Методическая разработка урока на тему «Православная молитва»
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Муравьёва Екатерина Вячеславовна

Модуль: «Основы православной культуры».

Технологическая карта №3. «Православная молитва»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_3_pravoslavnaya_molitva_-_kopiya.docx35.42 КБ

Предварительный просмотр:

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

по курсу «Реализация культурологического подхода в преподавании курсов ОРКСЭ и ОДНКНР»

Тема: Методическая разработка урока на тему «Православная молитва»

Санкт-Петербург

2020

4 класс

Модуль: «Основы православной культуры».

Технологическая карта №3. «Православная молитва»

Учитель начальных классов ГБОУ школа № 83 Е.В. Муравьева

Тема урока

Православная молитва. ( 1 час)

Идея

Молитва как разговор человека с Богом, помогающий становиться лучше.

Цель

формирование у учащихся представления о сущности молитвы в православии.

Задачи

  1. Раскрыть понятия и связь слов «молитва», «святые», «благодать».
  2. Показать роль молитвы в жизни православного человека.
  3. Познакомить учащихся с видами молитв.
  4. Познакомить с главной православной молитвой «Отче наш», узнать ее смысл и происхождение.
  5. Помочь учащимся сделать вывод о том, что молитва есть общение с Богом, укрепляющее человека в его вере.

Основное содержание темы, термины и понятия.

Молитва и ее смысл для верующих. Виды молитв. Правила молитвы. Познакомить учащихся с понятиями «святые» и «благодать».

Предметные умения

УУД

Объяснять и понимать значение слов «молитва», «святые», «благодать».

Понимать смысл главной православной молитвой «Отче наш». Осознание отличия материальных благ от духовных радостей.

Личностные: способствовать формированию духовной личности ребенка на основах религиозных ценностей.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Регулятивные: определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя. Умение высказывать свое предположение на основе работы с мультипликационными фильмами, иллюстрациями и текстом учебного пособия.

Познавательные:

Перерабатывать и применять полученную информацию.

Умение делать выводы в результате совместной работы учителя и класса.

Извлечение информации, представленной в разных формах (текст, иллюстрация, таблица, схема)

Установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии поставленными задачами.

Умение слушать и слышать других, способность к принятию иной точки зрения.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Окружающий мир, литературное чтение.

Фронтальная, в парах, индивидуальная.

Учебник, раздаточный материал, мультимедиа.

I этап. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

II этап. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня наш урок я хочу начать с рассказа протоиерея Вячеслава Тулупова.

« В годы Великой Отечественной войны Зоя и ее сестра были маленькими девочками. Бабушка постоянно заставляла их молиться об отце и двух его братьях, ушедших на фронт, — это были ее сыновья. Девочки молились по-детски просто: «Боженька, верни домой нашего папу, дядю Мишу и дядю Леню». Все братья вернулись домой живыми и даже не ранеными. 
Став взрослыми, сестры рассказали дяде Лене, к тому времени уже старику, как они молились о нем во время войны. «Вот оно что, — выслушав рассказ племянниц, сказал дядя. — А я в дни войны, когда мы отдыхали и чистили оружие где-нибудь на привале в поле или лесу, часто наблюдал, как надо мной кружатся два голубка». 
Отец же Зои, вернувшись с фронта, рассказывал о том, как несколько раз чудом оставался жив. Так совпало, что как только он уходил с какого-нибудь места, тотчас туда попадали пули, снаряд или бомба, убивая его однополчан. Зоя вспоминает, что их детская просьба «Боженька, приведи папу домой» часто исполнялась. Отца несколько раз направляли с какими-то поручениями в тыл, и он имел возможность заезжать домой, привозя семье такие тогда необходимые продукты. Все многочисленные родственники и соседи считали бабушку этих девочек необыкновенно счастливой женщиной. Ведь вокруг не было ни одной семьи, которая не получила бы с фронта похоронки, а у нее с войны вернулись невредимыми все три сына!...»

- Ребята, кто мне может сказать, почему вернулись  невредимыми с войны все три сына бабушки?

- Помогла ли им молитва и как?

- Православный человек часто обращается к Богу в разных жизненных ситуациях.  Верующие люди убеждены в том, что все наши просьбы и желания слышит Бог. А как люди могут общаться с Богом, чтобы он их услышал?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

- Совершенно верно, сегодняшняя тема нашего урока посвящена «Православной молитве».

Тема урока появляется на экране.

- Давайте сформулируем вопросы по теме урока. (Дети формулируют вопросы, учитель фиксирует их на доске.)

 1. Что такое молитва?

2. Какие молитвы бывают?

3. Как молятся православные люди и как надо молиться?

