Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Природа в опасности! Охрана природы"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе "Природа в опасности! Охрана природы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 классе

«Природа в опасности! Охрана природы».

Цель: познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу; учить правильному поведению в природе;  воспитывать любовь к природе.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

 –Что такое «окружающая среда»?
– Что изучает наука экология?  
– Приведите примеры экологических связей.

– Какое значение для людей имеет экология? 

3. Изучение нового материала.

1) Определение темы урока, постановка цели и задач:

 На доске (слайде) изображения исчезающих редких растений, животных, примеров негативного и положительного влияния человека на природу.

- Ребята, рассмотрите изображения на слайде. Подумайте, о чем мы сегодня будем говорить. Сформулируйте тему урока. (Ответы учащихся.)

- Молодцы. Мы сегодня будем обсуждать, почему природа находится в опасности, как мы можем ей помочь.

2) Работа по теме урока.

- Земля – это планета, на которой мы живем. Это – наш дом. Она покрыта лесами и лугами, морями и реками. Её населяют рыбы, насекомые, птицы, звери. Человек живёт в этом прекрасном мире, наполненном гармонией и красотой. И судьба планеты Земля - в ЕГО руках.

Но человек своими действиями может наносить «раны» природе.

- Посмотрите на доску.

Доска разделена на две части.

Маленькие раны

Большие раны

- Выскажите предположения, что значит «маленькие раны» и «раны большие»? (Ответы учащихся заносятся в таблицу.)

Делаем совместные выводы и обобщаем материал.

Изображение негативного влияния на слайдах.

- Каждая  сломанная  попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка  – это маленькая рана,  нанесённая  природе.  И  если  одну  такую  рану  нанесёшь  ты,  другую  – твой  товарищ,  третью,  четвёртую,  пятую  –  кто-то  ещё,  что  же  станет  с природой?

С  давних  пор  люди  занимаются  на  Земле  хозяйством.  Строят  города, дороги,  возделывают  поля.  Всё  это  необходимо.  Но  для  этого  приходится уничтожать  леса.  Вырубают  деревья  и  ради  древесины,  нужной  людям.  Вот почему с каждым годом на Земле остаётся всё меньше лесов. Одни люди рубят деревья, чтобы продавать ценную древесину. Другие так освобождают землю для полей, чтобы сеять зерно.

Многие  люди  уничтожают  леса,  чтобы  на  их  месте  пасти  скот.  Когда скотина съест всю траву, пастбище превращается в пустыню.

Всё больше загрязняются воздух, вода. Ты знаешь, что они необходимы для жизни  растений,  животных,  человека.  Но  с  заводов  и  фабрик  в  воздух попадают дым, пыль, а в реки и озёра – сточные воды с различными вредными веществами…

Когда люди сбрасывают вредные отходы, такие как, скажем, нефть, в реки, озёра и моря, они уничтожают растения, птиц и животных.

Отработанные  газы  от  промышленных  предприятий  и автомобильного транспорта  загрязняют  воздух.  Из-за  них  становится  трудно  дышать,  гибнут растения и деревья.

Из-за  того,  что  лесов  становится  меньше,  а  воздух  и  вода  загрязняются, страдают  многие  растения  и  животные.  Им  приходится  трудно  и  по  другой причине. Люди часто рвут красивые растения, а животных порой истребляют ради меха или мяса, иногда даже и просто так.

По  вине  людей  уже  исчезли  или  находятся  на  грани  исчезновения  многие виды растений и животных.

Можно привести примеры исчезающих видов растений и животных или учащиеся читают учебник стр.30-31.

- Конечно, человек все больше осознает, что природу необходимо беречь, охранять.

- Обсудите в парах, как человек может «залечить  раны» природы.

- Запишите на листках ваши меры по охране природы.

Учащиеся записывают идеи на листках.

- А теперь давайте подумаем на охрану чего направлены ваши меры.

