разработка урока по светской этике "Милосердие- закон жизни"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Трифанова Марина Александровна

Милосердие-одно из самых красивых слов на свете.Оно говорит о  сердце,которое любит и жалеет.

Мы с нежностью говорим о людях, которые милы нашему сердцу, кому мы радуемся при встрече,кого любим, кого хотим видеть

Милосердие должно стать важным правилом жизни каждого человека..

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_miloserdie-zakon_zhizni.docx41.95 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         Технологическая карта урока

Учитель: Трифанова Марина Александровна

Класс: 4

Модуль: «Основы светской этики»

Тема учебного занятия: Милосердие – закон жизни.

Место урока в изучаемой теме: 3 урок

Продолжительность учебного занятия: 40 мин

Тип: Усвоение новых знаний

Цель: Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации;

Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного суждения

Воспитывать уважительное отношение к людям, наблюдательность и положительные эмоции. .

 Задачи урока:

1.Образовательные:

- формировать знания о понятиях милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, милостыня как об основополагающих в этике;

-умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта

2.Развивающие:

-развивать познавательный интерес к предмету;

-развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;

-развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;

-развивать творческие способности.

3.Воспитательные:

-формировать положительное отношение к нравственным поступкам;

-формировать навыки милосердия, ответственности, доброжелательности, уважения к другому человеку, адекватной самооценки;

-воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям.

Технологии: 

- Проблемный диалог

- ИКТ

- Продуктивное чтение.

- Ситуативное обучение.

- Здоровьесберегающие

Методы обучения: 

- Проблемно-поисковые

- Практические

- Словесные

Формы организации познавательной деятельности:

- Фронтальная

- Индивидуальная

- Групповая

Ресурсы для проведения урока: Учебник «Основы светской этики», мультимедиа проектор, ПК, аудиозаписи, словари В.Даля и С.И.Ожегова.

Основные понятия: милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, милостыня.

Планируемые результаты:

Предметные:

-задумаются над понятиями милосердие и сострадание;

-узнают, что одно из дел милосердия - милостыня;

-познакомятся с притчами о милосердии.

Метапредметные:

Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности  до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия.

Предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.

Коммуникативные: признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, ставить вопросы, обращаться за помощью к информационным источникам, учителю, одноклассникам.

Личностные: 

-давать самооценку учебной деятельности на основе критериев успешности,

-формировать представление о милосердии, позитивное отношение к людям.

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание (Планируемые результаты)

1.

1.Актуализация опорных знаний.

Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

Звучит песня «Дорогою добра»

Слайд 1,2.

Добрый день, ребята! Какие хорошие слова мы сейчас услышали - всегда иди дорогою добра.

Именно по этой дороге мы с вами и отправляемся.

(Проверка домашнего задания.

Проект. Сказки о добре.

 Оформление выставки сказок и рисунков.)

-Посмотрите на ваши рисунки. На них вы изобразили сказочных героев.

- А каким сказочным героем вы бы хотели стать, чтобы изменить мир к лучшему?

- Как нужно относиться к окружающему вас миру?

Приветствуют друг друга и учителя.

Ответы детей

Эмоциональный настрой

Познавательные УУД:

- логические:  установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения

2.

Постановка учебной задачи

 Цель: Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе.

Создание проблемной ситуации.

  Вы правы, человек должен всегда стремиться к добру, истине и красоте. Потому, что он живет в обществе.  Но в современном мире есть люди, которые живут в одиночестве.

- Какое чувство у вас вызывает одинокий человек, который не ждет для себя ничего доброго от жизни? (жалость)

- Как вы думаете, человеку приятно это видеть по отношению к себе? (Возможно, нет)

- А какое чувство будет более действенным? (сочувствие)

Слайд 3

-Как вы понимаете слово сочувствие? (высказывания детей)

Слайд 4

- О чем мы будем говорить на уроке? Прочитайте

 тему урока?

Слайд 5

Чтение сказки Ириса Ревю «Урок добра» Приложение 1

-Чему учила мама-пеночка своих детей?

-Почему потеряли дети маму-пеночку?

-Каким образом пеночка узнала о существовании голодных птенцов?

-Каким образом была оказана помощь птенцам?

Слайд 6

Какие пословицы подходят к сказке?

Доброе дело вовек не забудется.
Милосердие – осознанная истина.
Мир не без добрых людей.

