Урок окружающего мира в 4 классе "Пётр Великий"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Афиногенова Валентина Александровна

УМК: «Школа России» (автор учебника Плешаков А.А.)

Класс: 4

Тема урока: «Пётр Великий»

Место урока: 11 урок в разделе «Страницы истории России»

Тип урока: ОНЗ

Цель содержательная: познакомить обучающихся с переломным моментом в истории государства - становлением России как империи, сопровождающимся коренным преобразованием во всех сферах жизни общества.

Цель деятельностная: дать возможность ученикам самостоятельно оценить деятельность Петра I с точки зрения «цены» преобразований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.1.1._tk_pyotr_velikiy.docx149.62 КБ
Файл 3.3.1._zadaniya_dlya_sr_pyotr_velikiy.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» пгт Синдор

Княжпогостского района Республики Коми

Урок окружающего мира в 4 классе

ПЁТР ВЕЛИКИЙ

C:\Users\Пользователь\Desktop\1c278f54ca37336899e3cd83f5485db8.jpg

Автор работы: Афиногенова Валентина Александровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ» пгт Синдор

Синдор

2017

УМК: «Школа России» (автор учебника Плешаков А.А.)

Класс: 4

Тема урока: «Пётр Великий»

Место урока: 11 урок в разделе «Страницы истории России»

Тип урока: ОНЗ

Цель содержательная: познакомить обучающихся с переломным моментом в истории государства - становлением России как империи, сопровождающимся коренным преобразованием во всех сферах жизни общества.

Цель деятельностная: дать возможность ученикам самостоятельно оценить деятельность Петра I с точки зрения «цены» преобразований.

Задачи:

Образовательные – создать образ Петра I как царя-реформатора, разносторонне развитого человека, неординарной личности; выяснить, почему Петра назвали Великим; зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы, был ли завоёван выход к Балтийскому морю; какие преобразования были проведены Петром, и зачем они были нужны.

Развивающие – развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, любознательности, мотивов познания и творчества; формирование способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке), формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе доброжелательности, уважения к окружающим.

Воспитательные - формирование основ гражданской идентичности личности на основе чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества.

Планируемые результаты:

Предметные - знакомство обучающихся с переломным моментом в истории государства - становлением России как империи, сопровождающимся коренным преобразованием во всех сферах жизни общества.

Познавательные УУД - умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представление информации в виде схемы; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД - умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в группе.

Регулятивные УУД - умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные - положительное отношение к исследовательской деятельности, интерес к новому содержанию и новым способам познания, развитие любознательности, формирование доброжелательного отношения друг к другу, умение оказывать взаимопомощь, выражать свои мысли с учётом задач и ситуаций общения, чувство гордости за свою Родину, народ и историю.

Образовательные технологии: технология деятельностного метода обучения, обучение в сотрудничестве, технология исследовательской деятельности, технология личностно-ориентированного обучения, ИКТ.

Методы ведения урока: деятельностный

Форма организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная

Оборудование: проектор, экран, колонки, презентация «Пётр Великий», карточки, дополнительная информация.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Виды работы, формы, методы, приёмы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Этап мотивации (самоопределения к учебной деятельности)

Рифмованное начало

- Поприветствуйте наших гостей улыбкой. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь мне. Я тоже всех вас приветствую, всем желаю удачи и себе тоже!

- История страны богата,

Но мы о ней ведь знаем маловато,

На уроке постараемся мы многое узнать,

Чтобы историю России знать на «5»!

- Работать мы будем в группах. Кто сможет назвать правила работы в группах?

Ответственные групп встаньте, пожалуйста, и представьтесь.

Приветствуют учителя, друг друга и присутствующих

Называют правила работы в группе:

  1. В группе должен быть ответственный
  2. Работать должен каждый на общий результат
  3. Один говорит, другие слушают
  4. Своё несогласие высказывай вежливо
  5. Если не понял, переспроси

В группах выбирают ответственного

Личностные:
- сформированность потребности в самовыражении и самореализации

Коммуникативные:
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Подводящий диалог

Проблемная ситуация

- Как строятся наши уроки окружающего мира во втором полугодии?

- С чего мы начинаем урок открытия нового знания?

- Вы знаете, что в благодарность за достижения, сделанные для государства, люди в далёкие времена награждали своих правителей громкими именами.

- На столах лежат карточки № 1. 

