конспект урока по окружающему миру "Екатерина Великая", 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Галина Михайловна Серяева

Екатерина Великая

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Екатерина Великая28.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Екатерина Великая».

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  • сформировать представления обучающихся о жизни в России в эпоху правления

Екатерины II;

  • познакомить с личностью императрицы Екатерины Великой и военачальниками периода ее правления.

Задачи:

Образовательные:

1.Сформировать представления обучащихся о жизни в России в эпоху правления Екатерины II.

2.Познакомить обучающихся со знаменитыми русскими военачальниками- А. В. Суворовым и Ф. Ф. Ушаковым, их деятельностью.

Развивающие:

  1. Развивать устную речь.
  2. Развивать умения работать с картографическим материалом.
  3. Развивать умение делать выводы, обобщать.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к истории.

2.Воспитывать нравственные качества личности.

Формирование УУД:

Познавательные УУД:

  • умение осуществлять логические действия;
  • умение сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать.

Коммуникативные УУД:

  • умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;
  • умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • умение обмениваться мнениями; строить понятные для всех по коммуникации речевые высказывания; задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Регулятивные УУД:

  • умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • умение организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
  • умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
  • умение вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом;
  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Личностные УУД:

  • выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ

Ход урока

I. Организационный момент.

Начинаем мы опять 
По истории шагать. 
Чтобы всё понятно стало 
Потрудились мы немало.

II. Проверка домашнего задания.

- Давайте вспомним о человеке, с жизнью которого вы познакомились на прошлом уроке – М.В. Ломоносов.

- На столах у вас листочки с датами. Соотнесите дату с событием.

- Кто пойдёт к доске?

1711г. – родился М.В. Ломоносов.

1730 г. – Михайло Ломоносов ушёл из дома в Москву.

1735 г. – как лучшего ученика М.Ломоносова отправили в Петербург.

1755 г. – был открыт Московский университет.

 ПРОВЕРКА по слайду.

Оцените свою работу.

- Кто же продолжил дело Петра I? И о ком пойдёт речь на этом уроке? Это нам предстоит сейчас узнать.

- Сейчас поработаем в парах. Вспомним правила работы в паре.

- На столах у вас лежит кроссворд. Разгадав его вы узнаете кто продолжил дело Петра1. ( Екатерине Великой)

 ПРОВЕРКА ПО СЛАЙДУ.

Вопросы к кроссворду:

1.В какое учебное заведение поступил Ломоносов в Москве? (Академия)

2. Кто был его первым учителем? (Дьяк)

3. Кем был его отец? (Рыбак)

4. В какой академии наук началась его работа, по возвращению на Родину? (Петербург)

5. В какой стране  за границей учился Ломоносов? (Германия)

6. Около какого города родился Ломоносов? (Холмогоры)

7. Ломоносов был выдающимся  … .  (Химиком, физиком)

8. Он открыл атмосферу на планете …. . (Венера)

9. Один из первых учебников  Ломоносова. (Грамматика)

- И так какое слово у нас получилось?   (ЕКАТЕРИНА)

Работа над новым материалом.

- Так кто же продолжил дело Петра I? И о ком пойдёт речь на этом уроке?  ( Екатерине Великой)

- Тема нашего урока Екатерина Великая. Слайд 3

- Так  почему её назвали Великой. Нам сегодня предстоит узнать.

Слайд 4

Продолжательницей дел Петра Первого стала Екатерина Вторая, родилась в Германии, была немецкой принцессой.  Так же как и Петра её называли Великой.

Слайд 5

 В 14 лет Екатерина II прибыла в Россию. В то время здесь царствовала  императрица Елизавета Петровна. Она обратила внимание на острый живой ум и красоту принцессы.

Слайд 6

Блистая при русском дворе красотою и умом, Екатерина всё своё свободное время направляла на самообразование. Она много читала, изучала сочинения замечательных писателей и получила массу разнообразных сведений. Едва ли в целой России была женщина образованнее неё.

Слайд 7

Екатерина была умна, имела сильный характер, волю, отличалась редким трудолюбием. Она вела переписку и встречалась с умнейшими людьми своего времени.

Слайд 8

После смерти супруга Петра  III , в 1762 году  Екатерина стала императрицей.

Слайд 9

Она славилась искусством управлять государством и выбирать себе приближённых. В делах она принимала за образец Петра Великого и постоянно спрашивала себя: «Как бы поступил в таком случае Пётр?» Царствовала Екатерина  34 года.

- Сейчас проверим, как внимательно вы меня слушали. Ответьте на несколько вопросов. Слайд 10

- Кто стал продолжателем дел Петра 1? (Екатерина 2)

- Где родилась Екатерина Великая? (в Германии)

- Кем она была до того как стала русской императрицей? (Немецкой принцессой)

- Сколько лет царствовала Екатерина Великая? (34 года)

- Какой редкий дар был у Екатерины Великой? (Выбирать себе помощников)

Чтение текста (на листочках)

- Что же приобрела  Россия за 34 года?  (после прочтения)

Укрепилась держава. Российская империя достигла большого влияния и могущества.

Население страны увеличилось почти вдвое. Никогда больше в России такими темпами не строились города. За три десятилетия – 144 города!  

Государственная казна «потяжелела» в четыре раза.

Впервые в России хлеба стало вдоволь настолько, что его стали продавать. «Второй хлеб» - картофель -  прижился в стране благодаря заботам императрицы.

Территория государства увеличилась почти на четверть. Именно тогда Чёрное  море, которое с древности называли Русским, вновь, и теперь уже навсегда, стало Российским.

   

 При Екатерине был создан героический Черноморский флот и непобедимая армия, которая стала сильнейшей в Европе.   

