Коррекционно-развивающее занятие “Путешествие на остров “Что я умею. На что я способен”.
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Ольга Николаевна Морозова
Коррекционно-развивающее занятие “Путешествие на остров “Что я умею. На что я способен”. Актуально в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korektsiya_i_profilaktika_sposobnostey_detey.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие и коррекция способностей у детей

Цель: создание в начальных классах условий для развития у всех детей общих способностей; раскрыть, понять их слабые и сильные стороны и обеспечить их полноценное развитие; поиск путей “тренировки” способностей в случае их проявления.

Задачи:              

  • Развитие познавательного интереса, “ощущения движения вперед” у каждого учащегося;
  • Способствовать адекватному отношению ребенка к самому себе: укрепить веру в свои возможности, формировать мотивацию на успех и адекватного отношения к неуспеху;
  • Расширение сферы интересов детей;
  • Способствование развитию умения порождать необычайные идеи, отклоняться  от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации – креативности;
  • Способствование общей активизации детей: эмоциональной, двигательной, коммуникативной, волевой, развитие психических процессов и др.
  • Знакомство детей с широтой и многообразием способностей: музыкальные, исполнительские, художественные, интеллектуальные и др.
  • Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Тема коррекционно-развивающего занятия: “Путешествие на остров “Что я умею. На что я способен”.

Этапы и цель занятия

Действия психолога

Примерные ответы, действия учащихся

1. Привет-ствие (создание положительного настроя на работу, создание в группе атмосферы доверия)

- Здравствуйте, ребята! Мы – группа. Нам предстоит заниматься вместе, поэтому очень важно познакомиться, узнать имя друг друга.

Приятно, когда тебя называют по имени. Значит, тебя ценят, уважают, любят. У меня в руках сердце. В сердце человека заключены тело, любовь, дружба. Я предлагаю его вам… Меня зовут Ольга Николаевна

(передаем сердечко самому близкому ребенку, который называет свое имя и передает сердечко другому). Постарайтесь запомнить имена членов нашей группы. (педагог-психолог громко, четко и эмоционально повторяет имена каждого ученика)

Сердечко вернулось ко мне. Сейчас проверим, хорошо ли я запомнила имя каждого из вас. Если я не смогу вспомнить, помогите мне (психолог называет имена детей). Я думаю, вы тоже запомнили имена друг друга. Давайте проверим, для этого возьмемся за руки. Каждый из вас будет называть имена учеников, с которыми он держится за руку.    

-Здравствуйте!

Каждый ученик называет свое имя и передает сердечко следующему ученику.

Называют имена учеников, с которыми держаться за руку.

2. Разминка (снятие напряжения)

Цель: повышение

самооценки,

развитие уверенности

в себе

Цель: поддержание группового единства,

развитие умения

слышать других

- Сегодня я хочу рассказать вам историю про одного слоненка. Он живет далеко-далеко, на острове. Хоть этот остров и сказочный, но слоненку на нем ужасно одиноко и грустно, поэтому он очень просит нас навестить его.

          Если вы согласны, то давайте немедленно отправимся в увлекательное, полное приключений путешествие. Мы узнаем много нового о самих себе и о том, что мы умеем  и чему можем научиться благодаря жителю сказочного острова.

            Вы готовы? Давайте друг за другом пройдем на корабль. Штурман, полный вперед.

Первая наша игра называется “Кораблик”:

Мы на корабле. Начинается шторм. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной:

Стало палубу качать,

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаешь,

А другую расслабляешь.

Давайте повторим упражнение, все дружно повторяйте за мной слова:

 Стало палубу качать,

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаешь,

А другую расслабляешь.

- Сложно было выполнить это упражнение?

- Что удалось лучше и легче?

- Что мешало, создавало напряжение?

Мне тоже было очень страшно, но нельзя подводить слоненка. Вы обещаете быть смелыми, ловкими  и умелыми?

 - Тогда отправимся под парусами нашего корабля дальше.

Следующая игра называется “Корабли и скалы”:

         Вы должны разделиться на две группы: первая – “корабли”, вторая – “скалы”. “Скалы” становятся посреди зала в хаотичном порядке, стоят смирно, без движений. “Корабли” становятся в ряд друг за дружкой, закрывают глаза и двигаются по залу. При приближении “корабля” “скала” издает шипящий звук, с которым “ волны накатываются на камень ”. Цель “скал” – не допустить кораблекрушение. Потом играющие могут поменяться местами.

