Разработка урока по курсу ОРКСЭ по теме "Дружба"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Мартьянова Светлана Викторовна

Понимание учащимися необходимости и ценности понятий "дружба"и "настоящий друг"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_kursu_orkse_po_teme.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по курсу ОРКСЭ по теме «Дружба»

  (по учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики»)

учителя   начальных классов МОУ «Лицей» г. Дедовск  

               Мартьяновой Светланы Викторовны.    

                     Пояснительная записка.   

Цели курса.  

Формирование мотивации к осознанному нравственному поведению и этнической, религиозной и социальной толерантности.

Формирование у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к представителям других культур и мировоззрений.

Задачи модуля.

Ознакомить учащихся с основами светской этики.

Развить у младших школьников представление о нравственных нормах.

Формировать ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное воспитание истории, культуры.

Психолого-педагогическая характеристика ученического коллектива

 4 -б класса.

В классе учится 31 учащийся. Из них девочек 12, мальчиков 19.

В основном учащиеся учатся на «хорошо» и «отлично».

Уровень сформированности познавательной и учебной мотивации в основном выше среднего.

Работоспособность класса, в целом, средняя.

В коллективе есть лидеры (как среди мальчиков, так и среди девочек), признанные самим же учебным коллективом.

Психологический климат в классе хороший, ребята дружелюбны, открыты, стремятся к взаимопомощи и взаимовыручке.

Конфликтные ситуации в коллективе возникают крайне редко, в основном из-за   непонимания друг друга и сравнительно небольшого для их возраста опыта общения.

Отношение к учебной деятельности   у большинства положительное.

Учащиеся в основном   имеют адекватную самооценку, несколько человек завышенную. Мотивация к обучению средняя.

Характеристика класса получена с опорой на данные наблюдения, изучение продуктов деятельности.

                                                     

Программа. «Школа России»

А.А Плешаков «Окружающий мир», Л.Ф. Климанова «Литературное чтение», Е.А. Лутцева  «Технология», М.Т. Студеникин « Основы светской этики», В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», М.И. Моро , М.А. Бантова

  «Математика»

                              Технологическая карта урока.

1.Общая часть

Предмет                  

ОРКСЭ    

 Класс   4 -б

Тема урока

Дружба

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимание учащимися необходимости и ценности понятий «дружба» и «настоящий друг»

П. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Построение цепи логических рассуждений.

Р. Формировать готовность преодоления трудностей, формирование установки на поиск способов решения трудностей.

К. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений.

Формировать нравственные качества личности: умение дружить, беречь дружбу, дружески общаться в коллективе. Формировать чувства сплоченности в коллективе.

Цель урока

 Основные понятия, изучаемые на уроке.  

Формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе, развивать стремление быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам.

Дружба, избирательность, бескорыстность, взаимная симпатия, общие интересы, приятель и товарищ.  

Средства ИКТ, используемые на уроке.

Интерактивная доска, проектор, ноутбук, толковый словарь С.И. Ожегова, картины художников.

Ресурсы информационные, литературные, музыка, искусство, используемые на уроке.

Притча «Бог Дружбы»

Пословицы о дружбе.

В. Серов «Дети»

М.И. Танич, В. Шаинский  «Если с другом вышел в путь»

                                Организационная структура урока.

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Формируемые УУД.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.

Личностные УУД: смыслообразование (я должен настроиться на работу)

Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Основные формы работы учителя и учащихся.

-  Я рада вновь видеть ваши лица и глаза. И  думаю, что  сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! С каким   настроением начнем урок? А сейчас разгадаем кроссворд и узнаем, о чём пойдет речь на уроке.  (Слайд 2)

Итак, о чём пойдет речь на уроке. ( О Дружбе)

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи.

Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Итак, к вам вопрос. (Слайд 3 и 4) Зачем дружба нужна людям?

Дружба это привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры в друг друга, общности интересов и взглядов, совместной деятельности.

Как вы понимаете такие слова? Как? Что они для вас значат?

Доверие

Радость

Уважение

Желание

Борьба

Активность

Работа с притчей. (Слайд 5)

Я сейчас прочитаю притчу  «Бог Дружбы» . Что мешает дружбе? Что помогает сохранить дружбу?  

Этап 3. Практикум.

Личностные УУД: развитие способности осознать нравственные понятия и моральные нормы.

Познавательные УУД: визуальные понятия.

Регулятивные УУД: выполнение учебных действий в устной речи и во внутренним плане и оценить их.

Коммуникативные  УУД:   проявлять интерес к общению  со сверстниками; высказывать оценочные суждения, доказывать свою позицию.

Работа в парах:

- Сейчас мы будем вести разговор о том, что же такое «Дружба», будем составлять правила настоящего друга.

1. Петя не смог решить задачу, а Коля дал ему списать. Как на месте Коле должен был поступить настоящий друг? (Обсуждения)

2.  Тима и Гоша учатся в одном классе и дружат. Мальчики гуляли во дворе на детской площадке. У Тимы был с собой маркер. Он предложил Гоше разрисовать детский домик, ведь их никто не видит. Что бы вы ответили Гоше? 

3.Рита и Зоя подруги. На перемене девочки баловались, и Рита уронила цветок, дежурный записал замечание Зое. Рита промолчала. Зое было очень обидно, но она ничего не сказала подруге. Как вы оцениваете поступок Риты?

Этап 4. Проверка полученных результатов.

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации. Умение структурировать знания.

Регулятивные УУД: осознание того, что усвоено и применение в жизни.

Каждая пара должна составить портрет настоящего друга. Расскажите какой портрет настоящего друга вы составили. Какие основные качества выделили у друга? Кто в дружбе несет ответственность за то, чтобы были хорошие отношения? Какие правила дружбы вы составили? Нужно ли прощать друга? Кто должен мириться первым?

Этап 5. Подведение итогов.

Познавательные УУД: оценка процессов и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД: оценивание качества своей  и общей учебной деятельности.

А теперь давайте поиграем в игру «Собери пословицы».
Наши пословицы случайно рассыпались! И сейчас их нужно собрать. Давайте найдем начало каждой фразы. (Слайд 8)

Поднимите руки те, у кого есть настоящий друг- такой, которому можно доверять? Когда же дружбу можно считать настоящей?  

НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ ГЛАСИТ

Найти хорошего друга – это только половина дела: нужно еще самому быть таким». Найти хорошего друга – это только половина дела: нужно еще самому быть таким».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ. Тема "Совесть" (ОСЭ)

Данная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в 4 классе по учебному комплексу ОРКСЭ ислужит пособием при разработке и проведению урока по данному курсу. Содержание урока разра...

разработка урока по курсу ОРКСЭ "Буддизм" 4 класс

На уроке ребята знакомятся с самой древней религией - буддизмом, с жизнью, учениями  ее основателя - Ситтхартхи Гаутамы....

Разработка урока по курсу ОРКСЭ

Разработка урока №22 Семья в исламе по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы исламской культуры".Цель - формирование представлений о мусульманской семье....

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ урок 10 "Свобода и ответственность"

Методическая разработка урока "Свобода и ответственность" по курсу ОРКСЭ с использованием психологической сказки "О Спиногрызкине"...

разработка урока по курсу ОРКСЭ , Тема: "Стыд, вина извинение"

разработка урока по курсу ОРКСЭ ,  Тема:  "Стыд, вина извинение"...

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку...

Разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры"). Тема урока: "Золотое правило этики".

Урок разработан для учащихся 4 класса. Он может быть интересен учителям начальных классов общеобразовательной школы. Подготовка не потребует много времени. Материал урока достаточно прост, но нас...