- Что на них записано?

- Какое задание предложено?

- Записать прозвища этих исторических личностей:

Александр                              Невский

Иван                                       Грозный

Дмитрий                                 Донской

       Пётр I                                     Великий

Проверяем.

- Всё правильно сделали или были недочёты?

-Для кого из вас задание показалось сложным?

- Где возникло затруднение? Почему?

- Мы путешествуем по времени и знакомимся с важнейшими событиями в истории нашего Отечества

- Повторяем то, что знаем и выбираем то, что необходимо для изучения новой темы.

- Имена правителей

- Выполняют задание в карточке № 1.

Ответы детей

Личностные:
- сформированность потребности в самовыражении а самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:
- формулирование собственного мнения

Познавательные:
- умение  строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков,
- классификация объектов,
- подведение под понятие,
- выдвижение гипотез; их обоснование,
Регулятивные:
- внесение необходимых корректив в действие

Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии

3.

Этап выявления места и причины затруднений 

Подводящий диалог

Формулирование темы

Словарная работа

Работа по карточкам

Мозговой штурм

- Скажите, со ВСЕМИ этими историческими личностями мы уже встречались, путешествуя во времени?

Предположите, зачем я сюда вписала имя этого человека?

Тема «ПЁТР ВЕЛИКИЙ»

/прикрепляется к доске/

- Как вы понимаете слово «великий»? (ответы).

- Проверим, правильно ли вы понимаете смысл этого слова.

Возьмите карточки № 2. Что на них написано? Предлагаю задание: поставьте галочку рядом с тем значением слова «великий», которое, по вашему мнению, относится к Петру 1.

- Мы можем точно сказать, почему Петра прозвали Великим? Всех людей так можно назвать?

- Это были ваши предположения. Мы их обязательно проверим.

- Не изучали историческую личность по имени Пётр

- Возможно, это будет тема нашего сегодняшнего урока

Ответы детей

- Из толкового словаря (значение слова).

Из толкового словаря (значение слова):

ВЕЛИКИЙ

  1. Очень большой, огромный
  2. Выдающийся по своему значению, влиянию, по своим достоинствам, очень важный
  3. Превышающий среднюю меру, обычный уровень в каком-либо отношении
  4. Необыкновенно одарённый, гениальный

Ответы детей.

Коммуникативные:
- построение понятных для партнёров высказываний,
- использование речи для регуляции своих действий.

Познавательные:
- поиск разнообразных способов решения задач,
- структурирование знаний,
- установление причинно-следственных связей,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- формулирование проблемы,
- создание способов решения проблемы

Анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознание, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей

4. Этап построения проекта урока выхода из создавшейся ситуации

Просмотр видеоролика

Работа с информацией (по информационной карте), письменные ответы на вопросы

Сверка с образцом

Противоречие

Работа по карте

Проблемный ряд

Работа по реке времени

Словарная работа

Проблемный ряд

- Какой возникает вопрос?

- Мы это знаем?

/На доске открывается вопрос/

  1. Почему Петра назвали

Великим?

Здесь будем записывать вопросы, т.е. планировать нашу деятельность.

- А я предлагаю вам посмотреть очень красивый ролик «Изображения города Санкт-Петербурга».

- Знаете ли вы, что это за город? Кто из вас бывал в нем? Чем он вам запомнился?

Карточка № 3. Здесь записаны вопросы, ответы на которые вы сможете найти, прочитав текст на информационной карте.

Санкт-Петербург

  1. На какой реке стоит Санкт-Петербург?
  2. Сколько лет владели русские правители устьем Невы?
  3. Сколько лет назад была построена новая столица - Санкт-Петербург?
  4. Что здесь было раньше?

Проверяем! Внимание на экран!

- Россия владела устьем реки Невы 800 лет. Всё это время здесь не было городов, были дремучие леса и непроходимые болота.

- Но в начале XVIII века за несколько лет в устье Невы возникает город Санкт – Петербург – город-порт, новая столица России.

      Среди болот, дорог и вьюг,

      Как исполин из сказки,

      Явился миру Петербург.

- Какое вы заметили противоречие?

Какой возникает вопрос?

2. «Зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы?» /открывается на доске/

 - Что Пётр ещё сделал?

- Представьте, что вдруг столицей России станет не Москва, а другой город. Как вы думаете, это серьёзное событие для государства? Такое событие может произойти просто так, без значимой причины?