- Понравилось вам это упражнение?

- Что вы чувствуете?

- Получилось ли игрокам группы “корабль” почувствовать товарищей? Были ли вы единым целым?

 

Да.

Дети выполняют упражнение с психологом.

Было как-то не по себе, потому что был шторм и мы боялись, что не сможем навестить слоненка.

Обещаем!

Ответы детей

3. Основная часть

Цель: развитие способности адекватно выразить свое состояние при помощи

выразительных движений

Цель: развить эмоциональ-но-вырази-тельные

движения,

снять двигательную растормо-

женность

Цель: углубление способности

адекватно относиться к самому себе, умение владеть своими эмоциями.

Цель:  помочь поверить в собственные силы, снять недоверие к своей руке, развить творческое воображение.

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, сплочение детского коллектива.  

Ребята, вдали виднеется  сказочный остров. Кто может прочитать его название?

- А как вы думаете, что такое “способности”?  Как вы понимаете выражение: “я способен выполнить какую-либо деятельность”?

- Способность – это особенности (свойства, качества, черты) человека, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо деятельности.

- Одинаковы ли они у всех людей?

- Правильно, способности индивидуальны, они отличают людей друг от друга.

- Какие вы можете выделить способности?

- Как вы думаете, являются ли такие свойства человека, как вспыльчивость, вялость, безразличность, способностями? Почему?

- Как вы считаете, вредны ли способности?

        Значит, люди заметно отличаются друг от друга по способностям, которые являются условиями успешного выполнения деятель-ности. Как мы уже отметили, существует огромное многообразие видов деятельности, каждый из которых требует определенных способностей.

- Теперь мы попробуем отыскать в себе скрытые способности (особенности) следующим образом. Представьте, что сумасшедший ученый создал робота – точную вашу копию. Ваш двойник похож на вас во всех деталях. Но он – орудие зла, и вы не желаете, чтобы люди принимали его за вас. Есть ли в вас что-то такое или умеете ли вы выполнять что-либо так успешно, что знающие вас люди смогли бы обнаружить подмену? Подумайте минуточку, а потом поделитесь своей “секретной особенностью”(их может быть несколько). Какой самый важный секрет вы раскроете в последнюю очередь, чтобы самому убедиться, что вы – это вы, а не ваша копия?

- Сколько нового и интересного мы узнали друг о друге.  Теперь  робот никак не ухитриться воспроизвести вас в точности. 

- Запомните, ребята, что ни к чему не способных детей нет. Каждый из вас умен и талантлив по-своему. Все это мы проверим на острове.

  Первая ваша задача познакомиться с жителем сказочного острова. Я предлагаю вам изобразить, показать без слов, как вы рады встрече со слоненком.

- Ребята, вам стало теплее, радостнее?

- Слонику понравилось улыбаться, и настроение его улучшилось.

- А теперь слоненок хочет, чтобы мы потанцевали (психолог включает музыку). Дети встаньте. Танцевать мы будем, как:

  • Веселые зайчата;
  • Грустный медведь;
  • Обиженный волк;
  • Хитрая лиса;
  • Задумчивые бабочки и др.

- Слоненку эта игра тоже понравилась. Он сказал: “Мне намного лучше, поиграйте со мной еще”.

- Давайте устроим “Праздник хвастунов”: каждому из вас по очереди необходимо назвать как можно больше положительных эффектов для группы от своего участия в ее работе. Начинайте со слов:

          Я умею…

             Я могу…

             У меня хорошо получается…

             Я способен…

- Какие вы все молодцы! С вами так интересно! Вы все умеете!

- Каждый из вас запомнил, что умеют члены нашей группы. Вспомним, что умеет …, что может …, что хорошо получается у … и т.д.

- Как вы считаете, зачем нам эти знания?

- Слоненок шепнул мне на ушко, мол, игры у нас веселые, и ребята все веселые и хорошие, но одно он не знает: умеют ли наши ребята рисовать также хорошо, как и он. В Звериной школе он был первый ученик по рисованию. Вот он даже листочки с собой захватил, на которых рисовал.

    Ребята, на столах лежат листочки и карандаши. Внимание! Ваша задача: на правой стороне листа нарисовать точно такой же рисунок, какой изображен на левой стороне.

