Психологическая готовность детей к школе
статья по теме


Предварительный просмотр:

Психологическая готовность детей к школе

Психологические аспекты  реализации новых ФГОС

 Школа должна ребёнка:  «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать»

(из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): 

  1. любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  2. осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  3. активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
  4. умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
  5. социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
  6. уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  7. осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
  8. ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

   

Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто

 отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало инициативы, тяготеет  шаблонным действиям и решениям, у него возникают   затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по по поводу учебных задач. Даже не все 7-летки готовы в этом смысле к школе, хотя они могут уметь читать, писать и считать, не говоря уже о 6-летках.

                                      «Быть готовым к школе – не значит

                                      уметь читать, писать и считать.

                                        Быть готовым к школе – значит

                        быть готовым всему этому                                                                                                               научиться.»           ( Венгер Л.А.)          

    От того, как ребенок подготовлен к  школе всем дошкольным периодом, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной

жизни, его учебные успехи и психологическое самочувствие.

Когда говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребенок

должен уметь читать, пересказывать ( у него должна быть развита речь ),

писать (у него должна быть развита мелкая моторика ), считать

( владеть навыками счета ) – это педагогическая готовность к школе.

Помимо этого, ребенок должен обладать определенным уровнем физического здоровья.

 Высидеть 4-5 уроков по 40 минут, да еще делать домашние задания – задача

 непривычная для дошкольника – это физическая готовность к школе.

   Но, конечно, этого недостаточно.

Социальная готовность  к  школе.

 У ребенка, поступающего  должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Т.е. у него должна быть сформирована мотивация учения – интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому. Также, на рубеже 6 лет формируется внутренняя позиция школьника – эмоционально-благополучное отношение к школе, минимальное стремление к игровым и развлекательным (дошкольным) элементам деятельности, ребенок осознает необходимость учения, понимает ее важность и социальную значимость. Но помните, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Многие родители

понимают, насколько важно у ребенка желание учиться, поэтому они рассказывают ребенку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе.

                       

Личностная готовность.  Чтобы успешно обучаться  в школе, ребенок должен уметь строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми, т.е. у него должна быть развита произвольность. На пороге школьного возраста происходит утрата «детскости».

Если же уровень произвольности остается низким, то дети не видят за вопросами взрослого учебной задачи, а воспринимают их как повод для непосредственного, житейского общения.

Такие дети могут прервать учителя вопросом, не относящимся к уроку,

Выкрикивать с места, называть учителя не по имени-отчеству, а «тетя  Таня». Также ребенок должен уметь строить отношения со сверстниками. Общение ребенка с детьми не должно отличаться  особой конфликтностью.  К

 школьному возрасту он должен легко устанавливать деловые контакты, относиться к сверстникам как к партнерам.

  В противном случае, ребенку будет сложно выслушать ответ одноклассника, продолжить рассказ, начатый другим, адекватно отреагировать на успех или неудачу другого ребенка.

Общение с другими детьми. 

Важно для формирования способности к децентрации – умения встать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую, взглянуть на себя или свою деятельность со стороны.

Часто мы можем услышать от дошкольника: «я самый сильный в группе», «мой рисунок самый лучший» и т.п. Для дошкольников характерна необъективно высокая оценка себя и своих способностей. Это происходит не от избытка самоуверенности и зазнайства, а является особенностью детского самосознания. Не нужно бороться с завышенной самооценкой и раньше времени добиваться ее адекватности. Это должно пройти само собой как результат прохождения ребенком кризиса 7 лет.

Интеллектуальный  аспект готовности к  школе – это уровень развития познавательной сферы  психики. Он затрагивает такие психические

 функции, как восприятие, внимание, память,  мышление, речь.

Внимание: важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Вызывает тревогу ребенок 6, а особенно 7 лет, который не в состоянии сосредоточиться на необходимой, но не интересной деятельности хотя бы 5-10 минут.

 К семи годам ребёнок должен:

  1. Выполнять задания, не отвлекаясь, около 20 минут.
  2. Находить 10 отличий между предметами.
  3. Удерживать в поле зрения не менее 10 предметов.
  4. Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.
  5. Копировать в точности узор или движение.
  6. Уметь находить одинаковые предметы.

