Конспект урока по ОРКСЭ с хронометражем "Милосердие и сострадание"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Маскайкина Татьяна Анатольевна

Конспект урока по основам православной культуры "Милосердие и сострадание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_orkse_miloserdie_i_sostradanie.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Курташкинская средняя общеобразовательная школа»

 Атюрьевского муниципального района

 Республики Мордовия

Маскайкина Татьяна Анатольевна - учитель начальных классов

Конспект урока      «Основы       православной       культуры»      

        

       Тема урока: Милосердие и сострадание.

        Урок №12,  4 класс.

        Цели и задачи урока:

        Цели урока:

  1. Углубление представлений о милосердии и сострадании. Освоение данных понятий на новом для учащихся материале.
  2. Воспитывать потребность быть милосердным, делать добро, сострадать.

Задачи урока:

  1. Формировать у детей милосердное и сострадательное отношение к людям.  Показать, как православие учит милосердию, состраданию и помощи людям (на примере «Притчи о добром самарянине»). Дать возможность школьникам почувствовать, что милосердие – это бескорыстная помощь попавшему в беду человеку со стороны другого, что ближним православные христиане называют того, кто нуждается в помощи.
  2. Развивать навыки работы с текстом, развивать речь, творческое и логическое мышление.
  3. Создать условия для формирования у учащихся чувства уважения, взаимопонимания, сотрудничества с учителем и сверстниками.

Формирование УУД:

личностные: нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

регулятивные: развивать умение принимать и сохранять учебную задачу; развивать умение делать выводы и обобщения;

познавательные: находить в тексте ответ на заданный вопрос; анализировать изучаемые объекты по смысловому восприятию текста; проводить аналогию между изучаемым объектом и собственным опытом;

 коммуникативные: управление поведением партнера, развивать умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли. Ожидаемые результаты:

- учащиеся задумаются над понятиями милосердия и сострадания;

- узнают, кого называют ближним; как христианин должен относиться к людям;

- познакомятся с притчей о добром самарянине;

- обогатят свой лексический запас (на новом для них содержательном и мировоззренческом уровне).

Предварительная подготовка к уроку учащихся: заучивание стихотворений, рассказов

Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, самостоятельная работа с источником информации, работа в парах, работа в группах, работа с иллюстративным материалом и карточками.

Ресурсы:

- компьютер, проектор;

- презентация;

- учебник;

- стихотворение Ольги Май

- текст притчи «О добром самарянине» с вопросами для анализа;

- маршрутная карта урока;

- глоссарий,

-толковый словарь.

                       

                                  План урока с хронометражем

I этап: Вводный (мотивационно - организационный) ( 10 минут):

  1. Организация деятельности учащихся (1 минута).
  2. Повторение изученного материала. (3 минуты)
  3. Прослушивание стихотворения и анализ содержания (4 минуты).
  4. Рефлексия 1 этапа. Дети формулируют сами тему урока и записывают на 1 ступени лестницы: познание добра в маршрутном листе свое определение милосердия (2 минуты).

II этап: Основной (информационно - аналитический) ( 25 минут):

  1. Подготовка к восприятию нового материала (дети убирают те значения, которые не соответствуют милосердию) (1минута).
  2. Осмысление многогранности понятия «милосердия» (задания в маршрутных листах, слайдах презентации) (3 минуты).
  3. Работа с текстом  (дети делают вывод: как нужно творить добрые дела милосердия: кому? Почему?) 

а) организационный момент –  1минута;

б) выполнение задания по карточкам –  4 минуты;

в)сообщение о святой Иулиании Муромской – 3 минуты

презентация (выступление одного учащегося от группы) – 2 минуты;

г) самооценка –  1минута;

д) – «Притча о добром самарянине –5 минут»;

     4.Рефлексия II этапа урока (дети записывают выводы на 2 ступени лестницы        познания добра в маршрутном листе) –  3 минуты.

     5.Физминутка- 2 минуты.

