Психолого-педагогическое сопровождение учащегося третьего класса с СДВГ
статья (3 класс) на тему

Данная статья посвящена проблеме обучения ребенка с СДВГ в общеобразовательной школе-интернате (для детей с ОВЗ) и его психолого-педагогическому сопровождению в процессе обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение учащегося третьего класса с СДВГ

Тимошенко Ирина Николаевна

Педагог-психолог 1 кв. категории  ГКОУ КО «Калужская школа-интернат №1» , г. Калуга

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме обучения ребенка с СДВГ в общеобразовательной школе-интернате (для детей с ОВЗ) и его психолого-педагогическому сопровождению в процессе обучения.

Ключевые слова: ОВЗ, ЗПР, СДВГ, арт-терапия, кукольный театр, пластилинотерапия.

Одной из главных задач педагога-психолога является коррекция и развитие психических функций обучающихся. На этапе начального общего образования приоритетными направлениями деятельности психолога становятся формирование социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.

В рамках психолого-педагогического подхода накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с ЗПР, отличающих их, с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой стороны - от умственно отсталых детей [7].

Ученик 3 «Б» класса, С. П., 4.09.2007 г.р., синдром дефицита внимания и гаперактивности, задержка психического развития с нарушением эмоционально-волевой сферы.

Для него характерна эмоционально-волевая незрелость, представленная органическим инфантилизмом. Наблюдается гиперактивность, плохо контролируемая импульсивность, характерны слабая воля и слабая заинтересованность в оценке его деятельности, низкий объем памяти, неустойчивость внимания, сниженная познавательная активность [4].

Создание условий для повышения эффективности процесса обучения, помощь в социализации и самореализации личности является целью индивидуальной коррекционно-развивающей программы психолого-педагогического сопровождения обучающегося.

Задачи программы:

- осуществление индивидуально ориентированной социально-психолого-педагогической помощи обучающемуся с ОВЗ с учётом особенностей психического и физического развития, его индивидуальных возможностей;

 - расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;

 - развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;

 - оказание консультативной и методической помощи родителям обучающегося;

 - оказание консультативной и методической помощи педагогам, осуществляющим обучение и воспитание учащегося с ОВЗ.

Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие её основное содержание: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, профилактическое.

Диагностическая работа направлена на:

  • изучение уровня тревожности (проективная методика диагностики уровня тревожности А. М. Прихожан);
  • изучение уровня агрессивности (методика «Структурализованное наблюдение» А. А. Романова, Анкета для классного руководителя и воспитателя, разработанная Лаврентьевой Г. П., Титаренко Т. М., методика «Несуществующее животное» М. З. Дукаревич, тест «Сказка» Луизы Дюсс; анкета для родителей, направленная на выявление сильных сторон и трудностей ребенка);
  • изучение уровня развитие навыков рефлексии и самооценки (методика Куна «Кто Я?»);
  •  изучение развития познавательных процессов (методика Векслера, адаптированная Панасюком).

В результате диагностической процедуры было выявлено, что у С. П. наблюдается высокий уровень тревожности, он не владеет «языком» эмоций как способом выражения своего собственного эмоционального состояния, не умеет «прочитывать» эмоциональное состояние другого и на основе этого строить взаимодействие. П. дал 9 отрицательных ответов из 10 (по методике Прихожан). Настроение на картинках характеризует как грустное, подавленное, скучное.

Во взаимоотношениях с другими детьми у П. наблюдаются  такие проявления, как агрессия, злобность, неумение уступить, наладить контакт со сверстниками, негативизм. В результате «Структурализированного наблюдения» (А. А. Романова) отмечается агрессия, направленная на других – ребенок толкает сверстников, берет без спроса школьные принадлежности и не отдает их, обзывается, замахивается на других детей рукой. По Анкете Лаврентьевой Г. П. и Титаренко Т. М. ребенок набрал 17 баллов, что свидетельствует о высоком уровне агрессивности.