- А вот при царе Петре Первом, в начале XVIII века, такое событие произошло! Будем искать причины и также ответим на вопрос 2!

- Посмотрите на карту России XVI–XVII веков. К каким морям имела выход Россия?

- Река Нева впадает в Балтийское море. Предположите, зачем Петру I понадобилась новая крепость в устье Невы?

3. Был ли завоеван выход к Балтийскому морю? /открывается вопрос/

Внимание на экран!

Река времени Российской истории. - Что вы видите на рубеже XVII–XVIII веков?

- Как вы понимаете слово «преобразования»?

- Верно. Одно из таких преобразований вы уже знаете – возведение новой столицы России. Но мы так и не знаем, зачем царь Пётр это сделал.

- Река ударяется о преобразования (множественное число слова)

- Что послужило причиной других преобразований?

/открываются вопросы/

4. Зачем были нужны преобразования?

5. Какие преобразования были проведены?

- Но прежде ответьте на вопрос: Хотели бы вы жить во времена Петра Великого?

- Почему дали такое прозвище?

- Нет. А если мы не знаем,

 то ставим цель узнать:

- Выяснить, почему Петра I назвали Великим?

Смотрят ролик

Ответы детей

Работа по информационной карте.

Письменные ответы детей

Сопоставляют свои ответы с информацией на экране

- До XVIII века города не было, а потом он вдруг возник!

- Зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы? 

- Перенёс столицу в Санкт-Петербург

Ответы детей

- Азовскому, Каспийскому, Белому

- Чтобы завоевать выход к Балтийскому морю

- Пока не знаем

- Река ударяется о камень «Преобразования Петра I» и круто меняет своё направление. Начинается новый этап истории государства - Российская империя.

- Из толкового словаря (значение слова).

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ

  1. Изменение, превращение чего-либо во что-либо другое.
  2. Внесение во что-либо коренных изменений, переделка, перестройка чего-либо.
  3. Коренное, глубинное изменение, перемена, переделка.

Предположения детей

Ответы детей

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания».

Коммуникативные:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи,
- структурирование знания.

Постановка детьми целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации

5. Реализация построенного проекта

Сообщения детей

Приём комментирования

- Перед тем, как мы будем говорить о преобразованиях Петра 1, хотелось бы рассказать о самом Петре, о его неординарной личности. 

- Ваши одноклассники провели небольшие исследования, изучив источники информации, и подготовили сообщения

- Вот таким был Пётр в детстве. Он никогда не останавливался на достигнутом.

Сообщения детей:

Магаммед: В конце XVII века российским царём стал внук Михаила Романова Пётр в это время ему было 10 лет. Третьим царём из династии Романовых.  Пётр родился 30 мая 1672 года. Отец его, Алексей Михайлович, умер, когда мальчику было 4 года. Своё детство Пётр провёл со своей матушкой Натальей Кирилловной в подмосковном селе Преображенском. Пётр был провозглашён царём в 10 лет. Он был слишком юн, поэтому страной управляла его старшая сестра Софья.

Вероника: Пётр был любознательным, одарённым, деятельным и шустрым мальчиком. С самого детства маленький Пётр любил военные игрушки: солдатиков, пушки и корабли. Мамки и няньки не могли уследить за Петрушей: только отвернутся, как малыша дома нет — убежал играть с дворовыми мальчишками. По просьбе Петра ему подобрали 600 мальчишек из детей придворных слуг. Из них были сформированы два «потешных» войска. Под руководством офицеров «потешные войска» разыгрывали сражения и штурм крепостей, совершали переправы через реку и длительные походы. Юные воины учились стрелять из пушек. Правда, чтобы мальчишки не покалечили друг друга, стреляли не настоящими ядрами, а репками. Со временем «потешные» войска превратились в грозную силу и опору царя. А самые успешные мальчишки станут первыми полководцами.  

Алёна: Сколько себя помнил царь Пётр, его всегда интересовали корабли. В детстве он с интересом рассматривал специально для него нарисованные картинки. Отец Петра собирал модели маленьких кораблей, которые мальчик часами рассматривал. На прудах в Преображенском шестилетний Пётр плавал на маленькой лодочке. Потом нашли в сарае старый ботик (маленькое парусное судно) деда. Пока ремонтировали ботик, выделывали мачту, шили парус, Пётр постигал премудрости новой потехи. Стояла жара, ветра не было. Пётр учился ставить мачту, поднимать и убирать паруса. На реке Яузе для молодого царя построили «потешный флот».  Пройдёт немного времени, и Пётр станет строить настоящие корабли.

