Интегрированный урок "Мир грибов"
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Жукова Ольга Александровна

Интегрированный урок

(окружающий мир и изобразительное искусство)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тамбовская область

Староюрьевский район

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Староюрьевской средней общеобразовательной школы

 в с.Новоюрьево

« М и р    г р и б о в »

Учитель Жукова Ольга Александровна

Тема: «Мир грибов»

Интегрированный урок

(окружающий мир и изобразительное искусство)

Цели и задачи:

актуализировать знания детей о грибах как растениях; дать новые сведения о грибах как особом виде растений; познакомить со строением грибов; учить поэтапному рисованию грибов; воспитывать бережное отношение к объектам природы; учить работать с информацией, формировать учебную деятельность; развивать мышление, внимание, творческие способности; развивать коммуникативную культуру учащихся.

Оборудование: рисунки грибов; кроссворд «Грибы»; этапы рисования гриба; раздаточный материал – карточки «Части гриба»; таблица «Правила сбора грибов»; альбомные листы, краски; плакат с заготовкой изображения лесной поляны.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

На любимый наш урок

 Прозвенел уже звонок.

 Мы посмотрим: всё ль в порядке:

 Книги, ручки и тетрадки.

 Дневники лежат на месте.

 Мы сегодня будем вместе

 Слушать, думать, отвечать.

 Что ж, пора урок начать.

  1. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Ребята, сегодня у нас интегрированный урок, так как он совмещает в себе уроки окружающего мира и ИЗО. Мы отправимся в необыкновенный мир. Отгадав мою загадку, вы узнаете тайну нашего путешествия.

Кто растет в лесу

У дорожки?

Есть у них шляпки

И ножки.

Дети. Это грибы. Речь пойдет об удивительном мире  грибов.

У. Мы вспомним то, что уже известно о грибах, узнаем много нового и научимся их рисовать.

III. Актуализация знаний

У. Есть ли среди  присутствующих грибники?

Дети отвечают.

–Назовите грибы, которые вам известны?

 Что можете сказать о грибе как об объекте?

Д. Они относятся к живой природе, так как рождаются, растут, питаются, размножаются, умирают.

У. К какому миру живой природы их можно отнести?

Д. К растениям.

У. Почему?

Д. Они растут на земле.

У. Какие части растений вам известны?

Д. Стебель, корень, листья, плод с семенами.

У. Есть ли они у грибов?

Д. Нет листьев, стебля, веток.

У. В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений?

Д. Нет.

У. А к миру животных?

Д. Нет.

У. Так что же такое грибы?

Д. Это особый мир природы: ни растения, ни животные.

У. Грибы - удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету.

Это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных. Существует 120000 разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны для человека, а остальные используются в различных целях.

Составление схемы на доске:

IV. Беседа о грибах

У. Грибы разнообразны по форме, размерам и функциями, которые они выполняют в окружающей природе. Науке известно более 100 тыс. видов грибов. Среди них наиболее известны шляпочные грибы, используемые в питании, дрожжевые, применяемые в пищевой промышленности (хлебопечении), плесневые грибы, причиняющие болезни растениям, людям, животным и другие. Многие отрасли народного хозяйства имеют дело с грибами. Грибы выполняют и роль санитаров на планете, разлагая отмершие органические вещества, а также участвуют в переработке многочисленных отходов деятельности человека и производств.

Грибы можно встретить в самых различных местах – в пресной и морской воде, в поле и саду, на лугу и в горах. Среди них есть микроскопические виды, есть и гиганты. Например, в 1988 году в Японии был найден гриб неимоверных размеров. Он не мог уместиться ни в каком кузовке, и для доставки потребовался грузовик. Когда великана взвесили, удивились еще больше – он потянул на 168 кг.

 Грибы, которые произрастают в лесах нашей страны, обладают полезными свойствами. Их часто называют лесным мясом, они достаточно питательны. Не менее важно наличие в них жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей.

 В наших лесам есть множество полезных грибов. Их часто называют лесным мясом, они достаточно питательны. Не менее важно наличие в них жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей.

А теперь отгадайте загадки.

Плотный, крепкий, статный,

 В шляпе бурой и нарядной.

 Это гордость всех лесов,

 Настоящий царь грибов!

Д. Белый гриб.

По ходу урока учитель показывает изображения грибов.