4. Зачем люди молятся?

- Данные вопросы и будут нашим планом урока, давайте последовательно отвечать на них.

III этап. Изучение нового материала.

- Давайте прочитаем первый вопрос. (Что такое молитва?) Ученики записывают слово «молитва» в тетрадь.

- Кто-нибудь из Вас знает, что такое молитва? (Работа с презентацией и материалом в учебнике.) Разберём  слово «молиться». Корень «молит», образованный от «мол», первоначально означал «умягчать, смягчать», т.е. просить смиренно, покорно и усердно. «Идти молити» значило идти ходатайствовать, должность послов. Слово «малити» означает тоже, что и «молити», но с оттенком нижайшего смирения – умаляться, делаться меньшим. Например «замаливать грехи» имеется в виду молиться с величайшим покаянием, признанием себя недостойным


Ученики записывают определение в тетрадь.

- Прочитаем второй вопрос.  Какие молитвы бывают? Существуют разные виды молитв для разных случаев жизни. У православных людей есть три вида молитвы. Пожалуйста, прочитайте текст учебника на с.12-13 и заполните таблицу.

Ученики работают в группах: 1 группа « молитва – просьба», 2 группа « молитва благодарственная», 3 группа «молитва – славословие».

Виды молитв

Ключевые слова

молитва – просьба

просит помощи, защиты, житейских и духовных благ

молитва - благодарение

редкая, благодарность Богу за полученное

молитва – славословие

самая высокая молитва, человек переживает радость от встречи с Богом, ликует

 - Действительно, самым распространенным и самым простым видом молитвы является просительная. Христос обещал: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» Эти слова – не пустой звук. Христиане на собственном опыте знают, как помогает Бог тем, кто обращается к Нему. Мы просим и прощения грехов, и помощи в добродетелях, и решения наших повседневных забот, ведь для Бога нет ничего невозможного. Но просить нужно с верой, не сомневаясь в том, что Бог силен исполнить просимое, иначе Господь не захочет отвечать такому двоедушному человеку. Господь не исполняет просьбы вредные и неблаговременные.

      Более совершенным видом моления является молитва благодарственная. Апостол повелевает: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе».  Должно благодарить Творца и за беду, и за счастье, и за удачу, и за провал. Ведь все это посылается Всемогущей рукой для нашего блага.

     Но высочайшим видом молитвы является молитва хвалебная. Хвалящий прославляет Бога за Его Божественные совершенства и великие дела, сотворенные Владыкой Вселенной. Молясь этой молитвой, человек уже не думает о себе и своих нуждах, но, подобно Ангелам, стоит в изумлении перед величием славы Бога Всемогущего.

- Вы  все знаете  слово спасибо? А знаете ли вы, что произошло оно в давние времена. Тогда люди, благодаря, говорили друг другу: «Спаси  Бог». Да и теперь верующие люди друг другу так говорят. А потом выражение сократилось, и из «Спасибо Бог» образовалось «спасибо».

- Я предлагаю вам посмотреть мультфильм. (Демонстрируется мультфильм «Отче наш».

Примерный перечень вопросов по работе с мультфильмом:

  1. Вспомните, с чего начинался мультфильм. Согласитесь ли вы со мной, что девочка  была расстроена. Как вы это поняли?
  2. Что послужило причиной такого состояния Маши?
  3. Боялась ли она, что дети больше не захотят с неё дружить?
  4. О ком вспомнила девочка, сидя у камина?
  5. Что было дальше?
  6. Давайте подумаем, какую книгу взяла Маша с полки? Для чего понадобилась эта книга девочке?
  7. Как вы думаете, услышал ли Бог молитву героини мультфильма?
  8. Почему вы так решили?
  9. Что произошло после того, как Маша помолилась?
  10. Как вы думаете, стало ли легче на душе у Маши?
  11. Что первым делом сделает Маша, когда выйдет на улицу?

- Чаще всего молитвы бывают составлены святыми и праведными  людьми. Но есть молитвы, которые не составлялись людьми, это молитвы, которые дал людям сам Бог. Такую молитву и прочитала из Библии героиня мультфильма – маленькая девочка Маша. Это самая главная молитва, называется она «Господня молитва», потому что её дал Иисус Христос  своим ученикам.

     В библии рассказывается,  как люди получили эту молитву.  Иисус Христос был с учениками за городом в тихом, безлюдном лесе. Он ушёл, чтобы в одиночестве помолиться. А когда вернулся, один из его учеников стал просить, чтобы Господь научил их молиться.  И Он сказал им: молитесь же так:

«Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твоё, да придет Царствие Твоё, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого».

- Что же обозначает эта молитва? Давайте с ней познакомимся?