Илья: Петра отличали энергичность, целеустремленность, любознательность, желание многое узнать и многому научиться. С детства Пётр любил физический труд, работал в кузнице и плотничал.  В зрелые годы Пётр поражал собеседников обширными знаниями, чем обязан был самому себе, упорному самообразованию. Неутомимый, волевой, царь Пётр всё хотел постичь. Он хорошо изучил математику, навигацию, географию, военное дело, иностранные языки. Эти качества и позволили ему многого добиться и заслужить от современников уважение и славу.

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания».

Коммуникативные:
- формулирование собственного мнения (позиции),
- использование речи для регуляции своего действия,
- построение монологического высказывания.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия.

Познавательные:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- поиск разнообразных способов решения задач,
- установление причинно-следственных связей.

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще

Физминутка

Представим себе, что мы солдаты потешного полка Петра. Немного отдохнём.

Встали ровненько, ребята!

Пошагали, как солдаты!

На носочках потянулись!

Влево, вправо повернулись!

Приседаем, приседаем,

К работе снова приступаем!

Выполняют движения физминутки

Работа с информацией

Приём комментирования

Мозговой штурм

Кластер

Сообщения детей

Работа с информацией

Приём комментирования

Тест

Презентация

Работа по развитию речи

Словарная работа

- Для того чтобы понять, для чего во всех сферах жизни страны понадобились резкие и глубокие изменения, преобразования необходимо сначала выяснить, что представляла собой Россия к концу XVII века. Читаем текст в информационной карте («Морские ворота России» от начала текста до слов «…отставать от наиболее сильных и развитых государств»).

- Итак, можем мы ответить на вопрос № 4 из нашего плана: «Зачем были нужны преобразования?»

Предлагаю поработать в группах:

– Читаем текст на информационных листах, заполняем кластер.

- Мы ответили на вопрос № 5 «Какие преобразования были проведены?»

Как вы думаете, могли ли важные преобразования в государстве проходить легко для народа?

– Что вы скажете теперь, хотели бы вы жить в России Петра I? Почему?

Преобразования были проведены за счёт тяжёлого, изнурительного труда тысяч простых русских людей.

- Для вас следующее задание. Из текста информационной карты найдите ответ на вопрос № 3 Был ли завоеван выход к Балтийскому морю?

А также: Какому государству принадлежали земли, интересующие Петра I? Чем закончилась война?

Подчеркните правильный ответ в карточке № 6.

Итак, вопрос № 2. «Зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы?»

Внимание на экран!

- Благодаря тому, что появилась новая столица государства,

  • Создаётся флот;
  • Появились новые государственные символы (торговый и военно-морской флаги);
  • Укрепилось положение России на международной арене (были созданы сильные армия и флот, велась активная торговля.

Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.

Существует крылатая фраза «Пётр 1 прорубил окно в Европу».

Какая главная цель была на уроке?

Выяснить, почему Петра I назвали Великим?

Историки     подсчитали, что для этих преобразований нужно было 210 лет.   Почему Петр I сделал это гораздо быстрее? Можно сказать, что благодаря его характеру?

- Благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе?

-Таким был Петр I. Таким нам его оставила история. Им можно восхищаться, можно осуждать, но нельзя отрицать того, что без Петра, этой по-настоящему, сильной личности, Россия была бы совсем другой – лучше ли, хуже ли, этого мы никогда не узнаем, но она была бы совсем другой.

- Пётр 1 был предан России. В результате всей деятельности Петра 1 Россия превратилась в великую державу.

- За выдающиеся заслуги в 1721 г. Пётр был назван Великим и получил титул Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей – так называли большие и сильные государства  

Чтобы догнать другие страны.

Работают в группах, заполняют кластер

Александр: Многие преобразования Петра I были неизбежны и необходимы, но в то же время народ, ради которого должны производиться все перемены, жестоко пострадал в годы правления Петра I.

Вероника: Петр I создал сильную армию и флот, но служба солдат была фактически пожизненной, и человек, которого отрывали от семьи, мог вернуться в неё только инвалидом. Практически на всю жизнь они были оторваны от своих семей и привычных занятий. Целыми днями их учили выполнять оружейные приёмы, ходить в атаку, маршировать.

