Конспект урока по окружающему миру "Новейшее время: история продолжается сегодня"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Азизян Лариса Николаевна
УМК "Школа России", 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл noveyshee_vremya.docx100.88 КБ

Предварительный просмотр:

                                           НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ: ИСТОРИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ СЕГОДНЯ

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для ознакомления учащихся с открытиями ученых, знаменитыми людьми ХХ века, их успехами; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: проявляют гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального мирового общества; воспитывают чувства ответственности и долга перед Родиной

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; групповая, фронтальная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru

http://narod.ru/disk/start/08.dl16sg-narod.yandex.ru/30555649001/h048f064040c16c261c3c9e433f3165ee/urok_istorii.rar

http://www.supertosty.ru/pozdravleniya/professionalnye/den_rossiyskoy_nauki/

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; портреты известных путешественников, Ю. Гагарина; карта полушарий

Основные
понятия

Новейшее время


Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(само-определение)
к учебной

деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Читает стихотворение:

Кто главный двигатель науки,

Кто генератор всех идей,

Всегда при деле ум и руки –

Ученый! Твой сегодня день!

Желаем жить, шагами меря

Научный творческий прогресс,

К науке чтоб ни в коей мере

Не потерялся интерес!

– О ком это стихотворение?

– Кто и что изображено на рисунке?

– Сегодня нас ждет другая эпоха: Новейшее время.

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге

с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные:  планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. 

Личностные: понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Устные ответы,

организация рабочего места


На уроке мы познакомимся с важными историческими событиями Новейшего времени, знаменитыми людьми ХХ века, открытиями ученых

II. Актуализация  опорных

знаний

Проверка
домашнего задания: сообщения о знаменитых людях XIX века.

Проверяет выполнение учащимися задания.

Выслушивает сообщения.

Несколько учеников выступают с сообщениями, подготовленными дома.

Выполняют тест.

Решают кроссворд

Фронтальная, индивидуальная.

Коллективная

Познавательные: 

осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие; владеют способами решения задач поискового характера.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные

Устные ответы,

выполненные

задания

III. Изучение
нового материала

Рассказ
учителя
о
Новейшем времени.

Новейшее время – самая короткая среди эпох, которые выделяются в истории человечества. Началось Новейшее время в октябре 1917 года, когда в России произошла Октябрьская революция. Это жестокое время – Вторая мировая война, атомная бомбардировка японских городов. Мудрое время – человек полетел в космос, а затем и на Луну. Это время компьютеров. Время новейших материалов – пластмассы, стеклопластика и др. Это трудное время – не только для людей, но и для нашей родной планеты – Земли. Загрязнение и обмеление рек и озер, исчезновение многих видов растений и животных, появление «озоно-

Внимательно слушают.

Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы

Работа
по учебнику.

вой дыры» над Южным полюсом. Все это результат безответственного отношения людей к природе.

Сколько продлится эта историческая эпоха, зависит от нас с вами.

Какие Великие географические открытия произошли за эти 100 лет?

Роберт Пири (1856–1920) – американский полярный путешественник, адмирал. В 1892 и 1895 годах пересек Гренландию. А 6 апреля 1909 года на собачьих упряжках достиг района Северного полюса.

Руаль Амундсен (1872–1928) – норвежский полярный путешественник и исследователь. Первым достиг Южного географического полюса (14.12.1911).

В 1918–1920 годах прошел вдоль северных берегов Евразии на судне «Мод». В 1926 году руководил первым перелетом через Северный полюс на дирижабле «Норвегия». Погиб в Баренцевом море во время поисков итальянской экспедиции У. Нобиле.

Показывает на карте маршруты путешественников.

А как изменилось устройство государственной жизни в ХХ веке?

Какие изменения еще произошли в ХХ веке?

Какое открытие сделали ученые?

Какое важное историческое событие произошло
в ХХ веке?
(12 апреля 1961 г. Юрий Гагарин полетел
в космос.)

Читают статью в учебнике (с. 28–31).

Отвечают

на вопросы.

Внимательно слушают

ошибки; осознают правило контроля

и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют способа-

Рассказы учителя

Великий Гагарин простился с Землею

И в космос взлетел на ракете стрелою.

С «Востока» взглянул он на нашу планету –

Планета казалась размером с монету!

Рассказывает об освоении космического пространства .

Рассказывает о войнах XX века .

Рассказывает об ООН 

ми конструктивного взаимодействия
со взрослыми
и сверстниками.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

IV. Вклю-

чение
в систему знаний
и повторение изученного

Игра «Историческое
лото».

Предлагает карточки для игры (заготавливаются заранее в 3 экземплярах):

Первая
мировая

война

Роберт

Пири

Покорил

Северный

полюс

Юрий

Гагарин

Покорил

космос

Руаль

Амундсен

Покорил

Южный

полюс

Октябрь

1917 года

Октябрьская

революция

в России

Самая
короткая

историческая эпоха

Новейшее

время

Алексей

Леонов

Первый
вышел

в открытый

космос

Открытие

ученых

ХХ века

Мир
атомов

1 сентября 1939 года

Играют три группы. Кто быстрее соберет верно цепочку, тот
и победит.

