Урок ОРКСЭ (модуль "Светская этика" на тему "Нравственные идеалы"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Данный  урок направлен на освоение темы "Нравственные идеалы. Богатыри" в рамках ОРКСЭ (модуль «Светская этика») в 4 классе.

Цель урока: на примере русских богатырей показать образцы нравственности и примеры для подражания как внешние, так и внутренние. Посредством былин и образов богатырей вызвать у детей желание стремиться к нравственным идеалам.

Эти воины отличались недюжинной силой, особым складом ума, но при этом оставались добрыми и стремились всем помочь. Сейчас тоже есть такие же добрые люди. Копировать их поведение не обязательно, но стать для нас нравственным идеалом, они могут. 

  Интересный материал и презентация помогут детям разобраться в этой непростой теме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennye_idealy.docx13.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Нравственные идеалы. Богатыри» (урок 24)

Модуль: «Основы светской этики»

Цель: воспитание уважения к историческому прошлому земли русской.

Задачи:

1. Дать детям представление о   нравственном образе  богатыря.

2. Пробудить в ребёнке любовь к Родине  и желание быть её защитником,  воспитывать    мужество, справедливость, доброту;

3.Познакомить обучающихся с понятием «правила честного поединка»,  на примере образов русских богатырей, солдат-защитников Отечества.

4.Воспитывать у  обучающихся  нравственно – эстетические чувства;

развивать воображение, кругозор, эрудицию младших школьников, развивать у детей умение слушать, умение осмыслить его и выделить главную мысль

Виды деятельности:   работа в  группах, беседа, чтение и анализ учебного текста, лексическая работа, работа с иллюстративным материалом, творческая работа с текстом,  просмотр отрывка из мультфильма, слушание музыкальных произведений, самостоятельная работа с источником информации.

Основные термины и понятия: богатырь, правила честного поединка.

Оборудование: презентация, мультимедиа проектор,  рабочие листы (Приложения 1,2).

Ход урока

Этап урока

Содержание урока

1. Организация деятельности учащихся

 Ребята, здравствуйте.

 Покажите мне свои глазки. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.

 Закройте глазки. Представьте себя красивым цветком, который растет на большой поляне, и теплый летний ветерок играет с его лепестками. Красивое солнышко украшает цветок блеском золотистого цвета. Сделайте глубокий вдох, а на выдохе пропойте звук "Оооооооо ...".   Я вам желаю удачной работы.

2. Актуализация знаний, целеполагание

         Слайд № 2 (звучит музыка)

Послушайте внимательно музыку.

Ответьте на  мои вопросы. Слайд №3  

Как называется инструмент, на котором играет исполнитель? (Гусли)
Что исполняется? 
(Былина – особая песня, рассказывающая о героических событиях, которые произошли давным-давно).
Как называют   человека, который пел былины  в древней Руси?
(Боян – древнерусский певец и сказитель)

 О ком сказывалось в  этой былине? (О  богатыре  Илье Муромце.)
 Как вы думаете, о   ком будем говорить сегодня  на уроке? (О богатырях)

Слайд №4

 Правильно. Ребята,  cегодня на уроке вы узнаете  какими были богатыри, и есть ли они в настоящее время, а также о  правилах честного поединка.

3. Поиск решения

 Вслушайтесь в слово “богатырь”. 
Предположите, от какого слова оно произошло? 
(Свободные высказывания детей)

Оказывается слово  богатырь произошло от слова – “богатый”, “ходит под Богом”, “Богом данный дар”.

 Какой   же дар дан каждому из богатырей?

Работать на уроке  будем в группах. А для этого  вспомним правила работы в группе.  Слайд № 5.

Работа с картиной. (Слайд 6.)

 Обратите внимание на картину В. М. Васнецова.  Над этой картиной Виктор Михайлович работал около 25 лет.

Восстановите текст и найдите ключевое слово, характеризующее богатыря. (Приложение 1)

1-я группа. Илья Муромец.
2-я группа.  Добрыня Никитич.
3-я группа. Олег Попович.

Вывод: Илья Муромец – сила,  Добрыня Никитич – ум, Олег Попович – доброта. Всё вместе делает человека поистине богатым. Смелость, мужество, находчивость, сила духа и физическая сила богатырей не раз спасали Россию от иноземных захватчиков. Картина убеждает нас в том, что русская земля сильна и могущественна и  никакой враг ей не страшен. На картине изображены былинные богатыри, но мы воспринимаем их как живых людей. Художник прославляет защитников Родины. Васнецов хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились.

Такую картину мог создать человек, который очень любил свой народ, свою историю. Картина заставляет людей волноваться, переживать самое хорошее чувство – чувство гордости за Родину. Васнецов утверждает своей картиной, что богатыри земли Русской всегда готовы:

Стать за честь Родины против недруга,

     За Отчизну в нужде сложить голову.

 А каких ещё вы знаете богатырей?(высказывания детей)

Микула Селянович – легендарный пахарь, олицетворяющий силу русского народа.

Никита Кожемяка – богатырь – скорняк (мастер по меховым и кожаным изделиям.

Святогор – богатырь силы великой, ростом выше леса, головой упирается в облака. Земля – матушка еле его могла носить. Он не ездил на Русь, а жил на высоких Святых горах. Когда он ездил, земля тряслась, леса колыхались, реки выходили из берегов. У него был меч – кладенец, который он в одной их поездке и отдал Илье Муромцу.( для сведения – И. Муромец помещался в карман Святогору).

Работа с учебником.

Огромная заслуга богатырей в том, что они ввели определенные правила в применении силы, провозгласили правила честного поединка.

