Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. Толерантность.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Булашова Наталья Александровна

Познакомиться с новыми терминами: терпение, терпимость, тактичность, бестактность, толерант­ность; научиться  различать значения  терминов;  уметь использовать  в устной  речи при выполнении задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse_modul_svetskaya_etika_na_temu_tolerantnost.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Булашова Наталья Александровна

Район

Нижегородский

Место работы

МАОУ «Школа № 42»

Должность

учитель

Общая информация

Модуль

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.

УМК

Перспектива

Тема урока

Толерантность

Тип урока

ОНЗ

Цель, задачи

Создание условий для овладения  обучающимися знаниями о том, что такое толерантность для формирования УУД обучающихся

Необходимое оборудование

мультимедийное оборудование, презентация  

Дидактическое обеспечение

Учебник: Васильева Т.Д., Савченко К.В., Тюляева Т.И. «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Светская этика», образовательная система «Перспективная начальная школа», раздаточный материал для работы в группах, дополнительная литература, диск с записью песен о дружбе

Планируемые результаты  урока

  • личностные
  • устанавливать  связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;  определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в группах; оценивать  усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
  • предметные
  • познакомиться с новыми терминами: терпение, терпимость, тактичность, бестактность, толерантность; научиться  различать значения  терминов;  уметь использовать  в устной  речи при выполнении задания.
  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему; работать по плану, инструкции; высказывать свое предположение на основе учебного материала, пытаться предлагать варианты решения ситуации; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, словарях, компьютере; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/ незнания); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; проводить анализ учебного материала

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; выразительно читать текст.                             

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • Учебник «Основы духовно – нравственной культуры народов России»

Дополнительная

  • Книга Киплинга «Маугли»

Интернет-ресурсы

  • Интернет, сайты с материалом по данному курсу и по модулю «Светская этика»

ЭОРы

План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Формируемые УУД

(с указанием конкретных действий)

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Приветствие.  

-Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый Ваш класс!

И для меня уже награда

Вниманье добрых ваших глаз!

Садитесь, пожалуйста!

Сегодня наше занятие мы начнем со сказки. Что же это за сказка? Итак…

Узнай сказку по зачину.

«Было семь часов знойного вечера в Сионийских горах, когда Отец Волк проснулся после дневного отдыха…»

В прошлом году на уроке чтения мы читали эту сказку, вспомните, пожалуйста, главную мысль сказки «Братья Маугли».

 

Почему даже самые свирепые звери могли существовать рядом друг с другом?

Как называются правила, по которым жили звери в джунглях?

Сколько таких законов вы узнали?

Обучающиеся

приветствуют учителя

 

Ответы уч-ся (Маугли)

«Мы все одной крови»

Они соблюдали определенные  законы и правила.

Законы Джунглей.

Мы прочитали о четырех Законах

Метапредметные (УУД)

Регулятивные: осуществлять самоконтроль, овладевать умением прогнозировать.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Назовите первый «Закон Джунглей».

Назовите второй «Закон Джунглей».

Назовите третий «Закон Джунглей».

Перефразируйте Законы Джунглей, так чтобы их можно было использовать в обществе людей, среди норм для учащихся нашего класса

Учащиеся вспоминают сказку и Законы джунглей.

(Первый закон – нельзя врываться в чужой дом и устанавливать в гостях свои порядки.

Второй закон – правила поведения, принятые в обществе, нужно соблюдать всем.

Третий закон – в решении общих вопросов (правила игры, распределение ролей и т.д.) нужно учитывать мнение большинства (в ситуации спора осуществлять распределение ролей, выбор с использованием считалки)

Четвертый закон – нельзя сознательно обижать все окружающее живое (тех, кто чем-то отличается от нас внешне, тех, кто слабее). 

Метапредметные:

Познавательные:

-выполнять подбор слов

-обосновывать основание для выбора:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания\незнания)

  Регулятивные: осуществлять самоконтроль, овладевать умением прогнозировать.

   Коммуникативные: слушать и понимать речь других, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. 

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

-Как называют способность человека соблюдать все вышеперечисленные законы, мириться с чем-то неприятным и нежелательным ему?

-Вы правы в своих высказываниях. Такая готовность и способность человека мириться с чем-то неприятным и нежелательным называется терпение.

