Цикл тренинговых занятий по сплочению классного коллектива.
классный час

Дудко Наталья Викторовна

Часто можно наблюдать грубое поведение наших детей в школе, дома, на улице. Для многих детей всё труднее становится нормально взаимодействовать с окружающими. Они не понимают  и не учитывают мнение других, не могут корректно высказать просьбу или отстоять свою точку зрения, не задев и не обидев своего сверстника. Ещё большую проблему вызывает нежелание подчинять свои желания  интересам группы т.е. класса. Каждому человеку необходимо уметь строить дружеские отношения, позитивно относится к себе и окружающим, понимать и уважать чувства окружающих тебя людей. Всему этому учат предлагаемые игры , входящие в данный цикл тренинговых занятий.  Во время тренинга учащиеся приобретают совершенно новый опыт ( порой даже на тактильном уровне), который практически невозможно получить в учебной ситуации. «Связанные одной цепью», они вынуждены принимать совместные решения и вместе действовать, это дает возможность увидеть каждого с новой стороны. Трудно дразнить человека, если вчера ты удерживал его, чтоб он не попал в «пасть касатке». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_splocheniyu.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл тренинговых занятий по сплочению классного коллектива.

Цель цикла: Сплочение детского коллектива. Создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом в классе.

Задачи : сформировать у детей способность устанавливать и поддерживать контакты;

 учить детей сочувствию;

 развить в детях открытость в отношениях с другими;

выработать способность вести себя с окружающими в сотрудничающей манере.

Адресат: данные упражнения позволяют проводить групповую форму работы с детьми начальной школы.

Длительность программы: 3 занятий продолжительностью 40-60 мин.

Предполагаемый результат:

изменения во взаимоотношениях между участниками: потребность участвовать в группе и сотрудничать при решении общих задач;

расширение возможностей искренних проявлений собственных чувств (в том числе и негативных) в конструктивной форме;

формирование симпатии между участниками группы.


Часто можно наблюдать грубое поведение наших детей в школе, дома, на улице. Для многих детей всё труднее становится нормально взаимодействовать с окружающими. Они не понимают  и не учитывают мнение других, не могут корректно высказать просьбу или отстоять свою точку зрения, не задев и не обидев своего сверстника. Ещё большую проблему вызывает нежелание подчинять свои желания  интересам группы т.е. класса. Каждому человеку необходимо уметь строить дружеские отношения, позитивно относится к себе и окружающим, понимать и уважать чувства окружающих тебя людей. Всему этому учат предлагаемые игры , входящие в данный цикл тренинговых занятий.  Во время тренинга учащиеся приобретают совершенно новый опыт ( порой даже на тактильном уровне), который практически невозможно получить в учебной ситуации. «Связанные одной цепью», они вынуждены принимать совместные решения и вместе действовать, это дает возможность увидеть каждого с новой стороны. Трудно дразнить человека, если вчера ты удерживал его, чтоб он не попал в «пасть касатке».

ЗАНЯТИЕ  № 1      «Узнай меня поближе»

Цель: помочь детям познакомиться друг с другом поближе, узнать что-то новое о своем однокласснике; подчеркнуть уникальность каждого участника.

1. Игра «Знакомство»

Материал: клубок ниток.

Инструкция. Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. У каждого из вас сейчас есть возможность сообщить нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Может быть, кто-нибудь из вас захочет рассказать о своей любимой игрушке, о том, что у него лучше всего получается, или о том, чем он любит заниматься в свободное время. У вас есть минута, чтобы подумать, что вы хотите рассказать нам о себе ...

Меня зовут ... и я очень люблю петь... (Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок любому ребенку.)

Если хочешь, ты можешь назвать нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Если ты не хочешь говорить, то можешь просто взять нить в руку, а клубок перебросить следующему.

Таким образом клубок передается дальше и дальше, пока все дети не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. Затем поговорите с детьми обо всем, что может способствовать групповой сплоченности. Спросите их: «Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?»