У. Белый гриб – самая желанная находка грибника – красивый, вкусный, изумительно ароматный.

 Название он получил из-за своей мякоти: она белая, на разрезе не меняет цвета, остается белой и у высушенного гриба, и у вареного.

 В нижней части шляпки – слой трубочек. У молодого гриба он белый, но потом становится желто-зеленым.

 А вот верхняя сторона шляпки у белых грибов бывает разной – от темно-коричневой до светлой, почти белой. Растет гриб в еловых, сосновых и березовых лесах.

Не спорю — не белый,

 Я, братцы, попроще.

 Расту я обычно

 В берёзовой роще.

Д. Подберезовики.

У. Подберезовик (березовик) немного похож на белый гриб. Но шляпка у него более мягкая, ножка тоньше и длиннее. Цвет шляпки бывает разным: от темно-коричневого до белого. Это очень распространенный съедобный гриб. Его называют «обабок», «бабка», «серый гриб», «черныш». Встречается в березовых или смешанных с березой лесах. Растет одиноко и группами.

После дождика подружки

 Поселились на опушке.

 Шляпы разноцветные —

 Самые заметные.

Д. Сыроежки. 

У. Сыроежки – очень разнообразные по окраске шляпок грибы. Настоящая разноцветная семейка! Название все они получили, вероятно, из-за того, что некоторые из них можно есть в сыром виде с солью. Но хотя большинство сыроежек съедобны, среди них попадаются несъедобные, ядовитые. Сыроежки очень ломкие, и поэтому не все грибники любят их собирать.

Под листами на поляне

В прятки девочки играли.

Притаились три сестрички, 

Светло-желтые …

Д. Лисички.

У. Лисички – известные съедобные грибы. Ярким цветом напоминают они лисий мех, за что и получили свое название. Встречается этот гриб в хвойных, лиственных и смешанных лесах. Лисички почти всегда растут семьями. Если найдешь одну, обязательно посмотри рядом – наверняка обнаружишь еще. Лисички замечательны тем, что не бывают червивыми.

Что за ребятки на пеньках

 Столпились тесной кучкой?

 И держат зонтики в руках,

 Застигнутые тучкой?

Д. Опята.

У. Опенок осенний растет большими группами на пнях, корнях и около стволов живых и погибших деревьев. Появляются грибы в конце лета и осенью, нередко в таком количестве, что грибники собирают их мешками. Мякоть у опят белая, с приятным запахом. Нежелательно собирать старые грибы с большими расправленными шляпками.

Расту я, братцы, не один.

 Из теплицы – в магазин.

Д. Шампиньон.

У. Шампиньон обыкновенный – гриб белого или сероватого цвета. Мякоть белая, но на разрезе розовеет.

 Шампиньон можно встретить на лугу, на пастбище, в саду, в парке. Этот гриб специально выращивают и продают в магазинах. Шампиньон – ценный съедобный гриб.

В лесу, на радость людям,

 средь молодых сосёнок,

 В блестящей тёмной шляпке

 растёт грибок... 

Д. Масленок

У. Масленок получил свое название из-за слизистой, словно измазанной маслом, клейкой шляпки. Это съедобный гриб.

Зашёл мужик

в сосняк,

 Нашёл слизняк,

 Бросить - жалко,

 Съесть - сыро.

Д. Груздь.

У. Груздь настоящий весь белый. Отломив кусочек, увидим белую мякоть, белый сок, который быстро желтеет. На Руси этот гриб с давних пор очень ценится. Он любит осиновые леса.

 Среди представителей грибного царства есть группа шляпочных, которые являются ядовитыми и смертельно ядовитыми грибами.

 В наших лесах таких «злодеев», к сожалению, хватает: их около 30 видов. Они обычно соседствуют со съедобными грибами, зачастую на них походят и коварство свое показывают не сразу, а через несколько часов после приема в пищу.

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый ...

Д. Мухомор.

У. Когда мы слышим название мухомор, то представляем себе крупный гриб с красной шляпкой, украшенной белыми пятнышками. Это самый известный из мухоморов – мухомор красный. Он растет в лиственных и хвойных лесах. Интересно, что этот гриб хорошо знают не только в России, но и в других странах. Другие виды, например мухомор пантерный, не такие яркие и приметные – окрашены в коричневые и серые тона.

Скромный, тоненький и бледный...

Только гриб, представьте, вредный.

Попадёт грибочек в суп –

Вас в больницу увезут.