     Память: для ребенка 6 – 7 лет вполне доступно такое задание  - запомнить 10 слов, не связанных по смыслу. В первый раз он повторит от 2 до 5 слов. Можно называть слова еще раз и после 3 – 4 предъявлений ребенок

       обычно запоминает более половины слов. 

К семи годам ребёнок должен:

  1. Уметь запоминать не менее 9-10 предложенных предметов или названных слов.
  2. Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы.
  3. Повторять дословно предложения, состоящие из 9-10 слов.
  4. Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.
  5. Повторять ряды цифр (от 5 до 7), запоминая их на слух или зрительно.
  6. Запоминать расположение игрушек (8-10), называть по памяти, что где находилось.

       Если ребенок 6 – 7 лет не может запомнить

        более 3-х слов с 4-го предъявления,

        возможно, ему необходима консультация

       невропатолога. К 7 годам процесс

формирования произвольного запоминания можно считать завершенным.

Мышление: совершенствуется наглядно-действенное мышление (манипулирование предметами), улучшается наглядно-  образное мышление (манипулирование образами и представлениями). Например, дети этого возраста уже могут понять, что  такое план комнаты. С помощью схематичного изображения групповой  комнаты дети могут найти спрятанную игрушку. Полезны игры «Найди клад», «Лабиринты». И начинают активно формироваться

                       предпосылки логического мышления.

 К семи годам ребёнок должен:

  1. Объединять предметы в группы по определённым признакам.
  2. Находить закономерность в построении ряда предметов.
  3. Выделять предмет, не подходящий к общим признакам.
  4. Уметь выстроить последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
  5. Решать логические задачи.
  6. Сравнивать предметы друг с другом, находить сходства и различия между ними.

Восприятие  

К семи годам ребёнок должен:

  1. Различать цвет и форму предмета.
  2. По силуэту или незначительным деталям определять предмет и различать его по величине, форме, удалённости и пр.
  3. Использовать в речи многообразные обозначения пространственных отношений (вниз, направо, налево, на другую сторону).
  4. Ориентироваться во времени суток, оценивать разные промежутки времени (неделя, месяц, время года, часы).

 Воображение:  становится активным – произвольным.

А также воображение выполняет еще одну роль – аффективно-защитную.

Она предохраняет растущую, легко ранимую душу ребенка от чрезмерно

тяжелых переживаний и травм.

 Воображение развивается и формируется в течение всей жизни. Благодаря воображению дети превращают обыденную жизнь в игру. Фантазия ребёнка наиболее полно проявляется в соответствующих видах творческой деятельности и свидетельствует о наличии у ребёнка задатков к ним. Одним из проявлений воображения является мечта. Важно, чтобы мечта вызывала у ребёнка стремление к достижению реальной и желаемой цели с помощью собственных усилий.

                  Мелкая моторика 

К семи годам ребёнок должен:

  1. Свободно владеть карандашом и кистью при разных приёмах рисования.
  2. Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием.
  3. Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.
  4. Ориентироваться в тетради в клетку или в линию.
  5. Уметь копировать фразы, простейшие рисунки.
  6. Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.

Полезны игры разные. Даже «несерьезные» игры: в «больницу», «Дочки-матери», «школу». Особенно ценно, когда в таких играх участвуют сразу

несколько детей. Это развивает коллективизм, ребенок учится строить

взаимоотношения, разрешать возникающие конфликты.

Дети осваивают взрослую жизнь, систему поведения, обязанности.

И главное – все происходит без принуждения, легко и охотно. Полезны также игры с пластилином, карандашами и т.д. То есть почетное место

занимает лепка, аппликация, рисование, конструирование. В этих занятиях развивается представление о мире, предметах, животных, людях. Также развивается умение мысленно представлять предметы,  «рассмотреть» их в уме. Позднее это окажется важным при изучении физики, геометрии и др.  

Рекомендации родителям:                

1. Познакомьте ребенка с его учителем еще до официального начала занятий.

2. Посетите несколько раз его будущий класс, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка для ребенка не казалась незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.

3. Постарайтесь познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников.

4. Расскажите ребенку о приблизительном расписании уроков и времени, отведенному на уроки, перемены, обед, а также когда начинаются и кончаются уроки.

5. Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности  

завести новых друзей.

6. Скажите ребенку, что чувствовать  волнение несколько первых дней –

 абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения.



Предварительный просмотр:

Психологические особенности перехода из начальной школы в среднюю.

