Методическая разработка "Великая Отечественная война и Задонский край"
методическая разработка (4 класс) на тему

Давыдова Людмила Анатольевна

Праздничное мероприятие посвящённое ВОв, в разработке присутствует документальный материал посвящённый годам войны, на территорииЗадонского райна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oblastnoe_gosudarstvennoe_uchrezhdenie.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное учреждение

«Задонский социально-реабилитационный центр «Надежда».

Методическая разработка проведения праздничного мероприятия по теме:

«Великая Отечественная война и Задонский край».

Разработано методистом  отделения методики и  организации  деятельности центров Ряжских Оксаной Валентиновной и воспитателем отделения реализации социально - реабилитационных программ Давыдовой Людмилой Анатольевной.

Г. Задонск 2008 г.

Нет, мужество случайным не бывает.

 Оно в душе солдата родилось,

Когда он о друзьях не забывает

И с Родиной себя не мыслит врозь.

Андрей Дементьев

Пояснительная записка.

События последнего времени подтверждают резкое снижение воспитательного воздействия российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Без сбережения и развития чувства патриотизма, без любви к своей земле, своему государству, имеющему тысячелетнюю историю, без формирования у подрастающего поколения гордости за свое Отечество надежных защитников Родины в России не воспитать.

День 9 мая, День Победы в Великой Отечественной войне -праздник всенародно любимый. Это праздник доблести и мужества русского народа и торжественный реквием павшим в боях воинам.

Военная история нашего края полна героики, романтики, истинного патриотизма, насыщена интереснейшими, подчас драматическими событиями, представлена удивительными, уникальными личностями. Все это дает богатый материал для реализации высоких целей гражданского и патриотического воспитания воспитанников центра «Надежда» в рамках подпрограммы по нравственно-патриотическому воспитанию «Патриот».

В методическом пособии мы попытались разработать модель
праздничного досуга, посвященного празднику 9 мая. Содержание
праздничного мероприятия отражает страницы истории задонского
края в период Великой Отечественной войны, трудовые и
воинские подвиги задонцев, как взрослого населения, так и детей,
и заключают в себе большой воспитательный потенциал, обладает
положительной        энергетикой,        способствует улучшению

микроклимата в коллективе.

Эта модель праздничного мероприятия может быть с успехом использована в работе но патриотическому воспитанию в учреждении интернатного типа, так как составлена с учетом специфики воспитательного процесса данного учреждения и контингента детей.

Мероприятие предназначено для детей старшей и средней возрастных групп.

Цель:

Познакомить с историей Задонского края в годы Великой Отечественной войны па примере военного детства.

Задачи:

  1. расширять знания детей о войне;
  2. заинтересовать неизвестными историческими фактами;
  3. развивать патриотические чувства;
  4. воспитывать уважение к защитникам Родины;
  5. узнать о новой социальной роли детей во время войны;
  6. создать атмосферу доброжелательности и творчества.

Коррекционно-реабилитационные цели задачи:

  1. создание спокойной, щадящей психику ребенка атмосферы;
  2. создание психолого-иедагогического комфорта;
  3. снижение эмоционально-психологического напряжения и повышение социальной адаптивности ребенка;
  4. воспитание уверенности, радости познания, творческого вдохновения;
  5. развитие коммуникативных навыков, нравственных качеств, культуры поведения.

Наглядность и оборудование

- карта СССР, Задонского р-она;

- праздничная одежда для выпускников школы;

- табличка «Военкомат»;

- костёр, одежда для «детей войны»;

- знамя, телеграмма;

- одежда для «партизан»;

- автомат, одежда для «немецкого солдата» (чёрные брюки, плащ, фуражка, голубая или белая рубашка), губная гармошка, санки мешок, шерстяной платок, куртка - мальчик «партизан»;

- доска «Памяти» - Герои ВОв Задонского края.

1. Вступление.

  1. Ведущий:  9 мая 2008 год в 63 раз, прогремит салют победы, а в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.
  2. ведущий: год 1941- июнь... Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который уже разгорелся в Европе, не затронет нашу страну.

  1. ведущий: Июнь... Клонится к вечеру закат

И белой ночи разливалось море. И раздавался звонкий смех ребят, Не знающих, не ведающих горя.

  1. ведущий:  Июнь... Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45-м мае.

2 Выпускной балл, мечты.

  1. ведущий:  22 июня 1941 года во всех школах Задонского района проходили выпускные баллы. Девушки в белых платьях, бережно поддерживаемые юношами, кружились в вальсе.

ВАЛЬС.

