Открытый урок по ОРКСЭ
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Пузина Ольга Александровна

Технологическая  карта  урока  по учебному модулю «Основы светской этики»

Учитель МБОУ Племзаводской СОШ - Пузина О.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_semeynye_prazdniki_4_klass.docx36.87 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта  урока  по учебному модулю «Основы светской этики»

Учитель МБОУ Племзаводской СОШ - Пузина О.А.

1. Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Семейные праздники.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

ознакомить учеников с государственными, народными, религиозными и календарно-обрядовыми праздниками; учить культуре поведения в гостях;  развивать умение общаться с членами семьи, знакомыми; воспитывать интерес к народным традициям.

П. Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи.

Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме.

Способность к анализу и синтезу информации.

Смысловое чтение.

Выбор способов решения этических задач.

Р. Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Итоговый и пошаговый контроль по результату.

Способность к прогнозированию и оценке своего  поведения на основе этических категорий.

К. Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Умение работать в команде.

Умение определять общую цель и достигать ее.

Формирование у учащихся отношения  и ценности к семейным праздникам, традициям. Поддерживать дружеское взаимоотношение в семье, умение планировать семейный праздник, соблюдать праздничный этикет.

Цель урока

Расширение представлений о понятии «семейный праздник».

Проанализировать жизненные ситуации с позиции нравственности.

Познакомить учащихся с различными семейными праздниками и традициями.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Праздник, семейный праздник, этикет, семейные традиции, подарок, подарок, сюрприз, символ.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Компьютер, проектор, экран, электронная презентация.

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

О.Бундур «Воскресенье» Е.Г.Новичихина «Два брата»

Репродукция картин А.В.Маковский «Праздник Светлой Пасхи»,

К.Е.Маковский «Поцелуйный обряд». Мультфильм «День рождения бабушки».

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

 Оргмомент

5 мин

Целепологание

Здравствуйте ребята!

Итак, с помощью цветных квадратиков  мы с вами  создали 3 группы.

- Наш урок мы начнем с улыбки. Пожалуйста, улыбнитесь друг другу. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду и беспокойство. Забудьте о них. Вдохните свежесть утра, тепло солнечных лучей. Желаю вам хорошего настроения.

Я чувствую, что вы готовы трудиться. Я уверена, что услышу искренние, хорошие ответы, и наш труд будет плодотворным.

Звучит песня «Сюрприз»  

Сегодня наш урок начался несколько необычно. Кто из вас знает значение слова сюрприз? Правильно, сюрприз- это неожиданный подарок.

А когда дарят  и принимают подарки? ( на праздники)

Вы посмотрели ряд слайдов, к каким праздникам относятся эти слайды?

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока ( Семейный праздники)

Что бы вы хотели узнать на этом уроке.

(Узнать какие бывают праздники? Откуда они появились? Как отмечаются разные праздники? Чем отличаются? Какое значение имеют?) 

Познавательные УУД: овладение

мыслительными

действиями: анализом, синтезом, обобщением, сравнением.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут

-Попробуйте сами объяснить понятие «праздник»?

 Работа со словарём :

Найти определение слову праздник.

Словарь Ожегова С.И.  Праздник,   — 1. День торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. 2. Выходной, нерабочий день. 3. День, особо  отмечаемый обычаем или церковью. 4.  День радости и торжества по поводу чего-либо. 5.  День игр и развлечений.

Т.е. Праздник (ср. однокоренным словом «праздный» — свободный, не занятый) — день, в который по традиции  принято радостно проводить время, устраивать церемонии, вечеринки, застолья. Запишите определение в тетрадь

Работа с учебником:

Как возникли праздники? Откройте учебник на с.58 и прочитайте 1 обзац.

Так как же возникли праздники? ( ответы детей)

- Какие бывают праздники? ( Дети перечисляют)

-На какие три группы можно разделить все праздники? Откройте презентацию, которая называется « Праздники» и прочитайте информацию  на 1 слайде.

-На какие три группы можно разделить все праздники?

(Праздники делятся на государственные, религиозные  и семейные.)

Задание: на втором слайде « Закончи определение» ( работаем , вписываем названия праздников)

 государственные

«Этот день торжества, установленного в честь какого-то события. Такие праздники устанавливаются правительством и отмечены в календаре красным цветом. Вся страна в этот день отдыхает, и такие праздники называются  государственными».

  религиозные

«Это особо почитаемый церковью день в честь какого-то святого или события из библейской истории. В этот день во всех храмах или мечетях проходят службы. Верующие люди приходят в храм. Перед особо важными праздниками люди соблюдают пост, проводят долгие часы в молитве. Такие праздники называются (религиозными)».

 семейные

«Этот день радости и торжества по случаю важного события. Это может быть и ваш день рождения, и день свадьбы. Эти праздники отмечаются дома в кругу семьи, близких и родных людей» (семейные).

Задание: В рабочем листе  написать в таблицу по 5 праздников, выбирая из 3 слайда.

Проверяем…

-Что же такое семейный праздник?

-Кто может быть героем семейного праздника?

