Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.Тема: «Счастье и смысл жизни»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Заболоцкая Светлана Александровна

Конспект урока, Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. (4-й класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svetskaya_etika._schaste_i_smysl_zhizni.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. (4-й класс)

Тема: «Счастье и смысл жизни»

Класс: 4

Цели урока:

  1. Дать представления о понятиях: что такое счастье и смысл жизни
  2. Учить систематизировать информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементах, нравственных понятиях).
  3. Формировать представление о том, как надо поступать, чтобы быть счастливым.

Задачи урока:

  1. развивать речь учащихся;
  2.  воспитывать умение анализировать свои поступки и слова, соотносить их с общечеловеческими ценностями;
  3.  развивать коммуникативные навыки.

Развитие универсальных учебных действий (УУД):

  1. Познавательных: - самостоятельно находить информацию в учебнике;

                              - находить в тексте нужную информацию;

                              - анализировать полученную информацию, делать выводы;

                                          - понимать информацию, представленную в неявном виде.

                               - интерпретировать и обобщать информацию.

  1. Регулятивных: - определять цель деятельности на уроке;

                          - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

                          - принимать и сохранять учебную задачу;

                          - Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.  

      3) Коммуникативных: - высказывать свое мнение, слышать и понимать других;

                                             - вести диалог с учителем и одноклассниками;

                                             - приходить к общему мнению путем обсуждения

                                                проблемы и собственных рассуждений.

    4)  Личностных: - ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих  поступков;

                                 - сопереживать окружающим людям, понимать чувства других людей.

Оборудование к уроку:

-Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И.Кремлёва «Основа духовно-нравственной культуры народов России», изд. «Баласс», 2012, с.30-33;

- фотографии детей класса и их близких в счастливые моменты жизни.

Основные термины и понятия: Смысл жизни, счастье.

Этап урока

Ход учителя

Время

Деятельность учащихся

Организационный момент настрой на работу

- проверка готовности к уроку учеников;

- дыхательная гимнастика для нормализации дыхания

1 мин.

- проверяют готовность к уроку

Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний, закрепление ранее изученного материала

Постановка проблемного вопроса

Определение темы и задач урока

Решение проблемы, открытие новых знаний

Физкультминутка

Выполнение продуктивных заданий по теме

Итог урока

Рефлексия

Домашнее задание

– Соедините пословицы, выберите из них ту, которая отражает тему вашего домашнего задания, поясните, почему.

Береги платье снову,

а честь дорога.

Не кусок пирога,

добро и уважение.

Честь на волоске висит,

а честь смолоду.

Бесчестье

а потеряешь – и канатом не привяжешь.

За честное обхождение –

хуже смерти.

(Заслушиваются ответы детей, на доске оформляется выставка детских проектных работ по теме.)

Вспомнить понятия, которые помогут нам сегодня на уроке, я предлагаю с помощью игры «Окружая мудреца».

(работа в группах: учитель заранее выбирает «мудрецов», основываясь на работе детей на предыдущих уроках. Дети-«мудрецы» получают большую карточку с понятием, которое нужно повторить на уроке. Остальные ученики получают маленькие аналогичные карточки. По сигналу учителя «мудрецы» встают и расходятся по классу. Одноклассники, которым на карточке досталось то же понятие, окружают их. Задача «мудреца» выслушать мнения детей по предложенной теме, обобщить их, подвести к коллективному выводу. После работы в группах у доски остаются одни «мудрецы», которые сообщают всем вывод, полученный в ходе работы группы.)

– Рассмотрите иллюстрацию с.30. Какие чувства испытывает мальчик?

– А почему?

-  Какой момент изобразил художник?

– Прочитаем текст на с. 30 по ролям.

– О чём спорили дети? (Для чего они занимаются разными делами.)

– Так почему же Антошка и другие мальчики вскочили и с удовольствием побежали играть в футбол, а Анюта вздохнула и пошла читать книжку?

– Что бы вы ответили Рустаму на его замечание: «Мы столько разных дел делаем, а для чего – не задумываемся»?

– Что вызвало у вас удивление?

– Над каким вопросом задумались ребята?

– Давайте сравним ваш вопрос с авторским. На какой же вопрос нам предстоит найти ответ? Определите тему урока.

- Какие задачи мы поставим перед собой на этот урок?

– Давайте посмотрим на наши фотографии (на слайдах)

– Для чего люди совершают разные поступки?

Работа с текстом «Счастье – это когда...»

– Как вы думаете, почему авторы так странно озаглавили этот текст? Почему, например, они не написали «Счастье – это когда тебе подарили собаку» или «Счастье – это когда у тебя в руках любимая книга»? (Для каждого человека представления о счастье свои, автор хочет, чтобы мы задумались, поразмышляли.)

– А что об этом сказано в тексте?

– Что возникает у вас в душе, когда вы слышите слово “счастье”? Назовите, какие слова “притягивает” это слово, слова-ассоциации.

– Как вы думаете, счастье – это краткий момент или длительное состояние?

– Можете обратиться ещё раз к тексту, в нём есть подсказка. (В тексте есть слова: миг, момент; значит, скорее всего, это небольшое время. Потому что счастье – это чувство высшей радости.)

– Как в тексте объясняется, что такое мечты?

– Попробуйте своими словами сформулировать, что такое мечты.