  1. ведущий: А когда наступило утро, молодёжь пошла встречать рассвет над Доном.

1 ребёнок.

  1. Всё! Школу закончили - впереди самостоятельная жизнь.

Кл. руководитель.

  1. Вот ребята и пролетело 10 школьных лет, куда вы пойдёте дальше?

  1. ребенок.
  1. Я пойду учиться в медицинский институт, хочу стать врачом!
  1. ребенок.
  1. А я буду артисткой. Люблю петь, танцевать (кружится). Буду ездить на гастроли и может быть вы обо мне ещё услышите!
  1. ребенок.
  1. А я хочу стать учителем. Поеду в Орёл в педагогический.
  1. ребенок.
  1. А я в Воронеж.

УХОДЯТ.

ЧТЕЦ НА ФОНЕ АККОРДОВ.

Жизнь текла спокойно

Беды никто не ждал,

Выпускники достойно

 Свой продолжали балл.

Июньским утром рано

Услышала страна

Голос Левитана: «Объявлена война».

1ведущий:

На западных границах СССР уже шли бои. А поэтому все мечты молодёжи рухнули в один день.

3. У Задонского военкомата.

2ведущий.        

Днём, 22 июня, юноши и девушки собрались у военкомата. Каждый рвался на фронт бить немецких захватчиков. Считали, что война будет быстрой, примерно2-3 месяца. Поэтому каждый хотел успеть повоевать.

Кл руководитель с детьми.

Встречаются 4-ро парней.

1мальчик.

Ребята, я решил пойти на фронт добровольцем.

2мальчик.

А что? Мне тоже уже 16. должны дать повестку.

3мальчик

Ох, и дадим немцам прикурить.

4мальчик.

Эх, взяли бы в разведчики. Я немецкий хорошо понимаю.

Девчата.

1 девочка.

Ребята, как вы думаете, нас возьмут на войну?

1мальчик.

Смотря кем! Санитаркой - пожалуйста!

2девочка.

А медсестрой?

2мальчик.

Для этого надо курсы медсестёр закончить, так не возьмут.

3девочка.

Взяли бы меня на курсы радисток! Я морзянку уже знаю: тире - точка, тире -точка, алло? Как слышишь меня приём?

1мальчик. Выходит из военкомата.

Не взяли! Сказали, мал ещё! Пока подрасту, и война закончится.

2мальчик.

Сказали, учись па шофёра - танкистом будешь! В первую очередь берут на фронт трактористов и шоферов.

3мальчик.

Меня спросили: « Работал с отцом на комбайне?»

Я сказал: «А как же! Помогал! Вот теперь, говорят, отец пойдёт воевать, а ты сядешь за его комбайн. Урожай надо же кому-то убирать».

Выходят девочки.

Мальчики:

Ну что девчонки?

1девочка.

Ой, нам велели собираться рыть окопы. Повезут под Смоленск. Велели брать тёплую одежду, продукты, лопаты.

2девочка.

А зачем тёплую одежду? Ведь летом тепло. Неужели до зимы там будем?

3девочка.

Ой, мамочки! Как же я там буду без папы, без мамы?

1девочка.

Ну вот! А собиралась радисткой стать. То же, мне, мамочка, папочка.

2 девочка.

Пошли собираться.

Выходит мальчик из военкомата

Мальчик.

А меня взяли.

1ведущий.

Этого мальчика звали Ваня Бобылёв, а в последствии Иван Павлович Бобылёв. Живёт он в городе Задонске, на улице Советской, в доме номер 5.

2ведущий.

В первые дни войны из Задонского района ушло на фронт примерно 5 тысяч человек. На их места стали женщины и дети. И эти дети, дети войны, сразу стали взрослыми.

4 Дети войны.

Костёр, дети пекут картошку.

1 ведущий.

Дети войны: Михаил Тихонович Подкопаев, Михаил Васильевич Черных, емёп Глотов, они живы, они помнят, они нам рассказывают.

1. Как только началась война, многих старшеклассников забрали на фронт, а нас, малолетних не брали, сказали надо тут помогать.

2. Наши самолеты стояли в Горелом лесу, где сейчас колледж. Мы побежали посмотреть, а старшие говорят: « А ну-ка берите лопаты, срезайте кочки, выравнивайте граблями землю, помогайте строить аэродром».

3. В Тюнинской церкви мы набивали патронами пулемётные ленты для этих самолётов. Холод в церкви стоял зверский, но нас не выпускали, пока не выполним работу.