-Кого объединяет?

- Семейный праздник –  это праздник,  созданный в конкретной семье по поводу событий, произошедших в ней, посвященный членам этой семьи и объединяющих  их.

Наши бабушки и дедушки, наши родители, сестры, братья – это самые близкие люди, те, кто дарят нам свое тепло, свою заботу.

Задание: Ребята, а как вы думаете, есть ли пословицы и поговорки о семье. Каждой группе нужно сложить пословицы. ( объясним  по 1 пословице)

Семья без детей,

 что цветок без запаха.

Вся семья вместе,

так и душа на месте.

Семья сильна,

когда над ней крыша одна.

 Укрепить семейные отношения и выразить близким людям свою любовь и благодарность помогают семейные праздники.

К. Решетняк читает стих « Семейные праздники»

Семейные праздники- лучшие в мире

Семейные праздники- лучшие в мире.
Вкуснейшие запахи вьются в квартире.
И в сборе вся наша большая семья.
От счастья порхаю и радуюсь я.

И мама, и папа сегодня со мной.
У них наконец наступил выходной.
И дедушки, бабушки все уже тут.
По дому витают покой и уют.

Неспешно все мы говорим обо всем.
Играем и шутим, и песни поем.
Почаще хотелось нам вместе бывать.
Такая была бы тогда благодать.©

Учит. -В России главные семейные праздники во многом схожи с  семейными традициями  других стран: дни рождения, именины, крестины, свадьбы, юбилеи.

 Прекрасным примером любви и верности в семье является повесть о Петре и Февронии.

Рассказ учащегося. ( Мазниченко Р.)

Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь Павел. И был у него младший брат Петр. Повадился ходить к княгине блудный змий. Петр убил змия, но во время битвы кровь из раны чудища попадает на кожу Петра и тот заболевает. И никто из лекарей помочь ему не может. Только в селе Ласковое нашли молодую, красивую и мудрую девушку Февронию. Она и спасла князя от тяжелой болезни. Что было дальше? Конечно же, они полюбили друг друга, поженились, и стала крестьянка княгиней. И все было хорошо. Только вот бояре не смогли смириться с тем, что ими правит крестьянка. Предложили бояре Февронии взять, что угодно и уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга не хотела. Петр, узнав о том, что его хотят разлучить с любимой женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание. Но вскоре в Муроме начались несчастья, дошло до кровопролития. И попросили послы вернуться Петра и Февронию. Жили они долго и счастливо. И умерли в один день. И положили их в разных гробах, хоть и завещали они похоронить их вместе. Однако чудесным образом их тела оказались вместе. Дважды пытались их разложить по разным гробам. Но чудо повторялось. Так и похоронили их вместе. День памяти Петра и Февронии отмечается церковью с 1547 года, а с 2008 года стали отмечать всероссийский День семьи, любви и верности 8 июля. У праздника появился свой символ - ромашка.

( раздаю ромашки)

Игра « Аплодисменты»

Встаньте, те:

- кто похож на маму?

Аплодисменты!

- кто похож на папу?

Аплодисменты!

- кто скучает по родителям, уезжая из дома?

Аплодисменты!

- в чьей семье занимаются спортом?

Аплодисменты!

- у кого нет секретов от родителей?

Аплодисменты!

- к кому приходят друзья в гости?

Аплодисменты!

-кто помогает родителям по дому?

Аплодисменты!

- кто любит свою семью, дорожит ей!

Аплодисменты!

Ребята, а какие семейные праздники отмечаются в ваших семьях?

-Как они проходят?

-Как к ним готовитесь?

-Какие семейные праздники у вас самые любимые?

. Как провести семейный праздник?

Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю обсудить   мультфильм «День рождения бабушки», который мы с вами посмотрели заранее в целях экономия времени. 

- С чего начинается мультфильм?  

- Следовательно, празднику предшествует подготовка.

 -  Трудно ли было мальчику подобрать подарок для бабушки? Почему? Хороший подарок получила бабушка от внука? От других гостей?

- И вот наступил праздник. Как он проходил?  

- Танцы были запланированы? Как еще можно было веселиться?

- Как было украшено помещение? Как еще можно украсить праздник?

- Как вы думаете, всем ли понравился этот день рождения?  

Сделаем выводы и оформим в виде схемы.

Семейный праздник состоит из трех этапов. На первом этапе нужно подготовить подарок, сценарий праздника, угощение и украшение места, где будет проводиться мероприятие. Второй этап – проведение праздника по сценарию. Третий этап – подведение итогов.

                   

                Семейный праздник

Подготовительный                                   Подведение                          

              этап                Проведение               итогов

                                      праздника

1.угощение

2.подарки

3. украшение

4. сценарий

 Игра « Подарки»

Я буду  читать текст, а  вы будете изображать все движения:  

«У нас  был семейный праздник. Маме гости подарили удобную мясорубку. Папе подарили инструменты, среди которых был молоток. Брату подарили лыжи,  он теперь катается. Бабушке подарили сувенир, который улыбается и кивает головой в разные стороны, а мне подарили куклу, которая говорит «Всем привет!»

Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.

Учит. Как выбрать подарок, что может испортить праздник,  эту информацию вы найдете в учебнике на с.59. ( последние 2 абзаца)

-Как выбрать подарок?

- Какие подарки вы любите получать?

-Какие подарки вы любите дарить?

- Как вы думаете, чем можно испортить праздник? Должны ли быть правила поведения на празднике?  

Регулятивные УУД: «Сбор информации».

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии

Познавательные УУД: «Прием информации».

Личностные компетенции:

«Позитивная установка».

Познавательные УУД: «Рефлексия» в малой группе.

Регулятивные УУД:

«Сбор информации».

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

12 минут

 Учитель: Сейчас мы с вами составим памятку дарителя. Выберите  ( обведите в кружок) то, что вы считаете важным при выборе подарка.(Составление памятки дарителя).

  1. Не надо долго думать о подарке, подари то, что у тебя лишнее.
  2. Подарок надо выбирать заранее.
  3. Прежде чем выбрать подарок  какому-либо человеку, подумай, что он любит и чем интересуется.
  4. Положи подарок в карман и иди в гости.
  5. При выборе подарка надо учитывать возраст и пол (мальчик или девочка, мужчина или женщина) человека, которому собираешься сделать подарок.
  6. Подарок  не надо готовить по заказу – он должен быть неожиданным.
  7. Посоветуйся со своим выбором  с  взрослыми.
  8. Попроси взрослых помочь тебе выбрать подарок для друга (или подруги).
  9. Расскажи всем, какой подарок ты готовишь для товарища.
  10.  Подарок не должен быть очень дорогим.

     11. Вручая подарок, расскажи, скольких трудов тебе стоило это сделать.

     12.Подарок должен быть красиво упакован.

     13.  Подарив, не требуй ничего взамен и не напоминай о подарке.
    14.   Вручая подарок, не скрывайте своего огорчения по поводу утраты            такой замечательной вещи.

Учитель: Мне хочется подарить вам эти памятки, чтобы вы помнили,  что выбрать и подарить подарок – большое  искусство.

( проверьте, правильно ли вы составили памятки?)

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

7 мин

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

Познавательные УУД:  анализ, синтез, обобщение, сравнение; рефлексия.

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам. Домашнее задание.

Формируемые УУД

6 минут

Каждая группа  составит синквейн в рабочих листах по схеме.

  1. ПРАЗДНИК

2 .Праздник СЕМЕЙНЫЙ, ВЕСЕЛЫЙ.

3.Праздник семью УКРЕПЛЯЕТ, СОХРАНЯЕТ, РАДУЕТ.

4. Я люблю праздники!

5. Веселье.

Итак, что же получилось?

Ребята, а что же является главным атрибутом семейного праздника? ( торт или пирог)

Сероштанова А.

Учитель: Сохранился  ли этот обычай до наших дней?

 Вот наш урок уже подошел к концу. Надеюсь, вы готовы поделиться своими впечатлениями о нем.

Используйте слова : « Сегодня я узнал…

Мне было интересно…»

Активно работали на уроке….

Интересны были высказывания…

Вы, несомненно, узнали много нового. Не забудьте, придя домой, рассказать об этом  родителям.

Дома вы продолжите работу по теме семейные праздники и подготовите проект на одну из предложенных тем:

1.Традиции моей семьи.

2.Пословицы, поговорки, загадки о семье и праздниках.

3.Праздники разных народов.

 Учитесь дарить и принимать подарки. Пусть в вашей жизни будет много праздников, ведь они  несут  нам радость общения с ближними.

                                       Желаю вам не знать жестоких бед,

Чтоб жизнь текла спокойною рекою,

                                В учебе – много творческих побед!

     А семьям вашим – мира и покоя!

Ребята, мы с вами тоже школьная классная семья и поэтому украсим торт шариками. Если вам понравился урок, то красными шариками, если не понравился , то желтыми.

Познавательные УУД: «Визуализация понятия».

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по ОРКСЭ модуль ОПК тема "Монастыри".

Конспект открытого урока по ОРКСЭ модуль ОПК тема "Монастыри"...

открытый урок по ОРКСЭ

ПРЕЗИНТАЦИЯ К УРОКУ...

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРЕЗЕНТАЦИИ ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОРКСЭ

париложение  к презинтации открытый урок по ОРКСЭ...

Открытый урок по ОРКСЭ "Отношение христианина к природе".

Разработка урока по основам религиозной культуры и светской этики на тему "Отношение христианина к природе".К   конспекту урока прилагается презентация....

Разработка открытого урока по ОРКСЭ "Милосердие"

Сценарий урока по духовно-нравственному воспитанию...

Конспект открытого урока по ОРКСЭ "Паломничества и святыни"

Цель урока:Познакомить учащихся с главными святынями мировых религиозных культур.Введение новых понятий и терминов- паломник, паломничество, реликвия, мощи, хадж, накхор.Формировать навыки самостоятел...