Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Географическая карта»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Сечко Ольга Михайловна

Цель урока:    создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающий мир».

Задачи урока:

1.     Сформировать первые представления учащихся о картах, их разнообразии и назначении (карта полушарий, физическая карта России, контурная карта и др.)

2.     Формирование начальных умений работы с картой.

3.     Развитие коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

4.     Развитие самостоятельности мышления, познавательного интереса к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzh_mira_geograficheskaya_karta_3_kl.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира  в 3 классе

по теме «Географическая карта»

Учитель: Сечко О. М.

Цель урока:    создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающий мир».

Задачи урока:

1.     Сформировать первые представления учащихся о картах, их разнообразии и назначении (карта полушарий, физическая карта России, контурная карта и др.)

2.     Формирование начальных умений работы с картой.

3.     Развитие коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

4.     Развитие самостоятельности мышления, познавательного интереса к окружающему миру.

Планируемые результаты

Предметные:       уметь объяснять значение термина «географическая карта»,  характеризовать глобус и карту, их условные обозначения.

Метапредметные:

Коммуникативные: навыки делового партнерского общения; сотрудничество в совместном решении проблемы; умение находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.

Регулятивные: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний; сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные:  умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам, извлекать необходимую информацию из текста; умение строить логическую цепь рассуждений.

Личностные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; формирование позитивной самооценки.

 

Тип урока:      урок овладения новыми знаниями, умениями

Форма проведения урока:      коллективная, работа в парах

Методы обучения:       словесные, наглядные, практические

Оборудование и наглядные пособия:   учебники, тетради для самостоятельной работы, школьные глобусы для парной (групповой) работы, демонстрационный глобус, настенные карты Западного и Восточного полушарий, физическая карта России, ИКТ, карта мира, разноуровневые карточки.

 

Ход урока

I.                  Организационный момент

«Заливистый школьный звонок, позвал нас сейчас на урок. Будьте все внимательны и старательны.» Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Садитесь поудобнее.

Вот с таким настроением мы и начнем наш урок окружающего мира.

 

II.               Актуализация знаний

На уроке вас ждут открытия. Какими они будут: большими или маленькими, у каждого из вас они будут свои. И еще хочется дать вам совет: «Прежде чем ответить, хорошо подумай!»

Перед тем, как мы определим тему урока, давайте вспомним некоторый материал, который изучали ранее и который пригодится сегодня на уроке.

 

Работа по карточкам (разноуровневые задания)   с последующей проверкой                                                                           Приложение 1

 

III.           Создание проблемной ситуации. Сообщение темы и цели урока

На предыдущих уроках с помощью глобуса вы узнали немало нового о нашей Земле. Прежде всего: какой формы наша Земля; какие объекты природы есть на поверхности Земли, о расположении на Земле океанов, материков, гор и других объектов.

- Найдите и покажите на глобусе  названия нескольких материков, океанов, гор, равнин.

- Как вы думаете, в чем неудобство пользования моделью Земли?

(Глобусы довольно громоздки, ими не совсем удобно пользоваться, а тем более возить с собой. Кроме того, глобус – сильно уменьшенная модель Земли, на нем изображены только самые большие, саамы важные объекты. А в жизни людям требуется более подробное описание какой-то конкретной местности.)

- Давайте обратимся к учебнику, с. 19 – 20.

- Как же быть? Что нам может помочь?

Попробуйте отгадать загадку: 

Моря есть – плавать нельзя,

Дороги есть – ездить нельзя,

Земля есть – пахать нельзя. Что это?     (карта)

- Какова же тема сегодняшнего урока? Какую цель на урок мы поставим перед собой?

IV.            Изучение нового материала

Слово «география» означает «землеописание» (от слов «гея» - земля, «графио» - пишу).  А что такое географическая карта?

  Работа с понятиями  «географическая карта», «географические объекты»  (толковый словарик учебника)

Рассказ  учителя о разнообразии карт  (с помощью презентации)

- Карты могут быть разного размера и различного назначения. Есть карты полушарий, карты отдельных материков и океанов, карты стран, областей, районов, есть карты исторические, с которыми мы будем знакомиться на уроках истории.

V.               Физминутка

В зоопарке ходит слон,

Уши, хобот, серый он.

Головой своей кивает,

Будто в гости приглашает.

Раз, два, три — вперёд наклон,

Раз, два, три — теперь назад.

Головой качает слон —

Он зарядку делать рад.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

VI.            Знакомство и работа с картой полушарий

- Сегодня мы поподробнее познакомимся с картой полушарий.

- Как вы думаете, что собой представляет карта полушарий?

