Программа психологических развивающих занятий "Психологическая готовность детей к школе"
рабочая программа (1 класс) на тему

Программа предназначена для групповой психологической работы с детьми 6-7 лет. Программа содержит учебно-тематический план занятий на учебный год. Занятия могут проводиться как с учащимися первого класса, так и с учащимися подготовительной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_malyshok.docx130.72 КБ

Предварительный просмотр:

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

Тема: Программа психологических развивающих занятий  для учащихся 6-7 лет «Психологическая готовность ребенка к школе».

Актуальность: Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются с режимом работы и учебной программой. Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация (по  Р.В. Овчаровой).

Психологические развивающие занятия с обучающимися подготовительной школы позволяют обеспечить условия для более легкого прохождения периода адаптации будущих первоклассников. Данные исследования процесса адаптации первоклассников позволяют сделать вывод о том, что обучающиеся, посещавшие занятия в подготовительной школе, не испытывают больших трудностей в первом классе, быстрее приспосабливаются к новым условиям, показывают более стабильные результаты обученности.

Программа «психологическая готовность ребенка к школе» позволяет психологу работать не только над развитием необходимых психических процессов, но способствовать созданию комфортных условия в школе, формированию положительного эмоционального фона, конструктивного взаимодействия в группе.

Адресат:Программа рассчитана на обучающихся подготовительной школы в возрасте 6-7 лет.

Цель программы: обеспечить разностороннюю психологическую подготовку ребенку к поступлению в первый класс, с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей.

Задачи программы:

1. Формирование психологической и социальной готовности к школе.

2. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.

3. Развитие познавательной деятельности.

Программа является модифицированной, в основу разработки положены рекомендации Овчаровой Р.В. (Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе, - М., 1999 год). Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность одного занятия 35 минут. Состав группы – 10-12 человек. Занятия проводятся в кабинете психологической разгрузки «Комната Сказок».

При определении уровня готовности ребенка к школьному обучению ориентиром для психологов служит карта-характеристика, в которой заложены уровни готовности к обучению по следующим параметрам: психологическая и социальная готовность, развитие школьно-значимых психофизиологических функций, развитие познавательной деятельности, состояние здоровья.

Структура программы:

Направление работы

Формирование и развитие

Психологическая и социальная готовность к школе

1. Положительное настроение

2. Желание учиться в школе

3. Учебная мотивация

4. Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию

5. Организованность поведения

Развитие школьно-значимых психофизиологических функций

1. Фонематический слух, артикуляционный аппарат

2. Мелкая моторика руки

3. Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость

4. Координация в системе глаз-рука

5. Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов)

Развитие познавательной деятельности

1. Кругозор

2. Развитие речи

3. Развитие познавательной активности, самостоятельности

4. Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей)

5. Произвольность деятельности

6. Контроль деятельности

7. Темп деятельности

Учебно-тематическое планирование программы:

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведен.

1

Знакомство

35 мин.

2

Знакомство

35 мин.

3

Развитие зрительно-моторной координации

35 мин.

4

Развитие навыков взаимодействия в группе

35 мин.

5

Развитие произвольных движений и самоконтроля

35 мин.

6

Развитие функций мышления

35 мин.

7

Развитие кратковременной и долговременной, опосредованной зрительной и слуховой памяти

35 мин.

8

Развитие функций внимания

35 мин.

9

Развитие коммуникативных навыков

35 мин.

10

Школьная адаптация. Эмоциональный фон.

35 мин.

11

Развитие пространственной ориентации и координации движений

35 мин.

12

Развитие навыков взаимодействия в группе

35 мин.

13

Развитие функций памяти и внимания

35 мин.

14

Развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации

35 мин.

15

Развитие творческого мышления

35 мин.

16

Школьная адаптация

35 мин.

17

Эмоциональная сфера и общение

35 мин.

18

Правила поведения и самоконтроль

35 мин.

19

Развитие функций мышления и речи

35 мин.

20

Развитие самостоятельности мышления

35 мин.

21

Развитие навыков взаимодействия в группе и функций внимания

35 мин.

22

Развитие мелкой моторики

35 мин.

