Урок ОРКСЭ Светская этика. Ценность рода и семьи
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Марцинкевич Мария Александровна

Конспект урока по теме "Ценность рода и семьи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Марцинкевич Мария Александровна

Тема: Ценность рода и семьи

Цель: Осознание ценности рода и семьи в жизни человека; формирование позитивного опыта семейных отношений

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Познакомить с ценностью семьи в современном мире.
  • Учить культуре поведения

  • соблюдать нравственные нормы поведения в семье,  заботливо относиться к младшим, уважать старших;        
  • различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков.

Регулятивные универсальные учебные действия:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

• контролировать процесс и результаты своей деятельности;

• сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;

Познавательные универсальные учебные действия:

• осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;

• осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал);

• осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;

Коммуникативные универсальные учебные действии:

• аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);

• сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.

• понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого, внимательного отношения между её членами;

• знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение;

• стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах).

Цель урока

Формирование  осознанного  отношения к семье, знакомство с семейными традициями.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Ценности, духовность, добро, любовь, семья, род, милосердие, семейные традиции.

Организационная структура урока

Этап 1. Самоопределение к учебной деятельности 

(Организационный этап).

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Современные образовательные технологии (СОТ).

Формируемые УУД

Здравствуйте, сегодня урок Светской этики проведу у вас я, меня зовут Мария Александровна.

Скажите шепотом, как вас зовут

Я предлагаю парам подойти к нашему дереву и снять себе листочки. К этим листам мы обязательно вернемся.

Подходят парами, снимают по листочку с дерева, садятся на места

Технология сотрудничества.

Самоопределение Смыслообразование

Этап 2. Постановка темы, цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Современные образовательные технологии (СОТ).

Формируемые УУД

На столе фотоальбом и дерево.

 Посмотрите, что вы видите? Как вы думаете, что может объединять эти предметы? Кто догадается, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

Сегодня мы будем говорить о семье, о значимости семьи в нашей жизни. Тема нашего урока “Ценность рода и семьи”.

Какие из этих понятий более знакомы вам, какие менее?

У себя на партах вы видите карточки, давайте попробуем в парах собрать из них предложение.  

Одна пара работает на доске.

 Что у вас получилось, прочитайтеСчастлив тот, кто счастлив у себя дома. Л.Н.Толстой

Это высказывание Льва Николаевича Толстого. Как вы думаете, что оно означает? Согласны ли со словами писателя? Почему? В конце урока мы с вами убедимся в правильности этих слов.(наших предположений).

Ответы детей, формулирование темы, целей, задач урока.

Работают с карточкой, составляют предложение

Высказывают свои предположения.

Интерактивное обучение: мнемотехника (формулирование у учащихся образной памяти).

Информационно-коммуникационные технологии: презентация.

Проблемное обучение.

Педагогика сотрудничества.

Личностные: Смыслообразование Самоопределение.

Познавательные УУД:

выдвижение гипотез и их обоснование формулирование познавательной цели.

Коммуникативные УУД:

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).

Регулятивные УУД:

Целеполагание Планирование Прогнозирование

Этап 3. Актуализация знаний.

Время

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Современные образовательные технологии (СОТ).

Формируемые УУД

4 мин

Работа в парах  по учебнику со словарем.

- Ребята, что означают слова: род, семья, любовь?

Найдите определение этих слов в словаре в конце вашего учебника и запишите на своей карточке.

Физминутка.

Работа со словарем в конце учебника.

Ответы детей.

Проблемное обучение.

Педагогика сотрудничества.

Здоровьесберегающие технологии.

Личностные:

Нравственно-этическое оценивание.

Стремление участвовать в коллективной работе (парах);

Познавательные УУД:

моделирование анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) подведение под понятие, выведение следствий построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД:

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Регулятивные УУД:

Целеполагание Планирование Контроль Коррекция Оценка

Этап 4. Работа по теме урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Современные образовательные технологии (СОТ)

Формируемые УУД

На слайде открывается слово «любовь»

Прочитайте определение, которое вы выписали. Что такое любовь? Что связывает членов одной семьи? Где любят просто так? За что любят в семье, за хорошие качества? А если вы совершите нехороший поступок, ошибку, вас перестанут любить?(подвести к тому, что в семье любят просто так, за то, что ты есть)

На слайде открывается слово «семья»

Прочитайте определение слова «семья», которое вы написали

Все ли семьи одинаковые? А чем они отличаются? Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?

В России отмечают День семьи, любви и верности с 8 июля 2008 года. Кто -нибудь знает, что стало его символом, какой цветок? (ромашка)

У вас на столах лежат ромашки.

Почему именно эти цветы лежат у вас на столах?

Что означают лепестки у ромашки, как вы думаете?

Подпишите на лепестках ромашки членов ваших семей (мама, папа, бабушка, дедушка)

Что будет обозначать сердцевинка цветка? (семья)

Запишите на обратной стороне лепестков слова, которые вы посвятили бы своей семье. У каждого свои представления о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?