Работа с учебником на с. 20 – 21

Демонстрация карты Северного и Южного полушарий(в учебнике) Западного  и Южного  полушарий (на доске).

В первом варианте карты полушарий глобус разделен на две части по экватору, а во втором – линия разреза проходит по нулевому меридиану.

 

Работа в парах.  Один школьник показывает соседу по парте экватор, Северное и Южное полушарие, а его сосед показывает на карте нулевой меридиан, карту Западного и Восточного полушарий.

 

- На карте полушарий нашу Землю можно увидеть целиком со всеми морями, океанами, материками, крупными реками и озерами, горами, равнинами.

- Чем же отличается глобус от карты?  (На глобусе сразу можно видеть только одну половину Земли, глобус более громоздкий и тяжелый.)

 

VII.        Закрепление полученных знаний.  Работа в тетради для самостоятельной работы с. 6 – 7,  задания 8-9

Задание  8.  Определить, о чем идет речь – о глобусе или карте?

(Если все ответы будут верными, то выделенные буквы составят слово из семи букв «отлично»)

- Если человек хочет узнать что-то новое о дальних странах, собирается путешествовать, то он должен уметь работать с картой, т.е. читать ее. Чтобы работать с картой надо уметь находить на ней географические объекты, например, горы, равнины, страны и города.

Задание  9 Работа с контурной картой полушарий.

- На этой карте только обозначены географические объекты, но не подписаны. Нет на ней и условных цветовых обозначений. Вам необходимо самостоятельно нанести на карту необходимые сведения.

 

VIII.    Итог урока

- Какие задачи мы ставили в начале урока?

Рефлексия  «10 секунд» (дети одним предложением высказывают, что нового узнали на уроке)

 

VII.        Домашнее задание

Подготовить сообщения о разнообразии карт и нарисовать карту.

 

 

 

Приложение 1

Разноуровневые карточки

Карточка № 1 (для слабого ученика)

1)    Рассмотрите глобус. Найдите самый большой материк, найдите самый маленький материк и запишите их названия.

____________________________________________________________

2)    Чего на Земле больше: суши или воды? Какой океан самый маленький, а какой самый большой? _______________________________________

_____________________________________________________________

 

Карточка № 2 (для среднего ученика)

1)    Какой океан, на ваш взгляд, самый теплый, а какой самый холодный?

____________________________________________________________

2)    Угадайте материки.

 Я самый маленький материк, с самым сухим климатом, который полностью находится в Южном полушарии._________________

 И я нахожусь в Южном полушарии, но почему-то люди не спешат заселить меня. ___________________________________

 А я почти весь нахожусь между северными и южными тропиками, меня называют самым жарким материком.

_______________________________________________________

 

Карточка № 3 (для сильного ученика)

1.     Линии, указывающие направление север-юг, называют______________

2.     Самая большая параллель Земли_________________________________

3.     Линии разной длины, расположенные на глобусе, называют_____________________________________________________

4.     Огромные участки суши, со всех сторон омываемые океанами, называют_____________________________________________________

5.     Участки земной поверхности, которые значительно приподняты над равнинами, называют___________________________________________

6.     Огромные водные пространства, разделяющие материки, называют_______________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздаточный материал для работы в группе по окружающему миру 4 класс по теме "Географическая карта России, полезные ископаемые

Представлен раздаточный материал для групповой работы по окружающему миру 4 класс по теме "географическая карта России, полезные ископаемые"...

Разработка урока окружающего мира "Пищеварительная система человека" (технологическая карта, понятийная гроздь по теме, дидактические карточки с разноуровневыми заданиями.

В данной разработке представлены технологическая карта урока, понятийная "гроздь" по теме и дидактические карточки с разноуровневыми заданиями....

Технологическая карта урока окружающего мира Океан, которого нет на карте

Урок по теме «Океан, которого нет на карте и глобусе» это первый урок в разделе «Воздух и его свойства».Дидактическая цель: создание условий для  организации деятельности ...

Интегрированный урок окружающего мира, изобразительного искусства. Тема (окружающий мир): Разнообразие животных. Тема (изобразительное искусство): Рисование с натуры насекомых.

Конспект урока по темам. изобразительного искусства. Тема (окружающий мир): Разнообразие животных. Тема (изобразительное искусство): Рисование с натуры насекомых....

Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Географическая карта»

Урок окружающего мира  в 3 классепо теме «Географическая карта»Цель урока:    создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающий...

Технологическая карта урока по окружающему миру. Класс: 4. Тема: Золотой век театра и музыки

Материал содержит технологическую карту урока, работу в парах и самостоятельную работу по теме урока....