   Из работ учеников, которые желают “поделиться” своим творчеством, мы составим выставку. Каждый из них может сказать пару слов о своей работе.

    Вот, слоненок, смотри – чем не художники наши ребята!

- Теперь все вместе исполним гимн острова - любимую песенку слоненка “Чунга-Чанга”, сопровождая свое пение движениями (звучит музыка В. Шаинcкого “ Чунга-Чанга ”).

         Чудо остров, чудо остров,

         Жить на нем легко и просто,

         Жить на нем легко и просто,

         Чунга-Чанга!

- Как сильно вы любите петь и танцевать. Это здорово у вас получается. Сколько в вас энергии и задора.

- Но прошло уже слишком много времени, и нам пора возвращаться домой. Давайте каждый из вас скажет  несколько добрых и ласковых слов слоненку.

- Спасибо, слоненок, было очень приятно с тобой познакомиться, хорошим играм ты научил ребят. Мы очень много узнали друг о друге. Если тебе когда-нибудь станет одиноко и грустно, вспомни, как мы играли, и мы обязательно придем, стоит тебе только закрыть глаза.

- До свидания, слоненок!

“Остров “Что я умею. На что я способен”

нет

Способности к обуче-нию, труду, интеллек-туальные (умственные), музыкальные, худо-жественные, артистические и др.

- Нет. Потому что они не способствуют успешному выполнению деятельности.

Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания.

Да.

Ответы детей

Добрые пожелания слоненку

4. Заключи-тельная часть

Цель: снятие напряженности и вхождение в состояние расслабленности, погружение в чувство спокойствия в игровых ситуациях (развитие умения владеть собой)

Вы все очень старались и немного устали. Я предлагаю вам отдохнуть.

Упражнение  “Волшебный шарик” (звучит спокойная музыка)

- Дети, сядьте поудобнее на стульчиках. Закройте глаза. Откиньтесь на спинку стула, спина прямая и расслабленная, руки сложены на груди. Глубоко вздохните воздух носом, представьте, что ваш живот – это воздушный шарик. Чем глубже вдыхаешь, тем больше шарик. А теперь выдыхайте ртом, чтобы воздух улетел из шарика.

     Не торопитесь, повторите. Дышите и представляйте себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.

     Медленно выдыхайте ртом, как будто воздух выходит из шарика. Сделайте паузу, сосчитайте до пяти. Снова вздохните и наполните легкие воздухом. Выдохните, почувствуйте, как воздух выходит через легкие, горло, рот. Дышите и чувствуйте, как вы наполняетесь энергией и хорошим настроением.  

    Сделали паузу. Закрыли глаза и послушали музыку… Открыли глаза.

    Вот мы снова в школе.

- С каким настроением вы заканчиваете занятие?

- Что вам больше всего понравилось, запомнилось?

- Что позволяло чувствовать себя комфортно?

- Что нового вы узнали?

    В заключение, встанем в круг, возьмемся за руки, посмотрим друг на друга и громко произнесем “МЫ!”

Дети выполняют указания психолога.

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего внеклассного занятия "Эта хрупкая планета"

Конспект коррекционно-развивающего занятия в форме устного журнала. Цель:формирование экологической культуры личности и граммотного поведения в природе....

Внеурочное занятие Путешествие на остров Сокровищ с друзьями

Конспект занятия и презентация + диагностика на компьтере...

Коррекционно – развивающая направленность занятий.

Целью работы является современное выявление и преодоление расстройств письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, осложняющих учебнопознавательную деятельность учащихся. Эт...

Коррекционно-развивающая игра "Космическое путешествие" для обучающихся 3-4 классов школы для детей с ОВЗ

Обобщающее занятие по развитию звукослогового анализа и синтеза приурочено празднику - День космонавтики. Задания даются в увлекательной игровой форме. Дети работают увлеченно, с положительным настрое...

Игровое занятие "Путешествие на остров Робинзона Крузо"

Игровое занятие может быть использовано учителем начальных классов для внеурочной деятельности или воспитателем. Цель: средствами игры способствовать всестороннему личностному  развитию детей.Зад...

План-конспект тренингового занятия: "Путешествие на остров «Дружба»"

Цель и задачи: создать условия для взаимодействия детей друг с другом, способствующие формированию навыка сотрудничества, положительного отношения друг к другу, предоставить возможность проявлени...