Урок «Золотое правило нравственности»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Светлана Леонидовна Шмикк

Урок  «Золотое правило нравственности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_etiki.doc56.5 КБ
Файл zolotoe_pravilo.pptx223.06 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 20

Тема урока  «Золотое правило нравственности »

Цель: Формирование осознанного ответственного поведения в ситуации значимого выбора и потребности в нравственном поведении

Задачи:

- развивать самостоятельность и оригинальность мышления;

-формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;    

-учить прогнозированию последствий своих поступков;

-развивать готовность к социальному взаимодействию.

Ход урока

1.Огранизационный момент:

- Доброе утро ребята и наши гости! У нас сегодня много гостей.

- Ребята, повернитесь и улыбнитесь нашим гостям!

- Садитесь!

Слайд 1

Собрались  мы на урок,
Будут знания нам впрок.
Нужно руки поднимать,
Точно, быстро отвечать!

2. Проверка домашней работы:

- Кто помнит тему нашего прошлого урока? (нравственный поступок)

- Какой поступок называется нравственным? (рисунки на доске)

- Дома было задание нарисовать нравственный поступок.

- Какие ещё бывают поступки? (безнравственные)

- Каких поступков должно быть больше?

3. Сообщение нового материала.

А) Введение в тему

Слайд 2

-  Перед вами несколько словосочетаний.

* Золотая монета, золотая брошь, золотое правило

- Какое из них «лишнее»? (золотое правило)

- Почему? (употребляется в переносном значении, смысле)

- Как вы думаете, над каким из этих высказыванием мы будем работать на уроке?

- Что такое правило? (образец, которому нужно следовать)

- О каких правилах, мы будем сегодня говорить? (предвидение – ответы детей)

- Чтобы узнать тему урока, нам нужно стать шифровальщиками.

Б) Карточка «Тема урока»

Слайд 3

- Числами обозначены те буквы, которые соответствуют счёту в алфавите.

(А Б В Г Д Ж Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ ы Ь Э Ю Я)

(9, 16, 13, 16, 20, 16, 6              17, 18, 1, 3, 10, 13, 16           15, 18, 1. 3, 19. 20. 3, 6, 15, 15, 16. 19. 20, 10

(ЗОЛОТОЕ      ПРАВИЛО       НРАВСТВЕННОСТИ)

Вывод: (по щелчку)

- Тема урока: «Золотое правило нравственности». 

В) Работа с учебником

- Чтобы узнать, что это такое, нужно будет ответить на вопросы.

Слайд  4

- В каком веке появилось высказывание?

- В чём отличие высказываний  философов  Фалеса и Синеки?

- Зачем  человеку соблюдать «Золотое правило нравственности»?

- Как применять золотое правило в жизни?

- Прочитаем статью в учебнике на странице 42.

- Кто понял, высказывание «Золотое правило нравственности?

Г) Работа с высказываниями древних

- Еще в давние времена пытались найти самое главное правило нравственности. Давайте познакомимся с  результатами таких поисков.

Выступление учащихся

Слайд 5

- В 5 веке на Востоке жил мудрец, которого звали Ахикар. До сих пор на Востоке люди пользуются его мудрыми мыслями. Одна из его мыслей звучит так: «Что тебе кажется плохим, ты не должен делать товарищам».

Слайд 6

- Настоящее имя этого древнего мыслителя и философа Кун Цу или Конфуций. Жил он в 6 веке до нашей эры, в Китае. Конфуций говорил:  «Не делай другим того, чего не пожелаешь себе».

Слайд 7

 - В древнеиндийских легендах рассказывается о смелом герое, его звали Бхишма. Он  сын царя и богини, был советником слепого царя.  Он  дал  людям такой совет:  «Те поступки других, которые человек для себя не желает, что самому не приятно, пусть не делает другим людям».

Слайд 8

- Законоучитель, старец Гилель  жил в 1 веке до нашей эры.  Он всегда старался соблюдать такой закон в жизни:  «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе».