23

Тренировка функций внимания, памяти, мышления

35 мин.

24

Развитие кратковременной и долговременной, опосредованной зрительной и слуховой памяти

35 мин.

25

Развитие пространственной ориентации и координации движений

35 мин.

26

Эмоциональная сфера и общение

35 мин.

27

Развитие мелкой моторики

35 мин.

28

Развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации

35 мин.

29

Развитие логического и творческого мышления

35 мин.

30

Семья. Эмоциональное присоединение

35 мин.

31

Школа. Эмоциональное присоединение

35 мин.

32

Школьная адаптация

35 мин.

33

Развитие навыков взаимодействия в группе

35 мин.

34

Развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации

35 мин.

35

Формирование школьной мотивации

35 мин.

36

Подведение итогов

35 мин.

(после каждого занятия психолог проводит анализ, в ходе которого следующее занятие может быть скорректировано).

Содержание программы:

Содержание занятия

1

Знакомство

Создание атмосферы, свободной от обычных ограничений. Введение групповых норм. Развитие коммуникативных навыков.

«Солнышко-луна»

«Твое имя»

«Моя семья»

«Путаница»

«Я не знаю»

«Солнышко–луна»

2

Знакомство

Создание положительного эмоционального фона. Формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я», умение выделять свои достоинства. Развитие ориентации на позитивную оценку качеств сверстников.

«Солнышко-луна»

«Найти себе друзей»

«Самый, самый»

«Поезд»

«Солнышко-луна»

3

Развитие зрительно-моторной координации

«Солнышко-луна»

«Запрещенное движение»

«Запретный номер»

«Запомни финуру»

 «Солнышко-луна»

4

Развитие навыков взаимодействия в группе

«Солнышко-луна»

«Магазин игрушек»

«Варим суп»

 «Солнышко-луна»

5

Развитие произвольных движений и самоконтроля

«Солнышко-луна»

«Флажок»

«Запретный номер»

«Стой»

«Замри»

«Волшебное слово»

«Запрещенное движение»

 «Солнышко-луна»

6

Развитие функций мышления

«Солнышко-луна»

«Три слова»

«Поиск общего»

«Исключение лишнего слова»

«Использование предметов»

«Группировка предметов»

 «Солнышко-луна»

7

Развитие кратковременной и долговременной, опосредованной зрительной и слуховой памяти

«Солнышко-луна»

«Запомни свою позу»

«Разведчики»

«Повтори за мной»

«Четыре стихии»

«Лишний предмет»

 «Солнышко-луна»

8

Развитие функций внимания

«Солнышко-луна»

«Будь внимателен!»

«Слушай хлопки»

«Зеваки»

«Корректурная проба»

«Солнышко-луна»

9

Развитие коммуникативных навыков

«Солнышко-луна»

«Передай по кругу»

«Зеркала»

«Солнышко-луна»

10

Школьная адаптация. Эмоциональный фон.

«Солнышко-луна»

«Школа клоунов»

«Солнышко-луна»

11

Развитие пространственной ориентации и координации движений

«Солнышко-луна»

«Испорченный телефон»

«Стой»

«Замри»

«Волшебное слово»

«Солнышко-луна»

12

Развитие навыков взаимодействия в группе

«Солнышко-луна»

«Разведчики»

«Жучок»

«Капитан»

«Солнышко-луна»

13

Развитие функций памяти и внимания

«Солнышко-луна»

«Повтори за мной»

«Лишний предмет»

«Будь внимателен!»