При проведении проективной методики «Сказка» у П. проявился страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх наказания, а также высокий уровень зависимости от мамы, инфантильность. В каждом его ответе присутствует тревожное состояние и невысказанное беспокойство. Враждебность.        

           По методике Куна «Кто Я?» учащийся написал 10 вариантов из необходимых 20. Преобладающими высказываниями были: «я неслушный», «я громкий», «я двоечник» и т.д., что свидетельствует о заниженной самооценке учащегося и низком уровне рефлексии.

Интеллектуальное развитие находится ниже границы возрастной нормы (67 баллов по методике Векслера), низкий уровень развития памяти, низкий уровень общей осведомленности, низкий уровень развития памяти. Количество баллов по невербальным субтестам (29 б.) превышает количество баллов по вербальным субтестам (25 б.), поэтому можно говорить о   том, что у обучающегося имеется внутренний потенциал развития.

На основании диагностики составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие эмоционально-волевой и когнитивной сфер. Для этого используется такое направление арт-терапии как кукольный театр с элементами пластилинотерапии. Данное направление позволяет высказаться ребенку, проработать конфликтные ситуации с окружающими, помогает выплеснуть негативные эмоции, попросить о помощи и поделиться своими тревогами [11].

При помощи проигрывания в кукольном театре известных ребенку сказок, легко объяснять такие понятия как «добро» и «зло», «правильно» и «не правильно», что способствует формированию моральных качеств ребенка.

Кроме того, данные занятия способствуют развитию мелкой моторки, коммуникативных навыков и познавательных процессов.

        Данная программа рассчитана на 30 занятий и включает в себя три блока - три сферы для проработки разных психических процессов с использованием сказок разной направленности: для самоорганизации поведения, для решения коммуникативных проблем, для коррекции двигательной расторможенности [16]. Каждый блок состоит из 10 занятий и имеет определенную структуру:

  • обсуждение проблемного вопроса;
  • знакомство со сказками, выбор сказки для проигрывания;
  • написание диалогов;
  • лепка из пластилина сказочных персонажей;
  • проигрывание сказки;
  • подведение итогов и рефлексия.

Параллельно с занятиями С. П. проводится консультативная и профилактическая работа с педагогами, обучающими ребенка, и его родителями. Она направлена на объяснение способов взаимодействия с ребенком с СДВГ и его включения в групповую деятельность [8].

В результате комплексной работы у С. П. снизился общей уровень тревожности.  При первичной диагностике по методике Прихожан ребенок дал 9 отрицательных ответов из 10. Настроение на картинках характеризовал как грустное, подавленное, скучное. При повторной диагностике П. дал 1 отрицательный ответ из 10. Настроение на картинках охарактеризовал как веселое, радостное, доброжелательное.

        В результате «Структурализированного наблюдения» (А. А. Романова) не было отмечено агрессии, направленной на себя или на окружающих. Однако при первичной диагностике у П. отмечалась агрессия, направленная на других – он толкал сверстников, брал без спроса школьные принадлежности других детей и не отдавал их, обзывался, замахивался на одноклассников рукой.

        По анкете Лаврентьевой Г. П. и Титаренко Т. М. ребенок набрал 6 баллов, что свидетельствует о том, что уровень агрессивности снизился. После проведения индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей программы педагоги отметили более высокий уровень самоконтроля на уроках, терпимость в отношении к одноклассникам. Ребенок стал проявлять активность на уроке, пытаться получить одобрение со стороны взрослых. Отмечаются хорошие отношения с педагогом и воспитателем, ребенку часто поручают дела по классу (вымыть доску, назвать отсутствующих).

        При помощи теста «Сказка» Л. Дюсс было выявлено, что Р. стал более самостоятелен. Страх наказания и страх самовыражения проявился лишь единожды. Ребенок стал общительнее, в классе появились друзья. Обучающийся сам стал предлагать помощь одноклассникам, оказывать им поддержку.

