Тренинговое занятие на сплочение и групповое взаимодействие.
классный час

Приходько Маргарита Сергеевна

Классный час в форме тренинга  на сплочение классного коллектива. В ходе классного часа обучающиеся должны понять, что от уровня развития взаимоуважения, степени сплоченности коллектива зависит эффективность работы группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие на сплочение и групповое взаимодействие

 в детском коллективе

Цель: Сплочение детского коллектива. Создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом в классе.

Задачи: сформировать у детей способность устанавливать и поддерживать контакты;

 учить детей сочувствию;

 развить в детях открытость в отношениях с другими;

выработать способность вести себя с окружающими в сотрудничающей манере.

Продолжительность занятия: 1 час.

Возраст: 8 – 11 лет.

Ход занятия

I. Вступление

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас у себя в гостях. Надеюсь, что мы сегодня с пользой проведем время. Наше занятие называется  «Ковёр мира».  Как вы думаете почему?  (Ответы детей).

Упражнение «Поздоровайся локтями»

Перед тем как начать создавать наш «ковер мира» мы с вами должны поздороваться. Давайте встанем все в круг и рассчитаемся на один-четыре:

- каждый «номер первый» складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;

- каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;

- каждый «номер третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку – на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в стороны;

- каждый «номер четвертый» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в стороны).

Участники здороваются, соприкоснувшись локтями. 

II. Основная часть

ЗАНЯТИЕ   «Вместе»

Цель: оптимизация внутригрупповых взаимоотношений; развитие чувства принадлежности к группе.

Психолог приветствует детей, просит каждого коротко сказать о своих ожиданиях и предположениях по поводу того, зачем они здесь собрались.
Учитель. Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение; поднимите руку те, у кого в классе есть друзья; поднимите руку те, кто знает, что мы будем сегодня делать; поднимите руку те, кто не знает, что мы сегодня будем делать.

Учитель. Сегодня вы будете участвовать в психологическом тренинге. У вас будет возможность испытать себя, выполняя различные задания. Но в тренинге есть одно условие — задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно не кто лучше или быстрее его сделает, а чтобы сделали все. Но вначале я хочу рассказать вам притчу.
В одном селе умирал глава большой семьи. Это был уважаемый человек, проживший большую жизнь, и у его изголовья собрались многочисленные родственники. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый из сыновей попытался сделать это, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это.
Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать, как эти прутья».
В сегодняшнем тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе.

 Начинаем.
(Для разогрева используются достаточно простые задания либо забавные упражнения, выполнение которых может вызвать смех.)

1. Упражнение «Строй»

Инструкция. Я уверена, что вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого до самого темного. Молодцы. А теперь постройтесь по алфавиту, но вы должны это сделать молча. (После выполнения проводится краткое обсуждение. Ведущий сам определяет, даст ли он детям подробно высказаться или только обозначит ситуацию.) Ребят расспрашивают, как они выполнили задание, как договорились. Обычно уже на этом этапе в группе выделяются один-два человека, которые начинают всех организовывать, показывать, кто где должен стоять, проверять
Хорошо спросить участников:

кому из них помогали, кто им помогал, помогали ли они сами кому-нибудь? Как они думают, кто был главным, всеми руководил?

 Можно спросить, был ли в группе лидер?

 Почему они называют конкретного ребенка лидером?

Всегда ли он лидер в классе или только в этом упражнении?

Как они думают, кто такой лидер?

2. Упражнение «Ботинки»

Все садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Психолог перемешивает ее и разбрасывает подальше в разные концы комнаты. Хорошо, если участники помогают ему в этом. Потом все встают, берутся за руки. Задание: каждый должен обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, психолог садит детей обратно , и выясняют по какой причине произошёл разрыв круга, и все начинается сначала.
При первой попытке большинство стремится найти свою обувь. Но очень быстро все понимают, что без совместных действий ничего не получится.
Психолог участвует в упражнении вместе со всеми и своими репликами создает настроение. Помогает детям координировать свои действия с действиями партнеров, учитывать их интересы, быть внимательным к ним.
Так как одно из основных условий во всех заданиях — четкое выполнение инструкции и совместные действия, то уже начиная с упражнения «Ботинки» придется по несколько раз начинать все сначала.
Вполне вероятно, что придется стимулировать группу: «Давайте, вы можете!» и поддержать участников: «Постараемся, у нас получится!»
При обсуждении спросить участников, довольны ли они тем, как выполнили упражнение, кто старался, кто помогал, кому помогали. Что обеспечило успешное выполнение упражнения?
Учитель.

Что вы испытали, выполняя это задание?

Что помогло вам выполнить это задание?

3. Упражнение «Свеча»

Дает великолепный опыт взаимного доверия для всех возрастных групп.

Инструкция. Все закройте, пожалуйста, глаза... Я буду обращаться к каждому из вас.