- В чем главный смысл сказки?

-Главный смысл сказки заключается в том, что надо быть милосердным. Милосердие в нашей жизни никто не отменял. Милосердие и душа тесно связаны между собой. Милосердие – это потребность души сделать что-то хорошее.

-Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Для чего?

(Узнаем, что такое милосердие, почему нужно стремиться, чтобы это понятие стало законом жизни?)

Слушают, отвечают на вопросы

Формулируют тему и цели урока, определив границы знания и незнания

Записывают тему урока в тетрадь.

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы

Регулятивные УУД:

- целеполагание

Личностные УУД:

- интерес к изучению предмета

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

3

Физминутка

Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации

Слайд 7

 (Дети рисуют в воздухе сердце. Сначала маленькое, затем больше, больше… и символически отдают его  людям. )

Выполняют движения под музыку

4

Актуализация знаний

Цель: Создание условий для активизации знаний через размышление и выполнение практического задания

В начале урока мы говорили о том, что одинокий человек вызывает жалость.

- Почему важно не унижать человека жалостью?

-Что значит проявлять участие в делах и переживаниях другого человека?

-Каким людям свойственно милосердие?

Слайд 8

Приложение 2

ПРИТЧА О ПОМОЩИ.

(Беседа по ходу чтения притчи.)

-Что вы скажите про этих ребят?

- Зачем они бросили камень?

Послушайте продолжение

-Почему мужчина не хотел отремонтировать машину?

(потому что она напоминала ему о том, что если ты не услышишь шёпот, в тебя полетит камень)

- Каким был этот человек?

-Почему мальчику пришлось бросить камень?

-Каким был мальчик?

-Какие чувства проявил молодой человек?

- Что такое милосердие?

Слайд 9

Попробуем разобраться, как получилось слово «милосердие» Назовите корень слова.

 (Дети отвечают, что в слове два корня)

-Умнички! Итак, корень «мил» и корень  «серд».

- Что значит быть милосердным?

- Попробуйте объяснить слова сострадать, сочувствовать, сопереживать?

Слайд 10

Работа со словарями.

_ Давайте прочтем в словарях понятие слов:

а) милосердие

б) сострадание

в) милый

(работа в группах)

- Милосердие - одно из самых красивых слов на свете. Оно говорит о сердце, которое любит и жалеет.

Мы с нежностью говорим о людях, которые милы нашему  сердцу, кому мы радуемся при встрече, кого любим, кого хотим видеть, но кому скучаем, если его нет.

- Часто ли мы разделяем чувства другого человека?

-Рядом со словами сочувствовать, сопереживать и  сострадать поставьте вопрос (кому?), напишите ответы, это будет ваш первый опыт милосердия?

Давайте попробуем расширить этот опыт.

Слайд 11

-Подумайте, какая разница в таких действиях, как подать милостыню и проявить милосердие?

Притча.

Приложение 3 

-Какое действие проявил этот человек?

-Чем же отличаются эти действия?

- Прочтите в учебнике на с.91  последний абзац.

- Согласитесь вы с этими рассуждениями.

-Рассмотрите иллюстрацию на с.91

-Что делает девочка?

Какое чувство она проявляет?

- Как вы помогаете своим близким людям, домашним животным?

- Какие чувства проявляете вы?

- Как вы думаете все ли нуждаются в милосердии?

Слайд 12.

 Конечно нет. Милосердие должно стать важным правилом жизни каждого человека.

Размышляют

Слушают, анализируют и высказывают своё мнение

Работают со словарями

Письменная работа

Работают с учебником, размышляют, высказывают своё мнение

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Познавательные УУД:

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

5.

Работа по теме

Цель:  Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о милосердии, людях, избравших милосердие профессией, развития умений находить ответы на проблемные вопросы

- Что вы можете сказать о людях, которые избрали милосердие основным делом своей жизни?

Профессии милосердия

Работа в группах:

1 группа – составляет список профессий милосердия. 
2 группа –  придумать слова благодарности людям  этих профессий, за проявленное милосердие.

3 группа –  вспоминает  и записывает произведения, в  которых рассказывается о людях,  имеющих  эти профессии.


Слайд 13.

Вывод: Существует мнение, что самый большой человеческий порок - неблагодарность. Сейчас вы преодолели это, высказав слова благодарности.