да святится имя  Твое

помоги  нам  жить  праведно,  свято  и  своими  святыми  делами  прославлять  имя  Твоё

да  приидет  Царствие Твое

удостой  нас  и  здесь, на  земле,  Царства  Твоего  Небесного,  которое есть  правда,  любовь  и  мир

да будет  воля  Твоя,  яко  на  небеси  и  на  земли

пусть  будет  не  так  как  мы  хотим,  а  как  Тебе  угодно,  и  помоги  нам  подчиняться  этой  Твоей  воле  так  же  беспрекословно,  без  ропота,  как  её  исполняют, с  любовью  и радостью,  святые  Ангелы  на  небе.  Потому что  только  Тебе  известно,  что  нам  полезно и  нужно,  и  Ты  больше   желаешь  нам  добра,  чем   мы  сами.

хлеб  наш  насущный  даждь  нам  днесь

Под  хлебом  здесь  разумеется  всё  необходимое  для  жизни  нашей  на  земле: пища,  одежда,  жилище,  но  важнее  всего  пречистое  Тело  и  честная  Кровь  в  Таинстве  святого  причащения,  без  которого  нет  спасения,  нет  вечной  жизни

и остави  на  долги  наша,  яко же  и  мы  оставляем  должником  нашим

то  есть прости  нам  грехи  наши  так,  как  и  сами  мы  прощаем  тех,  которые   нас  оскорбили  и  обидели. В этом  прошении  грехи  наши  названы  «долгами  нашими»,  потому что Господь  дал  нам  силы  и  способности  на  добрые  дела,  а  мы  часто  это обращаем  на  грех  и становимся  «должниками»  перед  Богом. И вот  если  мы  сами  не  будем  прощать  «должников»  наших,  то  есть людей,  имеющих  грехи  против  нас,  то  и  Бог  нас  не  простит.  Об   нам  сказал  Сам  Господь  наш  Иисус  Христос.

и  не  введи  нас  во  искушение.

Просим  не  допустить  до  соблазна,  которого  мы  переносить  умеем;  помочь  нам  преодолеть  соблазны,  когда  они  бывают.

но  избави  нас  от  лукавого

избавь  нас  от  всякого  зла  в  этом  мире и  от  виновника  зла – от  диавола   (злого  духа),  который  всегда  готов  погубить  нас.  Избавь  нас  от  этой  хитрой,  лукавой  силы  и  её  обманов,  которая  перед  Тобой  есть  ничто.

- Вот мы и переходим с вами к третьему вопросу. Как молятся православные люди и как надо молиться?

- Православный  человек  может  молиться в  беде  и  радости, в  одиночестве  и  вместе  с  другими  людьми,  про  себя  и  вслух, на  любом  языке  и  в  любом  месте:  в храме,  дома,  на  природе,  в транспорте. Находясь  среди  людей,  человек  может  молиться  про  себя,  и  этот  его  разговор с  Богом  будет  никем  не  замечен. Ребята, на столе у вас лежат карточки, там записаны обращения и просьбы людей к Богу. Давайте прочитаем:

«Перед контрольной работой Петя молится о том, чтобы справиться с ней и получить хорошую отметку.»

«Олег обрел надежного друга. Он благодарит за это Бога.»

« Девочка молится о том, чтобы ей подарили красивую куклу.»

« Вася выздоровел и чувствует себя хорошо, родители благодарят Бога.»

«Толику  купили новый телефон, его одноклассник молит Бога о том, чтобы телефон быстрее сломался.»

 « Дима получил пятёрку, одноклассник молится о том, чтобы завтра Дима получил 2.»

«Родители часто ссорятся. Сын молится о мире в семье.»

«Девочка пришла на луг, увидела там красивые цветы и травы. Она говорит, как Велик и Прекрасен Бог, создавший такие творения.»

- Давайте подумаем и выберем те ситуации, в которых люди прибегают к молитве, указанной на вашей табличке «Виды молитв». Почему некоторые ситуации вы не выбрали?

- Случается ли, что Бог не слышит молитву человека? (Ответы детей)

 -Так происходит не потому, что Господь упрямится или у Него на нас не хватает времени. Совсем нет. Бог не отвечает на молитву, если мы на кого-то злимся и не хотим этого человека простить.

- Молитву мы произносим не только губами и ртом, прежде всего она должна идти из сердца. Как ты думаешь, сможет ли сердце, охваченное обидой, хорошо молиться? Приятно ли Богу разговаривать с таким сердцем? (Ответы детей на примерах из карточек)

- Чтобы Господь слышал нашу молитву, нам надо жить в мире с собой и окружающими людьми. Учиться прощать и не держать зла. Тогда и с Богом общение прерываться не будет. Если  человек  молится  искренне  и  правильно,  то  он  прикасается  сердцем  к  Богу  и  внутренне  меняется. Действие  Бога,  меняющее  человека, называется  благодать. Люди, которые под действием благодати изменялись так, что из их сердец струится вера, надежда, любовь, называются святые. Например, святые Сергий Радонежский и Дмитрий Донской, князь Владимир, княгиня Ольга и другие.

