Методическая разработка урока по светской этике «Любовь – основа жизни»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Демьяненко Мария Алексеевна

Модуль «Основы светской этики» предполагает изучение духовно - нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности детям даются новые нравственные ориентиры. Основной задачей реализации содержания модуля является воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формирование первоначальных представлений о светской этике.

     Тема урока «Любовь – основа жизни» изучается в разделе «Нравственный закон человеческой жизни». Нравственный закон, смысл и значение десяти заповедей, заповеди об отношении человека к Богу, другим людям и са­мому себе, любовь как нравственная ценность, любовь как основа человеческих взаимоотношений, любовь в жизни человека, любовь в семье, различные проявления люб­ви, проявление любви в поступках, любовь и нравственный выбор, прощение как одно из проявлений любви – это те понятия, с которыми учащиеся знакомятся в данном разделе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met._razrabotka.docx51.4 КБ

Предварительный просмотр:

 

Методическая разработка урока по светской этике

Тема: «Любовь – основа жизни»

Пояснительная записка:

      Модуль «Основы светской этики» предполагает изучение духовно - нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности детям даются новые нравственные ориентиры. Основной задачей реализации содержания модуля является воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формирование первоначальных представлений о светской этике.

     Тема урока «Любовь – основа жизни» изучается в разделе «Нравственный закон человеческой жизни». Нравственный закон, смысл и значение десяти заповедей, заповеди об отношении человека к Богу, другим людям и самому себе, любовь как нравственная ценность, любовь как основа человеческих взаимоотношений, любовь в жизни человека, любовь в семье, различные проявления любви, проявление любви в поступках, любовь и нравственный выбор, прощение как одно из проявлений любви – это те понятия, с которыми учащиеся знакомятся в данном разделе.

Цель: закрепить представления о любви как одной из основных  нравственных ценностей.                                              

Задачи:

 - актуализация знаний и представлений, полученных на предыдущем уроке;

 - развитие представлений о любви, терпении и прощении как основ человеческого общежития;

 - совершенствование умения оценивать свои и чужие поступки с позиции соответствия нравственным ценностям;

 - совершенствование умений в области коммуникации, умений выстраивать эффективную коммуникацию;

 - совершенствование в области чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания;

 - обогащение лексического запаса, формирование эрудиции;

 - развитие интереса к изучению предмета.

Ожидаемые результаты.

Предметные:

 - ученик получит возможность понять  роль  любви  в  жизни  человека, выделять ее основные существенные признаки.

Личностные:

 -  ученик получит возможность для формирования учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

 -  получит возможность учиться оценивать свою деятельность.

Метапредметные:

    Познавательные:

 -  ученик получит возможность учиться добывать информацию, строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные:

 -  ученик получит возможность учиться задавать вопросы, формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнёра;

Регулятивные:

 -ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную, составлять простейший план действий, осуществлять итоговый контроль по результату;

 

Оборудование:  учебник «Светская этика», ручки, цветные карандаши, чистые листы бумаги, карточки.

Мультимедийное обеспечение:  презентация, аудиофрагмент «Семена любви»,  аудиофрагмент «Спокойная музыка».

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Психологический настрой

 - Закройте глаза. Мысленно пошлите сердечное тепло друг другу. Пожелайте удачи себе и другим.  Почувствуйте тепло руки и сердца.

 - Откройте глаза. Садимся и начинаем работать.

Актуализация знаний

- Скажите, на чём основаны все десять заповедей, данные людям Богом?

- Сформулируйте главную христианскую заповедь о любви.

 

- На любви.

 - Любовь ко всем людям в понимании христиан означает, что человек не сделает ничего, что может оскорбить другого человека или навредить ему: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»

Постановка и формулирование проблемы

 -  Прочитаем сказку «Шерстяное одеяло» (Приложение 1) (Слайд 2)

 - Расскажите как львы спасли своих детёнышей?

 - Почему они так поступили?

 - От чего львятам стало теплее – от шерстяного одеяла или от любви родителей?

 - Объясните, почему вы так считаете?

 - Что такое настоящая любовь?

 - Является  ли  любовь   основой жизни? Почему?

 - Вот на этот вопрос мы и попытаемся сегодня найти ответ.

 

Дети читают сказку на с. 94-95

 - Отдали им свою шерсть, чтобы согреть, сами остались без шерсти, пожертвовали собой ради любимых детей.

 - Они любили своих малышей и  не могли допустить, чтобы они погибли.

 - От любви родителей.

 - Любовь родителей спасла львят.

