Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дорожная азбука"
рабочая программа по обж (3, 4 класс)

Поздеева Екатерина Викторовна

Рабочая программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков.

Цель программы: сформировать ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.

Задачи программы

  • повысить у учащихся уровень знаний по правилам дорожного движения Российской Федерации;
  • оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи;
  • развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
  • способствовать развитию у учащихся таких качеств, как внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость;
  • воспитать у учащихся чувство ответственности за свои действия на дороге;
  • выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
  • формировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.                                                   

Актуальность программы

Количество пострадавших и погибших в ДТП, несмотря на все усилия, остаётся очень высоким. Одной из самых уязвимых категорий являются дети. Причиной гибели людей от несчастных случаев первым пунктом является дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов социальной катастрофы. Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: ежегодно погибают и получают травмы в результате ДТП очень много  детей. Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность, неосторожность учащихся, незнание ими правил дорожного движения Российской Федерации.

 

Формы  проведения занятий:

· тематические занятия

· игровые тренинги

· разбор дорожных ситуаций

· экскурсии

· викторины

· разработка проектов по ПДД

· просмотр видеороликов

 Методы и средства обучения:

Словесные  рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.

Практические  выполнение практических заданий, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала. 

Формы и методы контроля:

· организация тестирования;

· проведение викторин, смотров знаний по ПДД;

· организация игр; 

· анализ результатов деятельности. 

Сроки реализации программы: 2 года (3, 4 класс).

 1 час в неделю  –  34 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_dorozhnaya_azbuka.docx72.05 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков.

Цель программы: сформировать ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.

Задачи программы

  • повысить у учащихся уровень знаний по правилам дорожного движения Российской Федерации;
  • оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи;
  • развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
  • способствовать развитию у учащихся таких качеств, как внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость;
  • воспитать у учащихся чувство ответственности за свои действия на дороге;
  • выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
  • формировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Актуальность программы

Количество пострадавших и погибших в ДТП, несмотря на все усилия, остаётся очень высоким. Одной из самых уязвимых категорий являются дети. Причиной гибели людей от несчастных случаев первым пунктом является дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов социальной катастрофы. Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: ежегодно погибают и получают травмы в результате ДТП очень много  детей. Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность, неосторожность учащихся, незнание ими правил дорожного движения Российской Федерации.

Формы  проведения занятий:

· тематические занятия

· игровые тренинги

· разбор дорожных ситуаций

· экскурсии

· викторины

· разработка проектов по ПДД

· просмотр видеороликов

 Методы и средства обучения:

Словесные  рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.

Практические  выполнение практических заданий, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала. 

Формы и методы контроля:

· организация тестирования;

· проведение викторин, смотров знаний по ПДД;

· организация игр; 

· анализ результатов деятельности. 

Сроки реализации программы: 2 года (3, 4 класс).

 1 час в неделю  –  34 часа

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностными результатами  изучения курса является формирование следующих умений:

· оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;

· объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях;

· в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;

· осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Метапредметными результатами  изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД

· определять цель деятельности;

· учиться обнаруживать и формулировать проблемы;

· устанавливать причинно-следственные связи;

· вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

· навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Познавательные УУД

· добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;

· перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Коммуникативные УУД

· оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

· высказывать и обосновывать свою точку зрения;

· слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

· задавать вопросы.

Универсальные учебные действия:

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;

объяснять свой путь от дома до школы;

определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от...);

предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;

представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …»;

осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.).

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

выделять из многообразия объектов транспортное средство;

различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);

выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);

соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;

различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;

находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);

группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный;

различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;

- ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);

в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;

самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина);

оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;

анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;

анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления;

−− выработать навыки по оказанию первой медицинской помощи.

Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:  учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы; нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников, закрепляются навыки соблюдения правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям; эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах.

Тематический план

 

3 класс

4 класс

Введение

Ориентировка в окружающем мире

15ч

Ты — пешеход

13ч

16ч

Ты — пассажир

10ч

 

34ч

34ч

  1. Содержание программы

3 класс

Вводное занятие  (1 ч.)

Ориентировка в окружающем мире (15 ч.)

Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».

Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.).

Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).

Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота.

Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Знание своего района как условие безопасного передвижения.

Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. Безопасные маршруты движения.

Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.).

Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Особенности дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски).

Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними.

Ты — пешеход (13 ч.)

Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого.

Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса».  Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение.

Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой). Регулируемый перекресток.

Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.

.

Ты — пассажир (5 ч.)

Правила поведения в личном транспорте.  Правила пользования общественным транспортом. Знакомство с правилами посадки и высадки пассажиров. Правила поездки в транспортном средстве. Аварийные ситуации.

4 класс

Вводное занятие (1 ч.)

Ориентировка в окружающем мире (7 ч.)

Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях.

Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. Транспорт будущего.

Правила эксплуатации велосипеда. Технический осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка. ДТП с велосипедистами, меры их предупреждения. Возрастные ограничения. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.

Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила движения в темное время суток.

Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения.

Ты — пешеход (16 ч.)

Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной.

Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота».

Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона».

Информационные знаки (общее представление): «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний».

Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет».

Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками.

Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках).

Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта).

Ты — пассажир (10 ч.)

Правила поведения в личном транспорте (актуализация знаний).

Правила пользования общественным транспортом (актуализация знаний).

При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов.

Аварийные ситуации. Действия в случае транспортной аварии на дороге. Защитная поза при столкновении.

Простейшие правила помощи пострадавшим при ДТП.

  1. Тематический план

3 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1

Вводное занятие

1

 

Ориентировка в окружающем мире

 

2

Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат). Форма и цвет знаков дорожного движения. Рисуем дорожные знаки

1

3

Виртуальная экскурсия «Мы идем по улице»

1

4

Дорога от дома до школы. Рассмотрение и изучение безопасного маршрута движения детей в школу и домой.

1

5

 Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный.

1

6

Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход

1

7

Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей.

1

8

Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход, обгон, разворот), правила поведения пешехода в соответствии с ними. Применение аварийной сигнализации. Подача звукового сигнала.

1

9

Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью, небыстро, дает сигналы поворота или остановки).

1

10

11

Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение)

2

12

Транспорт личный и общественный (отличие, классификация)

1

13

Регулируемый и нерегулируемый участок дороги

1

14

Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт)

1

15

Особенности дороги и местности, по которой она проходит

1

16

Игра «Дорожный калейдоскоп»

1

 

Ты – пешеход

 

17

Дорога. Тротуар. Правила движения по тротуару.  Общие правила перехода улиц и дорог.

1

18

Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Рисуем схему дороги

1

19

Целевая прогулка «Места, предназначенные для движения пешеходов»

1

20

Составление памятки для пешеходов

1

21

22

Знаки дорожного движения. Рисование знаков ДД

2

23

Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах»

1

24

Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. История появления этого правила

1

25

Виды перекрёстков

1

26

Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними

1

27

Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров

1

28

Творческая работа. Изготовление макета светофора

1

29

Викторина «Красный, жёлтый, зелёный»

1

Ты – пассажир

 

30

Правила поведения в личном транспорте

1

31

Правила пользования общественным транспортом. Знакомство с правилами посадки и высадки пассажиров. Правила поездки в транспортном средстве

1

32

Аварийные ситуации

1

33

Составление памятки для пассажиров

1

34

Тест «Дорожная азбука»

1

 

Итого

34ч

4 класс

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1

Вводное занятие.

Викторина «Знаешь ли ты ПДД ?» 

1

 

Ориентировка в окружающем мире

 

2

Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях.

1

3

Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств.

1

4

Проект  «Транспорт будущего»

1

5

Правила эксплуатации велосипеда. Технический осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка.

1

6

ДТП с велосипедистами, меры их предупреждения. Возрастные ограничения.

1

7

Творческая работа «Мой друг велосипед»

1

8

Игра «Аукцион знаний»

1

 

Ты – пешеход

 

9

Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге

1

10

Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной

1

11

Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота»

1

12

Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона»

1

13

Информационные знаки (общее представление): «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний»

1

14

Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет» 

1

15

Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума»

1

16

Творческая работа  «Путешествие в страну дорожных знаков»

 1

17

Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала)

1

18

Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Значение сигналов регулировщика для транспортных средств, пешеходов. Разбор дорожных ситуаций с применением сигналов регулировщика

1

19

Правила движения в темное время суток

1

20

Составление памятки  «Азбука безопасности»

1

21

Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках)

1

22

Дорожные опасности. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта)

1

23

Автобусные остановки, посадочные площадки в местах остановок трамвая. Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства

1

24

Игра  «Я – участник дорожного движения» 

1

 

Ты – пассажир

 

25

Правила поведения в личном транспорте (актуализация знаний)

1

26

Правила пользования общественным транспортом (актуализация знаний). Тест «Какой ты пассажир»

1

27

Составление памятки для пассажиров

1

28

При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов

1

29

Разбор дорожно-транспортных происшествий с участием детей, происшедших в городе. Выявление причин дорожно-транспортных происшествий

1

30

Аварийные ситуации. Действия в случае транспортной аварии на дороге. Защитная поза при столкновении

1

31-33

Простейшие правила помощи пострадавшим при ДТП

3

34

Викторина «У дорожных правил каникул нет»

1

 

Итого

34ч

  1. Учебно – методическое обеспечение

  1. «Школа юного пешехода», Москва – ООО Издательство «Кедр»,2014
  2. ТА. Осетрова, С.В. Саламатова «Сборник материалов для работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма», Ижевск, 2008
  3. Т.А. Осетрова, Л.Л. Черемисских «Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма», Ижевск, 2008
  4. Р.П. Бабина Учебное пособие для учащихся 3 класса «Советы дяди Степы», Москва – ООО Издательство «Кедр», 1997
  5. А.М. Якупов «Безопасность на улицах и дорогах», Москва, 1997
  6. Сценарии мероприятий с отрядами ЮИД
  7. Настольная игра «Мы спешим в школу»
  8. Обучающая игра «Правила дорожного движения»

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

Правила дорожного движения - тренажёр http://cafel.narod.ru/index.htm

Презентации по ПДД: http://www.uchportal.ru/load/47-1-0-24493

http://www.klassnye-chasy.ru/po-pravilam-dorozhnogo-dvizheniya

 http://prezentacii.com/obschestvoznanie/5563-prezentaciya-po-pdd.html

 http://nachalkanosova.ucoz.ru/load/prezentacii/pravila_dorozhnogo_dvizhenija/3-1-0-46

http://school4-lang.ucoz.ru/load/bezopasnost/prezentacii_po_pdd/7

http://moraptal-bikbai.ucoz.ru/load/nash_kollektiv/vneklassnye_meroprijatija/prezentacija_pdd/9-1-0-23

Контроль знаний

Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах»

Не живая, а идет
Неподвижна, а ведет.
(Дорога)

По обочине дороги
Как солдатики стоят,
Все мы с вами выполняем
То, что нам они велят
(Знаки)

Посмотри, силач какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик.
(Милиционер)

Этот конь не ест овса,
Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем.
(Велосипед.)

Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.
(Троллейбус)

Где ведут ступеньки вниз,
Ты спускайся, не ленись.
Знать обязан пешеход:
Тут …?
(подземный переход!)

Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь –
Зеленый, желтый, красный
(Светофор)

Полосатые лошадки
Поперёк дорог легли-
Все авто остановились
Если здесь проходим мы.
(Переход-зебра)

Дом по улице идет,
 На работу нас везет,
 Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
(Автобус)

Тест «Знаешь ли ты правила ДД»

1. Как называется участок проезжей части, где можно перейти на другую сторону дороги?

1. Пешеходный переход. 2. Пешеходная дорожка . 3. Островок безопасности.

2. Разрешается ли переходить дорогу в местах, где есть пешеходные ограждения?

1. Разрешено. 2. Запрещено. 3. Разрешено, если нет движущихся транспортных средств.

3. Переходить дорогу следует:

1. В любом месте.

2. На желтый сигнал светофора.

3. Переходить следует, посмотрев сначала налево, а потом направо.

4. Какие сигналы имеют пешеходные светофоры? 
 1. Только красный. 
 2. Только зеленый. 
 3. Красный и зеленый. 
 4.Красный, зеленый, желтый.
 

5. Какой сигнал светофора разрешает движение?

1. Красный. 2. Жёлтый. 3. Зелёный.

6.Как должен поступить пешеход, если он при переключении светофора на жёлтый сигнал не успел дойти до середины проезжей части?

1. Продолжить переход.

2. Вернуться обратно на тротуар.

3. Дойти до середины проезжей части и ожидать там зелёного сигнала.

7. Что означает жёлтый сигнал светофора, включенный после красного сигнала?

1. Начинать движение нельзя.

2. Начинать движение можно.

3. Скоро будет включен зелёный сигнал светофора.