Потому что ядовитый,

И на всех вокруг сердитый.

Мы оставим на полянке

Эту вредную...

Д. Поганка.

У. К ядовитым грибам относятся 32 вида. Самый опасный гриб — бледная поганка. Встречается она часто. Неопытные грибники иногда путают ее с шампиньонами или сыроежками. В поганке, как и в других грибах, очень много жиров и других полезных веществ. Но «ложка дегтя портит бочку меда»: гриб содержит сильный яд. Одна бледная поганка, попавшая в пищу, может погубить трех-четырех взрослых людей. Довольно часто встречается ее близкий родственник — мухомор пантерный. К счастью, его острый, редечный запах обычно отпугивает грибников. По неприятному, «аптечному» запаху легко отличить от съедобных ядовитые шампиньоны — темно-чешуйчатый и рыжеющий. Нередки отравления ложными опятами: серно-желтым и кирпично-красным. Обычно это бывает осенью, когда масса городских жителей устремляется на добычу урожайного осеннего опенка. Опасного двойника имеет и съедобный дождевик. Из других часто встречающихся в Молдавии ядовитых грибов следует отметить свинушку тонкую.

Все грибы, учитывая характер вызываемых ими отравлений, делят на три группы.

 К первой относят грибы, содержащие яд местного действия (шампиньон рыжеющий ядовитый, недоваренный осенний опенок, ряд других). Они вызывают расстройство пищеварения, которое проявляется через 1—2 часа после еды.

 Ко второй группе относятся грибы, яд которых действует на нервные центры (мухоморы пантерный и красный, грибы рода иноцибе). Через 2.часа после еды появляются тошнота, рвота, понос, сильная потливость. Наступает состояние опьянения с приступами смеха, плача, галлюцинациями. Возможна потеря сознания.

 Третья группа грибов (бледная поганка, опенок серно-желтый и др.) содержит ядовитые вещества, поражающие печень, почки и другие важнейшие органы. Действие яда проявляется очень поздно — через 8—48 часов. За это время происходят необратимые разрушения в клетках важнейших органов человеческого организма, в центральной нервной системе. Часто отравления заканчиваются смертельным исходом. Их клинические симптомы: тошнота, рвота, резкая боль в животе, слабость, судороги.

 При консервировании грибов в банки вместе с частичками почвы могут попасть бактерии, которые вызывают тяжелое заболевание — ботулизм. Приводят к отравлению и условно съедобные грибы: сморчки, рядовка фиолетовая, дубовик и другие, если они неправильно приготовлены. Опасно употреблять в пищу старые грибы, в которых начался процесс разложения. Не рекомендуется собирать грибы у автомагистралей с интенсивным движением: здесь в грибах накапливаются вредные вещества, поступающие из выхлопных газов автомобилей. При первых признаках отравления нужно немедленно промыть пострадавшему желудок, дать слабительное, уложить больного в постель и вызвать врача.

Физкультминутка

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

V. Рисование гриба

У. Мы много говорили о грибах, теперь вам предстоит нарисовать ядовитый гриб мухомор. Учитель показывает этапы рисования грибов. Дети самостоятельно рисуют грибы.

VI. Изучение частей гриба

У. Какая часть гриба часто упоминается в загадках?

Д. Шляпка.

У. Все грибы, которые вы знаете, называются шляпочными.

У. В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, то есть надземная часть гриба, называются плодовое тело.

 А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба.

 Из чего она состоит? На что похожа?

Д. Она состоит из нитей, похожих на паутину.

У. Придумайте ей название?

Выслушиваются ответы детей.

–Подземная часть гриба называется грибница.

 Посмотрите на название частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему?

Ответы детей.

У. Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете, почему?

Д. Нити грибницы образуют подземную паутину, а на ее сплетениях пробивается вверх плодовое тело.

У. Многие грибы растут под конкретными деревьями: например, подберезовик – под березой, подосиновик – под осиной, маслята – под хвойными деревьями. Почему так происходит?

Выслушиваются предположения детей.

– Грибы получают питание от деревьев, пней, а грибница, в свою очередь, снабжает дерево влагой и минеральными веществами. Вот как важна грибница!

Работа с карточками.

(дети подписывают названия частей гриба)

– Из каких частей состоит гриб, мы выяснили. А кто из вас знает, как нужно собирать грибы?