При переходе из начальной школы в среднюю учащимся приходится адаптироваться к новым условиям: предметное обучение, соответственно увеличение количества учителей, различные стили педагогической деятельности учителей, новизна изучения учебного материала.

Резко изменяется условия привычной жизни четвёроклассников, приводя к несоответствию внешних социальных условий и внутреннего состояния ребёнка.

Новые требования школьного обучения иногда превосходят возможности ребёнка, изменяется состояние эмоциональной сферы, вызывая стрессовую реакцию организма учащегося. В результате происходит резкое снижение успеваемости в 5-ом классе.

Как предотвратить процесс снижения успеваемости? Как облегчить процесс формирования механизма приспособления ребёнка к новым требованиям и условиям обучения? Как обеспечить успешность последующей учебной деятельности для развития учащихся? Как сохранить здоровье, состояние организма учащихся? Некоторые аспекты проблемы преемственности можно решить, если на протяжении всего года, являющегося последним в обучении в начальной школе, учителя начальной и средней школы будут работать в тесном контакте друг с другом.

Уже не первый год тесно взаимодействуют и сотрудничают учителя начальных классов и учителя основной школы. Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.

1.Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников.

Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. На таких уроках педагогу бывает сложно упорядочить высказывания детей. Однако все мы знаем, что именно в споре рождается истина.

Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно». К тому же придется удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку. А точнее, подводить школьников к пониманию несостоятельности их высказываний или в их правильности. Куда проще сказать: «Молодец! Пять» или «Неверно! Три».

Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.

2.Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.

Экономя время урока, педагоги порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2-3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.

3.Создание ситуации успеха для пятиклассников.

Ошибочным мнением педагогов среднего и старшего звена является признание того, что в пятом классе нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду, а создание ситуации успеха, равно так же как и использование игровых моментов на уроке, - это удел начальной школы. Такое мнение приводит к большому разрыву в организации учебного процесса в начальном звене и средней школе. Пятиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешного обучения.

4.Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе.

Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет.

Вдумчивые педагоги, понимая значимость этих традиций в жизни детей, стремятся сохранить их и продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в соответствии с возрастными особенностями в более важные и необходимые для учеников мероприятия. Педагогический нигилизм (отрицание всего, что было наработано коллективом учащихся до вас) в этой ситуации не принесет позитивных результатов и не лучшим образом скажется на личностных взаимоотношениях с педагогом.

5.Отсутствие коллективных средств обучения.

Следует помнить о том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителей перемещаются к сверстникам. Теперь именно они становятся наиболее значимыми в жизни подростка, в том числе и пятиклассника. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, парах, парах сменного состава. Кроме того, позитивные отношения к сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.

6.Наличие большей свободы и самостоятельности.

При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами, цену которым знает каждый взрослый здравомыслящий человек. Сферу действия свободы и самостоятельности надо планомерно расширять, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Свобода и вседозволенность - это не слова-синонимы, равно также как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования обозначенных понятий детьми часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.

7.Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий.

Нередко с переходом в пятый класс педагоги фиксируют небрежность записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроках, записей с номерами домашних заданий и, как результат, отсутствие и самих домашних работ. На это влияют многие факторы, одним из которых является ослабление внешнего контроля за выполнением домашних работ со стороны учителя и родителей. Родители к пятому классу устают от проверки тетрадей. Кто-то не считает это целесообразным из-за уже приобретенного навыка всегда выполнять задание на дом в полном объеме. Учителя же не всегда проверяют домашние задания. Дифференцированные задания в среднем и старшем звене - большая редкость. Вот и получается, что наши пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома. Появляются запуски и пробелы в знаниях.

8. Личностный контакт с учителями. 

Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это у в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.

Это далеко не все проблемы, которые могут возникнуть у пятиклашек. Однако было бы не справедливо говорить, что переходу в среднее звено сопутствуют лишь проблемы и препятствия. Есть много положительных моментов в этом переходном периоде. Большинство школьников быстро адаптируются и легко преодолевают все сложности. А помогают им в этом педагоги, и прежде всего классные руководители.