На доске таблица.

Меры по охране

Воздуха

Воды

Почвы

Растений

Животных

Дети вешают свои листочки в таблицу. Ответы обсуждаются, объединяются в группы по охране воздуха, воды, почвы, растений, животных.

- Давайте еще раз повторим, для чего создаются заповедники, национальные парки? (Ответы учащихся.)

- Что вы знаете о Красной книге? (Ответы учащихся.)

Книга предупреждает об опасности исчезновения с лица Земли многих видов животных и растений. В Красную книгу внесены те животные, которых на Земле осталось очень мало. Давайте будем охранять животных, оберегать их, а если надо, то и помогать им!

- Мы охраняем не только животных, растения, но и всю окружающую нас природу — реки, озера, леса. Заботимся о чистоте поды — ведь нам ее пить. Думаем о чистоте воздуха — ведь нам им дышать. У нас есть Закон об охране природы, и нарушать его никому не разрешается.

Закон об охране природы должны соблюдать не только взрослые, но и дети. Тут очень важно знать, что можно, а чего нельзя.

- Давайте вспомним правила поведения в природе. (Ответы учащихся.)

Учитель показывает на слайде или вывешивает на доску.

1. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву. От этого погибают насекомые и растения.

2. Не сбивай грибы даже не съедобные. Помни, что грибы очень нужны природе!

3. Не рви в лесу на лугу цветы. Пусть красивые растения остаются в природе.

4. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

5. Не ломай, не руби ветви деревьев и кустарников.

6. Не оставляй костер без присмотра. От огня погибают и задыхаются многие растения и насекомые.

7. Не лови и не уноси домой здоровых птиц и детенышей зверей. В природе о них заботятся взрослые животные.

4. Подведение итогов урока.

- Заканчивая разговор по теме занятия, я предлагаю сочинить синквейн. Синквейн - своеобразное стихотворение из 5 строк.

(Ответы учащихся.)

Правила написания синквейна:

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).

Например,   Природа

                     Прекрасная, удивительная

                    Дает, вдохновляет

                     Сохраним нашу природу!

                    Жизнь.

5. Домашнее задание (по выбору):

1) Прочитать текст учебника.  

2) Найти дополнительный материал об охраняемых территориях нашего края.

3) Выполнить творческую работу: мини-проект  «Правила  поведения  в  лесу  в  знаках».  Задача – изобразить правила поведения на природе с помощью знаков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру «Чтобы жить в согласии с природой. Экологическая безопасность»

Урок проводится по технологии "Педагогическая мастерская". По УМК "Школа России" (3 класс)....

Конспект урока по окружающему миру в первом классе, по теме "Природа в классе"

Цель урока: : познакомить учащихся с наиболее распространенными комнатными растениями; учить распознавать комнатные растения в классе.Задачи:- иметь представление о наиболее часто выращиваем...

Конспект урока по окружающему миру по теме : " Весенние изменения в природе. Гнездование."

Цель: рассказать о весенних явлениях в живой и неживой природе, расширить знания детей о перелётных птицах. Формировать правильное представление о взаимосвязи между живой и неживой природой, развивать...

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Весна. Пробуждение природы."

Тема: «Весна: пробуждение природы».Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с пробуждением природы.Задачи: Образова...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Живая и неживая природа Земли".

Цель урока:  познакомить с целями и задачами нового раздела, формировать знания о живой и неживой природе, на конкретных примерах раскрыть связи между живой и неживой природой.Планируемые результ...

План-конспект урока по окружающему миру по теме "Домашние опасности. Пожар" для 2 класса УМК "Школа России"

Данный план-конспект содержит материал, который поможет учителю эффективно организовать работу на уроке....

Конспект урока по окружающему миру 1 класс (2100) Тема: Осень- природа готовится к зиме.

Конспект урока по окружающему миру 1 класс (2100)Тема:  Осень- природа готовится к зиме....