Слайд 9

 - Древнегреческий мудрец и составитель законов Питтак жил в 7 веке до нашей эры. Он говорил: «Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам».

Слайд 10

Древнегреческий философ и математик Фалес говорил: «Не делай сам того, что осуждаешь в других».

Слайд 11

- 2 500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он много путешествовал, познал мир, узнал много горя и зла. Он учил людей идти по дороге добрых дел, мыслей, слов: «Не делай другим того, что считаешь злом».

- Что общего в высказываниях?

- Чему они учат?

- Какое из высказываний можно назвать главным правилом жизни?

- Каждое из этих высказываний можно назвать главным правилом жизни. Ведь не зря они были сказаны много веков, и мы говорим о них в 21 веке. Они сегодня остается главным правилом доброго человека.

- Люди ценят добро? Почему?

Вывод: Добро помогает жить, люди хорошо относятся к тебе, много друзей.

4. Закрепление знаний.

 А)Работа с притчами (инсценирование)

А)Притча «Приятель и сосед»

         Один из приятелей пришёл к другому в гости, но хозяина не застал. Он рассердился, написал на двери «Осёл» и  ушёл. Через несколько дней  сосед  встретил приятеля и говорит:

- Ты приходил ко мне, но к сожалению, меня не было дома.

- Почему ты думаешь, что приходил именно я? – спросил приятель.

- Как же не знать дорогой? Ведь ты написал своё имя! – сказал сосед.

- Чему учит притча?

- Это была притча.

- Давайте проверим, бывает ли такое сейчас?

Б) Сценка «Зеркало»

*Подойти к зеркалу, улыбнуться, нахмуриться, скорчит рожицу, пригрозить кулаком.

- Какой вывод можно сделать по этой сценке?

- Скажите, действует «Золотое правило нравственности в наше время»?

Слайд 12

- Подумайте и скажите, что бы могло вас обидеть,  и чего бы вы не хотели получить по отношению к себе. При ответе используйте слова:

*Я не буду  …., так как ….  . 

Б ) Работа с пословицами. (Карточки)

- Какие из предложенных пословиц соответствует золотому правилу нравственности?


* Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.

*Что посеешь, то и пожнёшь.
*Худа та мышь, которая одну лазейку знает.
* Как аукнется, так и откликнется.
* Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

В) Работа с учебником

Слайд 13

- Давайте вернёмся к вопросам, которые мы должны были ответить в начале урока

1. В  каком  веке  появилось  высказывание?

2. В  чём  отличие  высказываний  философов  Фалеса  и  Синеки?

3. Зачем  человеку  соблюдать  «золотое  правило»?

4. Как применять «золотое  правило»  в  жизни?

- Скажите, а вы знаете, как надо применять «золотое правило» в жизни?

- Что нужно делать, чтобы правильно его применить?

 Составление алгоритма (последний абзац стр. 43)

- Чтение абзаца, выявление главного:

Слайд 13

1.Мысленно  оценить  поступок.

2.Подумать, на кого направлено действие.

3. Поставить себя на его место и решить, понравилось бы мне, если бы так поступили со мной.

3.Если «ДА» - действуйте, если «Нет» - подумайте, как поступить по другому.

5.Рефлексия урока.  Тест.

1.Почему золотое правило нравственности помогает в жизни?

А) Потому что взрослые нас ругают, и мы слушаемся.
Б) Потому что даёт людям добро и радость.
В) Потому что мы делаем, что нам говорят другие.

2.Почему в жизни важно соблюдать золотое правило нравственности?

        
А) В этом правиле заключается добро человеческих отношений.
Б) Потому что в школе за его соблюдение ставят хорошие отметки.
В)
Потому что это закон государства.

3.Что нужно, чтобы  золотое правило нравственности действовало в твоей жизни?

А) Любить самого себя.
Б)
 Ничего не делать
В)
Задумываться о своих поступках.