4. Я помню нас отправили в село Веселое. Шли пешком 15 километров. Потом пилили дубовые чурки для генераторов. Спали в сарае па соломе. Кормили плохо: суп, забелённый молоком, да кусок хлеба. Бывало пилишь, а в глазах темно. А норму надо выполнить!

5. А мы в селе Олшанец копали свёклу лопатами. Осень холодная была, спали в сарае. Одежда намокнет, а сушить негде. Тоже норму надо было выполнять.

6. Девчонки вязали тёплые носки, варежки для солдат. Шили кисеты для табака, собирали на фронт посылки. И в каждую посылку клали письмо для солдата. Конечно он нас не знал, ни мы его. По ведь приятно получить посылку с письмом. Тетрадей у нас не было, писали на газетах (показывает)

« Дорогой солдат! Пишет тебе письмо ученица 5 класса.... Я связала тебе носки и варежки, чтобы ты не замёрз в окопе!

Мы живём хорошо, правда едим хлеб из лебеды и крапивы. По ничего ведь война скоро закончится и заживём хорошо. Дорогой солдат, бей фашистских гадов и возвращайся домой с победой.

 2 ведущий:

А ещё весь город собирал деньги на танк и металлолом, и собрали сколько надо. Задонцы просили, чтобы танк назвали именем Саши Чекалина.

 1 ведущий:

Однажды утром, директор школы, Севастьянов Владимир Александрович попросил построить школу на линейку.

Дружина, стройся, знамя внести! (Дети выстраиваются на линейку) Директор школы:

Ребята пришла телеграмма от Верховного главнокомандующего товарища Сталина. Разрешите её прочитать.

« Дорогие ученики 8 летней школы. Из собранного вами металлолома собран танк. По вашей просьбе он назван: танк имени Саши Чекалина».

Иосиф Сталин.

Учащиеся:

Ура!!!.

5. Партизанский отряд.

2 ведущий:

5 декабря 1941 года немцы захватили г.Елец, фронт приблизился к Задонску. В школах прекратились занятия. Многие жители г. Задонска ушли в сёла Черниговку, Ржавец, Веселое. Все боялись, что немцы придут в Задонск. Надо было не допустить врага в город. Партизаны думали взорвать ж\ дорогу в селе Донском, куда прибывают составы с немцами.

Партизанский отряд,

( Песня « Бьётся в тесной печурки огонь», партизаны сидят у костра)

1-й партизан. Не пришёл еще наш разведчик?

Заходит разведчик.

Немцы двигаются на Задонск. Завтра в село Донское прибывает эшелон с немецкими солдатами.

2-й партизан.

Надо взорвать мост, когда по нему будет проходить эшелон с немцами. Разведчик:

Мост охраняют часовые. Нас сразу схватят.

 1-й.

А если послать....

Разведчик:

Точно! Позовите его. Зовут Иди, иди сюда,

2-й.

Сынок, слушай внимательно. Ты партизан, и мы поручаем тебе важное задание. Тебе нужно положить под рельсы мину и взорвать мост, когда будет проходить немецкий поезд.

1-й.

Давайте подумаем, как лучше обмануть часовых. Взять санки, под санки прикрепить мину, сверху положить мешок с продуктами.

2-й.

Хорошо, так поступим.

6.Взрыв моста.

Часовой с автоматом, играя на губной гармошке, прогуливается назад, вперёд. Появляется партизан. Он везёт на санках мешочек.

Часовой:

Hende hоh.

Мальчик поднимает руки вверх. 

Часовой:

Куда идёшь, русская свинья?

Мальчик.

Дяденька немец, пропустите в деревню.

 Часовой.

Что везёшь, показывает на мешок.

Мальчик.

Дяденька немец, на смотри, (развязывает мешок), тут мука, тут картошка. С голоду помираем с сестрёнкой, сироты мы.

Часовой:

Где взял? Украл? Вор?

 Мальчик.

Что ты , дяденька, тётка в Задонске живёт, дала.

Часовой:

Задонск! Задонск! Задонск! Гут-гут! Иди! Шнель-шнель!

1 ведущий.

Так обманув часового, юный партизан прошёл через мост, незаметно спрятал взрывчатку между рельсами, а сам спрятался в кустах. А когда по мосту пошёл немецкий состав партизан поджёг шнур. Раздался страшный взрыв.

2 ведущий.

И мост, и немецкий эшелон были уничтожены. Немцы не дошли до Задонска. А юного героя представили к награде.

7. Концерт в госпитале.

1 ведущий.