III этап: Заключительный (оценочно - рефлексивный) ( 10 минут):

  1. Самостоятельная работа учащихся на 3 ступени лестницы познания добра в маршрутном листе (дети записывают кратко главное чему они научились на уроке. Продолжают предложение: «Я буду стараться в жизни быть…») –  5 минут.
  2. Дети озвучивают свои выводы –  3 минуты.

       3.    Задание на дом –  2 минуты.

                                                     

                                                               Ход урока

  1. этап: Вводный (мотивационно - организационный)

Учитель: Ребята, здравствуйте! Мне очень хочется, чтобы наша встреча принесла всем нам радость общения и наполнила наши сердца добрыми чувствами.

Подарите улыбку друзьям, подарите улыбку гостям,

Ну, а яркое солнышко дарит улыбку всем нам!  Слайд №1

-Ребята, подумайте, что пригодится нам для успешной работы на уроке?

(  Внимательность, сосредоточенность, сотрудничество, вежливость, умение слушать другого, уважать мнение другого и т.д.)

Учитель: Ребята проверим домашнее задание. Вспомните,  о каких заповедях вы узнали на прошлом уроке?  («Почитай отца твоего и матерь твою»,  «Не убивай», «Не кради», «Не прелюбодействуй», «Не лги», «Не завидуй».) Чему они нас учат? Молодцы!  Верно,  заповеди нас учат любить отца  и мать, не лгать, не завидовать,  не убивать. Заповеди нам помогают различать  добрые поступки от злых.

Учитель: -А сейчас  послушайте стихотворение поэтессы Ольги Май:

(читает ученик) Слайд №2

          Маленький мальчик стоял у витрины

И по слогам объявленье читал,

В нём сообщал продавец магазина,

Что он забавных котят продавал.

         Мальчик несмело вошёл и с порога

Скромно спросил, сколько стоят они.

Цену узнав, прошептал: «Это много...»

Ручки засунув в карманы свои.

         Он потихоньку извлёк всё, что было,

Да, это мало, хоть долго копил.

Детское сердце невольно заныло,

С горечью в голосе он попросил:

         «Дяденька, можно хотя бы глазочком

Только на ваших котят посмотреть,

Были бы деньги, купил бы я точно,

Но накопить мне никак не успеть.»

          И продавец, не спеша, открывает

Крышку в огромной коробке и вот

Восемь котят из неё выбегают,

Но, а девятый за ними ползёт.

         Хочет успеть за друзьями своими,

Но не угнаться за ними ему.

А всё потому лишь, что ножки больные,

Так он родился, себе на беду.

         Мальчика словно водой окатили,

Глазки свои отвести он не смел,

Даже сказать что-то был он не в силах,

Лишь на хромого котёнка смотрел.

         Но через силу, с огромным волненьем,

Еле, чуть слышно он вдруг проронил:

«Были бы деньги, то я без сомненья

Котёнка хромого у вас бы купил.»

         А продавец  посмотрев с изумленьем,

Грустно ответил, кивнув на него:

«Знаешь, котёнок больной, к сожаленью,

Родился таким, не излечишь его.

         Но если ты хочешь, котёнка хромого

Можешь себе и без денег забрать.

Никто и копейки не даст за такого,

Я и не думал его продавать.»

         Мальчик ответил серьёзно и строго:

«Деньги у мамы могу я занять,

Я заплачу за котёнка хромого,

Чем же он хуже здоровых котят?

          Стоит он так же, как стоят другие,

Полную цену я вам заплачу,

Будем с ним жить мы, как братья родные,

Сильно котёнка купить я хочу!»

         Это сказав, он неловко нагнулся,

И под штанину зачем-то полез.

Взглянув на него, продавец ужаснулся,

Вместо ноги, он увидел протез!

          Слёзы в глазах, в горле ком, дрожь по телу...

Всё стало ясно теперь продавцу.

Мальчика крепко обнять захотелось,

Он протянул свои руки мальцу.

         «Знаешь, мой мальчик, чего я хотел бы?

Чтоб остальные котята нашли

Тоже заботливых и милосердных,

Добрых хозяев, таких же, как ты!»          

 Учитель - Какие чувства вы испытали, когда слушали?  

 - Каким качеством обладал мальчик?

 - Как назвал продавец мальчика?

