Семья в исламе.
план-конспект урока по орксэ

Талипова Замиля Габдулхаковна

Дать представление о мусульманской семье, о семейных ценностях мусульман, о роли семьи в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx32.29 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по ОРКСЭ (Модуль «Основы исламской культуры»)

Тема урока: Семья в исламе.

Цель урока: дать представление о мусульманской семье, о семейных ценностях мусульман, о роли семьи в жизни человека.
Задачи урока:

-познакомить учащихся с особенностями и традициями исламской семьи, ее ценностями;

-расширить знания учащихся о семье;

 -развивать у учащихся уважение к семейным ценностям;

 -воспитывать ответственное отношение к созданию своей будущей семьи.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны уметь:

- Систематизировать и обобщать материал о семье, семейных отношениях, ценностях семьи;

- вести диалог, слушать, обобщать, делать выводы.

- пояснять, что важнее для создания счастливой семьи.

Знать:

- традиции исламской семьи, особенности воспитания в исламских семьях;

- конкретизировать понятия семья и семейные ценности;

- развивать умения сравнивать, обобщать, способствовать развитию коммуникативных качеств, умению работать группе;

- воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным ценностям и традициям.

Виды деятельности: учебный диалог, устный рассказ на тему, работа в группах, дискуссия.

Оборудование: мультимедиа, сказка В. А. Сухомлинского «Цветок и лепесток», рисунки, семейные фотографии, выставка.

Ход урока

1. Организационный момент  

 - Ассалямагаляйкум, ребята!! Здравствуйте, добрый вечер, уважаемые гости!!! (Звучит тихая мелодия)

-Дорогие друзья, прошу вас приложить руки к сердцу и прослушать биение своих сердец…

   Давайте подумаем  о своем предначертании в жизни,  о своих близких. Порадуемся тому, что мы все живы и здоровы в этом прекрасном беспокойном мире, где так часты трагедии и катаклизмы, а ныне это страшная пандемия. Пожелаем себе и своим близким здоровья, мира и добра.  Спасибо, садитесь.

-И так, ребята, мы с вами продолжаем изучать тему «Нравственные ценности ислама».

 СЛАЙД 2.   Вашему вниманию предлагаю послушать сказку выдающего педагога-новатора, детского писателя  Василия Александровича  Сухомлинского «Цветок и лепесток». А ваша задача послушать и ответить, что же хотел сказать автор.

(Учитель читает сказку «Цветок и лепесток»)


-
СЛАЙД 3.  Расцвел белый Цветок георгина. Летали над ним пчёлы и шмелИ, брали нектар. В Цветке этом было 42 Лепестка. И вот один Лепесток  возгордился: «Я - самый красивый! Без меня Цветок не цветет! Я - самый главный! Вот возьму и уйду – что мне?».
СЛАЙД 4 .   Поднатужился Лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит,  что будет делать Цветок…

СЛАЙД 5. А Цветок, как ни в чём не бывало, улыбается солнышку, зовёт к себе шмелей и пчёл.

СЛАЙД 6.   Пошёл  Лепесток, повстречал  Муравья.
– Ты кто? – спрашивает Муравей.
– Я Лепесток. Самый главный! Самый красивый! Без меня и Цветок не цветёт.
– Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю…

Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветёт и пахнет.

Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ни-че-го…
СЛАЙД 7.

Учитель:
– Давайте, ребята, обсудим эту сказку. Почему же погиб Лепесток?
– А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?
(ответы детей)- он был одинок, слаб, беспомощен.
– Правильно. В семье точно так же все связаны друг с другом. И только все вместе сильны. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по – настоящему. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Поэтому, запомните, ребята, «Будете друг-друга держаться – можете ничего и никого не бояться»

СЛАЙД 8. На экране вы видите цветок, который поможет вам определить тему сегодняшнего урока. Наверное, вы все уже догадались, что это ромашка. Постарайтесь вспомнить праздник в России, символом которого является этот цветок? - Ответы детей.

СЛАЙД 9.  - Вы правы! Это день семьи, любви и верности, который отмечается в нашей стране 8 июля.

- Как вы думаете, ребята, почему именно ромашку я вам показываю, а ведь так много красивых, пышных, разноцветных цветов? И как это связано с темой нашего урока?

Надеюсь, вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь?

СЛАЙД 10.

Ученик:   Потому что ромашка - это символ семьи.

  Да, ребята, потому что ромашка - простой, но и в то же время удивительно красивый цветок. Это очень родной, близкий, домашний символ. Кроме того – это символ лета, тепла, уюта, чистоты и невинности.