        По методике Куна «Кто Я?» учащийся написал 14 вариантов из необходимых 20. Преобладающими высказываниями были: «я добрый», «я ученик», «я хороший сын» и т.д.Ребенок стал чувствовать себя спокойно, уверенно. Повысился уровень рефлексии.

(При первичной диагностике П. написал 10 ответов на поставленный вопрос с преобладанием негативно окрашенных высказываний).

По методике Векслера было выявлено, что у обучающегося повысился общий уровень интеллектуального развития (общий балл – 72 б.; при первичной диагностики – 67 б.), повысились показатели по субтестам «общая осведомленность», «понятливость», «сходство», «недостающие детали», «складывание фигур».

        На основании данной работы можно сделать вывод, что использование методов арт-терапии в работе с детям с СДВГ способствует их социализации и  адаптации к учебному процессу.

Список литературы:

  1. Агавелян О. К. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики: монография / О. К. Агавелян, Р. О. Агавелян; ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования. – Новосибирск: НИП – КиПРО, 2004. – 412 с.
  2. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. М., 2002.
  3. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983.
  4. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В.Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. – М.: Медпрактика – М, 2002.
  5. Бурно М. Е. Психотерапия творческим самовыражением. – М., 1989. – 304 с.
  6. Винник М. О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М. О. Винник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 154 с.
  7. Возрастные особенности психического развития детей (под ред. Дубровиной, М. И. Липсиной), М., 1982.
  8. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер; худож. Г. А. Карасева. – М: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. – 238 с.
  9. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / С. Г. Шевченко и др.; под ред. С. Г. Шевченко. – Москва: АРКТИ, 2001.
  10.  Если в вашем классе учится ребенок с СДВГ. – М. – Зеленоград, 2010. – 84 с.
  11.  Заваденко Н. Н., Суворинова Н. ., Румянцева М. В. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики. – Дефектология, 2003, №6.
  12.  Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. – Речь, 2007. – 336 с., илл.
  13.  Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. – СПб., 2002.
  14.  Лутошкин А. Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М., 1978.
  15.  Люшер М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы. – Воронеж, 1993.
  16.  Психолого-медико-педагогическая консультация. Методические рекомендации. Под рнд. Л. М. Шипицыной. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, 1999, - 202 с.
  17.  Сборник педагогических сказок. – М.: МГПИ, 2011. – 136 с.
  18. Собчик Л. Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера. Методическое руководство. М., 1980.
  19. Чутко Л. С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства. – СПб.: Хока, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система и результативность психолого- педагогического сопровождения учащихся начальных классов в развитии познавательных процессов

Актуальность темы заключается в том, что мышление в младшем школьном возрасте развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созрет...

Справка о результатах психолого-педагогической диагностики обследования учащихся 3 класса "В" (классный руководитель: Миронова Инна Александровна)

Справка о результатах психолого-педагогической диагностики обследования учащихся 3 класса "В" (классный руководитель: Миронова Инна Александровна)...

Система психолого-педагогического сопровождения учащихся выпускных классов в подготовке к осознанному выбору профессии

В данном опыте показана система профориентационной работы с учащимися выпускных классов. Подобран материал для создания портфолио выпускника. Есть материалы к страничке для родителей....

Программа психолого-педагогического сопровождения Учащейся 1 класса «Б» находящейся на домашнем обучении

Актуальность данной работы заключается в том, что настоящая программа психолого- педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ составлена в соответствии с Конвенцией о правах ребенка от 20.11.1...

Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации « Первый раз - в первый класс».

Коррекционно- развивающей психолого- педагогическая программа сопровождения первоклассников, испытывающих трудности при адаптации ...

План психолого-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в рамках ФГОС НОО

Цель: создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития личностных особенностей учащихся и их успешного освоения основной  образовательной программы начального общего образования...