 - Тот,  кто любит,  может  отдать  самое  дорогое?

Высказывают мнения.

Планирование деятельности

Составление  кластера (Приложение 2), (Слайды 3)

- А кого и что можно любить?  Ответ составим с помощью кластера.

 - Посмотрите, любовь, словно солнышко, которое освещает мир.

(Слайд 4)

  - А где живет любовь?

 - Наше сердце очень любит слова: «Я люблю тебя».

Работа с ассоциациями.

-  Какой вы представляете себе любовь?  Посоветуйтесь друг с другом и попробуйте оживить любовь.

(Приложение 3),  (Слайды 5, 6)

Дети вместе с учителем заполняют карточку

http://festival.1september.ru/articles/417191/img1.gif

 - В сердце.

Дети работают в парах,  заполняя таблицу

ЛЮБОВЬ

Что?

Какая?

Что делает?

радость

прекрасная

согревает

ласка

красивая

успокаивает

тепло

великая

даёт силы

внимание

сердечная

окрыляет

забота

нежная

поддерживает

уважение

вечная

возвышает

бескорыстная

ласкает

Решение проблемы, применение знаний и умений

Чтение пословиц.

Игра «Раскрась любовь» (аудиозапись, звучит спокойная музыка, Слайд 7)

 - Разделитесь, пожалуйста, на пары. Теперь вытяните руки вперед и представьте себе, что они покрыты чудесным цветом любви.

 Закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Приготовьте ладошки для раскрашивания. Потрите друг о друга. Почувствуйте, как ваши ладошки становятся теплее и теплее. Теперь вытяните ладони вперед и дайте им немного отдохнуть. Почувствуйте, какие они….Теплые? Теперь пошлите из своего сердца любовь, и пусть она по рукам перетечет в ладони и наполнит их. Ощутите эту любовь и почувствуйте, как ладони окрашиваются цветом добра, любви, нежности.

Формирование понимания взаимосвязи любви, терпения, прощения и их влияния на укрепление семьи.

 - Представьте, что семья – это дом. Нарисуйте дом на листе бумаги.

 -  Что должно быть у каждого дома, чтобы он долго стоят, не покосился?

- Каким должен быть фундамент?

 - А что должно быть в фундаменте крепкой, счастливой семьи?

Чтение притчи «Ладная семья».

(Приложение 4)

- Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?

 - Образуйте глаголы от этих слов.

 - Где впервые человек встречается с любовью?

 - Почему любовь так важна для человека?

 - Как вы думаете, почему старик из китайской притчи сказал, что любовь, прощение и терпение – основа не только семьи, но и мира?

 - Чему учит притча?

Чтение пословиц с.96

«Где  любовь да совет там и горя нет».

«Любовь да лад – не надобен клад»

«Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет»

«С любовью везде простор, со злом  - везде темнота».

(Учащиеся объясняют своё понимание смысла пословиц и приводят примеры из повседневной жизни, подтверждающие основную мысль пословиц.)

Дети рисуют дом.

 - У дома должен быть фундамент.

 - Крепким, прочным.

Выслушиваются варианты ответов детей.

Читают притчу на с.96 -97

 - Любовь, прощение, терпение

 - Любить, прощать, терпеть.

 - В семье.

 - Любовь – основа жизни.

 Высказывания детей.

 - Надо учиться любить, прощать, терпеть, тогда в  семье будут царить доброта, любовь, уважение, взаимопонимание, не будет  ссор и ругани.

Рефлексия и оценивание

Аудиозапись «Семена любви.

(Приложение 5), (Слайд 8)

 - Послушайте притчу старца Паисия Святогорца об умножении любви в человеке.

 - Какая главная мысль притчи?

Составление синквейна (Слайд 9)

 - В заключение урока подумайте и попытайтесь выразить свои мысли о любви в виде синквейна.

Дети слушают аудиозапись «Семена любви»

 - В зависимости от того, сколько любви ты отдашь, столько и получишь. Если не дашь любви, не получишь любви.

Работают в парах

       Любовь

      Красивая, нежная

     Окрыляет, успокаивает, даёт силы

     Она, словно солнышко, освещает мир

    Любовь – основа жизни

Домашнее задание

Общее: Расскажите в чём проявляется любовь родителей к детям, а детей – к родителям.

 Индивидуальное: Расскажите членам семьи о том, что вы изучали сегодня на уроке.