Если семья это цвет, то раскрасьте сердцевинку тем цветом, в который можно «окрасить» вашу семью.

Если семья это геометрическая фигура, то какая? Нарисуйте в серединке ромашки.

Покажите.

У каждого человека должен быть дом, семья, родня. Семья дает человеку  жизнь, любовь, заботу.

Как называются люди, объединенные одной семьей? (Родственники, родные.) Обратите внимание, у этих слов общий корень, какой?

На слайде открывается слово «род»

Какое же определение у этого слова?

Посмотрите на слайд. Что видите? (Дерево). 

Всё живое на земле имеет свои истоки, своё начало. Начало дерева – (его корни), начало реки – (ручеёк.) А истоки человека –это его семья, где он родился, его РОД.

В жизни каждого человека есть свое дерево. Оно называется «родословным деревом» или, еще торжественнее, «древом». Родословное древо — что это значит?

Вдумаемся в это словосочетание: древо, несущее слово о роде, т. е. рассказывающее об истории рода, семьи.

На ваших карточках даны слова, нужно найти среди них однокоренные и соединить их со словом РОД. Напомните, что такое однокоренные слова? (общая часть слова и лексическое значение)

Какие слова являются однокоренными? Лишними?

Что же такое род?

Дети читают определение.

Ответы детей.

Дети читают определение.

Рассматривают и обсуждают рисунки.

Выполняют задание.

Ответы детей

Ответы детей

Работа в парах на карточках.

Ответы детей

Информационно-коммуникационные технологии: презентация.

Интерактивные технологии (парная работа).

Проблемное обучение.

Педагогика сотрудничества.

 Личностные:

Нравственно-этическое оценивание Самоопределение Развитие навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками.

Познавательные УУД:

построение логической цепи рассуждений анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) подведение под понятие, выведение следствий установление причинно-следственных связей построение логической цепи рассуждений доказательство выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные УУД:

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Регулятивные УУД:

Целеполагание Планирование Коррекция

Этап 5. Включение  в систему знаний и повторение

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Современные образовательные технологии (СОТ)

Формируемые УУД

Что такое семья?

Что такое род?

Как связаны между собой понятия род, семья, любовь?

В чем ценность семьи в современном мире?

Что вы можете сделать, что ваша семья была крепкой? А от кого зависит счастье и благополучие семьи? На листиках, которые вы сняли с дерева в начале урока, вы видите предложения, куда нужно вписать слова, значение и ценность которых мы разбирали сегодня на уроке.

Мы с вами начали урок со слов Л.Н. Толстого. Что вы теперь можете сказать? Согласны ли вы с писателем? Если вы с товарищем согласны с высказыванием Л.Н. Толстого, прикрепите свои листочки на наше Родовое древо.

Беседа, работа в парах.

Групповые технологии.

Педагогика сотрудничества.

Личностные УУД:

Нравственно-этического оценивания Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения 

Познавательные УУД:

Умение использовать различные способы , сбора, обработки, анализа, интерпретации и передачи информации Владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений

Коммуникативные УУД:

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) Умение определять общую цель и пути ее достижения

Регулятивные УУД:

Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка

Этап 6. Рефлексия.

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Современные образовательные технологии (СОТ)

Формируемые УУД

Закончить урок я хочу такими словами:

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На это милой всем земле.

Эмоциональная рефлексия

Мне больше всего понравилось...,

У меня лучше всего получилось...,

Я расскажу родителям о том, что....

Проводят самооценку усвоения знаний, рефлексию.

Педагогика сотрудничества.

Личностные УУД:

умение оценивать себя.

Познавательные УУД:

умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта урока ОРКСЭ. Светская этика."Мораль и культура"

Представлен ход урока по учебному курсу ОРКСЭ. Светская этика...

Урок ОРКСЭ. Светская этика «Добродетель и порок»

Тема "Добродетель и порок" расчитана на два урока. Презентация прилагается....

Урок ОРКСЭ (светская этика) "Добро и Зло"

Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло —  с тьмой, тёмным, чёрным....

Урок ОРКСЭ (светская этика). В гости к дедушке Этикету. (Простые школьные и домашние правила этикета)

Урок ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) 4 класс. Тема "Этикет". Урок № 3 (9)...

Урок ОРКСЭ. Светская этика

Урок ОРКСЭ. Светская этикаКласс: 4 Тема урока: «Милосердие» Цель урока:формирование  этических  норм  поведения  в  общении друг  с  друго...

Конспект урока ОРКСЭ «Светская этика» в 4 «б» классе МБОУ «СОШ №7», г.Реутов, Московская область

Тема урока: «Жизнь человека священна.» Разговор пойдет о таком важно понятии, как жизнь человека. О том как к ней надо относится....

Конспект урока ОРКСЭ «Светская этика» в 4 «б» классе МБОУ «СОШ №7», г.Реутов, Московская область Учитель: Костенко Е.Н.

Тема: « Уметь понять и простить». Будем говорить как создать условия для сознательного усвоения нравственных понятий и осознания своих поступков и поступков других людей, через поняти...