- О каком качестве человека говорится?

Сегодня мы познакомимся с одним из самых красивых слов на свете. Оно говорит о сердце, которое милует, жалеет, любит, сострадает.

Учитель: Догадались? И слово это… (Дети называют слово «милосердие», т.е. сами формулируют тему урока). А какое слово близкое по значению слову Милосердие? (Сострадание)  Слайд №3

Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?

(Что такое милосердие?   Что такое сострадание? Можно ли научиться милосердию?  Кому и как нужно делать милосердные дела? )

2этап: Формирование новых знаний и умений

Учитель: Давайте вместе будем находить ответы на эти вопросы. А как вы думаете, где мы можем узнать о значении слов милосердие и сострадание?  (В Интернете, в библиотеке, из газет и журналов, телевидения, можно спросить у взрослых).

Учитель: Эпиграфом нашего урока будет высказывание персидского ученого и философа Омара Хайяма:

«Не бойтесь дарить согревающих слов, и  добрые делать дела.

Чем больше в огонь вы положите дров- тем больше вернется тепла»

 

  1. этап. Основной (информационно-аналитический)  Открытие нового знания.

Учитель: Я предлагаю Вам разделиться на 2 группы.  Напомните мне, какие качества нужно проявлять, работая в группе?    (Уважение, сотрудничество, вежливость, умение слушать другого, уважать мнение другого и т.д.)

     Первая группа  поработает со словарем и найдет значение  слова Милосердие в словаре. ( Прочитать вслух.)

Вторая группа найдет значение слова «Сострадание». Проверка.

 Что означает слово Милосердие? А сострадание?  В дальнейшей работе  поможет нам  лестница познания милосердия. Я приготовила для вас маршрут движения по этой лестнице. Он у вас на парте. Возьмите его и шагните на I ступеньку (приложение 1).

Продолжите предложение и запишите  значение этого слова. (Кратко дети записывают свое понимание слова «милосердия» на 1 ступени. Это сердце, которое любит, радует, жалеет, милует.)

Учитель: Что у вас получилось? (Дети называют свои варианты ответов).

  Молодцы!    Слайд №4, 5.

         Одно из дел милосердия - милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему. Христос говорил: “всякому просящему у тебя – дай”. А святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее. Слайд №6

Учитель: А сейчас мы послушаем рассказ о святой Иулиании.

 (Рассказывает ученица по имени Ульяна с репродукцией иконы святой Ульяны Муромской в руках) В конце 16 века в Муроме в знатной дворянской семье жила святая Иулиания (Ульяна). Когда она была девочкой, она шила из лоскутков платья и другую одежду и раздавала нищим. Когда Ульяна вышла замуж, она не брала денег от мужа или его богатых родителей. Она по прежнему помогала всей округе тем, что бесплатно шила для бедняков. Пришли голодные времена на Русь. И Ульяна, которая прежде питалась очень умеренно,  вдруг стала просить себе все больше еды. Свекровь недоумевала: “раньше ты ела совсем не много, а что же сейчас ешь в три горла?”. А на самом деле святая Иулиания тайком уносила пищу и раздавала голодным. В конце концов Ульяна раздала все запасы. И когда в доме не осталось хлеба, святая Ульяна Муромская стала его печь из коры деревьев. Странно, но нищие, которым она его раздавала, говорили, что более вкусного хлеба они не ели никогда в жизни.

Учитель: А вы сами когда-нибудь подавали милостыню?

Какие чувства вы испытывали при этом?

Учитель: Идем дальше по нашему маршруту. Внимание на экран. Прочитайте слова и подумайте, какие слова лишние? Слайд №7

Учитель: Давайте уберем те значения, которые не соответствуют милосердию. (Желающие выходят к доске и щелкают на значения, не соответствующие теме урока, эти значения исчезают с экрана: месть, злорадство, обида, равнодушие, жадность).

 -А можно ли научиться милосердию? Давайте попробуем.  Задание в ваших маршрутных картах (приложение 2).

 Выполним его в парах.

Учитель: Приведите свои примеры милосердных дел. Вспомните «Самый большой Урок в мире», на котором мы говорили об инклюзии, о людях с инвалидностью.

