Куклотерапия как метод коррекции в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.
проект

Аюшеева Эржена Дашинамжиловна

Куклотерапия — это метод лечения с помощью кукол. Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например: достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок — родитель. Куклотерапия широко применяется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, в коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также в работе с детьми, имеющими эмоциональную травму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Аюшеева Э.Д.

педагог-психолог I категории,

Мангутханова М.Ф.

учитель-логопед высшей категории.

ГБОУ «СКОШИ №2»  г. Улан-Удэ

Куклотерапия как метод коррекции в работе

с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.

Куклотерапия — это метод лечения с помощью кукол. Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например: достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок — родитель.

Куклотерапия широко применяется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, в коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также в работе с детьми, имеющими эмоциональную травму.

В куклотерапии используются такие варианты кукол, как  куклы - марионетки, пальчиковые, теневые, веревочные, плоскостные, перчаточные и куклы – костюмы. Мы же в своей работе использовали бумажные куклы. Бумажные куклы – простая и незатейливая увлекательная игра, известная уже не одному поколению, это игра из нашего детства.

 Актуальность  данной темы в том, что  настоящее время бумажные куклы вновь стали востребованными.

Несмотря на то, что наши дети имеют все самое необходимое для развития - конструкторы, пазлы, интерактивные игрушки и технические новинки, - куклы с одеждой, вырезанные из бумаги, остаются на пике популярности.

История бумажной куклы уходит в далекое прошлое. В старину не каждый родитель мог позволить покупать игрушки своему ребенку, а настоящие куклы были довольно дорогими и недоступными, так как изготавливались вручную.

Вот и находили простой выход - рисовали бумажные куклы для вырезания. С одеждой и разными мелочами (мебелью, различными аксессуарами, питомцами) - такая кукла могла быть всегда разной, либо светской дамой или принцессой, либо обычной служанкой или рабыней. К самой кукле из бумаги в придачу рисовали друга или домашнего питомца, дом или комнату, а может и целый бумажный замок.

Какова бы не была история развития куклы, в настоящее время она выступает, прежде всего, атрибутом детства, детской культуры. И это не случайно. Как отмечает В.С. Мухина, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Она пишет: «Ребенок переживет со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию»

Бумажные куклы представляют собой фигуры, вырезанные из бумаги с отдельно вырезанными комплектами одежды. Чтобы одежда держалась на кукле и не падала, на плечах, а также на талии есть специальные липучки или магниты.

Бумажные куклы имеют ряд преимуществ перед обычными куклами. Они занимают  мало  места, безопасные,  по цене недорогие, а самое важное их можно изготовить самому. Даже если они потеряли внешний вид или порвались их можно легко восстановить и создать тот образ куклы, которая будет соответствовать определенной теме или фантазии, настроению ребенка.

Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа "Я". Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

Таким образом, цель нашего проекта – это развитие познавательных процессов и формирование коммуникативных навыков, направленных на решение психологических  и логопедических проблем по средствам куклотерапии.

Задачи:

  1. Освоение детьми интеллектуальных и социальных навыков;
  2. Освоение этнической культуры, быта, традиций, обычаев, ритуалов бурятского и русского народа;
  3. Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия;
  4. Развитие речи, обогащения словарного запаса;
  5. Развитие самосознания и самоконтроля.

Занятия построены в игровой форме, так как игра более привычна и позволяет лучше раскрыть уже имеющиеся способности и эффективно овладеть новыми. Она может проводиться как в индивидуальной, так и в групповых формах.

Наилучший терапевтический эффект достигается, когда учащиеся сами подбирают одежду, аксессуары, настроение кукле, придумывают историю, которой хотел бы поделиться.  

У бумажных моделей может быть сотни ярких и оригинальных нарядов, которые дети  могут придумать самостоятельно или скопировать из журнала. Можно своими руками построить красочный бумажный мир: кукле с гардеробом необходимо жилище, она захочет погулять в городе, где живут другие бумажные обитатели, сходить в гости к другой кукле. Для этого ей потребуется разная одежда и аксессуары, предметы мебели, транспорт. А мы изготовили не одну куклу, а целую семью – папа, мама и ребенок. Точнее 2 семьи – бурятская и русская.

Почему именно семья, да потому что семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.  Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и  знания об окружающем мире, приобретает коммуникативные навыки, учится как себя вести в различных ситуациях. Семья  способствует формированию гармоничной личности.

Кукольный мир это возможность реализовать свою фантазию, проигрывать житейские сценки взрослой жизни, создавать свои собственные игры. 

