закупали на Руси заморские купцы?

- Какие северные города выросли на этом пути?

- На сколько увеличилось число городов за два века?

- Как рост и развитие городов способствовали распространению единой древнерусской культуры?

- Какие исторические находки подтверждают этот факт?

Работа с фотографиями на стр.17

Рассмотрите иллюстрации в учебнике «Памятник в Новгороде» (на этом месте были найдены берестяные грамоты), «Берестяная грамота мальчика Онфима».

- Древний Новгород расположился на берегах реки Волхов. Со всех сторон город был окружен земляным валом и реками Тарасовец и Гзень. Добраться к городу можно было только водным путем. Весь город как бы разделен рекой Волхов на две стороны: софийскую сторону и торговую. На софийской стороне были расположены Никольский, Зверин и Духов монастыри, а также кремль, обнесённый крепостными стенами и защищенный рвом с водой. А на торговой стороне располагались торговая площадь и Павлов монастырь.

- Кому принадлежит берестяная грамота? В каком городе она была найдена?

- Исписанные кусочки бересты, которые археологи находят в Новгороде, называют берестяными грамотами. Найдено их уже несколько сотен. Это денежные документы, деловые и личные письма, просьбы и приказания, есть даже записочка, где юноша просит девушку выйти за него замуж. Послушайте, как о берестяной грамоте написал поэт М.Матусовский.

- Чем писали по бересте?

- Как вы понимаете последние строчки стихотворения?

- Прочитайте на «Страничках Умного Совенка» (стр.125), как сохранилась эта берестяная грамота.

- Для чего же ученые ищут берестяные грамоты?

- Кто сделал это археологическое открытие?

Физминутка

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую – к груди,

Да смотри не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

От восточного побережья Балтийского моря на севере по рекам и озерам можно было добраться до Черного моря на юге и Каспийского моря на юго-востоке.

- Два торговых пути: Волго-Балтийский и Днепровский.

- Днепровский путь «из варяг  в греки» издавна связал скандинавов – предков нынешних шведов, норвежцев, датчан, живших на западном побережье Балтийского моря, - с торговыми греческими городами и со столицей Византии Константинополем (Царьградом) на Черном море. Варягами на Руси называли скандинавов – норманнов.

Учащиеся рассматривают историческую карту на стр.17.

- Переяславль, Киев, Чернигов, Смоленск, Новогород.

- Через Украину и Россию

- Союз Советских Социалистических Республик


- Промышленность, погодные условия

- Меха, мед, воск

- Ладога, Новгород, Смоленск, Любеч, Киев

- К 12 веку городов было уже более 300

- Города стали  центрами грамотности и просвещения

- Берестяные грамоты, найденные археологами в восьми древнерусских городах. На бересте не только писали деловые письма, но и выражали чувства скорби, заботы, любви. А еще учились писать, как неведомый мальчик Онфим

Выполняют упражнения вместе с учителем

К: построение речевого высказывания Р.: учет выделенных ориентиров действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

V. Первичное закрепление во внешней речи

5 мин

1.Работа по учебнику

- Какую общую часть имеют слова «братья» и «братство»?

- Чем отличаются по смыслу эти слова?

- Какое однокоренное слово к этим словам есть в строчках российского гимна?

- Как вы понимаете эти слова?

- Почему Нестор-летописец считает это важным?

Далее работа идет по рубрике «Подумаем!» на стр.19 в учебнике.

- Почему можно считать, что у Древнерусского государства есть два истока?

- Кто объединил южный и северный центры страны?

 Учащиеся самостоятельно  читают статью «У истоков русской государственности» на стр.18.

 Затем работают по рубрике «Обсудим».

- Славься, Отечество наше свободное, братских народ

П.:формирование обобщенных знаний.

VI.Самостоятельная работа с

самопроверкой

Практич.:

Индивидуальная работа

3 мин

Ребята, перед вам карточки, в карточках задания.  
Используя учебник найти ответы на следующие  вопросы:
Какой князь стал первым правителем Руси?________________________
В каком году?_________________
В каком городе?__________________
Какой город стал столицей государства в конце 9 века?__________________
В каком году?_________________________
Кто стал во главе государства?__________________
Как стало называться государство?_______________________

 Ребята, время вышло. Посмотрите на экран, сравните ваши ответы с эталоном.    Давайте оценим свою работу.


Нарисуйте шкалу успеха.

 Выполняют самостоятельную работу

П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков;

VII. Включение в систему знаний

8 мин

Ребята, сейчас мы поработаем в парах.

Графический диктант

Работа по карточкам

- Если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+», если не согласны – знак «-«.

1. Объединение древнерусских племен в единое государство произошло благодаря развитию торговых связей на Днепровском пути. (+)

2. Днепровский путь проходил по территории современной России и Украины. (+)

3. Заморские купцы покупали на Руси фрукты, шелк, золотые изделия. (-)

4. На озере Ильмень возник город Старая Ладога. (-)

5. Среди горожан в древнерусских городах были белорусы, украинцы, русские. (-)

6. На выходе к Черному морю встал город Киев. (+)

7. Берестяную грамоту мальчика Онфима нашли в Киеве. (-)

8. Важные дела в Великом Новгороде решались на народном собрании  - вече. (+)

9. Новгородские и киевские земли в 882 году объединил князь Рюрик. (-)

10. Столицей единого государства стал Киев. (+)

Отвечают на вопросы

Учащиеся выполняют задания на карточках

После выполнения задания проводится взаимопроверка: ученик читает ответы, остальные учащиеся проверяют себя в парах

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей.

К.: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

VIII. Рефлексия деятельности

Словес.: обобщение, высказывания учащихся, самоанализ

Нагляд.: презентация.

2 мин

 Прочитайте вывод на с.19
Кто согласен с этим высказыванием?
-Почему необходимо знать историю Отечества?
Итог.
Проанализируйте проделанную работу, закончив фразу.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я смог…
Мне захотелось…

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Р: осуществляют итоговый  контроль.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 3 классе. Тема. Беспозвоночные животные.

Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе по системе «Начальная школа 21 века» разработана в соответствии с требованиями ФГОС.  На уроке дети учатся различать представителей г...

Конспект урока окружающего мира, для 3 класса. Тема: «Золотое кольцо России»

Знакомство детей с городами Золотого Кольца России Ростовом Великим и Ярославлем с их достопримечательностями...

Конспект урока окружающего мира (естествознание), 3 класс. Тема: «Первый шаг из моря на сушу».

по программе А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина  «Окружающий мир (естествознание)», (образовательная система «Школа 2100»). С презентацией....

Конспект урока окружающего мира (естествознание), 3 класс. Тема: «Первый шаг из моря на сушу».

по программе А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина  «Окружающий мир (естествознание)», (образовательная система «Школа 2100»)...

Конспект урока по изобразительному искусству. 2 класс. Тема: Храмы Древней Руси

Тема : Храмы Древней Руси. Коллективное панно. Техника- бумажная пластика....

Урок окружающего мира в 4 классе "Во времена Древней Руси"

Урок окружающего мира в 4 классе "Во времена Древней Руси" УМК «Школа России» направлен на формирование у учащихся представления о жизни в Древней Руси...