Дети отвечают. Делается обобщение. Учитель прикрепляет на доску правила сбора грибов, дети читают их.

На доске:

Правила сбора грибов

  1. Срезай гриб ножом, чтобы не повредить грибницу.

2. Не бери грибы, которых не знаешь.

3. Не сбивай ядовитые грибы – они служат лекарством для животных.

4. Сухие шляпки грибов повесь на ветку дерева – созревшие споры ветер разнесет по лесу.

VII. Знакомство с разнообразием грибов

У. Сейчас я покажу вам грибы, которые вы видели много раз, но не догадывались, что это грибы.

Учитель достает кусочек хлеба, покрытый плесенью.

– Плесень – это тоже гриб. Из каких частей состоит плесень?

Д. Из плодового тела, грибницы.

У. А чего у плесени нет?

Д. Шляпки.

У. Можно ли в таком случае назвать ее шляпочным грибом?

Д. Нет.

У. А как бы вы ее назвали?

Д. Плесневый гриб.

У. Правильно. Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся. Вы слышали такое слово – антибиотики? А пенициллин?

 Это лекарство изготавливают из плесневых грибов.

 Посмотрите, как, оказывается, много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах. Существует даже целая наука, посвященная их изучению. Она называется микология: микос – гриб, логос – наука.

 Какое же значение имеют грибы в природе?

Д. Питают деревья, служат кормом для животных.

У. А как человек использует грибы?

Д. В пищу.

У. Все ли грибы можно использовать в пищу? Почему?

Д. Не все, так как среди них есть ядовитые.

VIII. Подведение итогов урока

Кроссворд «Что это за гриб?»

По горизонтали:

5. Этот гриб растет в роще, среди берез.

По вертикали:

1. У этого гриба шляпка ничем не примечательная, а в сырую погоду блестит, будто смазана маслом.

2. У этого гриба могут быть разноцветные шляпки: бордовые, желтые, розовые, белые. Растут они семейками. Некоторые из них можно есть сырыми.

3. Этот гриб имеет ярко-апельсиновую окраску. Шляпка похожа на воронку. Растут они группами. Название связано с лесным рыжим зверем.

4. Царь грибов. Еще его называют боровиком.

6. Этот гриб растет у пней.

Ответы:

По горизонтали: 5. Подберезовик.

По вертикали: 1. Масленок. 2. Сыроежка. 3. Лисичка. 4. Белый. 6. Опенок.

У. Молодцы! Мы рассмотрели много разных грибов. Каждому, я думаю, понравился хотя бы один, кому-то внешне, а кому-то по вкусовым качествам, пробовал когда-то.

Расскажите, что нового вы узнали на уроке?

Дети отвечают.

IX. Домашнее задание.

Творческое задание. Сделайте из пластилина понравившейся гриб, соблюдая последовательность строения гриба.

Литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики и окружающего мира в первом классе по теме "С лукошком за грибами. На сколько больше? На сколько меньше?

Урок проведен по программе "Перспективная начальная школа" с участием выпускников детского сада. Тема урока  близка и малышам, которые с удовольствием включились в урок....

Интегрированный урок в 3 классе "В царстве грибов"

Интегрированный урок математики, окружающего мира и технологии в 3 классе по теме: "Круг.Окружность.Грибы." с мультимедийным приложением.УМК "Школа России"...

Презентация "Грибы-особое царство".Интегрированный урок (окружающий мир и технология)на тему "Грибы"

Материал для уроков окружающего мира о правилах сбора грибов,о первой помощи при отравлениях....

Интегрированный урок по окружающему миру во 2 классе "Грибы - особое царство природы"

МБОУ ООШ п. Шатурторф           Интегрированный урок по окружающему мируи изобразительному искусству во 2 классе...

Презентация к интегрированному уроку литературного чтения и изобразительного искусства В.В.даль "Война грибов с ягодами"

Данная презентация может быть использована и на уроке литературного чтения при изучении данного произведения , и на уроке изобразительного искусства при изучении техники "гризаль"....

Интегрированный урок в 1 классе по ознакомлению с окружающим миром и технологии "Съедобные и несъедобные грибы"

Интегрированный урок в 1 классе по ознакомлению с окружающим миром и технологии "Съедобные и несъедобные грибы"...

Конспект интегрированного урока в 2 классе "Грибы"

Интегрированный урок с применением ИКТ по технологии смешанное обучение....