Представь себе, что тебе три годика и ты хочешь спрыгнуть с каменной стены на руки взрослым. Подумай минутку, кем должен быть этот взрослый: мамой, папой, дедушкой или бабушкой, твоим старшим братом? Посмотри со стены на человека, который должен будет поймать тебя. Посмотри на его лицо, на протянутые к тебе руки. У тебя достаточно доверия, чтобы покинуть надежное место на стене и упасть на руки взрослого? Если достаточно, то можешь прыгать (в своем воображении). Почувствуй, как ты оказался на руках взрослого, как медленно тебя опускают, как ты снова встал на землю, твердо и прочно. Представь себе, что ты смеешься, взрослый в ответ дружески улыбается. Возможно, ты заметишь, что твое сердце бьется быстрее, чем обычно, потому что ты пережил маленькое приключение...

Теперь снова откройте глаза и расскажите, что вы испытывали.

Теперь я хочу вам предложить игру, в которой вам тоже очень понадобится доверие. Я покажу вам, как в нее играть...

Пусть дети встанут в круг, достаточно близко друг к другу. Это — не обычный круг, а волшебный. Кто из вас хотел бы первым встать в середине? (Выбирается участник.) Я попрошу первого выбранного участника встать в центр, ноги поставить вместе, держаться прямо. Все остальные, стоящие по кругу, поднимите руки на уровень груди. Когда участник, который находится в центре, падает в вашу сторону, вы должны его поймать и осторожно вернуть в исходное положение. Возможно, он захочет упасть в другую сторону, и там его тоже надо поймать и аккуратно поставить на место. При этом очень важно, чтобы ребенок в центре стоял очень прямо, как будто он деревянный. Давайте попробуем...

Дайте ребенку в центре попробовать свободно падать в разные стороны (1 мин). Спросите его, хорошо ли круг справляется со своей задачей, нет ли у него каких-то замечаний. В конце упражнения ребенок должен поделиться своими переживаниями. Затем другие дети становятся в «волшебный круг». Спросите ребенка в центре, не хочет ли он закрыть глаза? Очень важно чтобы все побывали в роли «свечи». По окончании игры обсудить ощущения детей .

4. Упражнение «Спасибо за прекрасный день»

Это дружеский ритуал завершения занятия. С его помощью в детях развивается важное качество, столь редкое в наш век высоких скоростей, — умение благодарить и выражать дружеские чувства.

Инструкция. Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий ученик, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятный день!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук. Этим игра и завершается.

Если представится возможность, постарайтесь тоже оказаться в центре круга.

 III. Рефлексия

В заключение подводится итог тому, что происходило на тренинге. Детей просят поделиться впечатлениями, что, по их мнению, было удачно, что нет, какое они вынесли впечатление.

Можно задать вопросы:
Что бы ты хотел еще раз попробовать?
Что бы ты не стал делать?
Как бы ты сделал по-другому?
Что получилось хорошо?

Если участники не умеют формулировать свои мысли, то можно использовать тот же прием, что и в начале тренинга, когда задается инструкция:

«Поднимите руку те, кому понравились игры»,

«Покажите того, кто больше всех помогал другим»,

«Покажите того, кто помог сегодня вам»,

«Покажите того, кому сегодня помогали вы».

Какие качества характера нужны, чтобы все игры у нас получались правильно с первой попытки.( На сплочённости, дружбе, взаимопомощи обратить особое внимание детей).

Упражнение «Аплодисменты»

 Сейчас мы выполним последнее упражнение, которое называется «Аплодисменты».  Вы поаплодируйте себе так, как вы собой довольны, чтобы было слышно.

Если вы аплодируете громко,  значит,  всё понравилось.

Если хлопаете тихо, то…

Ребята, спасибо вам большое за прекрасно проведённое время! Всего вам хорошего! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка цикла тематических внеклассных занятий. «Занятия по сплочению классного коллектива».

Методическая разраработка  внеклассных занятий направлена на сплочение классного коллектива в любом классе школы. Упражнения разработаны с учетом возможности их усложнять по мере необходимости, з...

Тренинговое занятие на сплочение классного коллектива "Ковер мира"

Тренинговое занятие "Ковер мира" направлено на формирование и развитие навыков группового взаимодействия и сплочение группы....

Групповая форма организации работы над проектом, формирование умений групповых взаимодействий.

Групповая форма организации работы над проектом, формирование уменийгрупповых взаимодействий....

Цикл тренинговых занятий по сплочению классного коллектива.

Часто можно наблюдать грубое поведение наших детей в школе, дома, на улице. Для многих детей всё труднее становится нормально взаимодействовать с окружающими. Они не понимают  и не учитывают мнен...

Тренинговое занятие на сплочение детского коллектива: « В поисках сокровищ».

Занятие, включающее в себя вводное занятие, психологическую разминку и ряд игр на сплочение детского коллектива....

Тренинговые занятия и упражнения на сплочение коллектива (младшие школьники)

материал подойдёт для классного часа на сплочение коллектива для младших школьников.Игры на знакомство,психологоческий настрой,рефлексию,командообразование....