Для человека же, имеющего терпение, есть свой особый термин, свое название. Знаете ли вы этот термин?

На какие вопросы вы хотели бы получить ответы по этой теме?

 Сформулируйте задачи урока.

Высказывание предположений учащимися:

Послушание, покорность, терпение

 

Что нужно терпеть?

К чему может привести нетерпимость?

Как называют терпеливого человека?

Можно ли в себе воспитать терпимость?

Регулятивные УУД:

- обнаруживать и формулировать учебную проблему;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала, пытаться предлагать способ

  -осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку

деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять

границы знания/ незнания);

 - проводить анализ учебного материала.

 Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

 - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Чтобы ответить на все поставленные вами вопросы, проведем исследовательскую работу в группах. Для работы вам понадобятся карточки со словами и словарь Ожегова.

1 группа выбирает из предложенных вариантов карточек ответы на вопрос:

-Как поступают бестактные (не умеющие сдерживаться) люди?

2 группа:

-Что неприятно видеть в людях, наблюдая со стороны?

3 группа:

-Что нужно терпеть?

Ответ на вопрос 1-ой группы дает возможность охарактеризовать БЕСТАКТНЫХ людей (так их называют в обществе)

Ответ 2-ой группы говорит нам  о терпении.

Ответ 3-ей группы  указывает на то, что нужно терпеть.

Нам осталось ответить на последний вопрос. В этом нам поможет статья

Воспользуемся учебником на стр.

В календаре дат существует Международный День  Толерантности.

толерантность (в современный язык слово пришло из англ. tolerance) — готовность принимать поведение и убеждения, которые отличаются от собственных, даже если вы не соглашаетесь или не одобряете их.

ФИЗМИНУТКА

1 группа выбирает из слов (высмеивают, перебивают, жалеют, толкают, уговаривают, грубят, успокаивают объясняют)

2 группа выбирает из слов (неопрятного человека, радость других людей, чужую речь, плач, нищего, инвалида, баловника, взрослых)

3группа выбирает из слов (болезнь, любовь, старость, взрослых, речь, роскошь, бедность, нацию, издевательство, насилие, поведение, ощибки, внешность)

словарь Ожегова говорит о бестактных людях так:

……………………………..

Записывают в тетрадь определение бестактность (стр. учебника 43)

Терпение (стр.147)

Терпимость (стр.40)

Толерантным называют человека, который умеет быть внимательным и добрым, общаться с людьми, хорошо излагать свои мысли. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых. Надо чтобы каждый человек развивал свои способности, много знал и умел, чтобы мог стать полезным и нужным окружающим, нашей стране.

Личностные УУД:

Нравственно-этическая ориентация.

         Регулятивные УУД:

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Прогнозирование –предвосхищение результата.

Саморегуляция – способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий

        Познавательные УУД:

Логические – анализ, синтез, классификация, выведение следствий, рассуждения, доказательство, установление прич.-следст. связей, выдвижение гипотез

Коммуникативные УУД:

сотрудничества со сверстниками (цели, функции, способы)

Разрешение конфликтов

Управление поведение партнёра (контроль, коррекция, оценка его действий)

Умение полно и точно выражать свои мысли в соотв. с задачами и условиями коммуникации

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Вернемся к нашей сказке.

-Как писатель говорит о необходимости человека быть толерантным?

Устами своих героев  Киплинг  выражает мудрые мысли о смысле жизни, законах жизни, присущих в первую очередь людям.  

Образцами поведения служат животные. Они воспитывают из «человеческого детеныша» достойную и благородную личность, пусть и не понимающую человеческий язык, но сильную и непреклонную. Маугли уважает авторитет старших, в роли которых здесь выступают Балу, Каа и Багира. Он терпеливо выслушивает их наставления, старается во всем следовать советам мудрых животных. Кровожадный тигр Шерхан служит собирательным образом зла, он не уважает никого и ничего, кроме собственной силы. Лишь к нему Маугли не толерантен

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

«Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль Шерхана и выступить от его лица. Что вынудило его проявлять неуважение к окружающим?

«Сочини конец истории». Детям предлагается завершить предлагаемую историю. Придумать свое завершение проблемы отношений между животными, которые являются героями литературного произведения.