Зимой 1941-1942 годов Красная Армия изгнала немцев из Ельца, освободила наш областной центр Орёл. Задонцы вздохнули свободнее. Весной пахали поля на коровах, сажали вручную картофель, ведь армия не могла воевать голодной, её надо было кормить.

2 ведущий.

Наступило лето 1942 года. Во всех школах были размещены госпитали. Учащиеся приходили ухаживать за раненными: поили водой, кормили с

ложечки тяжелобольных, стирали окровавленные бинты. Иногда дети устраивали для раненых праздник. Однажды женщина военврач, в звании капитана, объявила:

Военврач.

Товарищи бойцы! Сегодня к нам в госпиталь пришли самодеятельные артисты. Садитесь поудобнее, больные могут лежать. Давайте хоть на некоторое время забудем про войну, послушаем детей, порадуемся на них.

Концерт.

« Синенький скромный платочек».

« Жди меня» К. Симонов.

   Танец.

« Тучи в голубом».

8. Бомбёжка города.

Ведущий.

Это было 4 июня 1942года.

Военврач.

Товарищи, госпиталь срочно эвакуируется; сегодня же ночью, мы все

уезжаем из Задонска.

Раненные:

Что случилось?

Военврач:

Разведка доложила, что завтра, 5 июня на город будет совершён налёт

вражеской авиации.

Раненные.

Немцы опять хотят захватить Задонск. Зимой не удалось, так они летом решились.

- Говорят со стороны села Дегтявое и Сцепное немцы наступают.

- Да они на Воронеж прут, через Задонск.

 Военврач:

Наши лётчики тоже не спят. Поддадут им жару. А сейчас быстрее грузите тяжелобольных на подводы, кто может ходить - пойдут пешком. Быстрее товарищи, быстрее, подвод не хватает. Все госпитали из Задонска уже эвакуировались.

1 ведущий.

Стояло тёплое военное утро 5 июня 1942 года. На площади, где сейчас продуктовый рынок, и здание Универмага, где расположен фонтан, было много детей и женщин. И вдруг гул самолётов. Люди подняли головы и увидели в небе 17 немецких самолётов.

2 ведущий.

Люди бросились врассыпную. Побросали мясо, банки с молоком. А фашистские гады специально пролетали низко, чтобы людям было страшно, и бросали на город бомбы. Упали бомбы на улице Комсомольской, где находился военный штаб, на Каменной горе, в городском парке, там стояли наши танкисты. Упали бомбы в районе нынешних «Семи ветров» на улицу Коммуны, у стен монастыря.

(Звуки сирены, взрывы, всполохи огня)

1 ведущий.

На следующий день, 6 июня была новая бомбёжка, 33 немецких самолёта бомбили город, мост через Дон, понтонную переправу.

Большое горе принесли фашисты задонцам. Прошло много времени, но в тех семьях, в которых кто-то погиб от бомб, до сих пор помнят эти два кошмарных дня.

2 ведущий.

На здании Универмага висит Мемориальная доска в память об этих страшных днях, горького лета 1942года.

9. Карта Братских могил Задонского района.

1ведущий.

На территории Задонского района было расположено много госпиталей. Посмотрите на карту, в этих местах красным крестом и полумесяцем обозначены места, где располагались госпитали. Здесь же и братские могилы, многие солдаты умирали.

2 ведущий.

У села Донское захоронено 364 воина.

У Тюнеиского леса - 300 воинов, известны 90 имён.

На городском кладбище - 100 солдат.

У села Ольшанец -603 воина, известны 3 человека.

В городском саду — 3 человека.

В Скиту -118 воинов.

На правом берегу Дона захоронено более 1000 воинов, известны имена лишь 142 человек. Эти солдаты умирали в госпиталях у с.Ольшанец, с. Каменка,

с.Бунина, посёлка Трактор Калабинского с\с, у с.Ксизово (показываю но карте).

Это солдаты со всех концов Советского Союза. Наша, Задонская земля, дала фронту 108000 человек и лишь 2268 человек вернулись домой, а 8 532 человека не пришли с войны.

Давайте с вами вспомним имена Задонцев героев ( читают со стенда Ф.И.О. Героев Отечественной войны Задонского края со стенда « Земляки-герои».)

10. Минута молчания.

1 ведущий.

Поклонимся великим тем годам, почтим память павших солдат минутой молчания.

Ожидаемые результаты

Формирование у воспитанников важнейших духовных и нравственных качеств: любви к Родине, родному краю, чувства гражданского долга; гордости за свое Отечество, за его историю и достижения.