8. Что запрещено делать пассажирам общественного транспорта? 
 1. Отвлекать водителя во время движения транспорта. 
 2. Громко разговаривать и смеяться в салоне автобуса. 
 3. Уступать место пожилым, инвалидам, пассажирам с маленькими детьми.

 

Тест «Дорожная азбука»

1. Как называется, с точки зрения ПДД, лицо, ведущее по дороге санки?

А -пешеход; В - водитель; С - дорожный рабочий.

2. Можно ли переходить дорогу, если на транспортном светофоре постоянно горит мигающий желтый сигнал?

А - нет; В - да; С - да, если с вами идут взрослые.

3. Можете ли вы перейти дорогу, если одновременно горит желтый и красный сигнал светофора?

А - да; В - да, т. к. будет включен зеленый сигнал; С - нет.

4. Сколько всего цветов и какие используются в светофорах?

А - четыре (красный, желтый, зеленый, белый); В - три (красный, желтый, зеленый); С - два (красный, зеленый).

5. Являются ли «дорожные рабочие», работающие на дороге, участниками дорожного движения?

А - нет; В - да; С - да, т. к. работают на дорогах.

6. Как должны двигаться пешеходы, ведущие велосипед за городом?

 А по правой стороне дороги; В навстречу движению транспорта; С - в попутном направлении.

7. Когда разрешено выходить на проезжую часть для посадки в трамвай?

 А - после открытия дверей; В после остановки трамвая; С - после открытия дверей и остановки трамвая.

8. Является ли погонщик животных и дорожные рабочие участниками движения?

 А - да; В -нет; С погонщик является, дорожные рабочие нет.

9. Можно ли вам переходить дорогу, если регулировщик стоит к вам боком, но руки у него опущены вниз? А не можете, т. к. руки опущены; В можете; С - нет, не можете.

10. Какой стороны движения на тротуаре должны придерживаться пешеходы?

 А - левой; В -правой; С - любой.

11. Где разрешается ожидать трамвай?

 А - на трамвайных путях; В - на проезжей части; С - на обочине.

12. Может ли пассажир быть участником дорожного движения?

 А - да; В нет; С нет, т. к. находится в транспорте.

13. Можно ли водить группы детей по обочине дорог в темное время суток?

 А - да; В да, в сопровождении не менее 2- x взрослых; С - нет.

14. Как называются, с точки зрения ПДД, лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя?

 А –пассажирами; В водителями; С - пешеходами.

15. Для каких пешеходов устанавливают светофоры, дополненные звуковыми сигналами?

 А – пешеходов-детей; В - пешеходов-инвалидов; С - пешеходов-слепых.

16. Могут ли пешеходы двигаться на проезжей части?

A – нет; В да; С - да, жилой зоне.

17. Можно ли переходить улицу на дорогах с разделительной полосой?

А -да; В - да, если нет травы и деревьев; С - нет.

18. К какой группе дорожных знаков относится знак «Дети» ?

А - 1-й; В – 3-ой; С - 5-й.

19. Можете ли вы перейти улицу, когда регулировщик стоит к вам грудью, а жезлом указывает на вас?

 А нет; В да; С - да, за спиной регулировщика.

20. На каких участников дорожного движения распространяется действие транспортного светофора?

А –на водителей; В - на пешеходов; С - на водителей и пешеходов.

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Верный ответ

 

А

 

В

 

С

 

А

 

А

 

С

 

В

 

С

 

В

 

В

 

С

 

А

 

С

 

С

 

С

 

С

 

С

 

А

 

А

 

С

 

Викторина  «Знаешь ли ты правила ПДД»

1.Что называется улицей, на какие части она делится?

2. Что такое перекресток? Какие типы перекрестков вы знаете?

3. Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?

4. Как регулируется движение пешеходов?

5. При каком положении регулировщика разрешается движение пешеходов?

6. При каком положении регулировщика запрещается переход улицы?

7. Что должен сделать пешеход, прежде чем сойти с тротуара?

8. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

9. Как и где надо переходить улицу?

10. Где должен остановиться пешеход, не успевший закончить переход?

Тест «Какой ты пассажир?»

1. Как называется участок дороги, где можно переходить проезжую часть?

А) пешеходная дорожка;

Б) пешеходный переход;

В) островок безопасности.

2. Для кого предназначена проезжая часть?

А) пешеходов;

Б) автомобилей;

В) пассажиров.