«Корректурная проба»

«Солнышко-луна»

14

Развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации

«Солнышко-луна»

«Ролевая игра «Школа волшебства»

«Солнышко-луна»

15

Развитие творческого мышления

«Солнышко-луна»

«Истории и сказки»

«Солнышко-луна»

16

Школьная адаптация

«Солнышко-луна»

Рисование на тему «Школа, учитель, ученик»

«Солнышко-луна»

17

Эмоциональная сфера и общение

«Солнышко-луна»

«Чунга-чанга»

«Солнышко-луна»

18

Правила поведения и самоконтроль

«Солнышко-луна»

«Крепость»

«Щит и меч»

«Солнышко-луна»

19

Развитие функций мышления и речи

«Солнышко-луна»

«Коллаж»

«Солнышко-луна»

20

Развитие самостоятельности мышления

«Солнышко-луна»

«Выражение»

«Словесная ассоциация»

«Поиск общего»

«Солнышко-луна»

21

Развитие навыков взаимодействия в группе и функций внимания

«Солнышко-луна»

«Геометрические пазлы»

«Солнышко-луна»

22

Развитие мелкой моторики

«Солнышко-луна»

«Работа с точками»

«Выполни по образцу»

«Гимнастика для рук»

«Солнышко-луна»

23

Тренировка функций внимания, памяти, мышления

«Солнышко-луна»

«Исключение лишнего слова»

«Слушай звуки!»

«Повтори за мной»

«Солнышко-луна»

24

Развитие кратковременной и долговременной, опосредованной зрительной и слуховой памяти

«Солнышко-луна»

«Лишний предмет»

«Канцелярские принадлежности»

«Геометрические пары»

«Запомни стишок»

«Солнышко-луна»

25

Развитие пространственной ориентации и координации движений

«Солнышко-луна»

«Запомни свою позу»

«Четыре стихии»

«Солнышко-луна»

26

Эмоциональная сфера и общение

«Солнышко-луна»

«Я не знаю»

«Найди себе друзей»

«Самый, самый»

«Солнышко-луна»

27

Развитие мелкой моторики

«Солнышко-луна»

«Ассоциации»

«Пальчиковый театр»

«Солнышко-луна»

28

Развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации

«Солнышко-луна»

«Слушай и исполняй»

«Будь внимателен!»

«Волшебное слово»

«Запретное движение»

«Солнышко-луна»

29

Развитие логического и творческого мышления

«Солнышко-луна»

«Использование предметов»

«Предметы из геометрических фигур»

«Солнышко-луна»

30

Семья. Эмоциональное присоединение

«Солнышко-луна»

«Зеркало»

«Моя семья»

«Солнышко-луна»

31

Школа. Эмоциональное присоединение

«Солнышко-луна»

Рисунок на тему «Первое сентября»

«Солнышко-луна»

32

Школьная адаптация

«Солнышко-луна»

«Школьная пиктограмма»

«Солнышко-луна»

33

Развитие навыков взаимодействия в группе

«Солнышко-луна»

«Волшебные пазлы»

«Солнышко-луна»

34

Развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации

«Солнышко-луна»

«Зеваки»

«Запомни порядок»

«Запретный номер»

«Солнышко-луна»

35

Формирование школьной мотивации

«Солнышко-луна»

Рисунок на тему: «Я – ученик»

«Солнышко-луна»

36

Подведение итогов

«Солнышко-луна»

«Музыкальные задания»

«Солнышко-луна»

Формы и методы работы: Основной метод работы – развивающее групповое игровое занятие с элементами психологического тренинга. Каждое занятие включает набор упражнений по трем основным направлениям (психологическая и социальная готовность, развитие школьно-значимых психофизиологических функций, развитие познавательной деятельности). Поскольку, при поступлении в школу, у ребенка происходит смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной, то для того, чтобы помочь ему успешно адаптироваться к школе и полноценно включиться в учебно-воспитательный процесс, в работе используется, как основной, игровой метод.

Ожидаемые результаты программы:

Психологическая и социальная готовность к школе:

Желание учиться в школе

Ребенок хочет идти в школу

Учебная мотивация

Ребенок осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность

Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию

Ребенок достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя

Организованность поведения

Поведение организовано

Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:

Фонематический слух, артикуляционный аппарат

Нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет, речь правильная, отчетливая

Мелкая моторика

Рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами

Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость

Ребенок достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок

Координация в системе глаз-рука

Ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимаемый на расстоянии (с классной доски)

Объем зрительного восприятия

Количество выделенных объектов в картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров соответствует средним показателем возрастной группы

Развитие познавательной деятельности:

Кругозор

Представления о мире достаточно развернуты и конкретны, ребенок может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных и растениях, временах года

Развитие речи

Речь содержательна, выразительна, грамматически правильна

Развитие познавательной активности, самостоятельности

Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах

Сформированность интеллектуальных умений (анализ, сравнение, обобщение, установление закономерностей)

Ребенок определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи

Произвольность деятельности

Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца

Контроль деятельности

Результаты усилий ребенка соответствуют поставленной цели, он может сам сопоставить все полученные результаты с поставленной целью

Темп деятельности

Соответствует средним показателям возрастной группы

Диагностика и показатели эффективности программы:

В основу диагностики положены рекомендации Р.В. Овчаровой и Л.А. Ясюковой «Методика определения готовности к школе».

Направление работы

Методы диагностики

Психологическая и социальная готовность к школе

Цветовой тест Люшера

«Рисунок семьи»

«Дерево»

«Отношение к школьной деятельности»

Тест тревожности Р. Тэммл-Дорки-Амен

Развитие школьно-значимых психофизиологических функций

Тест фонематического слуха

Тест копирования бессмысленных слогов

Тест «Змейка»

Тест «Работай по точкам»

Развитие познавательной деятельности

Тест кратковременной памяти и умозаключений

Тест «Речевые классификации»

Тест «Произвольное владение речью»

Тест «Абстрактное мышление»

Взаимодействие с другими специалистами: Для решения поставленных задач психолог взаимодействует с учителями начальной школы, логопедом, специалистами ТМПК, проводит консультации для родителей.

Литература для психолога:

1. Дощицына З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. – М., 2004 год

2. Грудненко Е.А. Психологическая готовность ребенка к школе. – Детство-Пресс, 2013 год

3. Вьюкова Н.И., Гайдар К.М., Темпова Л.В. Психологическая готовность ребенка к школе. – Академический Проект, 2005 год

4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность ребенка к школе. – СПб.,2007 г

5. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению. – М., 1991 год

6. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1994 год

7. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1999 год

8. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – М., 1995 год

9. http:// ps_got_skola

10. http:// psischool.ucoz.ru

Литература для родителей:

1. Венглер Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?». -  М., 1994 год

2. Пиаже Ж. «Речь и мышление ребенка». – М., 1994 год

3. Пиаже Ж. «Суждения и рассуждения ребенка». – М., 1997 год

4. Лютова Е.К. «Шпаргалка для родителей». – М., 2002 год

5. Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей». – Ярославль, 1997 год

6. Чуднявцев С.Е. Мое солнце идет в школу, или Готовность ребенка к обучению. – Феникс, 2015 год

7.  http://psihologicheskaya-gotovnost...k-shkole

Приложение:

1. Упражнение «Солнышко-Луна». Цель: определение настроения учащихся, отношения к работе, рефлексия. Проводится в начале и в конце каждого занятия. Учащиеся сравнивают свое настроение с луной или солнышком. Объясняют свое настроение. В конце занятия рассказывают, что им понравилась, а что нет.

2. Упражнение «Твое имя». Цель: идентификация со своим именем.

(Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе)

3. Упражнение «Путаница». Цель: сплоченность группы.

(Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе)

4. Упражнение «Я не знаю». Цель: Развитие выразительности движений ребенка, его коммуникативных способностей.

(Н.В. Самоукина «Игры в школе и дома»)

5. Упражнение «Найди себе друзей». Цель: развитие ориентации на позитивную оценку качеств сверстников.

(Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе)

6. Упражнение «Самый, самый». Цель: формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я», умения выделять свои достоинства.

(Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе)

7. Упражнение «Поезд». Цель: развитие ориентации на позитивную оценку качеств сверстников, сплоченность группы.

(Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе)

8. Упражнение «Паровозик». Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, устранение страхов, сплочение группы, произвольный контроль, умение подчиняться требованиям одного.

(Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе)

9. Упражнение «Зеркало». Цель: дать возможность проявить активность пассивным детям.

(Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе)

10. Упражнение «Передай по кругу». Цель: достичь взаимопонимания, сплоченности.

(Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе)

11. Упражнение «Жмурки». Цель: создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе.

(Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе)

12. Упражнение «Кораблик». Цель: повышение самооценки, развитие уверенности в себе.

(Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе)

13. Упражнение «Моя семья». Цель:создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе.

(Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе)

14. Упражнение «Рисование на обозначенную тему». Цель: формирование умения сравнивать противоположение понятия и передавать свое эмоциональное состояние. Приятное в школе – неприятное в школе.

(Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе)

15. Упражнение «Слушай звуки!». Цель: развитие активного внимания.

(Н.В. Самоукина «Игры в школе и дома»)

16. Упражнение «Зеваки». Цель: развитие волевого (произвольного) внимания.(Н.В. Самоукина «Игры в школе и дома»)

17. Упражнение «Запомни свою позу». Цель: развитие моторно-слуховой памяти. (Н.В. Самоукина «Игры в школе и дома»)

18. Упражнение «Разведчики». Цель: развитие моторно-слуховой памяти, снятие двигательной расторможенности, негативизм.

(Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе)

19. Упражнение «Четыре стихии». Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового аппарата и двигательного анализатора.

(Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе)20. Упражнение «Выложи сам». Цель: развитие восприятия. Ребенку даетсяконтурное изображение предмета, составленного из нескольких геометрических фигур, и набор этих фигур.

(Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе)

21. Упражнение «Узнай, кто я?». Цель: развитие воображения. Нужно угадать предмет по устному описанию.

(Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе)

22. Упражнение «Моя семья». Цель: создание положительного эмоционального фона, снятие тревожности, сплоченность группы.

(Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе)

23. Упражнение «Зеркала». Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных способностей. (Н.В. Самоукина «Игры в школе и дома»)

24. Упражнение «Разведчики». Цель: развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных и организаторских навыков.

(Н.В. Самоукина «Игры в школе и дома»)

25. Упражнение «Жучок». Цель: раскрытие групповых отношений.

(Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе)

26. Упражнение «Крепость». Цель: снятие агрессивности.

(Р.В. Овчарова Справочная книга школьного психолога)

27. Упражнение «Щит и меч». Цель: выход агрессии, эмоционального напряжения. (Р.В. Овчарова Справочная книга школьного психолога)

28. Упражнение «Чунга-Чанга». Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое. (Р.В. Овчарова Справочная книга школьного психолога)

29. Упражнение «Корректурная проба». Цель: развитие внимания.

(Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе)

30. Упражнение «Повтори за мной». Цель: развитие памяти, внимания.

(Р.В. Овчарова Справочная книга школьного психолога)

31. Упражнение «Лишний предмет». Цель: развитие зрительной памяти.

(Н.В. Самоукина «Игры в школе и дома»)

32. Упражнение «Три слова». Цель: развитие мышления.

(Н.В. Самоукина «Игры в школе и дома»)

33. Упражнение «Поиск общего». Цель: развитие мышления.

(Н.В. Самоукина «Игры в школе и дома»)

34. Упражнение «Исключение лишнего слова».Цель: развитие мышления.

(Н.В. Самоукина «Игры в школе и дома»)

35. Упражнение «Использование предметов». Цель: развитие мышления.

(Е.Е. Туник Психодиагностика творческого мышления)

36. Упражнение «Выражение». Цель: развитие мышления.

(Е.Е. Туник Психодиагностика творческого мышления)

37. Упражнение «Истории и сказки». Цель: развитие творческого мышления. (Ю.Б. Гатанов «Курс развития творческого мышления»)

38. Упражнение «Слушай и исполняй». Цель: развитие устойчивого внимания. (Р.В. Овчарова Практическая психология в начальной школе)

39. Упражнение «Будь внимателен!». Цель: стимулирование внимания, обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.

(Н.В. Самоукина «Игры в школе и дома»)

40. Упражнение «Слушай хлопки». Цель: развитие активного внимания.

(Н.В. Самоукина «Игры в школе и дома»)

41. Упражнение «Зеваки». Цель: развитие волевого (произвольного) внимания. (Н.В. Самоукина «Игры в школе и дома»)

42. Упражнение «Запретный номер». Цель: развитие самоконтроля, самодисциплины, укрепление навыков счета.