Таким образом, осуществление преемственности в работе разных ступеней образования является средством изменения внутренней позиции педагога в сторону понимания, абсолютного принятия ученика. Все мы – участники образовательного процесса и нам необходимо:

  1. Учитывать не только учебные достижения ученика, но и его здоровье, быт, семейные трудности;
  2. Учитывать трудности адаптации школьника в переходные периоды (1 кл., 4-5, 9-10 кл.)
  3. Помнить об учёте возрастных, индивидуальных особенностей ученика;
  4. Помнить о необходимости поддерживать контакт с семьями;
  5. Отслеживать процесс социализации ребёнка в коллективе;
  6. Выбирать личностно-ориентированные образовательные технологии;
  7. Ориентировать ребёнка на успех.

Советы Родителям

Психологические исследования доказывают, что межличностные конфликты в новых коллективах 5-х классов исчерпываются в течение одного-двух месяцев, когда каждый ученик самоутвердится и найдет свой круг общения. Педагогическое мастерство классного руководителя и конструктивная позиция родителей играют важную роль в формировании здоровой и гармоничной атмосферы в классе.

 «Меня не любят одноклассники»

Если ребенок жалуется, что его не воспринимают в классе, обижают или игнорируют, то следует обязательно обратиться к классному руководителю, психологу, которые изучают психологические особенности каждого ученика.

Ведь через трудности в адаптации могут возникнуть трудности в обучении. Складывается такая ситуация: ваш ребенок отлично учился в начальных классах, а в пятом его успехи ухудшились. Не следует паниковать, не стоит обвинять ребенка и самих себя. Лучше в беседах с ребенком самостоятельно (а лучше с помощью психолога) выявить его слабое место – то, что является причиной дезадаптации: недостаток самостоятельности, неумение налаживать контакты с учениками, учителями, отсутствие мотивации (например, иногда юные лицеисты считают, что факт их поступления в лицей – грандиозное достижение, и прикладывать усилия для учебы необязательно). Следует помнить, что в начальных классах большинство детей учатся лучше, т.к. там проще программа. В 1-4 классе родители обычно больше контролируют своих детей, поэтому не следует сразу ослаблять контроль над обучением.

«Нам ничего не задавали»

Приучайте ребенка к самостоятельности постепенно: он должен сам собирать вещи в школу, звонить одноклассникам, если нужно уточнить домашнее задание. А наивное «нам ничего не задавали» можете сразу отклонять и строго выяснять истину.

Пятый класс – период раннего подросткового возраста. Послушный и аккуратный и ребенок становится непослушным, невозможным, агрессивным, эгоистичным. Став подростком, ребенок часто теряет равновесие. Как любой переходный период жизни человека, этот период жизни ребенка выдвигает специфические проблемы, связанные не только с новой организацией обучения, но и с процессом привыкания к требованиям, порядкам, новому окружению. Этот процесс привыкания к новым условиям жизни и является адаптацией, которая таит в себе ряд психологических проблем, успешное решение которых зависит от силы воли самого ребенка и от родительской поддержки, внимания и терпения.

Если вас что-то беспокоит в поведении дочери или сына, безотлагательно обсудите это с классным руководителем, психологом.

Полезные советы

- Если в семейной жизни произошли перемены, которые повлияли на психологическое состояние ребенка, эту проблему обязательно следует обсудить с психологом.

- Интересуйтесь школьными делами, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищете выход из конфликтов.

- Помогите ребенку выучить имена новых учителей, предложите описать их, выделить какие-то особенные черты.

- Посоветуйте ребенку в сложных ситуациях обращаться за помощью к классному руководителю, психологу, учителю.

- Изучите уровень самооценки пятиклассника. Это объяснит некоторые поведенческие особенности ученика. Завышенная самооценка ведет к развитию зазнайства, наглости, болезненной самовлюбленности, ранимости, эгоцентризма. А заниженная порождает тревожность, неуверенность, страхи, лень. Одно из основных заданий воспитания – формировать адекватную самооценку.

- У детей, порой незаметно для них самих, наступает кризис, связанный с желанием обрести самостоятельность, избавиться от чрезмерной (по мнению маленького подростка) родительской опеки, появляется страх перед неизвестной взрослой жизнью. Желание освободиться от внешнего контроля объединяется с повышением самоконтроля, началом сознательного самовоспитания. Внутренний мир ребенка еще не стабильный, поэтому родителям не следует оставлять ученика без контроля. Следует проявить мудрость, ведь подросток очень ранимый и легко поддается влиянию — как позитивному, так и негативному.

Развитие внимания у детей совершается в процессе обучения и воспитания.