После этого разговора нужно будет снова распустить паутину. Для этого каждый ребенок должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени и, может быть, пересказывая его рассказ о себе. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернется к вам обратно. Возможно, иногда нить будет запутываться — в таких случаях можно с юмором прокомментировать ситуацию, сказав, что члены группы уже тесно связаны между собой.

2. Игра «Пересядьте все те, у кого...»

Эта игра способствует группообразованию, а также помогает провести первичную психодиагностику с помощью наблюдения за динамикой поведения участников группы, создать общую атмосферу занятия.

Инструкция. Участники группы сидят в кругу, ведущий стоит в центре круга, так как для него нет свободного стула. Он — водящий. Водящий должен объявить, кто будет меняться местами. Например, он говорит: «Пересядьте все те, у кого...» и называет общие вещи, свойства и пр., которые есть у большинства участников. Например: «Пересядьте все те, у кого есть волосы», «кто сегодня завтракал», «кто учится в школе». Во время пересаживания водящий должен успеть занять чье-то место, в результате кому-то из участников не хватает стула и он становится водящим и делает то же, что и первый, после чего цикл игры повторяется.

3.Упращнение « Посудомоечная машина.» по типу «Ручеёк»

Эта игра даёт почувствовать каждому ребёнку на физическом уровне отношения окружающих к своей персоне, и наоборот отношение каждого ученика .

Инструкция. Участники группы становятся парами напротив друг к другу.

Они « моют» проходящего сквозь строй ученика- посуду.

По окончании игры происходит обсуждение.

Что испытал?

Что понравилось? Почему?

Что не понравилось? Почему?

4. Рефлексия занятия.

Какая игра понравилась? Почему?

Какая не понравилась? Почему?

Что нового ты узнал о своих одноклассниках ?

ЗАНЯТИЕ № 2  «Доверие»

Цель : способствовать формированию открытых отношений между членами группы.

1. Упражнение «Смешное приветствие».

Это очень хорошее упражнение для создания в группе атмосферы взаимного доверия. Правда, проводить его желательно, начиная со второй встречи, чтобы участники этой процедуры были уже знакомы друг с другом.

Прежде всего вам следует позаботиться о том, чтобы в комнате было достаточно препятствий — столов, стульев и т.д.

Инструкция. Разбейтесь на пары. Тот, кто стоит слева, закрывает глаза — он будет «слепым». Второй партнер станет «поводырем». Поводырь берет слепого за руку и медленно ведет его через комнату. У поводыря необычная задача — он отвечает не только за себя самого, но и за партнера, он должен настроиться на это новое состояние. Выберите себе темп таким образом, чтобы слепой начал чувствовать себя все увереннее. Пожалуйста, не разговаривайте друг с другом, используйте другие способы общения (2–3 мин).

Поменяйтесь ролями.

Можно давать более сложные задачи, например, «слепой» и «поводырь» должны пройти по коридорам того этажа, на котором проводится занятие, подняться на другие этажи, походить там и вернуться.

Для младших подростков иногда появляется необходимость завязать глаза.

По окончании — обсуждение: не было ли участникам страшно, уверенно ли они себя чувствовали, насколько они могли доверять друг другу, насколько принимали на себя ответственность за безопасность другого.

2. Игра «Кого не хватает?»

Материалы: большое покрывало (или несколько покрывал для усложненного варианта игры).

Инструкция. Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Замечаете ли вы, когда в классе нет вашего друга или подруги? А замечаете ли вы, когда нет кого-то другого? Каждый ученик очень важен для нас. Когда кого-то нет, мы по нему скучаем. Разделяете ли вы это мнение? Я очень рада, что сегодня все здесь (если действительно никто не отсутствует).