Старайтесь быть милосердными и  способными на благодарность!

Работают в группах.

Читают статью в учебнике и по ходу чтения анализируют воспринимаемый материал.

Записывают вывод в тетрадь

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

6.

7

8.

 

Первичное закрепление

Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Закрепление основных этических понятий

Цель: выявить наиболее распространенные проявления милосердия, углубить сущность известных понятий

Итоги урока

Цель: выяснение достигнутых результатов

  Выполнить задания в парах.

Определите, в чём больше всего нуждается каждый из следующих людей.

(Больной, сирота, обиженный, нищий, провинившийся)

(Здоровье, хлеб, утешение, приют, покаяние, прощение)

2.Что лучше?

(Ответ подчеркните в каждой паре глаголов)

Выслушать – закричать

Поделиться – отобрать

Позавидовать – порадоваться

Поссориться – уступить

Обидеться – простить

Протянуть ладонь – показать кулак

Утешить - промолчать

3.Из перечисленных слов выберите те, которые могут рассказать о милосердном человеке:

Добросердечный, равнодушный, безразличный, доброжелательный, бессердечный, щедрый, сострадательный, благодушный, завистливый, терпеливый.

(проверка)

Слайд 14

Сегодня на уроке мы много говорили о милосердии.  .

В настоящее время милосердие находится в одном ряду с такими понятиями, как гуманизм, альтруизм, толерантность, сочувствие, сопереживание, доброта, любовь, человечность, человеколюбие, эмоциональная отзывчивость.

Путешествие по дороге добра не заканчивается на нашем уроке. Путь к милосердию долгий и трудный, на котором человека ожидают взлеты, падения, крутые подъемы и стремительные спуски. Быть милосердным очень трудно. Человек должен чаще размышлять о совершенных поступках.

  - Как вы думаете, ответили мы на вопросы, поставленные в начале урока?

А в завершении урока я хочу прочитать притчу.

Слайд 15.

Приложение 4.

Ребята, вам жалко цветок? Почему?

-А мальчик поступил хорошо?

Ребята, цветку, который пожалел мальчика несмотря на пережитую боль, мы помочь не сможем, а вот мальчику попробуем. Все ваши хорошие поступки будут нести любовь и милосердие нашим близким и окружающим людям. Мир наполнится добротой.

 Любите и будьте милосердны к людям!

Дети выполняют задания в парах

Слушают, анализируют, отвечают на вопрос

Регулятивные УУД:

- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные УУД:

- самоопределение

9.

Домашнее задание

Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание

Слайд 16.

Дифференцированное задание на дом:

- Можно выбрать одно или два задания,  по вашему усмотрению.

- Нарисуйте образ милосердия. Попросите родителей, бабушек, дедушек помочь вам в этом.

Или:- Найдите мудрые мысли, высказывания о милосердии.

Или: Написать мини-сочинение на тему «Почему милосердие мило сердцу?».

Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей

11.

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Цель: Создание условий для рефлексии

Слайд 17.

Мы продолжим на следующем уроке разговор о милосердии. Я благодарю вас за теплый разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Пусть эпиграфом к нашему следующему уроку станет стихотворение

 Е.Влади «Раскрой ладонь»

Приходим в мир мы – сделать жизнь светлее,
Хотя б на малый, скромный огонек,
Тот, что в ладонях пронести сумеем
Сквозь мрак и ветер жизненных дорог.
Не ждать взамен похвал или награды, -
Даря добро, нельзя таить корысть.
Так дарит нам весна – цветенье сада,
Так небо дарит – голубую высь.
"Бог посылает дождь и на плохих и добрых…”
Воды живой всем подает глоток.
Так солнце согревает души скорбных
И даже самый маленький цветок.
И нам нельзя пройти свой путь иначе.
Ведь мир велик и каждый – странник в нем.
Ты слышишь? Кто-то у дороги плачет…
Раскрой ладонь – и одари теплом!

-Давайте закончим наш урок песней, которая звучала в начале урока «Дорогою добра»

Слайд 18.

-Спасибо за урок!

Учащиеся вместе поют песню

Регулятивные УУД:

-оценка, самооценка

собственной деятельности на уроке

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Сказка «Урок добра»
Автор:
Ирис Ревю

Жила-была птица пеночка. И были у неё детишки – такие маленькие птенцы, которые умели говорить только: «Пи-пи-пи».