Слайд №8: «Добрые дела милосердия»:

-Так можно или нет научиться милосердию?

Вы отлично справились с заданием! Молодцы!

4 этап  Физкультминутка Слайд №9 (Песня «Дорогою добра».)

Учитель: А сейчас попробуем погрузиться в ситуацию, проявим чуткость и внимание, всмотримся в поступки действующих лиц и вместе с ними поучимся быть милосердными.

                                             Для этого необходимо:

Поработать по учебнику  стр.42-43. В тексте встретятся  незнакомые слова, давайте откроем свой глоссарий (тематический словарь к уроку)  и разберем значение этих слов: Негоже- негодный, ненужный, притча-поучительная история; самарянин- в данном случае означает чужак-человек, приехавший из другой местности, не знающий местного языка и обычаев.  (Дети читают текст)

        Слайд №10: «Милосердный самарянин»:  

Учитель: - Кому мы должны делать добрые дела? Какой вывод можно сделать? Чему учит эта притча?  (Помогать ближнему). 

Эту историю Иисус рассказал народу. И Ему очень нравится, когда мы поступаем так, как добрый самарянин. Поэтому Он сказал: «Иди и ты поступай так же».

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними…»

Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде, а также тот, кто нуждается в твоей помощи. Исполняя завет своего основателя, христианская церковь уже много веков помогает больным, бездомным, малоимущим, детям, инвалидам, тем, кто попал в беду, находится в тюрьмах.

Слайд №11: Почему нужно делать добрые дела? Потому что в этом заключается смысл жизни.

Учитель: Давайте вместе  шагнем на вторую ступеньку лестницы и ответим на вопросы, кратко записав выводы. Что у вас получилось? Озвучьте!

        (Дела милосердия нужно делать с чистым сердцем и чистой совестью ; творить всем, кто нуждается в твоей помощи (т.е. ближним), а не только родным, друзьям или близким людям (вывод 2 группы); дела милосердия спасают всех: и тех, кто делает добро и тех, кому они делаются .)

5 этап: Заключительный (оценочно - рефлексивный)

        Учитель: Мы прошли две ступени нашего маршрута в познании тайны слова милосердие, сочувствовали и сострадали.  Вы узнали, что такое милосердие. Вы учились быть милосердными вместе с героями наших сюжетов.

        А теперь каждый из вас самостоятельно должен подняться на третью, самую высокую ступень и кратко записать главное, чему вы научились сегодня на уроке. Я верю в вас! Вы справитесь! (Дети пишут свои мысли по теме на 3 ступени Приложение 1).

        Учитель: Кто готов озвучить то новое, что стало для вас важным после нашей встречи и что вы, надеюсь, будете дарить другим. Просто так!!!

        (Так может выглядеть окончательно заполненная лестница познания милосердия (приложение №1):

                                                    Лестница познания милосердия

                                                                                                             

 

3.Я буду стараться в жизни быть милосердным, творить дела добрые с чистым сердцем и чистой совестью всем, кто в этом нуждается (ближним), спасая и радуя себя и тех, кому делаю добро; в этом смысл жизни.

2.Дела милосердия- нужно творить  Как? Кому? Почему?

Дела милосердия нужно творить:

1 группа: с чистым сердцем, с чистой совестью, 2 группа: делать всем, кто нуждается в твоей помощи; обе  группы: дела милосердия спасают всех: и тех, кто делает добро и тех, кому оказывается милость.

1. Милосердие – это сердце, которое радует, любит, жалеет, милует.

2. Сострадание- это умение принять боль чужого человека,  как свою собственную.

Учитель: Какую задачу ставили?

-Удалось ли решить поставленную задачу?

-Где будем применять полученные знания?

Учитель: Ну что ж! Вы порадовали меня сегодня.

