ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКУРУЖАЮЩЕГО МИРА. "Материки и океаны", УМК "Эльконин-Давыдов", 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Тема урока: «Материки и океаны»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о материках и океанах

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

1)формировать понятия материк, океан;

2) дать первоначальные сведения об океанах и материках нашей планеты

3) продолжить формирование умений работы с картой и навыка устного составления рассказа.

Предметные:

1) узнают, что такое материки и океаны;

2) научатся приводить примеры материков, океанов.

Развивающие:

1) развивать логическое мышление, память, внимание;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы.

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом;

3)формировать способность к оценке своих действий.

Воспитательные:

1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности;

2)  воспитывать умение работать в коллективе.

УМК: учебник «Окружающий мир», Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н., 3 класс УМК «Развивающее обучение:

система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова»; презентация.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 20.10.2023

Школа: МАОУ «МЛ №148»

Класс: 3Б

Урок: 2

Время: 8:55-9:35      Кабинет: 221

Студент: Темирова Рушания Руслановна

Группа: 45

Учитель: Кожевникова Татьяна Ивановна

Методист: Горячёва Светлана Леонидовна

Тема урока: «Материки и океаны»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о материках и океанах

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1)формировать понятия материк, океан;

2) дать первоначальные сведения об океанах и материках нашей планеты

3) продолжить формирование умений работы с картой и навыка устного составления рассказа.

Предметные:

1) узнают, что такое материки и океаны;

2) научатся приводить примеры материков, океанов.

Развивающие:

1) развивать логическое мышление, память, внимание;

2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы.

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом;

3)формировать способность к оценке своих действий.

Воспитательные:

1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности;

2)  воспитывать умение работать в коллективе.

УМК: учебник «Окружающий мир», Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н., 3 класс УМК «Развивающее обучение:

система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова»; презентация.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самооопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа наглядных методов: показ презентации

1. Приветствует учащихся

2. Проверяет готовность обучающихся к уроку

3. Психологически настраивает учащихся класса на урок.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Рушания Руслановна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

- С давних времён из века в век
Узнать стремился человек
Как труден путь, что там вдали?
И снаряжал он корабли,
И опускался до глубин,
И поднимался до вершин.
Материки он открывал,

Как мир прекрасен узнавал.
За знанья жизнь отдать он мог,
Садитесь, мы начнём урок.

- На уроке вас ждут открытия. Какими они будут: большими или маленькими, у каждого из вас они будут свои.

-И еще я хочу вам дать совет “Прежде чем ответить, хорошо подумай” 

1.Приветсвуют учителя.

2. Проверяют свою готовность к уроку

3. Эмоционально настраиваются на восприятие знаний.

УУКД:

настраивать на урок, планировать учебное сотрудничества с преподавателем и сверстниками;

включать в деятельность;

способствовать самоопределению

Актуализация знаний и  мотивации

(5-7 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Индивидуальная

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Взаимоконтроль

Самопроверка

1.Проверка пройденного материала

- Ребята, у меня для вас невероятная новость: в открытом море выловлена бутылка, в которой содержится послание экипажа корабля, потерпевшего крушение. Вода, попавшая в бутылку, испортила текст необходимо определить, где находятся потерпевшие кораблекрушение, чтобы отправиться им на помощь. Поможете понять её и помочь с поиском людей?

- И так, слушайте послание: команда и капитан отправились в кругосветное путешествие от берегов материка Австралии к берегам Северной Америки. Пересекая экватор, и находясь в водах Атлантического океана, попали в шторм. Нас вынесло к берегам А…...

-Чтобы справиться с заданием, вспомните понятия, изученные ранее, и выберите самые необходимые

-Что такое карта?

- Чем могут отличаться карты?

-Назовите масштаб этих карт.

- В чём разница между этими изображениями?

-Как вы это определили?

- Всё верно, молодцы.

Знаю

Не знаю

Карта

Экватор

Материк

Океан

-А что же такое экватор?

1. Минутка чистописания

2. Выполняют задание на повторение

 

Да.

-Экватор, карта

Карты могут различаться по масштабу, по содержанию

Работа со слайдом

- Первое-карта, второе -план местности.

-По масштабу и тому, что изображено

- Это воображаемая линия на

земной поверхности, проведенная на

равном расстоянии от северного и

южного полюсов.

УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение.

УУКД: слушать и понимать речь других;

анализировать информацию;

сравнивать

Работа с карточками

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов: показ презентации

Внешний контроль

  1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации.

-Исходя из нашей таблицы определение тему урока.

-Правильно, а какую цель мы можем поставить?

-Выберите вид транспорта для путешествия.

-Итак, транспорт выбран, цель поставлена. Не хватает плана. На слайде слова подсказки.

- Начнём!

1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.

