Формирование естественнонаучной грамотности
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Пятаева Светлана Викторовна

Разработка системы заданий для обучающихся - основа для новых методик формирования функциональной грамотности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie.docx293.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Организм человека.    Зубы».

Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний. Контекст задания близок к проблемной ситуации, возникающей в повседневной жизни. Ситуация требует осознанного выбора поведения.

4 класс

Задание.

   После посещения стоматолога Маша рассказала одноклассникам о том, как сохранить зубы крепкими и здоровыми. Подруга Таня ответила, что эти правила знает и всегда выполняет их. Маша решила проверить, всё ли правильно делает Таня.

  1. Прочитай текст «Для чего человеку нужны зубы?» и ты узнаешь, что Маша узнала о значении зубов для здоровья человека.

   Зубы выполняют важную работу – они измельчают пищу. У взрослого человека в ротовой полости 32 зуба: 16 зубов на верхней челюсти, 16 зубов на нижней челюсти. Впереди находятся 8 резцов (по 4 зуба на каждой челюсти). Ими можно  перегрызть морковку или откусить яблоко. За ними 4 крепких клыка. Они помогают откусить что-то твёрдое или вязкое. А далее располагаются коренные зубы. Их задача — измельчать и перетирать пищу.

Задание 1. Запиши в правом столбце таблицы, какую работу выполняют разные виды      

зубов.

Виды зубов

Роль зубов в ротовой полости

1. Резцы

2. Клыки

3. Коренные зубы

Номер вопроса

1

Компетенция

Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Тип знания

Процедурное знание

Контекст

Здоровье; личностный

Познавательный уровень

Средний

Формат вопроса

С заполнением таблицы

  1. Прочитай текст. Изучи строение зубов по схеме, и ты узнаешь какие структуры  зуба  узнала Маша.

     

   Зубы — самые твёрдые части нашего организма. Сверху зуб покрыт эмалью: твёрдым, гладким, блестящим веществом.

   Под эмалью скрывается дентин – основное вещество, из которого состоит зуб. Ещё глубже располагается пульпа – мягкая ткань, богатая кровеносными сосудами и нервами. Через сосуды в зуб попадают питательные вещества и микроэлементы. Хотя зуб выглядит полированным камешком, но он живой и требует питания. А благодаря нервам зубы достаточно чувствительны.

   У всех зубов есть корни, уходящие глубоко в кость челюсти. Эти корни закрепляют зубы, чтобы они не шатались и не выпадали.

   Каждый зуб расположен в зубной ячейке – специальном углублении в челюсти. В эту ячейку уходят корни.

   Основание зуба со всех сторон окружено десной.

   

Задание 2. Исходя из этих данных, заполни пропуски в предложениях и выполни  

задание 6.

Номер вопроса

2

Компетенция

Научное объяснение явлений

Тип знания

Содержательное знание: живые системы

Контекст

Здоровье; личностный

Познавательный уровень

Средний

Формат вопроса

С дополнением недостающих данных

  1. Девочки изучили медицинские исследования и составили правила ухода за зубами. Определи, у кого  из них  зубы будут крепкими и здоровыми.

 

       Задание 3. Отметь имя девочки, которая составила правила ухода за зубами верно.

___ Таня      а) Чистить зубы один  раз в день: утром. (После еды в трещинах остаётся  

                         пища. Остатки пищи гниют, зубы разрушаются и начинают болеть).

                     б) Не ковырять в зубах металлическими предметами. (От этого на зубах      

                          могут образоваться трещины. В аптеках продаются специальные

                          зубочистки).

                     в) Сразу после холодной пищи не брать горячую пищу и наоборот. (От этого

                          на зубах могут образоваться трещины).

___ Маша   а) Чистить зубы не менее двух раз в день: утром и вечером после еды не менее    

                       трёх минут. (После еды в трещинах остаётся пища. Остатки пищи гниют,  

                       зубы разрушаются и начинают болеть).

                    б) Не ковырять в зубах металлическими предметами. (От этого на зубах могут

                        образоваться трещины. В аптеках продаются специальные зубочистки).

                    в) Сразу после холодной пищи не брать горячую пищу и наоборот.  (От этого

                        на зубах могут образоваться трещины).

 

 

Номер вопроса

3

Компетенция

Понимание особенностей естественнонаучного исследования

Тип знания

Процедурное знание

Контекст

Окружающая среда, здоровье; личностный

Познавательный уровень

Средний

Формат вопроса

С выбором ответа

Ответы:

Задание 1.

Виды зубов

Роль зубов в ротовой полости

1. Резцы

Перегрызть или откусить

2. Клыки

Откусить

3. Коренные зубы

Измельчать и перетирать пищу.

Задание 2.

1. Белая часть зуба называется коронкой.

2. Остальная часть зуба спрятана в десне.

3. Корень прочно удерживает зуб в челюсти.

4. Эмаль очень твёрдая и защищает зуб.

5. В пульпе находятся кровеносные сосуды и нервы.

6. Закрасьте дентин жёлтым, а пульпу красным цветом.

Задание 3

Маша   а) Чистить зубы не менее двух раз в день: утром и вечером после еды не менее    

                       трёх минут. (После еды в трещинах остаётся пища. Остатки пищи гниют,  

                       зубы разрушаются и начинают болеть).

             б) Не ковырять в зубах металлическими предметами. (От этого на зубах могут

                        образоваться трещины. В аптеках продаются специальные зубочистки).

             в) Сразу после холодной пищи не брать горячую пищу и наоборот.  (От этого

                        на зубах могут образоваться трещины).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные приемы, используемые на уроках окружающего мира для формирования естественнонаучной грамотности

Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материалаПовышение познавательной мотивацииОбучение навыкам успешного общ...

Опыт работы по формированию естественнонаучной грамотности младших школьников в образовательной деятельности

Текст выступления на межмуниципальном семинаре-практикуме для учителей северо-западного образовательного округа Курганской области....

"Эффективные приёмы работы по формированию естественнонаучной грамотности в начальной школе"

Естественнонаучное образование младших школьников в России переживает значительное обновление. Это связано, прежде всего, с отчетливым осознанием высокой развивающей и воспитательной значимости данной...

Взаимодействие начальных классов с системой дополнительного образования - как условие формирования естественнонаучной грамотности младших школьников.

Подход к естественнонаучному образованию младших школьников  в современных условиях. Пути сотрудничества с педагогами дополительного образования для более продуктивной работы с обучающимися. Мето...

доклад «Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность».

Проектная и исследовательская деятельность прописана в Федеральном государственном образовательном стандарте. Эта деятельность позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их пр...

Методы и приемы формирования естественнонаучной грамотности

laquo;Методы, приёмы формирования естественнонаучной грамотности»...

Задания на формирование естественнонаучной грамотности

Естественно-научная грамотность — это компонент функциональной грамотности, который подразумевает способность ребенка занять компетентную общественную позицию по вопросам, связанным с естес...