Программа сопровождения выпускников "Преемственность"
методическая разработка (4 класс) по теме

Мухина Людмила Ивановна

Важнейшая проблема начальной школы и средней школы – преемственность между начальным и средним звеном. Правильно организованная работа по этой проблеме – залог успешного обучения детей в среднем и старшем звене. Также успешность процесса адаптации учеников пятых классов во многом зависит от согласованности требований учителей, осуществления преемственности в работе педагогов начальной школы и средней.

       Поэтому внимание педагогического коллектива школы-интерната, ориентированного на обеспечение качества образования как условия устойчивого развития школьного сообщества, к проблемам адаптации школьников постоянно растет.

Основой для создания данной программы послужил анализ типичных затруднений учащихся 5-х классов, связанных с прохождением адаптационного периода.

       Сократить переходный период, смягчить связанные с ним факторы негативного характера помогает нашему коллективу специально разработанная программа “Преемственность”, которая создана с целью координации, более эффективной организации учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогического сопровождения учащихся – выпускников школы-интерната  I ступени обучения – при переходе их в среднее звено.

       Данная программа реализуется в рамках комплексного психолого-педагогического сопровождения естественного развития ребенка и предполагает взаимодействие специалистов, педагогов,  родителей и  учеников. Программа «Преемственность» базируется на основных принципах гуманистической психологии и педагогики, и ориентирована на тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса, способствует обеспечению целостного и содержательного единства учебной деятельности на всем протяжении образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение Ростовской области

специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида

ст. Казанской Верхнедонского района


(Казанская школа-интернат VII вида)


 

Рассмотрено на                                                                                                              Утверждаю

заседании МО                                                                                                                Директор __________                                                                    

учителей                                                                               (ФИО)                                      

 «___»____._______ г.                                                                                                    «___»____._______ г.                                                                                                    

председатель МО              

(ФИО)

  ПРОГРАММА

СОПРОВОЖДЕНИЯ   ВЫПУСКНИКОВ

«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ»

                                                                   

                                                                                           

                                                 

                                           

                                                                                                             Составитель:

                                                                                                             Л.И. Мухина

                                                                                                                               зам. директора по УВР

  СОДЕРЖАНИЕ

  1. Проблемы преемственности. 
  2. Актуальность программы.
  1. Организации адаптационного периода в школе.
  2. Первостепенные проблемы в период адаптации.
  3. Система мер по реализации программы “Преемственность”
  1. Содержание  программы «Преемственность»
  1. Цели и задачи программы «Преемственности»
  2. Этапы реализации программы:
  1. I этап «Подготовка к переходу в пятый класс»
    II этап «Знакомство с будущими пятиклассниками»
  2. III этап «Сопровождение учащихся пятых классов»
  1. Примерный план реализации программы «Преемственность»
  1. Примерный план реализации программы в школе-интернате
  2. Примерный план реализации программы в школах района

  

I. Проблемы преемственности

        Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения,  он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.

      Важнейшая проблема начальной школы и средней школы – преемственность между начальным и средним звеном. Правильно организованная работа по этой проблеме – залог успешного обучения детей в среднем и старшем звене. Также успешность процесса адаптации учеников пятых классов во многом зависит от согласованности требований учителей, осуществления преемственности в работе педагогов начальной школы и средней.

       Поэтому внимание педагогического коллектива школы-интерната, ориентированного на обеспечение качества образования как условия устойчивого развития школьного сообщества, к проблемам адаптации школьников постоянно растет.

       Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы-интерната, специалистах службы сопровождения. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

  1. сменой социальной обстановки;
  2. изменением роли учащегося;
  3. увеличением учебной нагрузки;
  4. изменением режима дня;
  5. отличием систем и форм обучения;
  6. нестыковкой программ начальной и основной школы;
  7. различием требований со стороны учителей-предметников;
  8. изменением стиля общения учителей с детьми.

       Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику впервые предъявляется много требований со стороны многих человек. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния создают множество организационных трудностей.       

     

II. Актуальность программы

       Основой для создания данной программы послужил анализ типичных затруднений учащихся 5-х классов, связанных с прохождением адаптационного периода.

       Сократить переходный период, смягчить связанные с ним факторы негативного характера помогает нашему коллективу специально разработанная программа “Преемственность”, которая создана с целью координации, более эффективной организации учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогического сопровождения учащихся – выпускников школы-интерната  I ступени обучения – при переходе их в среднее звено.

       Данная программа реализуется в рамках комплексного психолого-педагогического сопровождения естественного развития ребенка и предполагает взаимодействие специалистов, педагогов,  родителей и  учеников. Программа «Преемственность» базируется на основных принципах гуманистической психологии и педагогики, и ориентирована на тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса, способствует обеспечению целостного и содержательного единства учебной деятельности на всем протяжении образовательного процесса.

       Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном должна обеспечивать создание системы непрерывного образования с учетом:

  1. сохранения самоценности каждого возрастного периода развития ребенка;
  2. сформированности умений учиться как фундаментального новообразования;
  3. направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка.

