Технологическая карта урока по окружающему миру «Осенние месяцы», 2 класс (УМК «Перспектива»)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Хакимова Зарина Ильшатовна

 

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления учащихся об осенних месяцах.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать знания об осенних месяцах.
  2. Формировать умение находить признаки осенних явлений  природы и называть особенности жизни людей осенью, которые отразились в старинных названиях осенних месяцев;
  3. Уметь находить в тексте нужную информацию.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление при составлении плана работы.
  2. Развивать внимание, память, речь через работу с текстом.
  3. Развивать мышление через изучение особенностей названия осенних месяцев в старинной Руси.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, взаимопомощь через работу в парах, группах;
  2. Формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, адекватно оценивать свою работу.
  3. Воспитывать ответственное отношение к учению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Осенние месяцы»32.99 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 26.10.2021г.

Школа: МАОУ СОШ №104

Класс: 2 «Б»

Урок: 4

Время: 10.40-11.20   Кабинет: 210

Студент:Хакимова Зарина Ильшатовна 

Группа:  41

Учитель: Нестерова Лариса Александровна

Методист: Горячева Светлана Леонидовна

Тема урока «Осенние месяцы».

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления учащихся об осенних месяцах.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать знания об осенних месяцах.
  2. Формировать умение находить признаки осенних явлений  природы и называть особенности жизни людей осенью, которые отразились в старинных названиях осенних месяцев;
  3. Уметь находить в тексте нужную информацию.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление при составлении плана работы.
  2. Развивать внимание, память, речь через работу с текстом.
  3. Развивать мышление через изучение особенностей названия осенних месяцев в старинной Руси.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, взаимопомощь через работу в парах, группах;
  2. Формировать умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, адекватно оценивать свою работу.
  3. Воспитывать ответственное отношение к учению.

Оборудование: учебник Окружающй мир А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая УМК «Перспектива» 2 кл., 1 часть, рабочая тетрадь А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая УМК «Перспектива» 2 кл., 1 часть, учебная презентация, раздаточный материал, видеофрагмент. 

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
30 сек

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный метод

Психологический настрой

Фронтальная форма

1. Приветствует учащихся, настраивает на работу.

-Здравствуйте, ребята, повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.

, я вас всех  очень рада видеть, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Присаживайтесь.

Анализируют учителя, выполняют действия.

Л: мотивация учебной деятельности

Р:самоопределение к деятельности;

Презентация

 Актуализация знаний и мотивация

4 мин

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный метод; беседа Фронтальная форма.

Практический метод: работа в группах, каллиграфическое упражнение

  1. Вспоминают ранее изученное.

Вспомните, о чем вы говорили на предыдущем уроке?

-Что такое экология?

-Какие дни экологического календаря вы знаете?

-Молодцы.

-Как думаете, важен ли экологический календарь?

-А нам нужно охранять и защищать природу только в экологические дни, или всегда?

Отвечают на вопросы учителя

- об экологический календаре

- экология-наука, изучающая связь между живой и неживой природой

-отвечают на вопросы

- да

-всегда. Природу надо беречь.

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: структурирование знаний

Л: Развитие навыков сотрудничества со сверстниками 

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П: подведение под понятие 

Презентация

Постановка учебной задачи
5 мин

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный метод. Беседа.

  1. Определяют тему и цель урока.
  2. Составляют план действий на урок.

-Ребята, мы начинаем новый раздел . прочтите его название на 53 странице учебника.

-Верно. В этом разделе мы будем разговаривать про осень.

-Отгадайте загадки.

Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!

-Верно!

-В сентябре откроет школа

Двери для детей весёлых,

У зверят же свой урок —

Запасать продукты впрок.

Всё с полей мы соберём

Перед встречей с …

Месяц отгадай скорей:
Он длиною в тридцать дней
(часто эти дни с дождём),
А идёт за октябрем.

отделы?

-Молодцы. Что это за месяцы?

-Верно. Это осенние месяцы. Как думаете, осенние месяцы всегда носили такие названия?

-Вы правы. Раньше осенние месяцы носили другие названия, особые. Об этом мы узнаем на уроке.

-Предположите тему нашего урока.

Предположите цель нашего урока?

-Что нам понадобится для того, чтобы достичь цели нашего урока?

-Используя опорные слова, составьте план урока.

План:

  1. Узнать…
  2. Выполнить…
  3. Закрепить…

Отвечают на вопросы учителя, участвуют в учебном диалоге

-«Осень»

-сентябрь

-октябрём

-ноябрь

- осенние

-нет

«Осенние месяцы»

-узнать больше об осенних месяцах

-план

  1. Узнать, как назывались осенние месяцы раньше
  2. Выполнить задания
  3. Закрепить полученные знания

Метапредметные:

Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Л: сформированность мотивации к учению и познанию

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивов

Презентация

«Открытие» детьми нового знания  

15 мин

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный: беседа

Фронтальная форма работы

Парная форма работы

Практический: задание

1.Организует эвристическую беседу о старинных названиях месяцев

2. Организует парную работу

3.Организует проверку выполнения работы по эталону

1.