Я хочу попробовать сыграть с вами в такую игру: один из нас будет прятаться, а остальные – отгадывать, кто именно спрятался. Сначала я попрошу всех закрыть глаза, и пока никто не видит, тихо подойду к одному из вас и прикоснусь к его плечу. Тот, кого я выберу, должен будет открыть глаза. Тихо-тихо выйти на середину, сесть на пол и укрыться вот этим покрывалом. После того как он спрячется, вы откроете глаза и скажете, кого не хватает.

А теперь закройте глаза...

Начните игру сами, спрятавшись под покрывало, чтобы подстегнуть активность детей. После того как дети поймут, кто отсутствует, вернитесь в круг и спрячьте кого-нибудь из детей. Сначала выбирайте детей, уверенных в себе, которые будут хорошо себя чувствовать под покрывалом. Если участники слишком долго не могут отгадать, попросите спрятавшего что-нибудь сказать, чтобы остальные могли узнать его по голосу. Дайте возможность большому количеству учеников побыть под покрывалом.

3. Упражнение «Антарктида»

Создается общая атмосфера занятия и атмосфера поддержки и доверия членов группы. Психологически раскрепощает на дальнейшую работу.

Материал: несколько больших листов бумаги.

Ведущий раскладывает на полу несколько больших листов бумаги.

Инструкция. Вы изображаете пингвинов (попросите сначала кого-нибудь показать, как ходят пингвины). Пингвины гуляют по аудитории и по команде ведущего: «Касатка!» — должны запрыгнуть на льдины (т.е. листы бумаги) таким образом, чтобы все оказались в безопасности и «касатка» (т.е. ведущий) осталась голодной.

В Антарктиде весна, льдины тают, поэтому перед каждым следующим раундом я буду складывать листы пополам. Начали!

Игра заканчивается, когда участники собираются на крошечных льдинках, держась на одной ноге, поддерживая друг друга.

Для младших школьников написание или чтение списка предметов в таблице будет достаточно трудным и долгим, что может снизить интерес.

Так как ваша цель — принятие группового решения, то в данном случае можно нарисовать карточки, которые они также раскладывают по степени важности, можно уменьшить число предлагаемых предметов до 7–10.

4. Рефлексия занятия.

Какая игра понравилась? Почему?

Какая не понравилась? Почему?

Что нового ты узнал о своих одноклассниках ?

ЗАНЯТИЕ  №3   «Вместе»

Цель: оптимизация внутригрупповых взаимоотношений; развитие чувства принадлежности к группе.

Психолог приветствует детей, просит каждого коротко сказать о своих ожиданиях и предположениях по поводу того, зачем они здесь собрались.
Психолог. Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение; поднимите руку те, у кого в классе есть друзья; поднимите руку те, кто знает, что мы будем сегодня делать; поднимите руку те, кто не знает, что мы сегодня будем делать.

Психолог. Сегодня вы будете участвовать в психологическом тренинге. У вас будет возможность испытать себя, выполняя различные задания. Но в тренинге есть одно условие — задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно не кто лучше или быстрее его сделает, а чтобы сделали все. Но вначале я хочу рассказать вам притчу.
В одном селе умирал глава большой семьи. Это был уважаемый человек, проживший большую жизнь, и у его изголовья собрались многочисленные родственники. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый из сыновей попытался сделать это, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это.
Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать, как эти прутья».
В сегодняшнем тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе.

 Начинаем.
(Для разогрева используются достаточно простые задания либо забавные упражнения, выполнение которых может вызвать смех.)

1. Упражнение «Строй»

Инструкция. Я уверена, что вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого до самого темного. Молодцы. А теперь постройтесь по алфавиту, но вы должны это сделать молча. (После выполнения проводится краткое обсуждение. Ведущий сам определяет, даст ли он детям подробно высказаться или только обозначит ситуацию.) Ребят расспрашивают, как они выполнили задание, как договорились. Обычно уже на этом этапе в группе выделяются один-два человека, которые начинают всех организовывать, показывать, кто где должен стоять, проверять
Хорошо спросить участников:

кому из них помогали, кто им помогал, помогали ли они сами кому-нибудь? Как они думают, кто был главным, всеми руководил?