Семён: Петр строил корабли, заводы и крестьяне и горожане, согнанные на заводы и строительства, были приписаны к ним и не могли их покинуть. Рабочий день составлял на заводе до 14 часов.

У печей и на станках по 13–14 часов в сутки трудились люди – мужчины, женщины, подростки. Они жили со своими семьями в избах при заводе и получали плату деньгами, но, чтобы прокормиться, им также приходилось обрабатывать свои огороды, выращивать коз и кур. За провинности их наказывали   штрафами и плетьми. Уходить с завода было запрещено, поэтому люди фактически принадлежали заводу.

Ответы детей

Работа с текстом и выполнение заданий карточки:

- Какому государству принадлежали земли, интересующие Петра I? (Швеция, Польша, Норвегия)

- Чем закончилась война? (Победа, поражение)

- Был ли завоеван выход к Балтийскому морю? (Да, нет)

Ответы детей

Работают со словарём («Великий»)

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания».

Коммуникативные:
- формулирование собственного мнения (позиции),
- использование речи для регуляции своего действия,
- построение монологического высказывания.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия.

Познавательные:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- поиск разнообразных способов решения задач,
- установление причинно-следственных связей.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Выполнение заданий в карточке

Работа в карточке № 7. (Задание №1).

 Вставить в текст пропущенные слова:

В устье реки Невы царь Пётр основал город Санкт-Петербург. Флаг, который поднимают на русских военных кораблях, называется Андреевский. С 1721 года Россию стали называть империей. После преобразований Петра I в истории нашей страны начались времена Российской империи.

– Что вам нужно было сделать?

– Удалось ли выполнить задание?

– Вы сделали всё правильно или были недочёты?

– Вы составил всё сами или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

Работают в рабочей тетради

Ответы детей

Коммуникативные:
- умение договариваться, приходить к общему решению,
Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- установление причинно-следственных связей

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач

Домашнее задание

Домашнее задание с градацией (основное и исследовательское)

§3 (учебник, рабочая тетрадь)

Творческое задание: провести мини-исследование о других фактах из жизни Петра I и подготовить отчёт (по желанию)

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Мозговой штурм

Синквейн

Лист самооценки

Микрофон

- На все вопросы мы нашли ответы?

И в заключение я предлагаю вам составить синквейн на тему «Пётр Великий» («шпаргалки» прилагаются- карточка № 8)

Зачитывают.

В листах самооценки оцените свою работу в группе.

- Какая тема была у нас сегодня на уроке?

- Почему Петра прозвали Великим?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

Правая рука вперёд, левая рука вперёд. И похлопали себе!

Дети составляют синквейн

Оценивают свою работу в группе

Оценивают свою работу на уроке

Дети хлопают

Личностные:
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:
- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- анализ,
- синтез,
- установление причинно-следственных связей.

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия



Предварительный просмотр:

Карточка № 1

Записать прозвища правителей:

Александр_________________________                            

Иван___________________________________                                    

Дмитрий____________________________                              

Пётр I__________________________________          

                         

__________________________________________________________

Карточка № 1

Записать прозвища правителей:

Александр__________________________                             

Иван____________________________________                                       

Дмитрий_____________________________                                 

Пётр I__________________________________          

Карточка № 2

     Из толкового словаря (значение слова):

     ВЕЛИКИЙ

  1. Очень большой, огромный
  2. Выдающийся по своему значению, влиянию, по своим достоинствам, очень важный
  3. Превышающий среднюю меру, обычный уровень в каком-либо отношении
  4. Необыкновенно одарённый, гениальный

_____________________________________________________

Карточка № 2

     Из толкового словаря (значение слова):

     ВЕЛИКИЙ

  1. Очень большой, огромный
  2. Выдающийся по своему значению, влиянию, по своим достоинствам, очень важный
  3. Превышающий среднюю меру, обычный уровень в каком-либо отношении
  4. Необыкновенно одарённый, гениальный

__________________________________________________________

Карточка № 2

     Из толкового словаря (значение слова):

     ВЕЛИКИЙ

  1. Очень большой, огромный
  2. Выдающийся по своему значению, влиянию, по своим достоинствам, очень важный
  3. Превышающий среднюю меру, обычный уровень в каком-либо отношении
  4. Необыкновенно одарённый, гениальный