-Давайте вспомним, в каком порядке следуют названия осенних месяцев?

-Посмотрите на картинку И.И.Левитана «Осень». Подберите слова, чтобы описать осень. Какая она?

-А всегда ли осень такая?

-Осенью часть идут дожди. На улице хмуро, грязно.

-В старину на Руси у каждого месяца были особые названия. Они были связаны с явлениями живой и неживой природы, а также с трудом людей. Откройте учебник на стр. 55 и прочтите, как называли сентябрь в старину.

-Давайте подумаем, о чем они нам говорят?

-Ревун — следствие шума дождей, рева осенних ветров и зверей, особенно оленей. Другие названия тоже связаны с природными сезонными явлениями. 

-Зоревник предлагают насладиться утренней тишиной и красотой укрытого золотым покрывалом поредевшего леса.
-
Предположите, что предполагает хмурень и дождезвон?

-Правильно. Прочтите старинные названия следующего осеннего месяца-октябрь.

-Как думаете, почему?

-Позимник-потому что портилась погода. Было холодно и погода быстро менялась.
- также называли хлебником- так как собирали последние плоды, капустник- так как пропах капустой.

-Свадебник - так как раньше было принято играть свадьбы после сбора урожая.

-Очень интересные названия, правда?

-Как же раньше называли ноябрь?

-Верно, в этот месяц начинали гнить листья. На деревьях уже нет листьев, выпадает первый снег, который лежит на дорогах, загораживая проезд. Отсюда и названия.

-Посмотрите на картину, которая располагается ниже. Предположите, какой месяц осени изображен на картине и почему?

-Совершенно верно.

2.

-Сейчас вы будете работать в парах. Какие правила работы в паре вы знаете?

-Ниже представлены старинные названия месяцев. Ваша задача- соотнести эти названия с нынешними названиями месяцев стрелочкой. Задайте вопросы.

Сентябрь                     Октябрь                     Ноябрь

Хмурень, капустник, позимник, свадебник, листопад, грязник, листогной, бездорожник, хлебник

3.

-Проверьте выполнение задания по эталону. У кого нет ни одной ошибки, поднимите руку. У кого 1-2 ошибки?

Принимают участие в эвристической беседе

Отвечают на поставленные вопросы

-сентябрь, октябрь, ноябрь

-золотая, яркая, красочная…

-хмурень, ревун, зоревник, дождезвон

-предполагают

Анализируют учителя.

Хмурень и дождезвон намекают на плохую погоду

-позимник, листопад, грязник, хлебник, капустник, свадебник

-листопад-падали листья, грязник из-за грязи на улице

-листогной, листокос, полузимник, бездорожник

-ноябрь, т.к. виден первый снег, нет листьев

Озвучивают правила работы в парах

Работают в парах

Проверяют задание по эталону

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: структурирование знаний

Л: Развитие навыков сотрудничества со сверстниками 

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П: подведение под понятие 

Презентация

Раздаточный материал

Динамическая пауза

1 минута

-Давайте встанем. Отдохнем и потанцуем.

танцуют

Видеофрагмент

Первичное закрепление

6 мин

Усвоение нового способа действий

Фронтальная форма работы

  1. Организует работу в рабочей тетради.

Сейчас проработаем в рабочей тетради.

-Откройте рабочие тетради на странице 36 и найдите упражнение 2.

-Прочитайте задание. Вам надо написать названия осенних месяцев, которые были в старину.

-Давайте первую строку заполним вместе.

(на слайде все названия)

-какие нам подходят для первой строки? Подходит ли еще что-то?

-Остальное делаем самостоятельно.

-Даю на работу 3 минуты.

-Проверяем задание. Почему получилось так?

-читают задание

-бездорожник,

 -ревун

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: структурирование знаний

Презентация

Рабочая тетрадь

Самостоятельная работа с самопроверкой
6 мин

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Самостоятельная форма работы

  1. Проверяет с помощью тестирования полученные знания учащихся.
  2. Организует взаимопроверку.


-Предлагаю выполнить небольшой тест, чтобы закрепить знания. Работаем самостоятельно.

1 вариант
1. Назови осенние месяцы:

а) август б) ноябрь в) сентябрь

г) декабрь д) апрель е) октябрь

2. Назови старинное название сентября, связанное с явлением неживой природы:

а) листопад б) ревун в) урожайник

3. Назови старинное название октября, связанное с трудом людей:

а) грязник б) капустник в) листогной

4. Назови старинное название месяца ноября, связанное с живой природой:

а) бездорожник б) свадебник г) листогной

5. В каком ответе осенние месяцы перечислены в правильном порядке?