Играя с учащимися в куклы, мы проигрываем семейные ситуации, создавая ту модель семейных отношений, которую он желает видеть в своей семье или ту которую существует. Где педагоги могут проанализировать семейные отношения и предложить рекомендации родителям, провести коррекционные воздействия на улучшение семейной ситуации.  Играя, ребенок удовлетворяет важную потребность быть похожим на взрослого, свободно выражать свои желания, воплощать фантазии, которые в рамках обыденных, повседневных отношений с родителями не всегда ему позволяются. Иными словами, вместе с удовольствием, которое ребенок получает в игре, к нему приходит ощущение эмоционального насыщения и комфорта, внутренней уверенности и чувства безопасности, в которых заключен мощный импульс детского развития.

С помощью куклы логопед может варьировать свои требования к речи и поведению учащихся на занятиях, что способствует воспитанию свободы речевого общения. Например, если ребенок не может начать фразу, можно предложить произнести ее вместе с куклой. В этом случае за куклу говорит сам логопед, что, по сути представляет собой замаскированную помощь.

Бумажная кукла – это не просто развлечение для ребёнка, но и отличная развивающая игрушка! Игры с бумажными куклами отлично способствуют развитию мелкой моторики, развивается умение комбинировать, моделировать разные фасоны одежды, цвета, подбирать аксессуары (шляпки, сумки, туфли)  по сезону (времени года). Немаловажен тот факт, что одежда изготовляется не только из бумаги, но и из других материалов, таких как кожа, шерсть, мех, ткань. Это способствует развитию тактильной чувствительности, сенсорному развитию.

В гардеробе бумажных кукол разнообразная одежда, в том числе и национальная. Плюсом такой подборки является знакомство с народными костюмами бурятского и русского населения. Эти трафареты с костюмами для вырезания отражают национальные традиции народа, что может быть полезно для изучения культуры, быта населения, история создания костюма.

Бумажные куколки с наборами одежды не такая уж простая игрушка. Не зря ребята так любят эту игру. Ведь здесь можно проявить все свои творческие способности. Попробуй, придумай наряд для своей куклы. Да такой, чтобы ни у кого больше такого не было. Фигура куклы поможет учащимся создавать яркие образы, ведь, это очень легко: просто обвести по контуру фигурку куклы, придать ей нужную форму (юбки, платья и брюк), а затем раскрасить одежду, применив свою фантазию - и обновка для куклы готова! Кроме того развивает творческие способности, мелкую моторику, внимание и т.д.

Бумажная кукла развивает у детей художественный вкус, позволяет свободно фантазировать и тут же воплощать свои мечты с помощью бумаги и ножниц. Игра с ними учит аккуратному и бережному отношению к одежде и правильности подбора одежды. Учит детей уважать обычаи разных народностей, что способствует развитию толерантности, уважения друг к другу.

 Таким образом, бумажные куклы – это прекрасное средство для развития речи, мелкой моторики, творческого воображения и мышления учащихся, а так же один из способов научиться регулировать свое поведение.  Куклотерапия позволит ребенку преодолеть возникающие трудности в общении, которые тормозят его дальнейшее развитие. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие речевого дыхания при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения"

В данном докладе вы узнаете о том, как  поэтапно сформировать у глухих детей правильное речевое дыхание...

Необходимость логопедических занятий и их особенности при работе с детьми, имеющими интеллектуальное недоразвитие.

В статье говорится о необходимости применения различных приемов и технологий в работе логопеда с детьми  с интеллектуальной недостаточностью с целью повышения эффективности их обучения....

Конспект круглого стола с педагогами «Психолого – педагогические методы работы с детьми, имеющими аутистические нарушения»

В данном материале представлен конспект круглого стола с педагогами работающими с детьми с РАС...

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ

Альтернативная коммуникация считается формой языка, исключающей речь. Пользуясь ее методами, с детьми общаться легче. В частности, использование альтернативных средств коммуникации становится единстве...

Специфика работы с леворукими детьми, имеющими интеллектуальные нарушения

Леворукость детей с интеллектуальными нарушениями один из приоритетных вопросов в педагогике и психологии, требующий особого внимания. В связи с чем возникает необходимость изучать психофизически...

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми имеющими интеллектуальные нарушения

Актуальность мнемотехники обусловлена тем, что у детей возрасте 5 – 6 лет и у более старших детей с интеллектуальными нарушениями преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в осно...

Сенсорная интеграция как метод коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития. (выступление на Форуме "Осенние встречи")

Ребенок, в силу тяжести двигательных, интеллектуальных и сенсорных нарушений, не имеет возможности получать сенсорные стимулы извне. И задачей педагога является создать специальные оптимальные условия...