        

Карточка № 1

Записать прозвища правителей:

Александр__________________________                             

Иван____________________________________                                       

Дмитрий_____________________________                                 

Пётр I__________________________________    

___________________________________________________________

Карточка № 3

Санкт-Петербург

  1. На какой реке стоит Санкт-Петербург?_____________________________________

  1. Сколько лет владели русские правители устьем Невы?__________________________________________

  1. Сколько лет назад была построена новая столица - Санкт-Петербург?_______________________________

  1. Что здесь было раньше? ______________________________________________________________________________________________

Карточка № 3

Санкт-Петербург

  1. На какой реке стоит Санкт-Петербург?_____________________________________

  1. Сколько лет владели русские правители устьем Невы?_________________________________________

  1. Сколько лет назад была построена новая столица - Санкт-Петербург?_______________________________

  1. Что здесь было раньше? ______________________________________________________________________________________________

Карточка № 3

Санкт-Петербург

  1. На какой реке стоит Санкт-Петербург?___________________________________

  1. Сколько лет владели русские правители устьем Невы?__________________________________________

  1. Сколько лет назад была построена новая столица - Санкт-Петербург?_______________________________

  1. Что здесь было раньше? ______________________________________________________________________________________________ 

Карточка № 6

  • Какому государству принадлежали земли, интересующие Петра I? (Швеция, Польша, Норвегия)
  • Чем закончилась война? (Победа, поражение)
  • Был ли завоеван выход к Балтийскому морю? (Да, нет)

________________________________________

Карточка № 6

  • Какому государству принадлежали земли, интересующие Петра I? (Швеция, Польша, Норвегия)
  • Чем закончилась война? (Победа, поражение)
  • Был ли завоеван выход к Балтийскому морю? (Да, нет)

________________________________________

Карточка № 6

  • Какому государству принадлежали земли, интересующие Петра I? (Швеция, Польша, Норвегия)
  • Чем закончилась война? (Победа, поражение)
  • Был ли завоеван выход к Балтийскому морю? (Да, нет)

«Шпаргалка»

Правила составления синквейна:

1 существительное (или название);

2 прилагательных;

3 глагола;

Короткое предложение из 4 слов;

Слово-синоним

1 строчка: Пётр Великий

2 строчка (2 прилагательных): умный, трудолюбивый, грамотный, справедливый, выдающийся, целеустремлённый, неутомимый, волевой, любознательный, энергичный, выдающийся.

3 строчка (3 глагола): учил, плавал, строил, воевал, приказывал, открывал, побеждал, преобразовывал, строил, изучал, добивался.

4 строчка:

Нас ждут великие дела!

Здесь будет город заложён!

Окно в Европу прорубил.

5 строчка: Отец Отечества, Император Всероссийский, царь-работник, царь-реформатор, государственный деятель.

__________________________________________________________________________

«Шпаргалка»

Правила составления синквейна:

1 существительное (или название);

2 прилагательных;

3 глагола;

Короткое предложение из 4 слов;

Слово-синоним

1 строчка: Пётр Великий

2 строчка (2 прилагательных): умный, трудолюбивый, грамотный, справедливый, выдающийся, целеустремлённый, неутомимый, волевой, любознательный, энергичный, выдающийся.

3 строчка (3 глагола): учил, плавал, строил, воевал, приказывал, открывал, побеждал, преобразовывал, строил, изучал, добивался.

4 строчка:

Нас ждут великие дела!

Здесь будет город заложён!

Окно в Европу прорубил.

5 строчка: Отец Отечества, Император Всероссийский, царь-работник, царь-реформатор, государственный деятель.

«Шпаргалка»

Правила составления синквейна:

1 существительное (или название);

2 прилагательных;

3 глагола;

Короткое предложение из 4 слов

Слово-синоним

1 строчка: Пётр Великий

2 строчка (2 прилагательных): умный, трудолюбивый, грамотный, справедливый, выдающийся, целеустремлённый, неутомимый, волевой, любознательный, энергичный, выдающийся.

3 строчка (3 глагола): учил, плавал, строил, воевал, приказывал, открывал, побеждал, преобразовывал, строил, изучал, добивался.

4 строчка:

Нас ждут великие дела!

Здесь будет город заложён!

Окно в Европу прорубил.