Список литературы:

1.Катышева И.Б. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Основы светской этики. Методическое пособие к учебнику А.А.Шемшуриа , Н.М.Брунчуковой, Р.Н.Дёмина, К.В.Савченко, Т.Д. Шапошникова; под ред. Т.Д.Шапошниковой. – М.: Дрофа, 2013.- 234, [6] с.

2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики: Основы светской этики. 4 кл. (4-5 кл.): учеб. для общеобразоват. Учреждений / А.А.Шемшурин , Н.М.Брунчукова, Р.Н.Дёмин, К.В.Савченко, Т.Д. Шапошникова; под ред. Т.Д.Шапошниковой. – М.: Дрофа, 2012. – 174, [2] с.: ил.

3.http://nsportal.ru игра «Раскрась любовь»

Приложение 1

Шерстяное одеяло

     Случилось это давным-давно. В те времена, когда по земле бродили неведомые звери, у жирафов были  короткие шеи, а львы с головы до ног были покрыты густой шерстью.

     И случилось однажды такому льву встретить прекрасную львицу. Поняли они, что вместе жить будет легче и веселее. Вместе охотились, делили радости и горе. И однажды ранним утром львица родила маленьких львят.

     Но вот пришли холода. Львята были ещё слишком беспомощны, чтобы заботиться о себе. Их шёрстка была ещё очень короткая и не защищала от холода. В холодные вечера и ночи родители укрывали их своей густой длинной шерстью и рассказывали о дальних странах и животных.

     Ночи становились всё длиннее и холоднее. Львята подрастали, и укрыть их всех было почти невозможно. Детишки стали болеть. Сердце матери разрывалось от боли за малышей. Тогда отец лев сказал:

 - Я остригу свою шерсть, и мы сделаем тёплое пушистое одеяло для детей.

     Остригся лев, оставив лишь гриву да немного меха на кончике хвоста. Увидела львица мужа и заплакала. Жаль ей  стало красоты гордого льва.

 - Нет. Тебе надо в стужу на охоту ходить, еду добывать. Уж лучше  я отдам детям свою шубу. Так львица и сделала. Всю свою густую шерсть она отдала львятам. Пушистые тёплые одеяла укрыли и согрели малышей. Так и пережили они суровые холода.

     Вскоре пришло тепло, засияло солнце. Львята подросли и стали помогать родителям на охоте. Только взрослые львы с той поры так и ходят без густой шерсти.

По В.С. Шишковой

   

Приложение 2

Любовь

Приложение 3

ЛЮБОВЬ

Что?

Какая?

Что делает?

Приложение 4

Китайская притча «Ладная семья»

     Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье, и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

     Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прошение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И всё?

- Да – ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

 

Приложение 5

Семена любви.

Притча старца Паисия Святогорца об умножении любви в человеке

     Допустим, у земледельца есть небольшой пакетик семян и он их сеет. Потом он собирает плод, наполняет им большой пакет. Если он затем высеет плод из пакета, то, когда соберет урожай, наполнит семенами целый мешок. И когда у него станет много семян и он их высеет, то потом заполнит целый амбар. Но если он будет держать семена в пакетике и не посеет их, то в них заведутся черви. Он должен бросить семена в землю, чтобы они проросли, выросли и дали плод. Хочу сказать, что то же самое происходит и с любовью. Чтобы любовь возрастала, нужно ее отдавать. Человек, который не отдает даже ту немногую любовь, что у него есть, словно держит в руке горсть семян и не хочет их посеять. Такой человек — лукавый раб, который скрыл талант (См. Мф. 25,25)
    В зависимости от того, сколько любви ты отдашь, столько и получишь. Если не дашь любви, не получишь любви.

(Из книги слов старца Паисия Святогорца: Страсти и добродетели).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

светской этики "Любовь - основа жизни"

Любовь согреывает, успокаивает, даёт силы, окрыляет, ласкает. Любовь, словно солнышко освещает весь мир.Урок поможет детям определиться в сущности понятия любви, пожет осознать значение сердца и силы,...

Разработка урока по светской этике на тему "Справедливость"

Разработка урока по светской этике на тему "Справедливость"...

Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") 4 класс Тема "Совесть"

Методическая разработка урока по предмету ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") 4 класс Тема урока: "Совесть"....

разработка урока по светской этике "Милосердие- закон жизни"

Милосердие-одно из самых красивых слов на свете.Оно говорит о  сердце,которое любит и жалеет.Мы с нежностью говорим о людях, которые милы нашему сердцу, кому мы радуемся при встрече,кого любим, к...

презентация к уроку по светской этике "Милосердие- закон жизни"

Милосердие должно стать важным правилом жизни каждого человека....