Птенцы высовывали из гнезда свои крохотные головы. Они знакомились с окружающим миром. Мама-пеночка учила их всему:

— Сейчас светлый день, а бывает темная ночь. Самые высокие в лесу – это деревья, самые голосистые – птицы, самые крупные – звери. Жужжат в лесу пчелы и осы, а гудят шмели.

Ещё мама-пеночка рассказывала детям о том, что самая вкусная еда – это насекомые. Но за ними нужно летать. Поэтому какое-то время малыши будут находиться без присмотра мамы и папы.

Но вот однажды, когда пеночка улетела за насекомыми, дети её потеряли. Её долго не было. А случилось вот что. Пролетая над старой елью, пеночка услышала, как пищат где-то рядом какие-то птенцы. По голосу она поняла, что это не её малыши. Она полетела на незнакомое «пи-пи-пи» и на ветке увидела гнездо с птенцами. Что это были за птицы?

Дело в том, что пеночка не знала, что это были за птицы. Да и какая разница, кто это – корольки или малиновки, было понятно, что птенцы очень голодны. Их писк был писком отчаяния. Пеночка поделилась с ними насекомыми и полетела к своим детям. Накормив их, она направилась к сороке.

— Уважаемая сорока, вы в нашем лесу самая разговорчивая и общительная. Попросите птиц помочь мне выкормить незнакомых птенцов. Гнездо находится на старой корявой ели.

Получив согласие сороки, не медля ни секунды, пеночка полетела кормить своих и чужих детей. А вскоре появились и другие крылатые помощницы.

— Куда же делась мать незнакомых птенцов? Этого никто не знал. Может, попалась в лапы хищной птицы, может, ещё что приключилось.

Пока найденные птенцы не окрепли, пеночка и другие мамы кормили и не оставляли их без присмотра. Потом пеночка научила малюток ориентироваться в лесу, показала, как добывать себе пищу. К концу лета птицы окрепли, и многое стали делать самостоятельно.

Они искренне поблагодарили добрую пеночку за проявленное милосердие.

— Ты, пеночка, наша мама, твою доброту мы никогда не забудем!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 Притча о мальчике, бросившем камень в машину.

Ехал один молодой человек на новом сверкающем «ягуаре» в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень. Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив

одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:

Паршивец! Как ты  посмел бросить в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!...

-Что вы скажите про этих ребят?

-Зачем они бросили камень?

Послушайте продолжение:

Простите меня, мистер, - ответил мальчик.

-У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат -инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.

Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня. Он ездил многие годы на этой машине, и всякой раз говорил «нет» механикам на предложение отремонтировать эту вмятину на дверце, потому что она каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Притча

Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой с надписью: «Я слепой, пожалуйста, помогите».

Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил её слепому человеку и ушёл.

К концу дня он вернулся и увидел, что шляпа полна монет. Слепой узнал его по шагам и спросил, не он ли был тот человек, что переписал табличку. Слепой также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил:

-Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал её немного по-другому.

Он улыбнулся и ушёл.

Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу её увидеть».

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Притча

Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека.
Рос он, рос…
И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его.
Просто так, не зная даже зачем.
Скомкал и выбросил на дорогу.

Больно стало цветку, горько.
Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.

Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…
Последнее, о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.
А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по светской этике на тему "Справедливость"

Разработка урока по светской этике на тему "Справедливость"...

Методическая разработка урока на тему "Здоровый образ жизни" по предмету "Окружающий мир" в 3 классе.

quot;Здоровый образ жизни". Методическая разработка урока по предмету «Окружающий мир» в 3 классе. ("Школа России").Актуализация и расширение знаний школьников о здоровом о...

Методическая разработка урока по светской этике «Любовь – основа жизни»

Модуль «Основы светской этики» предполагает изучение духовно - нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали...

Разработка урока по самопознанию "Любовь – основа жизни" Хилоу Аида Нурмухамедовна учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Елабуга, р. Татарстан.

Цель: Определиться в сущности понятия любви, создать условия для осмысления учащимися ее значения.Задачи: Создавая атмосферу общности и дружелюбияразвивать чувство любви к окружающему миру;у...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Милосердие-закон жизни"

Класс:  4УМК:  «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс». Шемшурина А.И.Тема урока:  «Милосердие –закон жизни»Цели урок...