а) сентябрь, ноябрь, октябрь

б) ноябрь, сентябрь, октябрь

в) сентябрь, октябрь, ноябрь

2 вариант

  1. Укажи, как в старину называли октябрь.

а) листогной, листокос, полузимник, бездорожник

б) хмурень, ревун, зоревник, дождезвон

в) позимник, листопад, грязник, хлебник, капустник, свадебник

г) все варианты верны

2. Почему октябрь называли «свадебник»?

а) принято было играть свадьбы после сбора урожая

б) только в этот месяц можно было играть свадьбы

в) просто так

г) нет правильного варианта ответа

3. Назови старинное название месяца октября, связанное с трудом людей.

а) листопад

б) хлебник

в) зоревник

г) бездорожник

4. С чем связаны старинные названия месяцев?

а) с явлениями живой природы

б) с явлениями неживой природы

в) с трудом людей

г) с явлениями живой и неживой природы, с трудом людей

5. определите название месяца: «Этот месяц называли так потому, что стоял яркий запах капусты».

а) хлебник

б) капустник

в) бездорожник

г) листогной

2. обменяйтесь листочками и проверьте своего соседа.

-Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки.

1 вариант

 1) б,в,е

2) б

3) б

4) г

5) в

2 вариант

1)в

2)а

3)б

4)г

5)б

Л: Развитие навыков сотрудничества со сверстниками 

К: выражение своих 

мыслей с достаточной полнотой и точностью

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П: структурирование знаний

Презентация

Раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

3 мин

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная форма. Словесный: беседа Практический: выполнение упражнения, взаимопроверка

Частично-поисковый метод

  1. Вспоминают тему и цели урока.
  2. Подводят итоги, делают выводы.
  3. Записывают домашнее задание.

-Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня?

-Как звучала тема нашего урока?

-Какую цель мы с вами ставили? Достигли ли мы ее?

- перечислите все осенние месяцы.

 - С чем были связаны названия месяцев в старинной Руси?

-Предлагаю вам нарисовать эмблемы, отражающие название месяцев , которые были в старину. И так как у нас сейчас октябрь, будем изображать его.

-Работать будем в парах

-1 ряд- свадебник. Вспоминаем, почему так называли?

-2 ряд- листопад. Почему так прозвали?

-3 ряд- капустник. Почему так прозвали?

- У вас есть 2 минуты. Надо работать быстро.

-Посмотрите, какие чудесные эмблемы у вас получились!

Домашнее задание: РТ с. 37 №4

Отвечают на вопросы

«Осенние месяцы»

узнать больше об осенних месяцах

  1. Узнать, как назывались осенние месяцы раньше
  2. Выполнить задания
  3. Закрепить полученные знания

-сентябрь, октябрь, ноябрь

-с явлениями живой, неживой природы, с трудом людей

К: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Личностные:

проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Презентация

Рефлексия деятельности

1 мин

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Практический метод

1.Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке 

Организует содержательную оценку деятельности на уроке

На слайде перед вами представлены две фразы. Закончите каждые фразы.  

Я узнал…

Я понял …

Организует эмоциональную оценку деятельности на уроке

- Встаньте те, кто доволен своей работой на уроке, считает что он молодец.

Спасибо вам за работу. Урок окончен.

Продолжают фразы.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

К: построение речевого высказывания

учащимися значения результатов своей деятельности

 Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе. Тема урока "Домание опасности. Пожар"

Это материал поможет учителям начальных классов составлять технологические карты к урокам....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...

Технологическая карта урока по окружающему миру «По морским просторам» (УМК Перспектива, 4 класс)

Тема урока: «По морским просторам»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о морях России, познакомить с их названиями, местонахождением; разви...

Технологическая карта урока по окружающему миру «Российский союз равных» ( УМК Перспектива, 4 класс)

Цель урока: - формирование представлений у учащихся о том, насколько велика наша страна.Задачи урокаДидактические:Уметь характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от принадлежности к той и...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Книга - источник знаний" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель урока: расширение представления у учащихся о научно популярных книгах и справочной литературе.Задачи урокаДидактические:Формировать знания о научно-популярных книгах и справочной литературе.Форми...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Государственное устройство России" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Тип урока: открытие «нового знания»Цель урока: формирование знаний обучающихся, об устройстве государственной власти в России и ее функциях, о главе государства.Задачи урокаДидактиче...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Звездное небо зимой" (УМК "Перспектива" 2 класс)

Тема урока «Звездное небо зимой» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирования знаний о звездном зимнем небе.Задачи урокаДидактические:1....