 За три десятилетия Россия одержала около ста крупных побед на суше и на море и не потерпела ни одного серьёзного поражения. Впервые были введены бумажные деньги. 

В каждом городе открылись больницы и аптеки. Она обязала всех россиян сделать прививки от оспы. Создавались органы попечения, бесплатные народные училища, сиротские дома.

Екатерина строила церкви и соборы. Отменены пытки. Впервые в России появились школы для девочек. Первым таким учебным заведением стал Смольный институт благородных девиц в Петербурге.

Несмотря на то, что Екатерина родилась в маленьком немецком княжестве, по делам и стремлениям своим она стала самой русской из российских правителей. Императрица не просто полюбила новую родину, от души приняла православие и выучила русский язык. Она очень любила носить русские сарафаны и кокошники. Собирала и пела народные песни. Даже самую русскую традицию пить чай с мёдом у самовара ввела Екатерина. В течение всей жизни императрица стремилась к тому, чтобы слова «Россия» и «русские» произносились соотечественниками с гордостью, а иностранцами – с уважением.

-Почему история дала ей имя Великой? (ответы детей)

 Поэтому история дала ей имя Великой.  В её честь  в Петербурге поставлен памятник.

Слайд 11

Слайд памятника Екатерины Великой.

Физкультминутка

- Сейчас поработаем по учебнику, откроем страницу  72-74,

 Текст «Путешествие в Петербург» читает - 1 ряд  (Чтение текста самостоятельно)

«Дворяне и крепостные крестьяне» - 2 ряд

«Знаменитые военачальники» - 3 ряд

Вопросы после прочтения текста. «Путешествие в Петербург»

-  Какие изменения произошли в Санкт – Петербурге при Екатерине Великой? (возник памятник Петру Великому «Медный всадник; Нева оделась в каменные берега;  строились мосты;  был возведен Зимний дворец)

– Почему Екатерина Вторая воздвигла памятник Петру Первому? (он для нее был примером)      Слайд 13-20

Вопросы после прочтения текста. «Дворяне и крепостные крестьяне»

- Кто был поддержкой и опорой российских государей? (Дворяне)

- Кто такие дворяне?

Дворяне – это люди, которые принадлежали к господствующему слою населения. Они могли владеть землями, деревнями, крепостными крестьянами.

      - А крепостные крестьяне?

Крепостные крестьяне – это крестьяне, “прикреплённые” к своим владельцам, то есть господин (дворянин) имел право распоряжаться судьбой такого крестьянина. Он мог продать его, или обменять на что угодно. Например, на породистую собаку или проиграть крестьянина в карты.

Слайд 21-23

Физкультминутка

Вопросы после прочтения текста. «Знаменитые военачальники»

- Назовите самого известного полководца того времени. (А.В. Суворов)

- А теперь самого известного флотоводца.   (Ф.Ф. Ушаков)

– Чем прославились А. В. Суворов  и Ф. Ф. Ушаков? (Разгром турецкого флота, взятие крепости Измаил)

Слайд 26-27

Закрепление изученного.

  1. Какие личные качества Екатерины Второй помогали ей в управлении империей?
  2. Какие перемены произошли в России в это время?
  3. – Справедливо ли Екатерину Вторую называют Великой?

- Оцените свою работу на уроке.

V. Итог урока. Выставление оценок.

Домашнее задание.

Учебник страница. 71-75. Ответить на вопросы «Проверь себя»

родился М.В.Ломоносов.

М.В.Ломоносов ушёл из дома в Москву.

как лучшего ученика М.В.Ломоносова отправили в Петербург.

был открыт Московский университет.

1711г.

1730г.

1735г.

1755г.

1

В какое учебное заведение поступил Ломоносов в Москве?

2

Кто был его первым учителем?

3

Кем был его отец?

4

В какой академии наук началась работа Ломоносова, по возвращению на Родину?

5

В какой стране за границей учился Ломоносов?

6

Около какого города родился Ломоносов?

7

Ломоносов был выдающимся….

8

Ломоносов открыл атмосферу на планете…

9

Один из первых учебников Ломоносова?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Великий круговорот жизни" 3 класс

Сценарий урока "Великий круговорот жизни" составлен в соответствии с требованиями стандартов второго поколения. Урок разработан с применгением различных современных технологий: технология ИКТ, техноло...

Конспект урока по окружающему миру "Великий круговорот жизни" 3 класс

Сценарий урока "Великий круговорот жизни" разработан в соответствии с требованиями стандартов второго поколения. В разработке урока применялись современные педагогические технологии: технология ИКТ, и...

Конспект урока по окружающему миру, 4 класс "Звёздное небо-великая книга природы "

Данный материал предназначен для учителей начальных классов в помощь при проведении урока по окружающему миру "Звёздное небо - великая книга природы ", УМК "Школа России" Плешаков ...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс Петр Великий

Урок, который поможет охарактеризовать Петра I как выдающуюся историческую личность, отметить прогрессивность его деятельности на благо Отечества, выяснить благодаря чему Россия превратилась в одно из...

Конспект урока по окружающему миру "Великая война и Великая Победа" (4 класс)

Цели деятельности учителя:  формирование  представления учащихся о Великой Отечественной войне; уточнить и систематизировать знания учащихся о борьбе русского народа с фашистскими захватчика...

Конспект урока по "Окружающему миру", 4 класс, тема: Екатерина великая

Класс: 4АУМК: Школа РоссииТема урока: Екатерина ВеликаяТип урока: Открытие новых знанийЦель: познакомить обучающихся с жизнью России во времена правления Екатерины II.Задачи:Образовательная:-сфор...