Осознание воспитанниками нравственной ценности своей причастности к судьбе России, ее историческому прошлому и будущему;

Создание условий для формирования таких черт характера как мужество, честность, трудолюбие;

Создание позитивных нравственных установок;

Формирование позитивного отношения к службе в армии, готовности юношей быть защитниками Отечества;

Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

Методические рекомендации.

Праздник - результат большого труда. «Участие в празднике и его организация - это участие в общественной жизни, по целиком организованное». (Луначарский A.B.)

Для проведения данного праздничного мероприятия необходимо провести подготовительную работу, которая заключается в проведении следующих мероприятий.

1. Пропедевтика:

а.        Экскурсии в центральную детскую библиотеку и краеведческий
музей.

б.        Чтение книг, стихотворений о ВОв с показом иллюстраций.

в.        Выполнение праздничных открыток и панно (творческие работы детей
на тему: «Никто не забыт, ничто не забыто»).

2. Проведение тематической недели   «Вахта памяти», (в рамках подпрограммы «Патриот»).

1.Шефство   над   памятником   боевой   славы   на   территории сквера, высаживание цветов вокруг памятника и па аллее Центра.

 2.Встреча с фронтовиком, очевидцем ВОв. Беседа о подвигах солдат во время ВОв.

3.Проведение «Уроков мужества» с участием ветеранов вооруженных сил.

4.Участие в праздничном  параде па 9 мая.

5.Организация и проведение вечера патриотической песни.

6.Военно-спортивное состязание «Тропа к генералу».

Словарная работа

Т. к. в сценарии мероприятия встречается очень много словарных слов, то рекомендуем провести словарную работу в ходе громкой читки сценария и проведения репетиций.

-курсы радисток;

-«морзянка», азбука «Морзе»;

-военкомат;

-окопы;

-аэродром;

-генератор;

-кисет;

-фронт;

-партизаны;

-эшелон;

-мина;

-разведчик;

-часовой;

-госпиталь;

-эвакуация;

-подводы;

-понтонная переправа;

-мемориальная доска;

 -братская могила; -

диктор Юрий Левитан;

Объяснить воспитанникам, что Липецкая область была образована в 1954 г., а до этого Задонский район   входил в состав Орловской области.

Пионер Саша Чекалин - был партизаном в годы ВОв. Его имя носила пионерская организация школы №1.

Правительственная телеграмма с благодарностью Сталина хранилась долгое время в Задонском краеведческом музее, затем была передана в музей города Липецка, где находится  и сейчас.

4. Подбор реквизита и костюмов.

Сценарий выстроен из 10 сюжетов (вступление, 8 сцен-сюжетов, минута молчания). Каждый сюжет - маленькая инсценировка сцены предвоенной   и   военной   жизни   взрослых  людей   и   детей Задонского

района. Поэтому рекомендуем очень серьезно отнестись к подготовке костюмов и реквизита.

Используя фотографии военных лет можно увидеть, как сдержанно одевались наши прабабушки, какие прически были характерны для той эпохи.

Работники библиотек и музея подскажут, какие элементы следует изготовить для костюмов русских и немецких солдат, партизан, медицинских работников в госпитале, детей военного времени. Рекомендуем для большей эффективности привлечь к работе по подготовке реквизита всех воспитанников средней и старшей групп, задействовав для этого время для ручного труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Богородский край в годы Отечественной войны 1812г"

БОГОРОДСКИЙ КРАЙ В ГОДЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 ГОДА...

События Великой Отечественной войны на Кубани. Кубань – многонациональный край.

«Вспомним всех поименно»к 70-летию освобождения Кубани от не«Вспомним всех поименно»к 70-летию освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков.мецко-фашистских захватчиков.Битва за Кавказ была о...

Урок окружающего мира по теме Великая Отечественная война (1941–1945 гг.). Судьба родного края в этот период. 4 класс

Урок окружающего мира с использованием краеведческого материала. Помощь обучающимся в осознании исторических событий Великой Отечественной войны родного края....

"75 - летие освобождения Краснодарского края от немецких захватчиков" ("Дети Кубани в годы Великой Отечественной войны")

Данный классный час посвящен данной теме и рассчитан на детей начальной школы....

Памятники Великой Отечественной войны в Краснодарском крае и Республике Адыгея.

В статье подробно рассказывается о памятниках Великой Отечественной войны, которые стали сооружаться  в Краснодарском крае и населенных пунктах Республики Адыгея в честь погибших воинов, партизан...

Учебный проект «Великая Отечественная война в истории нашего края».

Учебный проект «Великая Отечественная война в истории нашего края»....