3. Как надо переходить проезжую часть?

А) посмотреть направо и начинать переход;

Б) посмотреть налево и начинать переход;

В) остановиться на тротуаре или обочине, посмотреть в обе стороны, убедиться, что нет автомобилей и переходить.

4. Как называется техническое средство, регулирующее движение транспорта и пешеходов на дороге?

А) семафор;

Б) светофор;

В) маячок.

5. Какой сигнал светофора разрешает движение?

А) красный;

Б) желтый;

В) зеленый.

6. Что означает зеленый мигающий сигнал светофора?

А) надо быстрее начинать переход;

Б) сейчас произойдет смена сигнала, начинать переход нельзя;

В) надо дойти до середины и остановиться.

7. Как ты поступишь, если загорелся зеленый сигнал светофора?

А) буду сразу переходить проезжую часть;

Б) подожду некоторое время на тротуаре и посмотрю по сторонам, не едет ли какая-нибудь автомашина;

В) не буду переходить.

8. Для кого предназначен тротуар?

А) велосипедистов;

Б) автомобилей;

В) пешеходов.

9. Как нужно двигаться по тротуару?

А) придерживаться правой стороны, не мешать другим;

Б) придерживаться левой стороны и идти по самому краю тротуара;

В) как хочешь.

10. Что надо делать на остановке общественного транспорта?

А) выходить на проезжую часть и смотреть, не едет ли автобус;

Б) играть в мяч;

В) спокойно ожидать автобус, не выходя на проезжую часть.

Викторина «У дорожных правил каникул нет»

1. Может ли велосипедист проехать направо, если регулировщик стоит к нему правым боком?

2. К какой группе дорожных знаков относится знак «Пересечение с велосипедной дорожкой»?

3. Регулировщик - это ...

4. Можно ли перевозить на велосипеде ребенка до 10 лет?

5. Можно ли вам двигаться на велосипеде по дороге, обозначенной знаком «Движение легковых автомобилей?

6. Можно ли ездить на велосипеде по обочине дороги?

7. Можно ли прицеп буксировать велосипедом?

 8. Что обозначает разметка, нанесенная штрих-пунктиром желтой краской на бордюре?

9. Можете ли вы на велосипеде двигаться по пешеходной дорожке?

10. Какой из указанных ниже средств относится к механическим?

 

 

 

 

Основные понятия.

Участник дорожного движениялицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода и пассажира транспортного средства.

Иногда под участниками дорожного движения понимаются также лица, выполняющие ремонтные работы на дороге. Дело в том, что права и обязанности этих лиц определяются соответствующими ведомственными инструкциями, которые основываются на Правилах дорожного движения и не противоречат им. Потому эти лица, как не названные в термине не могут быть участниками дорожного движения.

Учитывая сказанное выше, мы можем утверждать с достаточной степенью условности, что все население планеты является участником дорожного движения. И его можно подразделить на три группы: водители, пешеходы и пассажиры. При этом не следует забывать, что при поломке транспортного средства водитель может стать пешеходом, а при поездке в автобусе - пассажиром.

Водитель- лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

Как видно из определения, к понятию «водитель можно отнести лиц, которые сидят за рулем автомобиля, троллейбуса, трактора, мотоколяски, трамвая, гужевой повозки, велосипеда и т.д. Но как только водитель покинул кабину транспортного средства, он перестает быть водителем, а становится либо пешеходом, либо лицом, выполняющим работы на дороге.

Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляски.

Пассажир- лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Регулировщик - лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, закрепленных Правилами, и непосредственно осуществляющее, указанное регулирование.Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку.

Дорога- обустроенная иди приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Проезжая часть - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. По проезжей части движутся только колесные транспортные средства: автомобили, троллейбусы, трактора, мотоциклы, велосипеды, мопеды, гужевые повозки и т.д. Движение трамваев осуществляется по трамвайным путям, которые являются также элементом дороги.

Тротуар -элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

Правила запрещают движение транспортных средств по тротуарам, за исключением случаев подвоза грузов к торговыми другим предприятиям и проведения уборочных или ремонтных работ при соблюдении мер безопасности.

Разделительная полоса - конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов.

Разделительные полосы могут разделять проезжие части как противоположного, так и попутного направления. Они, как правило, окаймлены возвышающимися на 15-20 см бордюрными камнями.