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Познавательные: осуществляют логические действия, поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку.

Устные ответы,

выполненные

задания,
записи
в тетради

Фронтальный опрос.

Задания
из электронного приложения к учебнику

– Когда началась история Новейшего времени?

– Сколько времени она длится?

– Какие достижения ХХ века ты знаешь?

– Какая важная международная организация была создана после Второй мировой войны? Чем она занимается?

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации

Отвечают
на вопросы.

Выполняют
задания

Индивидуальная

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют
и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции

V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– О каких изобретениях, открытиях, событиях вы знаете?

– Откуда вы о них знаете?

– Что-нибудь об этом вам рассказывали ваши родители, родственники?

– Очевидцами каких событий они были?

Читают вывод в учебнике (с. 32).

Отвечают
на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое
от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность
на уроке

Устные ответы

VI. Домашнее задание

Комментарий учителя

Учебник, с. 28–31, читать. Выполнить задания 1–3,
с. 32

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач

                                                                                                               Ресурсный материал

                                                                                           Рассказы учителя

Об освоении космического пространства

Человечество с глубокой древности стремилось к звездам. У древних греков был миф об Икаре, который на крыльях из воска и перьев пытался долететь до Солнца, но воск растаял и Икар погиб.

В России мысль о возможности полета в космос впервые высказал К. Э. Циолковский. Он всю жизнь проработал учителем физики и математики, а в свободное время конструировал ракеты и двигатели к ним.

Эстафету у Циолковского принял С. П. Королев. Под его руководством в нашей стране было построено множество космических аппаратов – искусственных спутников Земли и космических кораблей.

4 октября 1957 года был запущен первый искусственный спутник Земли. Затем в космосе побывали собаки. С помощью собак ученые выяснили, что в невесомости можно жить.

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на корабле «Восток» сделал один виток вокруг Земли.

В 1965 году Алексей Леонов в специальном скафандре впервые вышел из корабля в открытый космос.

21 июля 1969 года американские астронавты высадились на Луну. Освоение космоса продолжается.

О войнах XX века

– Какие страшные события произошли в ХХ веке?

Воевали между собой первобытные племена, воевали древние государства. В Средние века более 100 лет продолжалась война. Но две войны ХХ века занимают особое место в истории человечества. Это мировые войны, так как в них были втянуты все крупнейшие государства мира. Обе эти войны «пришли» из Германии, основные боевые действия разворачивались на земле Европы.

Первая мировая война закончилась поражением Германии, но это ее ничему не научило. 12 сентября 1939 года вторжением в Польшу Германия развязала Вторую мировую войну. Эта война была еще более разрушительной и кровопролитной, чем первая. Основным противником Германии стала наша страна – именно она оказала решительное сопротивление врагу, а затем разгромила его. Наша страна понесла в этой войне наибольшие потери.

Сегодня людям во всем мире ясно, что Третьей мировой войны допустить нельзя. Ведь современное оружие имеет такую разрушительную силу, что может уничтожить все человечество.

В мае 1945 года была разгромлена фашистская Германия, развязавшая Вторую мировую войну.

Об ООН

26 июня 1945 года в Нью-Йорке (США) была создана новая международная организация – Организация Объединенных Наций (ООН).

Чем занимается эта организация?

В уставе ООН сказано, что создана она в первую очередь для поддержания международного мира и безопасности. Если все-таки начинаются военные действия, ООН стремится как можно быстрее прекратить их, разъединить воюющие стороны. Для этого есть специальные войска – их называют «миротворческими силами ООН», или просто «голубыми касками». Голубой цвет – это цвет мирного неба, и, кроме того, солдата в такой маске видно издалека – он не скрывается, а как бы говорит: «Я пришел помочь». К сожалению, в последнее время на земле очень много «горячих точек» – мест, где идут боевые действия, а значит, много работы и у «голубых касок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока истории в 4 классе на тему: "Новейшее время:история продолжается сегодня"

Конспекты уроков истории в 4 классе разработаны многими учителями. В системе Интернет можно найти презентации к отдельным урокам раздела «Страницы великой истории». Они очень подробны, с большим колич...

Новейшее время: история продолжается сегодня (Окружающий мир, 4 класс)

Конспект урока с мультимедийным приложением по окружающему миру, 4 класс УМК "Школа России"...

Урок по окружающему миру Тема урока: «Новейшее время: история продолжается сегодня».

Урок по окружающему миру Тема урока: «Новейшее время: история продолжается сегодня»....

Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс на тему: "Новейшее время: история продолжается сегодня".

Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс на тему: "Новейшее время: история продолжается сегодня"....

Открытый урок "Новейшее время: История продолжается сегодня"

Участие в "Неделе молодого педагога" на муниципальном уровне...

Окружающий мир. «Новейшее время: история продолжается сегодня»

laquo;Новейшее время: история продолжается сегодня»...