- Какие же это правила? Как вы думаете?

 - Откройте учебник на странице 51,  найдите  и прочитайте эти правила.

 - Вы согласны с ними?

Работа в группах  Слайд № 7. 

Вспомните  «Золотое правило нравственности» и выработайте свои правила честного поединка (Приложение 2)(Озвучивание  правил).

Слайд № 8. Соблюдение этих правил подчеркивало высокие  нравственные качества воинов.

4. Физкультминутка

 

Слайд № 9. Просмотрите отрывок из мультфильма «Ослябя и Пересвет».

– Соблюдали  ли воины Пересвет и Чулубей правила честного поединка на Куликовом поле? (Обмен мнениями)

Слайд № 10.

Ребята, как  вы,  думаете, во все ли времена на земле русской жили богатыри?

 

Кто этот воин? Чем он знаменит? Слайд №11

Князь Александр Ярославич – один из наиболее почитаемых и любимых в народе героев  защитников земли Русской.  Он со своей дружиной одержал победу над щведскими войсками на реке Неве, за что и получил имя – Александр Невский... А ещё он разбил немецких рыцарей на льду Чудского озера, освободив Новгородские земли.
– Прослушайте отрывок  из кантаты “Александр Невский” С. Прокофьева “Вставайте, люди русские!”
 Выберите слова, которые характеризуют музыку с учебника,  cтраница 51.
– Можно ли Александра Невского отнести к богатырям Земли русской? Почему? (Высказывания детей)
– Кого бы вы еще отнесли к богатырям Земли русской? Почему? (Выслушивается  ответов)

Так , кого же можно называть богатырем? (Смелого, сильного, умного, доброго человека, который защищает свою родину)

 

 Как  вы,  думаете, какой смысл сегодня  вкладывают в слово «Богатырь»?

 Назовите современных богатырей. (Обмен мнениями)

Слайд №12.

Во все времена люди русские готовы встать на защиту своей родины. Вот как об этом написал поэт Иван Никитин

Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!  
(И. Никитин. Русь)

 5. Рефлексия

Слайд №13   Работа в группах

Составьте синквейн со словом  «богатырь».

Учитель: Каким  перед вами предстаёт  нравственный образ богатыря ? (Дети зачитывают свои синквейны)
– В  наши дни мы можем  сказать такие слова: "Есть еще на Руси, кому постоять за землю Русскую!"?
– Ребята, в заключение нашего урока, мне хочется пожелать вам стать такими же доблестными, преданными Родине, настоящими защитниками Отечества, о каких вы узнали сегодня на уроке.

6. Домашнее задание

Стр. 51 прочитать, ответить на вопросы

  • Есть ли в легендах и мифах Древней Греции герой, равный по силе и своим подвигам русскому богатырю Илье Муромцу?
  • Назовите современных богатырей. Почему вы считаете, что он богатырь?
  • Если мальчик в вашем окружении, которого можно назвать богатырем? Какими качествами он обладает?

Приложение 1

Работа в группах

Первая группа  

  В центре на  вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он кряжист и ____________, как вековой лес, окружавший его с детства. Славный богатырь. Мощь, __________ и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой». Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону________. «Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля». Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Илья один __________полчища татар, осадивших Чернигов. Побеждает он и Соловья разбойника, от которого стонала русская земля.  Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет. Любит богатырь Родину и ________ служит ей.    

Слова для справок: могуч, сила, врага, побеждает, честно.

Вторая группа

По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич , в соответствии с былинами представителен и___________. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его_________, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные___________, требующие изворотливости ________и дипломатического такта. Добрыня Никитич – это верный  товарищ Ильи Муромца . Народ чтил  в Добрыне___________________________ Добрыня –меткий стрелок , он вежлив, добр, ненавидит притворство и  хамство, хитрость, ложь. 

Слова для справок: величав, знания, поручения, ума, ум и находчивость.

Третья группа  

Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он____________, большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены__________.  Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет. Лукава усмешка на его губах, вот сейчас запоет песню на всю степь. Вооружен он скромнее. Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове. Алеша Попович – ,_______ статен, красив, умен ,  сподвижник Ильи и Добрыни Никитича в защите Отечества, он беспощаден к своим врагам.

Слова для справок: "душа-парень", гусли, добр.

Приложение 2.

Работа в группах

Задание: Вспомните «Золотое правило нравственности» и выработайте свои правила честного поединка.

Правила честного поединка.

Разрешено:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Запрещено:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта урока ОРКСЭ. Светская этика."Мораль и культура"

Представлен ход урока по учебному курсу ОРКСЭ. Светская этика...

Урок ОРКСЭ. Светская этика «Добродетель и порок»

Тема "Добродетель и порок" расчитана на два урока. Презентация прилагается....

Урок ОРКСЭ по теме "Нравственные идеалы"

Былины, богатыри, пословицы и поговорки, тест, презентация...

Урок ОРКСЭ (светская этика) "Добро и Зло"

Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло —  с тьмой, тёмным, чёрным....

Урок ОРКСЭ (светская этика). В гости к дедушке Этикету. (Простые школьные и домашние правила этикета)

Урок ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) 4 класс. Тема "Этикет". Урок № 3 (9)...

Урок ОРКСЭ. Светская этика

Урок ОРКСЭ. Светская этикаКласс: 4 Тема урока: «Милосердие» Цель урока:формирование  этических  норм  поведения  в  общении друг  с  друго...

Урок ОРКСЭ Светская этика. Ценность рода и семьи

Конспект урока по теме "Ценность рода и семьи"...