 2. Определение темы и цели урока:

 - Как вы, думаете, о чем мы сегодня с Вами  будем говорить? (ответы детей)

Сегодня на уроке речь пойдет о семье и семейных ценностях. Итак, ребята, назовите тему нашего урока:

СЛАЙД 11. Тема нашего урока: «Семья в исламе».

- «Семья».  Это слово мы слышим каждый день и настолько к нему привыкаем, что порой даже не задумываемся, что оно  обозначает?

 - Как вы думаете, что такое семья? Давайте определим лексическое значение этого слова. Обратимся к толковому словарю Ушакова.

СЛАЙД 12.  Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. (Другими словами, это родные для нас всех люди, родственные души)

СЛАЙД 13. Словарь С. И. Ожегова. Как же нам объясняет Сергей Иванович Ожегов?

Группа живущих вместе близких родственников. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

        СЛАЙД 14. Ученик: Я считаю, семья – самое главное в жизни для каждого человека.

          Это - близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком  

        заботимся, кому желаем добра и счастья!

Учитель: Умничка! Ты совершенно прав, ….

Да, мои хорошие, человек рождается, растёт и  взрослеет в семье.

У мусульман есть такая поговорка: «Кто семью свою ценит, тот оценит и свой род, и аул, и свой народ».

Семья учит видеть глазами родителей, уважать младших, почитать старших, мужчину и женщину, товарища, друга, соседа, гостя. Семья учит жить по-братски.

    Как правило, ребята, мусульманские семьи большие. Они часто включают не только супругов и их детей, но и остальных родственников. Мусульманскую семью объединяют не только крепкие родственные чувства, но и обязанности. Мусульмане считают, что только большая семья может быть дружной, сплоченной, крепкой и только вместе могут справиться с жизненными трудностями. 

СЛАЙД 15.   Творческий проект. (Слайд держим до окончания проекта)

На ваших столах рабочий материал, который вам понадобится при выполнении творческого проекта.

 Работа с учебником  стр. 80.

- Откройте, пожалуйста, учебник. Стр.80. Знакомство с текстом. Каждая группа получает задание, на которое  она должна ответить после работы с текстом учебника.
- Ребята, это необычная ромашка. Вы видите, что она без лепесточков. Но мы с вами сейчас всех их найдём.
На лепестках ромашки  вы найдёте ответ, т.е. качества, которые необходимы в семейной жизни.

Время на выполнение проекта- 8-9 минут. 


СЛАЙД 16. Ребята, время, отведенное проекту, закончилось.
1 группа.

Задание. Внимательно  прочитайте первый абзац  из учебника на странице 80. Ответьте на вопрос.

  1.  Как относятся мусульмане к созданию семьи?

       К созданию семьи мусульмане относятся очень серьезно и этим дорожат. Для исламской семьи главное и  важно любовь: любовь  родителей друг к другу, к своим детям и любовь  детей к родителям.

    Мусульманские семьи обычно  бывают большие. Кроме родителей и детей в эту большую семью входят и родственники. Такую  семью объединяют не только родственные чувства, но и обязанности.  Поэтому мусульмане считают, что только большая семья может справиться с жизненными трудностями. 

   

Мы считаем, что первое и главное качество в семье должно быть – ЛЮБОВЬ.

Группа №2

Задание:   внимательно читать (Абзац  четвертый и пятый)

Вопрос:  Как распределяются обязанности в мусульманской семье?

- Ребята, вы, наверное, слышали, иногда говорят, кто хозяин в доме? а как вы понимаете это выражение?

- ответ.  (Кто главный в семье?)

- А кто в ваших семьях главный? (папа)

Конечно это ваши папы.

-Какие обязанности ваших родителей? У папы, например?

(Для того, чтобы семья не нуждалась нашим папам  приходится много работать, зарабатывать деньги….)

     Чаще в мусульманской семье именно муж обеспечивает всех материально. Для того чтобы семья не нуждалась вашим папам  приходится много работать. Но при этом нужно помочь по хозяйству и вашей маме, т.е. жене. И конечно уделить время вам - детям.

- Ребята, а чем занимаются ваши мамы? (ответы детей) Мамы ведут домашнее хозяйство, готовят нам  вкусную еду, создают уют в доме.

 Как видим, на долю матери выпадает большая часть заботы, по воспитанию детей.

Получается, что семейные обязанности - нелегкая ноша.  Согласны, с этим утверждением?

- Ваши родители жалуются на то, что им тяжело выполнять свои  обязанности?

-  Нет.        

ВЫВОД: если муж и жена живут в согласии друг с другом, то обязанности будут не в тягость, а в радость.