 Можно спросить, был ли в группе лидер?

 Почему они называют конкретного ребенка лидером?

Всегда ли он лидер в классе или только в этом упражнении?

Как они думают, кто такой лидер?

2. Упражнение «Ботинки»

Все садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Психолог перемешивает ее и разбрасывает подальше в разные концы комнаты. Хорошо, если участники помогают ему в этом. Потом все встают, берутся за руки. Задание: каждый должен обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, психолог садит детей обратно , и выясняют по какой причине произошёл разрыв круга, и все начинается сначала.
При первой попытке большинство стремится найти свою обувь. Но очень быстро все понимают, что без совместных действий ничего не получится.
Психолог участвует в упражнении вместе со всеми и своими репликами создает настроение. Помогает детям координировать свои действия с действиями партнеров, учитывать их интересы, быть внимательным к ним.
Так как одно из основных условий во всех заданиях — четкое выполнение инструкции и совместные действия, то уже начиная с упражнения «Ботинки» придется по несколько раз начинать все сначала.
Вполне вероятно, что придется стимулировать группу: «Давайте, вы можете!» и поддержать участников: «Постараемся, у нас получится!»
При обсуждении спросить участников, довольны ли они тем, как выполнили упражнение, кто старался, кто помогал, кому помогали. Что обеспечило успешное выполнение упражнения?
Психолог.

Что вы испытали, выполняя это задание?

Что помогло вам выполнить это задание?

3. Упражнение «Свеча»

Дает великолепный опыт взаимного доверия для всех возрастных групп.

Инструкция. Все закройте, пожалуйста, глаза... Я буду обращаться к каждому из вас.

Представь себе, что тебе три годика и ты хочешь спрыгнуть с каменной стены на руки взрослым. Подумай минутку, кем должен быть этот взрослый: мамой, папой, дедушкой или бабушкой, твоим старшим братом? Посмотри со стены на человека, который должен будет поймать тебя. Посмотри на его лицо, на протянутые к тебе руки. У тебя достаточно доверия, чтобы покинуть надежное место на стене и упасть на руки взрослого? Если достаточно, то можешь прыгать (в своем воображении). Почувствуй, как ты оказался на руках взрослого, как медленно тебя опускают, как ты снова встал на землю, твердо и прочно. Представь себе, что ты смеешься, взрослый в ответ дружески улыбается. Возможно, ты заметишь, что твое сердце бьется быстрее, чем обычно, потому что ты пережил маленькое приключение...

Теперь снова откройте глаза и расскажите, что вы испытывали.

Теперь я хочу вам предложить игру, в которой вам тоже очень понадобится доверие. Я покажу вам, как в нее играть...

Пусть дети встанут в круг, достаточно близко друг к другу. Это — не обычный круг, а волшебный. Кто из вас хотел бы первым встать в середине? (Выбирается участник.) Я попрошу первого выбранного участника встать в центр, ноги поставить вместе, держаться прямо. Все остальные, стоящие по кругу, поднимите руки на уровень груди. Когда участник, который находится в центре, падает в вашу сторону, вы должны его поймать и осторожно вернуть в исходное положение. Возможно, он захочет упасть в другую сторону, и там его тоже надо поймать и аккуратно поставить на место. При этом очень важно, чтобы ребенок в центре стоял очень прямо, как будто он деревянный. Давайте попробуем...

Дайте ребенку в центре попробовать свободно падать в разные стороны (1 мин). Спросите его, хорошо ли круг справляется со своей задачей, нет ли у него каких-то замечаний. В конце упражнения ребенок должен поделиться своими переживаниями. Затем другие дети становятся в «волшебный круг». Спросите ребенка в центре, не хочет ли он закрыть глаза? Очень важно чтобы все побывали в роли «свечи». По окончании игры обсудить ощущения детей .