Слайд 15

Вывод:  1)  Б       2) А     3) В
6. Итог урока:
- О каком правилом мы сегодня познакомились на уроке?

- Кто его запомнил и сможет его сказать?

- Можно это правило назвать главным правилом в ваших отношениях и отношениях всех людей?

- Почему?

- Все люди на земле должны помнить и соблюдать это правило.

Чтение стихотворения «Доброта»

Не стой в стороне  равнодушно,

Когда у кого – то беда.

Рвануться на выручку нужно,

В любую минуту, всегда.

И если кому – то поможет,

Твоя доброта и дружба твоя.

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

На свете живёшь ты не зря!

Слайд 16    Спасибо  за  работу!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика»

Слайд 2

Золотая монета Золотая брошь Золотое правило

Слайд 3

А Б В Г Д Ж Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ ы Ь Э Ю Я 9 , 16, 13, 16, 20, 16, 6 17, 18, 1, 3, 10, 13, 16 15 , 18, 1, 3, 19, 20, 3, 6, 15, 15, 16, 19, 20, 10 з о л о т о е п р а в и л о н р а в с т в е н н о с т и

Слайд 4

ВОПРОСЫ УРОКА В каком веке появилось высказывание? 2. В чём отличие высказываний философов Фалеса и Синеки ? 3. Зачем человеку соблюдать «золотое правило нравственности»? 4. Как применять «золотое правило» в жизни?

Слайд 5

А Х И К А Р – IV ВЕК « То, что тебе кажется плохим , ты не должен делать товарищам»

Слайд 6

К О Н Ф У Ц И Й - VI ВЕК « Не делай другим того, чего не пожелаешь себе»

Слайд 7

Б Х И Ш М А «Те поступки других, которые человек для себя не желает, что самому не приятно, пусть не делает другим людям»

Слайд 8

Г И Л Е Л Ь - I ВЕК «Не делай того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе»

Слайд 9

П И Т Т А К - VII ВЕК «Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам»

Слайд 10

Ф А Л Е С «Не делай сам того, что осуждаешь в других»

Слайд 11

Б У Д Д А «Не делай другим того, что считаешь злом»

Слайд 12

Я не буду делать……, потому что ….

Слайд 13

ВОПРОСЫ УРОКА В каком веке появилось высказывание? 2. В чём отличие высказываний философов Фалеса и Синеки ? 3. Зачем человеку соблюдать «золотое правило нравственности»? 4. Как применять «золотое правило» в жизни?

Слайд 14

Как применить «золотое правило»? Оценить поступок. 2. Подумать о своём действии. 3. Поставить себя на его место. 4. Если «ДА» - действуй, если «Нет» - думай, как поступить по другому.

Слайд 15

Т Е С Т 1. Б ) Потому что даёт людям добро и радость. 2. А ) В этом правиле заключается добро человеческих отношений. 3. В ) Задумываться о своих поступках.

Слайд 16

С П А С И Б О ЗА Р А Б О Т У!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")№ 13 в 4 классе .Тема урока "Золотое правило этики"

В сценарии урока представлена технологическая карта. Прописаны личностные, предметные и метапредметные результаты, духовно-нравственное развитие.Имеется приложение. Сценарий составлен по учебнику ...

Открытый урок "Золотое правило нравственности" (4 класс)

На этом уроке учащиеся узнают, какое правило называют "золотым правилом нравственности"....

Разработка урока "Золотое правило нравственности" ОРКСЭ

Разработка урока  по учебному модулю «Основы светской этики» по курсу «ОРКСЭ».  «Золотое правило нравственности »...

Методическая разработка урока "Золотое правило нравственности"

конкурсная работа, представленная в номинации "Лучшая методическая разработка по предмету ...

Урок "Золотое правило нравственности"

Презентация к уроку ОРКСЭ модуль "Мировые религиозные культуры"...

Технологическая карта урока «Золотое правило нравственности»

Конспект урока по основам светской этики в 4 классе по ОС "2100" на тему "Золотое правило нравственности"....