На втором, на третьем  лепестках запишем ПОМОЩЬ, СОГЛАСИЕ

 3 группа. Какие качества нужны человеку, чтобы создать прочную семью?( Абзац второй)

   Важнее всего красота внутренняя, доброта человека,  уважение,  милосердие, научиться дарить радость своей второй половине и детям. Не случайно у мусульман Кавказа родилась пословица: «Красота до вечера, доброта - до смерти»

На следующих   лепестках запишем ДОБРОТА, МИЛОСЕРДИЕ

4 группа. Что важно для семейного союза в исламе? (абзац третий), (слайд ВЫВОД:  Для создания прочного семейного союза важно, чтобы муж и жена имели схожие взгляды на жизнь, воспитание детей.  Для них важно также умение понимать друг друга, прощать случайные обиды.

На следующих   лепестках запишем ПОНИМАТЬ, ПРОЩАТЬ.


Об обязанностях родителей мы узнали, а как дети должны вести себя?
 Какие есть обязанности у вас – у детей? (ответы детей).

-И так, ребята, мы создали с вами макет СЕМЬИ. Не просто семьи, а счастливой семьи, где царит ЛЮБОВЬ, уважение, понимание, милосердие, доброта,…….Только такой семье все будут счастливы!!

Не важно, сколько человек живёт в вашей семье. А что важно?

Важно, как относятся семье друг к другу, к родителям, бабушкам и дедушкам.

Послушайте, пожалуйста, притчу.

СЛАЙД  17, 18.

                             Притча «Корзину-то возьми»
  Состарился отец, ослабел. Жизнь в нём еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.
Усадил он отца в корзину и отнёс высоко в горы. Отпустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:
- Сынок, я не в обиде, что ты принёс меня сюда, но корзину-то возьми!
- На что она мне?
- Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда…

Анализ притчи:
- О чём эта притча, ребята?    (
Об отношении детей к родителям)
- О чем забыл сын?
(Обязанность «чтить отца и мать» не кончается, когда отец и мать стареют)
- О каком важном законе нравственности  напоминает притча?

(Ответственность перед родителями, уважение, милосердие)


-Чему учит притча?

«Хочешь знать, как будут относиться к тебе дети в дни твоей старости –

оглянись на то, как ты относишься к своим родителям».

СЛАЙД 18.   Рефлексия.

- Что для вас семья? У вас на столах лежат сердечки. Возьмите его и напишите на нем слова, которые вы хотели бы сказать своим родным.

СЛАЙД 19.   На этом наш урок подошёл к концу, всем вам спасибо!

   Я уверена, что вы пронесете через всю свою жизнь любовь к своим родителям. Сегодня, придя домой, каждый пусть обнимет своих родителей и скажет им все теплые слова.

Домашнее задание: написать сочинение про свою семью.

Музыка.

Давайте семейные ценности чтить,  
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержку найдем, 
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом! 
Пусть дети и взрослые помнят всегда – 
Семья – это главное! Через года,

 Сумейте вы счастье свое пронести, 
Пускай только лучшее ждет впереди
!

        

Ученик: Я считаю, семья – самое главное в жизни для каждого человека.

Это - близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример,

о ком заботимся, кому желаем добра и счастья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья в исламе

4 класс предмет "Основы исламской культуры", урок № 22, тема "Семья в исламе"...

Презентация по курсу ОРКСЭ "Пророк Мухаммад- основатель ислама"

Данная презентвция поможет ближе познакомиться с Пророком, узнать его человеческие качества, ближе познакомится с его семьей...

конспект урока по ОРКиСЭ "Нравственные заповеди в религиях Буддизма и Ислама"

Цель: освоение учащимися знаний об общих нравственных основах мировых религий; формирование ценностного отношения к золотому правилу нравственности; развитие ценностного отношения к собственным поступ...

История ислама в России.

конспект урока по ОРКиСЭ...

Урок по ОРКСЭ. Тема: "Семья в исламе" 4 класс

Формирование представлений о мусульманской семье, о роли семьи в жизни человека.Задачи урока:Познакомить с особенностями и традициями исламской семьи, ее ценностямиРасширить знания учащихся о семье..Р...

Презентация по ОРКСЭ (Модуль "Основы исламской культуры") на тему "Семья в исламе" 4 класс

Тема урока: "Семья в исламе"Предмет: ОРКСЭ (Модуль "Основы исламской культуры"Класс: 4 Учебник:"Основы исламской культуры" 4 класс Муртазин М.Ф. 2010 Цель...

Конспект открытого урока по ОРКСЭ (модуль «Основы исламской культуры») по теме «Семья в исламе»

На уроке создаются условия для формирования образа семьи у детей 4 класса,  дети знакомятся с понятиями род, родословная,  родственники, семья, как частица рода, в которой сливаются мысли, т...