 Материки и океан

-Узнать о материках и океанах

- Корабль, т.к. почти все пространство нашей планеты занимает вода

  1. Узнаем о материках и океанах
  2. Выполним самостоятельную работу
  3. Подведём итог

УУПД:

Формулировать цель

УУКД:

Корректно и аргументированно высказывать своё мнение

УУРД:

Выстраивать последовательность выбранных действий

Презентация

«Открытие детьми нового знания»

(15 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Фронтальная

Группа словесных методов: учебный диалог

Группа наглядных методов:

Примеры, показ презентации

Внешний контроль, взаимоконтроль, самоконтроль

1.Организовывает деятельность обучающихся по

-Однажды, для удобства решили условно разделить земной шар вдоль меридиана на западное и восточное полушария. Затем нанесли на карту изображения сразу двух полушарий. Такая карта получила название карта полушарий. Именно она поможет нам в поиске людей

-Обратимся к карте полушарий. Какой цвет преобладает на карте?

-Почему на карте синего и голубого цвета больше всего?

-Как можете объяснить понятие «океан»

-Сравните своё понимание с научным объяснением на слайде.

«Огромные водные пространства, окружающие материки и острова

-Итак, мы начинаем путешествие с Северного Ледовитого океана

- Отправляясь на юго-восток, попадаем... Посмотрите на карте. В Тихий океан

· Направляясь к Южному полюсу, мы попадаем в: Южный океан, который открыт совсем недавно.

· Поднимаясь на северо-восток, мы попадаем в: Атлантический океан.

· Поднимаясь на северо-восток, мы попадаем в: Индийский океан.

· Двигаясь на север, мы попадаем в Северный Ледовитый океан.

-Предлагаю поработать в парах. Прочитайте текст «Тайны пяти океанов» и заполните таблицу

Название океана

Происхождение названия

1 Тихий океан

2 Атлантический океан

3 Индийский океан

4 Северный Ледовитый океан

5 Южный океан

Подведение итогов по эталону на доске. Команды сигналом показывают, что справились.

-Обращаемся к следующему понятию. Как можете объяснить понятие «материк».

-Сравните своё понимание с научным объяснением.

-Давайте вновь обратимся к карте полушарий. Среди огромного водного пространства расположены участки суши, которые называются материками. На земном шаре шесть материков.

Я предлагаю заполнить ещё одну табличку, но уже по материкам. Я буду читать информацию, а вы параллельно заполняете.

Материк

Полушарие

Особенность

-Самый большой материк называется Евразия. Находится в восточном полушарии, на севере от экватора. И на этом большом материке находится наша Родина - Российская Федерация.

Второй по величине территории материк - Африка, который так же, как и Евразия находится в Восточном полушарии. Посмотрите на Западное полушарие, в котором находятся 2 материка - Северная и Южная Америка.

Пятый материк - Антарктида - это единственный материк на Земном шаре, где нет постоянных жителей. Здесь созданы станции, где учёные разных стран ведут научные наблюдения. Самый маленький материк - Австралия. Он находится в Южном полушарии. Сушу с давних времён делят не только на материки, но ещё на части света. Частей света тоже шесть: (части света) - Европа, где жили наши предки; - Азия - соседняя территория с Европой; - Африка; - Австралия; - Антарктида; - Америка.

Материки - Северная и Южная Америка образуют одну часть света - Америку. А на одном материке Евразия находятся две части света - Европа и Азия.

Сколько материков на карте полушарий?

-Верно. Сейчас мы с вами узнали или для кого-то раскрыли новую информацию о материках и океанах.

1. Выполняют задание и знакомятся с правилом

– Голубой

-Голубым и синим цветом обозначают водные просторы - океаны, моря, реки, озёра

-Предположения детей

Объяснения детей.

-6

УУПД:

Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами

УУКД:

Воспринимать и формулировать суждения

УУРД:

Планировать действия по решению учебной задачи

Работа с учебником

Работа с учебником

Физминутка

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, учебник

Внешний контроль

1. Организует первичное закрепление.

-На странице 40 учебника задание к изображению. Что вам необходимо сделать?

-Также прошу вас подписать океаны на этой карте.

-Работу вы выполняете в паре.

-Вспомним правила работы в паре.

-Молодцы, приступайте.

-Проверка на доске, кто хочет дописать недостающее, а мы проверим.

-Поднимите руки та пара, которая выполнила всё верно?

-Очень хорошо, но не забывайте, что мы только начинаем узнавать. Вы ещё успеете подтянуть знания.

1. Выполняют задание и объясняют свой выбор

-Определить названия недостающих материков, найти их месторасположение.

Перечисляют

Выполняют задание

Один на доске, остальные проверяют

Поднимают

УУПД:        Объединять объекты по определённому признаку             УУКД:                  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью               УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей

Работа с учебником

Самостоятельная работа с самопроверкой

(3 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха.

Фронтальная

Индивидуальная

Группа словесных методов: слово учителя

Группа практических методов: изготовление изделия

Взаимоконтроль

1.Организует самостоятельную работу.  