(Н.В. Самоукина «Игры в школе и дома»)

43. Упражнение «Замри». Цель: развитие произвольных движений.

(Н.В. Самоукина «Игры в школе и дома»)

44. Упражнение «Волшебное слово». Цель: развитие произвольности, самоконтроля и внимания. (Н.В. Самоукина «Игры в школе и дома»)

45. Упражнение «Запрещенное движение». Цель: развитие произвольности. (Н.В. Самоукина «Игры в школе и дома»)

46. Упражнение «Геометрическиепазлы».

Цель: развитие внимания, наблюдательности, коммуникативных навыков.

Оборудование: пазлы в виде геометрических фигур.

Время выполнения: 20 минут

Процедура: учащиеся делятся на подгруппы. Каждая группа получает задание: «Собрать волшебные картинки. Собрать их можно только при следующем условии: работают все участники команды.

В зависимости от состава группы могут быть различные варианты выполнения задания: каждый учащийся собирает одну геометрическую фигуру, геометрические фигуры используются последовательно, загадать загадку для другой группы по своей картинке, составить небольшой рассказ, разыграть сценку.

47. Упражнение «Предметы из геометрических фигур». Цель: развитие творческого мышления.                                                                                    Время выполнения: 5 минут                                                                   Процедура: ребятам предлагается дорисовать к геометрическим фигурам детали так, чтобы получились предметы. Если ребята достаточно подготовлены к выполнению подобных заданий, можно усложнить процедуру, предложив создать общий рисунок или один предмет. После завершения работы каждый ребенок представляет свою работу.

Образец:

48. Упражнение «Корректурная проба». Цель: развитие внимания.

Процедура: ребятам предлагается закрасить фигуры по образцу. После завершения работы, происходит проверка результатов в парах.

Время выполнения: 2 минуты

Образец:

49. Упражнение «Поиск общего». Цель: развитие самостоятельности мышления.

Процедура: ребятам предлагается нарисовать предметы одной группы. После выполнения задания, происходит обсуждение, поиск общих деталей.

Время выполнения: 5 минут

Художник нарисовал колбасу и ягоды.  Это пища.  Какие предметы ты отнесешь к пище? Нарисуй и раскрась.

Вспомни, какие ты знаешь инструменты для физического труда. Попробуй их нарисовать.

50. Упражнение «Повтори за мной!». Цель: развитие внимания, самоконтроля, умение работать в парах.

Процедура: ребятам предлагается помочь волку найти зайчика. Для этого необходимо проложить дорогу, но не прямую, а в виде путаницы. Затем ребятам предлагается поменяться работами в парах и другим цветным карандашом проложить самый близкий путь по той дороге, которую нарисовал партнер в паре.

Время выполнения: 5 минут

51. Упражнения с использованием ЭОР.

«Лишний предмет»

«Канцелярские принадлежности»

«Геометрические пары»

«Группировка предметов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Будущий первоклассник. Психологические аспекты готовности детей к школе

Данная статья поможет родителям будущих первоклассников подготовить ребёнка к школе, учитывая его возрастные особенности....

Психологическая готовность детей к школе

Материал подобран для проведения родительских собраний в 1 классе....

Психодиагностика для определения уровня интеллектуальной, мотивационной, психологической готовности детей к школе

Психодиагностикадля определения уровня интеллектуальной, мотивационной, психологической готовности детей к школе. Разработано педагогом-психологомНОУ УМЦ «Вдохновение» Маркарян А.В.(на основе раб...

«Психологическая готовность детей к школе»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ«Педагогическая психология»на тему:«Психологическая готовность детей к школе»...

Психологическая готовность детей к школе

При подготовке ребенка к школе важно сформировать у него не только потребность в познании нового, трудолюбие усидчивость, но и способность к волевым усилиям, социальную зрелость. Успешно учитья в школ...

Психологическая готовность детей к школе

Психологическая готовность детей к школе...

Психологическое обследование детей по программе Веракса Готовность детей к школе

Психологическое обследование детей по программе Веракса о  готовности детей к школе....