4. Упражнение «Спасибо за прекрасный день»

Это дружеский ритуал завершения занятия. С его помощью в детях развивается важное качество, столь редкое в наш век высоких скоростей, — умение благодарить и выражать дружеские чувства.

Инструкция. Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ученик, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятный день!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук. Этим игра и завершается.

Если представится возможность, постарайтесь тоже оказаться в центре круга.

Рефлексия последнего занятия.

В заключение подводится итог тому, что происходило на тренинге. Детей просят поделиться впечатлениями, что, по их мнению, было удачно, что нет, какое они вынесли впечатление.

Можно задать вопросы:
Что бы ты хотел еще раз попробовать?
Что бы ты не стал делать?
Как бы ты сделал по-другому?
Что получилось хорошо?

Если участники не умеют формулировать свои мысли, то можно использовать тот же прием, что и в начале тренинга, когда задается инструкция:

«Поднимите руку те, кому понравились игры»,

«Покажите того, кто больше всех помогал другим»,

«Покажите того, кто помог сегодня вам»,

«Покажите того, кому сегодня помогали вы».

Какие качества характера нужны , чтобы все игры у нас получались правильно с первой попытки.( На сплочённости , дружбе, взаимопомощи обратить особое внимание детей).


Детей можно попросить нарисовать дома то, что произвело на них самое сильное впечатление, и сделать выставку рисунков.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. В 4 т. — М.: Генезис, 2000.

2. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. — М.: Генезис, 2001.

3. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления психоактивных веществ / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. — СПб.: Речь, 2003.

4. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. — М.: Совершенство, 1998.

5. Макарова И.В., Крылова Ю.Г. Педагог-психолог. Основы профессиональной деятельности. — Самара: Издательский дом «БАХРАХ». — М, 2004.

6. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.

7. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Переиздание. Екатеринбург: Издательство АРТ ЛТД. 1997.

8. Занятия с подростками по профилактике наркомании и ВИЧ/СПИДа/ Авторский коллектив: Виноградова Е.С., Митин А.В., Пономаренко С.В., Толендиева К.Т., Кацура Л.А. — Алматы: ОО «ОST — ХХI век» — Центр общественного развития «Аккорд», 2005.

9. Прикладная психология / Под редакцией А.Н. Сухова и А.А. Деркача — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998 (Серия «Библиотека школьного психолога»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл тренинговых занятий для учащихся 5 класса по теме "Дружба"

Переход из младшей школы в среднюю – интересный и сложный период в жизни школьника. В пятом классе для детей оказывается многое новым: учителя, предметы, а также одноклассники. Предлагаемый цикл трени...

Методическая разработка цикла тематических внеклассных занятий. «Занятия по сплочению классного коллектива».

Методическая разраработка  внеклассных занятий направлена на сплочение классного коллектива в любом классе школы. Упражнения разработаны с учетом возможности их усложнять по мере необходимости, з...

Тренинговое занятие на сплочение классного коллектива "Ковер мира"

Тренинговое занятие "Ковер мира" направлено на формирование и развитие навыков группового взаимодействия и сплочение группы....

Занятия для сплочения классного коллектива

Создание комфортной психологической атмосферы в классном коллективе...

Тренинговое занятие на сплочение детского коллектива: « В поисках сокровищ».

Занятие, включающее в себя вводное занятие, психологическую разминку и ряд игр на сплочение детского коллектива....

Тренинговое занятие на сплочение и групповое взаимодействие.

Классный час в форме тренинга  на сплочение классного коллектива. В ходе классного часа обучающиеся должны понять, что от уровня развития взаимоуважения, степени сплоченности коллектива зави...

Внеурочное занятие «Дружба. Сплочение классного коллектива»

Создать условия для закрепления ценностного понимания дружеских отношений у младших школьников;Создать условия для систематизации знаний и способов действий, учащихся по теме «Дружба».Созд...