-Следующее задание вам необходимо выполнить самостоятельно. Задание в 2 вариантах

Тест

Вариант 1

1. Самый большой материк на Земле?

а) Северная Америка;

б) Евразия;

в) Африка;

2. Полушарие, в котором находится маленький материк?

а) Западное полушарие;

б) Восточное полушарие;

3. Материк, который пересекается экватором почти

посередине

а) Австралия;

б) Северная Америка;

в) Африка;

4. Океан, в котором находится самая северная точка Земли?

а) Южный океан;

б) Индийский океан;

в) Северный Ледовитый океан;

5. Океан, омывающий Евразию, Африку, Австралию?

а) Индийский океан;

б) Южный океан;

в) Тихий океан;

Вариант 2

1. Самый маленький материк на Земле?

а) Австралия;

б) Антарктида;

в) Африка;

2. Полушарие, в котором находится Северный полюс?

а) Восточное полушарие;

б) Западное полушарие;

в) Северное полушарие;

3. Материк, через который проходят все меридианы?

а) Африка;

б) Антарктида;

в) Евразия;

4. Океан в Южном полушарии, через который проходят все меридианы?

а) Тихий океан;

б) Южный океан;

в) Атлантический океан:

5. Самый большой океан?

а) Атлантический океан;

б) Тихий океан;

в) Индийский океан

-Поменяйтесь листочками. Проверьте работу соседа. Выставьте оценку по критериям.

1.Выполняют самостоятельную работу.

Взаимоконтроль и оценка.

УУПД:             Определять существенный признак для классификации звуков

УУРД:

Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников

Работа на карточках

Включение в систему знаний, повторение

(5 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Парная

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации

Самопроверка

  1. Организует включение в систему знаний 

У каждого капитана команды должна быть своя карта для поиска пропавших людей.

Задание «Собери карту» и на основании записки отметь маршрут корабля и дальнейший путь поиска.

На что обратили внимание?

Как вы думаете, почему маршруты не совпадают?

-Если на поиски отправятся все наши команды, то есть шанс найти и спасти команду судна, потерпевшего крушение?

1. Выполняют упражнения для включения в систему знаний

Ребята работают в группах, затем созданные карты капитан презентует у интерактивной доски, отмечая на ней маршрут поиска

-Маршруты на карте не совпадают.

-В записке сказано, что название материка начинается с буквы А, а таких материков несколько: Африка, Антарктида, Австралия, Америка Северная и Южная Америка.

-Да.

УУРД:          корректировать свои учебные действия               УУКД:      выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Работа на карточках

Рефлексия деятельности

(по продукту)

(2-3 мин)

Самооценка результатов своей деятельности осознание метода построения  

Группа словесных методов: беседа

Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль

1.Организует анализ работы по критериям.

Какая тема была на сегодняшнем уроке?

 – А какую цель мы ставили перед собой?

-Верно

-Все ли пункты плана мы выполнили?

-Сейчас с помощью оценочного листа мы определим уровень вашей работы на уроке и понимания темы. Критерии на экране.

-Я благодарю вас за урок, спасибо за работу

1.Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала.

- Тема: Материки и океаны

Цель: узнать о материках и океанах.

Да

УУРД:

Оценивать свою работу

Оценочный лист


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по иностранному языку (3 класс) на тему: Технологическая карта урока по теме "My favourite animal" в 3 классе

План-конспект урока по иностранному языку (3 класс) на тему: Технологическая карта урока по теме "My favourite animal" в 3 классе  План-конспект урока по иностранному языку (3 класс) на...

Технологическая карта урока технологии Проект «Аквариум» Изделие-аппликация «Русалка» 2 класс А. Платонов» 2 класс УМК «Перспектива»

Цель урока: создание условий по формированию умений выполнять аппликацию из разных частей; освоение технологии аппликации.Задачи урокаДидактические:Изучить технологию изготовления аппликации «Ру...

Технологическая карта урока математики "Что узнали, чему научились в 3 классе?" (3 класс)

Цель урока: закрепление полученных знаний, развитие вычислительных навыков.Задачи урока:Дидактические:совершенствовать вычислительные навыки;закрепить умения применять знания полученные на предыдущих ...

Технологическая карта урока обучение письму Азбука УМК «Школа России» 1 класс. Тема урока: «Буква Ж, ж. Сочетание жи-ши»

Цель урока: закрепление и корректировка знаний о звуке [ж] и букве «ж», умения писать сочетания жи – ши в словах. Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКУРУЖАЮЩЕГО МИРА. "История Древней Руси", УМК "Перспектива", 4 класс

Тема урока: «Истоки Древней Руси» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о городах Древней Руси, о роли древних торговых путей в их...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКУРУЖАЮЩЕГО МИРА. "Материки и океаны", УМК "Эльконин-Давыдов", 3 класс

Тема урока: «Внутренне устройство Земли»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знаний о внутреннем строении Земли, о воздействии природных си...