Дети значительно различаются по показателям объема, устойчивости и распределения внимания. В целом внимательные дети учатся лучше, однако у невнимательных детей успеваемость больше связана с показателями произвольного внимания, особенно его распределением.

 Низкий уровень развития этого свойства внимания ограничивает возможности детей при выполнении учебных задач. Поэтому тренировка распределения  внимания может способствовать улучшению успеваемости.

Высокий уровень развития произвольного внимания является необходимым условием реализации других факторов успешности обучения, в частности индивидуального моторного темпа. При этом, чем выше индивидуальный темп у внимательных учащихся, тем лучше они учатся. А у невнимательных учащихся высокий индивидуальный темп может сочетаться с низкой успеваемостью.

На успеваемость по математике особое влияние оказывает объем внимания и индивидуальный темп. Устойчивость внимания может коррелировать с низкими способностями к математике. На успеваемость по русскому языку большее влияние оказывает уровень развития распределения внимания и меньшее – объем внимания. Успешность чтения больше всего связана с устойчивостью внимания, обеспечивающей точность воссоздания звуковой формы слов.

Не найти пожалуй ни одного младшего школьника, в тетрадях которого время от времени не встречались бы так называемые ошибки по «невнимательности». На протяжении обучения в начальной школе в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: резко (более чем в 2 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения,

К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Считается, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для целенаправленного развития внимания ребенка.

Самыми распространенными причинами недостаточного внимания школьника могут являться:

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Дети, имеющие подобный диагноз, отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. Трудности с организацией их поведения и удержанием внимания, как правило, ярко обнаруживаются задолго до поступления в школу.

Хронические соматические заболевания, болезненность ребенка. Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма.

Индивидуальные особенности нервной системы. Свойства высшей нервной деятельности влияют на развитие всех свойств внимания: для учащихся с сильной и подвижной нервной системой более характерно внимание устойчивое. Учащимся с инертной и слабой нервной системой более свойственно неустойчивое, плохо переключаемое и распределяемое внимание.

Переутомление и перегрузки. Жизнь современного ребенка наполнена множеством обязанностей. Обычно рабочий день школьника не ограничивается рамками собственно учебных занятий, а включает в себя посещение разнообразных кружков, секций, студий и пр. Нередко график функционирования школьника расписан с утра до вечера столь плотно, что ученик едва – едва успевает подготовить домашнее задание. Времени на полноценный отдых при этом практически не остается, дети плохо высыпаются. Физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей.

Возрастные ограничения в развитии внимания. Внимание детей младшего школьного возраста может быть недостаточно совершенным в силу возрастных особенностей общего психического развития. Внимание в этом возрасте действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяем и неустойчиво. Причина этого - недостаточная зрелость нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания, контроля за выполнением деятельности.

Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

К концу младшего школьного возраста складываются три качественно различные формы непроизвольной памяти. Только одна из них обеспечивает осмысленное и систематическое запоминание учебного материала. Две другие, которые проявляются более чем у 80% школьников, дают неустойчивый мнемический эффект, в значительной мере зависящий от особенностей материала или от стереотипных способов действий, а не от фактических задач деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психодиагностика для определения уровня интеллектуальной, мотивационной, психологической готовности детей к школе

Психодиагностикадля определения уровня интеллектуальной, мотивационной, психологической готовности детей к школе. Разработано педагогом-психологомНОУ УМЦ «Вдохновение» Маркарян А.В.(на основе раб...

Программа психологических развивающих занятий "Психологическая готовность детей к школе"

Программа предназначена для групповой психологической работы с детьми 6-7 лет. Программа содержит учебно-тематический план занятий на учебный год. Занятия могут проводиться как с учащимися первого кла...

«Психологическая готовность детей к школе»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ«Педагогическая психология»на тему:«Психологическая готовность детей к школе»...

Психологическая готовность детей к школе

При подготовке ребенка к школе важно сформировать у него не только потребность в познании нового, трудолюбие усидчивость, но и способность к волевым усилиям, социальную зрелость. Успешно учитья в школ...

Психологическая готовность детей к школе

Психологическая готовность детей к школе...

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Методичсекие материалы о ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ...

Социально – психологическая готовность детей к школе. Условия формирования и учет в педагогической деятельности

Социально – психологическая готовность - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития психического и личностного развития ребенка и выступающее как важнейший итог псих...