Личностные УУД:

Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

Смыслообразованиее, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные УУД:

Контроль в форме сличения способа действия и его результата              с заданным эталоном

Коррекция – внесение дополнений и корректив в план и способ действия.

Оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить

Саморегуляция – способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий

        Познавательные УУД:

применение методов информационного поиска в т.ч. с помощью  компьютера, структурирование знаний, выбор эффект. способа решения, рефлексия,  моделирование.

Логические – анализ, синтез, классификация, выведение следствий, рассуждения, доказательство, установление прич.-следст. Связей

Коммуникативные УУД:

Умение полно и точно выражать свои мысли в соотв. с задачами и условиями коммуникации   

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

-Давайте перейдем к последнему вопросу урока и задумаемся о  том, как в себе воспитать толерантность?

-Я вам предлагаю тест, дающий возможность задуматься. «Как поступить?» Выберите один вариант ответа. 

А) 0б

Б) 2б

В) 1б

МИНУТА ТИШИНЫ

1.В разговоре с одноклассником вы заметили, что он постоянно путает ваше имя. Как вы поступите?

а) перебью собеседника и строго скажу, что он неправильно ко мне обращается

б) спокойно напомню свое имя, когда придет моя очередь говорить.

 в) сам начну обращаться к собеседнику не по его имени.

2. Ты потерял деньги.

а) значит у меня их кто-то украл

б) понимаю, что сам потерял и никто в этом невиноват.

в) другой ответ

3.Как ты реагируешь на шутку, выпущенную в твой адрес?

а) выскажу обиду

б)постараюсь отшутиться

в) другой ответ

4. Я устал. Сижу в автобусе. Слышу громкий голос кондуктора, адресованный скорее всего мне: «Вот  молодежь, посмотрите, даже старикам теперь не уступают места!»

а молча встану, уступлю место.

б) не уступлю место и сделаю вид, что ничего не слышу.

в) встану, конечно, но буду объяснять ситуацию

- Подсчитайте свои результаты.

Если вы набрали 3 балла и меньше, то ты стоишь на пункте №1

- если набрал 4 и 5 баллов, то находишься на втором пункте

- если набрал 6-7 баллов, то ты в себе выработал толерантность.

Учащиеся высказывают предположения

Подсчитывают свои результаты и  получают план работы над собой!

Если ты стоишь на пункте №1, то скорее работай над собой и переходи к пункту№2.

Ты делаешь много усилий, чтобы задержаться на пункте №2 Значит, ты уже перешел в пункт №3. Молодец!

Деятельностный метод. Практическое задание, направленное на конечный продукт - памятку

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Какие из Законов Джунглей могли быть Законами жизни нашего класса?

(Первый закон – нельзя устанавливать в гостях свои порядки.

Второй закон – правила поведения принятые в обществе нужно соблюдать всем.

Третий закон – в решении общих вопросов (правила игры, распределение ролей и т.д.) нужно учитывать мнение большинства

Четвертый закон – нельзя обижать окружающих).

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

-Что на уроке вам больше запомнилось?

Понравилось?

Было трудным?

Очень нужным?

-Спасибо за урок!

Самооценка знаний и настроения по шкале

Личностные УУД

- оценивать  усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные УУД

Регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

-выделять и осознавать то, что уже усвоено

Коммуникативные:

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку

деятельности на уроке.

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и настроения.

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 4 классе по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика»

Урок в 4 классе по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» по учебнику Е.И. Николаевой,  Е.Н. Петровой «Я в мире людей» Тема урока: Я в кругу друзей (1...

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.Тема: «Счастье и смысл жизни»

Конспект урока, Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. (4-й класс)...

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. Счастье и смысл жизни .4 класс

Урок по модулю "Основы светской этики" раскрывает понятия "счастье" и "смысл жизни". Знакомит с новыми понятиями, создаёт условия для правильного представления о смысле человеческой жизни и счаст...

Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика»

Рабочая программа  ктп курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. КремлеваЭтот курс не только готовит учащихся к освоению в основн...

Конспект урока по основам духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.

Конспект урока по основам духовно-нравственной культуры народов России.Светская этика....