У нас состоялся очень серьезный разговор, наверняка он затронул ваши души, возможно, вы измените свое отношение к своим поступкам. Мне хотелось бы, чтобы вы поняли, что надо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Но помощь должна быть незаметной, бескорыстной. Если делаешь доброе дело действительно для людей, ты не должен кричать о том, какой ты благородный, не должен афишировать свою помощь. Настоящее благородство негромкое, оно остается в тени. Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны и естественны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно. Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосердными. Слайд №12

Домашнее задание Слайд №13:

1группа: Подготовить проект «Милосердие – это сердце, которое жалеет» (Приложение «Групповой проект-презентация на диске)

2группа: Написать письма добра. (Приложение 3)

Учитель: Ребята, я хочу, чтобы девизом вашей жизни стали слова: «Спешите делать добро!»

                                 Слайд №14 «Спешите делать добро»:  

                                                         Литература:

  1. Кураев А.В. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений /А.В. Кураев – М.: Просвещение, 2012г,/ (стр 42-45)
  2. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. (на основе текста протоиерея Александра Соколова. САТИСЪ ДЕРЖАВА, Санкт – Петербург, 2009г. ) (стр 309-310)
  3. Учебник литературы. Литература 5 класс. Часть 2. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. М.: Просвещение, 2012г

                                                   

                                                       Глоссарий

(тематический словарь к уроку)

«мил» - услада, удовольствие, радость

негоже – негодный, ненужный

притча – поучительная история

самарянин – в данном случае означает чужак-человек, приехавший из другой местности, не знающий местного языка и обычаев

                                                                                         

  Приложение 2            

Задание 1. Приведите  примеры милосердных дел из своей жизни или из жизни своих близких.

_________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 1

Маршрут движения

Лестница познания милосердия

                                                                                                                                                                               

 

3. Я буду стараться в жизни быть…

2 Дела милосердия…- нужно творить  Как? Кому? Почему?

1 Милосердие-…

Приложение 3

«Письма Доброты»

«Дорогой друг!

Что такое доброта? Я думаю, доброта – это всё хорошее, доброе, красивое. Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Недаром про человека, умеющего делать добрые дела, говорят, «полон доброты». В наше время многим людям тяжело. Поэтому надо спешить  делать добрые поступки и дарить радость людям.          

А какие добрые дела можно делать нам, ученикам младших классов? Я считаю можно оказать посильную помощь пожилым людям. Делать  это можно разными способами. Порой необходимо только проявить внимание к живущим  рядом с тобой пожилым людям, сказать им доброе слово или просто улыбнуться. В зимнюю стужу   накормить  зверей и птиц, проявить заботу о братьях наших меньших. Нужно быть вежливым и уважительным с  товарищами. Чтобы  быть добрым по отношению к другим людям, нужно уметь осмысливать свои поступки и поступки сверстников, видеть хорошее в себе и в других, учиться дружить.»

Нуриева Анастасия

"Здравствуй, дорогой друг! Как у тебя дела? Как здоровье? Я желаю тебе всего самого лучшего. Каким бы ты ни был, не расстраивайся, что ты инвалид. Ты такой не один на свете, ну и что, что ты не ходишь в школу. Не беда! Ведь можно играть в разные игры. Желаю тебе счастья, здоровья и много друзей! "

Резяпкина Надежда

"Нужно создавать группы поддержки инвалидов и помогать им, собирать деньги для лечения.

   Я мечтаю стать врачом, и если моя мечта осуществится, то я  сделаю им что-то хорошее: такую операцию, которая бы им помогла.

Инвалиды  должны  жить в радости, и мы должны им помочь в этом. Надо чаще находиться с ними и  не давать грустить».

Мартышкина Ульяна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект урока по ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

КОнспект урока по ОРКСЭ модулю "ОПК" по теме "Милосердие и сострадание" 4 класс...

Конспект урока по ОРКСЭ «Милосердие и сострадание», 4 класс.

Конспект урока по ОРКСЭ «Милосердие и сострадание»....

Конспект урока по ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

На уроке учащиеся знакомятся с понятиями милосердия и жестокосердия, кто такой «ближний» – в евангельском понимании этого слова....

Конспект урока курсу ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры») "Милосердие и сострадание"

Цель урока: осмысление понятия «милосердие» как основополагающего нравственного постулата, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества; взаимосвязи понятий: «ми...

Конспект урока по ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

Конспект урока по ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"...