Разделительная полоса может иметь разрывы, предназначенные для проезда уборочных транспортных средств, проезд других транспортных средств в таких местах запрещен.

Главная дорога -дорога с твердым покрытием по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающей территории.

Признаком главной дороги служит прежде всего наличие специальных дорожных знаков.

Грунтовая дорога не имеет искусственного покрытия, хотя другими признаками может и не отличаться от обычной дороги.

Автомагистраль имеет два основных признака, отличающие ее от других дорог:

1. Она имеет (за исключением отдельных местных участков) самостоятельные проезжие части для всех направлений, отделенные друг от друга разделительной полосой.

2. Не имеет пересечений на одном уровне ни с дорогами, ни с железнодорожными или трамвайными путями, ни с пешеходными дорожками. Это обеспечивает безопасность движения автомобилей с высокими скоростями при высокой интенсивности движения.

Перекресток  место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Пешеходный переход - участок проезжей части, выделенный для движения пешеходов через дороги.

Полоса движения - любая из продольных полос проезжей части, обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд. Ширина полосы движения колеблется от 2,75 м (при движении только легковых автомобилей) до 3,75 м (в зависимости от категории дороги).

Дорожное движение -совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Под дорожным движением обычно понимают сложную социально-техническую систему, включающую в себя пешеходов, водителей и пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам.

Транспортное средство -устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Механическое транспортное средство -транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется на любые трактора и самоходные машины.

В соответствии с этим определением к механическим транспортным средствам можно отнести автомобили всех типов, трамваи, троллейбусы, трактора и комбайны, самоходные шасси, мотоциклы.

Остальные транспортные средства: велосипед, мопед, гужевая повозка и прицепы относятся к немеханическим транспортным средствам.

Мопед хотя и имеет двигатель, но к водителям его Правила предъявляют иные требования, чем к водителям механических транспортных средств.

Велосипед -транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более, приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

Мотоцикл -двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.

Мопед -двух или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 см3, имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесными двигателями, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. .

Прицеп -транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски. 

Остановка- преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5мин, а также на большее, если это необходимо, для посадки или высадки пассажиров, либо для загрузки или разгрузки транспортного средства.

Этот термин включает в себя обязательное понятие преднамеренного прекращения движения, т.к. ситуация, когда водитель останавливается в соответствии с требованиями Правил (например, у закрытого шлагбаума железнодорожного переезда), к данному понятию не относится.

Стоянка -преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 мин. по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров, либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

Вынужденная остановка прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира. или появлением опасности на дороге..

Не считается вынужденной остановка перед светофором, по сигналу регулировщика или в связи с затором на дороге, а также во всех случаях, когда водитель выполняет требование «Уступите дорогу».

Обгон -опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выходом из занимаемой полосы.

Организованная перевозка детей -специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспорт, ном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству.

Такая перевозка должна осуществляться в соответствии со специальными правилами в автобусе или грузовом автомобиле с кузовом-фургоном, имеющих опознавательные знаки «Перевозка детей».

Организованная транспортная колонна -группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом под одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с включенным проблесковым маяком синего цвета или маятниками синего и красного цветов.

Организованная пешая колонна -группа людей, совместно движущихся в одном направлении.

Железнодорожный переезд -пересечение дорог с железнодорожными путями на одном уровне.

Это понятие охватывает все виды переездов: охраняемых, неохраняемых, оборудованных и не оборудованных средствами сигнализации, с одним или несколькими путями и т.д.

Пересечение с трамвайными путями не относится к железнодорожным переездам, независимо от того, устроены трамвайные пути на обособленном полотне или расположены на одном уровне с проезжей частью.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Дорожная безопасность» 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Дорожная безопасность» 1 класс с календарно-тематическим планированием....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Дорожная безопасность» 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Дорожная безопасность» 3 класс с календарно-тематическим планированием....

Программа по внеурочной деятельности "Дорожная азбука" 1-4 класс

Программа по внеурочной деятельности "Дорожная азбука" 1-4 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дорожная азбука" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Дорожная азбука" 3 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Дорожная азбука"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Дорожная азбука"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Дорожная академия» Направление «духовно-нравственное» для учащихся 4 классов

Детей младших классов трудно привлечь к предмету только тем, что им это нужно будет в дальнейшем для нормальной жизни в обществе. Эти перспективы для младшего школьника не играют ведущей роли, поэтому...