5 строчка: Отец Отечества, Император Всероссийский, царь-работник, царь-реформатор, государственный деятель.

__________________________________________________________________________

Карточка № 4

Из детской энциклопедии

Реформы Петра Первого

Основана первая русская газета «Ведомости», появляются переводы многих книг на русский.

Пётр I ввёл арабские цифры, которыми мы пользуемся сейчас.  

Пётр I был основателем первого российского музея – Кунсткамеры.

Была открыта Академия наук в Петербурге.

Строятся школы, дети обучаются за границей

Изменено начало летоисчисления – от Рождества Христова.

Новый год празднуется 1 января.

В 1704 году Петром была проведена денежная реформа.

Чтобы вывести Россию из отсталости, Пётр стал строить заводы и фабрики. Пётр не разрешал привозить из-за границы те товары, которые выпускались в России.

Пётр заставил бояр сбривать бороду для того, чтобы русские люди были похожи на европейцев, а не на стариков.

Карточка № 7

Составьте синквейн.

Пётр Великий

        ____________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

        

Карточка № 7

Составьте синквейн.

Пётр Великий

        ____________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Карточка № 7

Составьте синквейн.

Пётр Великий

        ____________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Карточка № 4

Из детской энциклопедии

Реформы Петра Первого

Основана первая русская газета «Ведомости», появляются переводы многих книг на русский.

Пётр I ввёл арабские цифры, которыми мы пользуемся сейчас.  

Пётр I был основателем первого российского музея – Кунсткамеры.

Была открыта Академия наук в Петербурге.

Строятся школы, дети обучаются за границей

Изменено начало летоисчисления – от Рождества Христова.

Новый год празднуется 1 января.

В 1704 году Петром была проведена денежная реформа.

Чтобы вывести Россию из отсталости, Пётр стал строить заводы и фабрики. Пётр не разрешал привозить из-за границы те товары, которые выпускались в России.

Пётр заставил бояр сбривать бороду для того, чтобы русские люди были похожи на европейцев, а не на стариков.

_______________________________________________________

Карточка № 4

Из детской энциклопедии

Реформы Петра Первого

Основана первая русская газета «Ведомости», появляются переводы многих книг на русский.

Пётр I ввёл арабские цифры, которыми мы пользуемся сейчас.  

Пётр I был основателем первого российского музея – Кунсткамеры.

Была открыта Академия наук в Петербурге.

Строятся школы, дети обучаются за границей

Изменено начало летоисчисления – от Рождества Христова.

Новый год празднуется 1 января.

В 1704 году Петром была проведена денежная реформа.

Чтобы вывести Россию из отсталости, Пётр стал строить заводы и фабрики. Пётр не разрешал привозить из-за границы те товары, которые выпускались в России.

        Пётр заставил бояр сбривать бороду для того, чтобы русские люди были похожи на европейцев, а не на стариков.

Карточка № 5

Составьте кластер.

Преобразования Петра I

Карточка № 5

Составьте кластер.

Преобразования Петра I

Карточка № 5

Составьте кластер.

Преобразования Петра I


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. История.Пётр Великий

Урок окружающего мира.  4 класс  История.Пётр Великий. Презентация...

Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Великая Война и Великая Победа" (4 класс)

Презентация к уроку окружающего мира  на тему: " Великая Война и Великая Победа" (УМК "Школа Россиии). При подготовке презентации использовались материалы презентации учителя начальных классов МБ...

Мастер- класс «Использование ресурсов Интернет на уроках окружающего мира по теме «Великая отечественная война» в 4 классе»

Цель мастер-класса:  демонстрация приемов работы с ЦОР и ресурсами Интернет на личностно- ориентированном уроке окружающего мира по теме «Великая отечественная война» в 4классе...

Урок окружающего мира на тему "Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг."

Данный урок проводился в рамках Занковских чтений....

Открытый урок окружающего мира по теме "Великая война и Великая Победа" 4 класс УМК "Школа России"

Методическая разработка урока с картой Вопрос-ответ для обучающихся. Самоанализ урока. Презентация по ссылке http://www.proshkolu.ru/user/mahusaevaLV/file/5862580/...

Урок окружающего мира по теме " Великая война и Великая Победа"

Урок окружающего мира был проведен в предверии Дня Победы. Для детей данная тема очень интересна и познавательна. Они с удовольствием готовят материал по теме " Великая Отечественная война".  В х...