- Послушайте историю:

«Рыбак перевозил на лодке человека. Пассажир увидел, что на одном весле написано «молись», а на другом — «трудись». «Зачем это?» — спросил он. «Для памяти, — ответил рыбак. — Чтобы не забыть, что надо молиться и трудиться». — «Ну, трудиться, понятно, всем надо, а вот молиться... это не обязательно. Никому это не нужно, зачем терять время на молитву?» — «Не нужно?» — спросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись», а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте. «Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперёд».

- Давайте подумаем и ответим на последний вопрос . Зачем люди молятся? (Ответы детей)

- Как вы думаете, зачем решила помолиться Маша?  (Ответы детей)

-Господь любит нас всех и ждет от людей ответной любви и веры, но ни в коем случае не заставляет человека насильно верить и молиться Ему.

IV этап. Закрепление изученного материала. Рефлексия.

- Молитва – это общение человека с Богом. Она спасает, оберегает, лечит, исцеляет и утешает верующего человека. Молитва должна идти из чистого сердца, без зависти и зла, с покаянием и терпением, с любовью к ближним.

- Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги .

Сегодня на уроке я узнал …..

Было интересно ….

Сегодня на уроке я понял, что ….

Мое настроение ….

Домашнее задание:

Прочитать стихотворение М.Ю. Лермонтова. Составить синквейн к слову «молитва», используя слова стихотворения.

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко-

И  верится, и плачется,

И так легко, легко…              М.Ю. Лермонтов. 

 

Список литературы:

1. А.В. Кураев Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры, учебник для общеобразовательных учреждений, М., «Просвещение», 2012г.

2.Священник Алексий Мороз, педагог Т.А. Берсенева  Добрые  уроки- наставления, учебное пособие к курсу «Основы православной культуры» для учащихся 4-5 классов, Покров, 2014г.

3. А.В. Бородина Основы православной культуры, учебник, М., «Русское слово», 2014г.

4.  Детям о Православии. О молитве"  Священник Антоний Борисов Серия: Детям о Православии . Издательство: Никея, 2019 г.

5. С.И Ожегов «Словарь русского языка»2011г.

Интернет ресурсы:

1. https://www.dmdonskoy.ru/node/2889

2. https://nikeabooks.ru/blog/detyam-o-pravoslavii-5-voprosov-o-molitve/

3. http://www.komiprav.ru/proekty/duhovnyj-listok-20123/aprel-2019/19-aprelja-2015-goda

4. https://catalog.prosv.ru/item/16227

5.https://www.pravmir.ru/osnovy-pravoslavnoj-kultury-polnyj-tekst-uchebnika/#_Toc255776521

6. Мультфильм: https://www.youtube.com/watch?v=QtjRdiuwTwc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по Основам православной культуры. Тема - Икона

На занятии по ОПК ребята знакомятся с особенностями создания икон, их предназначении,роли в жизни христианина....

Использование современных технологий на уроке математики. Методическая разработка урока по теме "Решение задач на движение" 4 класс

Открытый урок с  применением мультимедийного оборудования  по теме "Решение задач на движение" в 4 классе  был проведен для учителей района . 2012-2013 уч.г....

Разработка урока по ОПК "Православная молитва"

Технологическая карта урока с презентацией...

Урок по теме "Православная молитва" (модуль "Основы православной культуры")

Урок "Православная молитва" (модуль "Основы православной культуры") был разработан и проведён мною в 4 классе  в рамках практического семинара "Использование современных педагогических технологий...

Методическая разработка урока по теме "Килограмм"с использованием интерактивного оборудования "Волшебная доска" (с использованием интерактивной приставки MimioTeach) Номинация «Лучший урок начальной школы»

Данный урок  входит в серию уроков математики  1 класса по учебнику М.И.Моро (УМК «Школа России»), объединенные одной темой «Числа от 1 до 10 и число 0. Сложение и вычитани...

Методическая разработка урока ОРКСЭ (Основы православной культуры). 4 класс. Тема "Христианская семья"

Методическая разработка урока ОРКСЭ (Основы православной культуры)Тема: Христианская семья...

Урок ОРКСЭ. Тема "Православная молитва"

Конспект урока по основам религиозных культур и светской этики. Данный материал разработан по напрвлению "Православие"....