– Почему человек очень радуется, если добился того, о чём мечтал? (Человек ставит цель и прикладывает много усилий, чтобы достичь этой цели.)

– Обратите внимание, что цели человека бывают направлены и на него самого, и на других людей.

– С какими людьми больше дружат: с теми, кто нацелен на себя или на других? Почему?

– Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: ради чего человек живёт? А спрашивали ли вы об этом родителей, бабушек, дедушек, друзей?

– Рассмотрите рисунки на с. 32. Можно ли по ним объяснить смысл жизни этих персонажей? (Доктор Айболит лечит зверей; Лев, Страшила, Железный Дровосек, Элли и Тотошка помогают друг другу.)

– Из текста мы узнаем ещё одну точку зрения.

Работа с текстом «Ради чего живёт человек» на с. 32.

– Как вы понимаете значение выражения «смысл жизни»?

– Вспомним основной вопрос урока. (Ради чего человек совершает те или иные поступки?)

– Какой вывод мы можем сделать?

Один из возможных ответов таков: «Человек живёт, чтобы достигнуть своих целей, исполнить мечты».

– Давайте сравним свой вывод с авторским. («Каждый человек ставит перед собой цели, мечтает и стремится к счастью. Со временем среди многих целей выделяется главная – смысл жизни».)

Работа с высказываниями.

– Скажите, кто бы мог произнести такие слова:

«Для меня счастье, когда ребёнок здоров!» (Мама, детский доктор.)

«Для меня счастье, когда ученики готовы к уроку!» (Учитель.)

«Счастье, когда тебе дарят собаку». (Малыш из книги А. Линдгрен или любой человек, мечтающий о собаке.)

«Для меня счастье – банка варенья». (Карлсон.)

«Я счастлива, когда начинаются каникулы!» (Девочка-школьница.)

Работа в парах. 

– Расскажите друг другу в парах, что вы думаете о смысле жизни, можете привести примеры литературных героев, чьи мечты и стремления вам наиболее близки.

Блицопрос, обобщение.

– Внимательно слушайте и отвечайте одним-двумя словами на мои вопросы и высказывания:

«Их человек ставит для того, чтобы чего-то достичь». (Цели.)

«Девочка хочет получить пятёрку за урок. Это какая цель?» (Близкая.)

«Мальчик хочет стать президентом. А это какая цель?» (Далёкая.)

«Если девушка мечтает о новом платье, это цель для кого?» (Для себя.)

«Учёный работает над созданием нового лекарства. На кого направлена эта цель?» (На других.)

«Главная цель, ради которой человек готов действовать, развиваться, улучшать самого себя». (Смысл жизни.)

– «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл», – писал Альберт Эйнштейн. А что вы думаете об этом?

– Какие выводы вы сделали в ходе урока?

– Как вы думаете, с какой целью авторы учебника написали тексты, которые мы читали сегодня? Заставляют ли они о чём-то задуматься?

С.33 - выберите один из вариантов домашнего задания

6 мин.

5 мин.

3 мин.

4 мин.

18 мин.

1 мин.

3 мин.

2 мин

1 мин.

1 мин.

- выполняют практическую работу, высказывают свою точку зрения (Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД)

-выполняют практическую работу, высказывают свою точку зрения (Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД)

-отвечают на вопросы (Коммуникативные УУД)

- высказывают  мнения

(Познавательные УУД

Коммуникативные УУД)

- определяют тему урока

(Ради чего человек совершает те или иные поступки? Что такое счастье? В чем заключается смысл жизни?) (Регулятивные УУД)

- определяют задачи

(Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД)

- детям вспоминают счастливые минуты, изображенные на фотографиях, свои чувства и переживания в те моменты, рассказывают о них одноклассникам.

(Личностные УУД

Коммуникативные УУД)

-высказывают предположения, делают выводы (Познавательные УУД

Коммуникативные УУД)

- комментированное чтение текста (Познавательные УУД

Коммуникативные УУД)

- работа с текстом (Познавательные УУД

Коммуникативные УУД)

- отвечают на вопросы, опираясь на собственный опыт (Познавательные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД)

-делают выводы (Регулятивные УУД)

- выполняют продуктивные задания по теме урока (с. 33).

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД)

Дети высказывают свои мнения.

(Коммуникативные УУД

Личностные УУД)

- отвечают на вопросы, самооценка (Познавательные УУД

Личностные УУД

Регулятивные УУД )

- рефлексия (Познавательные УУД

Личностные УУД

Регулятивные УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 4 классе по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика»

Урок в 4 классе по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» по учебнику Е.И. Николаевой,  Е.Н. Петровой «Я в мире людей» Тема урока: Я в кругу друзей (1...

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. Счастье и смысл жизни .4 класс

Урок по модулю "Основы светской этики" раскрывает понятия "счастье" и "смысл жизни". Знакомит с новыми понятиями, создаёт условия для правильного представления о смысле человеческой жизни и счаст...

Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика»

Рабочая программа  ктп курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. КремлеваЭтот курс не только готовит учащихся к освоению в основн...

Конспект урока по основам духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.

Конспект урока по основам духовно-нравственной культуры народов России.Светская этика....

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. Толерантность.

Познакомиться с новыми терминами: терпение, терпимость, тактичность, бестактность, толерант­ность; научиться  различать значения  терминов;  уметь использовать  в устной  ...