      Данная программа  предполагает: изучение психологических возможностей детей младшего школьного возраста; разработку системы психологического сопровождения учащихся в период адаптации; продолжение работы по повышению мотивации педагогов к овладению и поиску средств профилактики школьной дезадаптации; координацию требований, методов и приемов обучения учащихся в 4-х и 5-х классах; снижение риска падения успеваемости при переходе в основную школу.

       Решая проблему преемственности, предполагается следующая работа:

  1. Совместная методическая работа учителей школы-интерната  и учителей-предметников в среднем звене на конечном этапе.
  2. Работа с детьми (учитель, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, ст. вожатая, медработник).
  3. Работа с родителями (учитель, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, медработник).

Организации адаптационного периода в школе-интернате:

  1. Обеспечение администрацией организационных условий для проведения адаптационного периода.
  2. Разработка педагогом-психологом школы-интерната варианта программы сопровождения выпускников.
  3. Промежуточный анализ и корректировка программы педагогом-психологом и классным руководителем в соответствии с проявленными психологическими особенностями детей.
  4. Постановка психолого-педагогических задач для выпускного класса, анализ результатов адаптационного периода.
  5. Проведение родительских собраний для ознакомления с результатами адаптационного периода.

       Организация работы по преемственности начинается еще в начальной школе, задолго до перехода детей в пятый класс.

       С целью обеспечения реального единства педагогических требований методическим объединением учителей школы-интерната и учителей-предметников основной школы выделяются умения и навыки учащихся по основным предметам. Затем составляется план мониторинга в 4 классе на весь учебный год, куда включаются такие виды работ как диктанты, изложения, тесты, контрольные срезы и др. Они позволяют определить и оценить уровень усвоения учебного материала, выявить уровень подготовки учащихся в целом. У учителя 4 класса имеется папка с документацией по своему классу. В этой папке собраны тексты всех контрольно-измерительных материалов. По результатам каждой административной контрольной работы заполняется бланк “ Лист индивидуальных достижений ”, где фиксируются пробелы в знаниях каждого учащегося класса по всему пройденному материалу. Благодаря этим бланкам учителю легче увидеть, на отработку каких умений и навыков необходимо в первую очередь обратить внимание и спланировать дифференцированную и индивидуальную работу по неусвоенным учащимися темам. Затем проводится детальный анализ, выявляются типичные ошибки, очень тщательно анализируются работы учащихся, которые не справились с работой, намечаются мероприятия по устранению выявленных пробелов. Тем темам, в которых обнаружены пробелы в знаниях учащихся, уделяется большее внимание в мае при повторении изученного в 4 классе.

       Учителя, у которых будут учиться  наши выпускники в 5 классе, знакомятся заранее с характеристикой учащегося, выясняют чему научены дети в школе-интернате, какие имеются проблемы у детей в усвоении материала. Летом учителя с учетом этих данных составляют календарно-тематическое планирование, которое утверждается на заседании методического объединения. Определяется выбор методов, средств, форм работы с детьми, с которыми они будут работать дальше.

        Классный руководитель 5-го класса на первом этапе работы обязательно выясняет:

  1. условия жизни ребенка;
  2. здоровье ребенка;
  3. индивидуальные особенности;
  4. его достижения и возможности.

Какие же первостепенные проблемы этого периода нужно решать в школе-интернате?

       1. Одна из основных проблем – добиться того, чтобы для детей была создана комфортная атмосфера на уроке, чтобы дети не боялись ходить на урок.

       2. Использовать такую педагогическую технологию как создание ситуации успеха на уроке. Необходимо дать возможность детям проявить себя. На основе диагностики учитель определяет, кому какое задание дать, чтобы ребенок обязательно его выполнил и ушел с урока с чувством собственного достоинства.

       3. Всегда иметь в центре внимания учителей выработку единых педагогических требований. Учителя, работающие в 5-х классах ближайших школ, приглашаются на заседание школьного Психолого-медико-педагогического консилиума “Готовность учащихся начальных классов к переходу в среднее звено” в мае, а иногородние знакомятся с рекомендациями через Протоколы ПМПК.

       Предварительный мониторинг уровня обученности учащихся дает возможность спланировать и построить уроки так, чтобы учащиеся со слабой подготовкой получали задания репродуктивного уровня с обязательным комментарием учителя и программированием на положительную оценку. Ребята, которые способны работать на конструктивном уровне, будут иметь возможность выбрать себе задание. Творческие задания учитель дает только в том случае, если уверен, что класс готов к выполнению такого задания. При выполнении любого задания дается четкая инструкция, а если нужно, то образец выполнения. Это помогает учащимися в понимании и выполнении задания.

       При изучении новой темы материал излагается учителем предельно простым языком, максимально доступным всем учащимся. Если учитель видит, что дети не до конца поняли материал, то объяснение повторяется. В результате организации систематической, комплексной индивидуально-коррекционной работы  ожидается улучшение физического и психического здоровья воспитанников, развитие  их познавательной сферы, устной и письменной речи, формирование прочных учебных знаний, умений и навыков.

   

       4. Оценка – это необходимое действие педагога в работе с детьми. Здесь очень важны профессиональные умения учителя. В работе учителей важно осторожно пользоваться таким тонким инструментарием как оценка. Проблема – выработать единую систему при оценивании учащихся в начальной и основной школе.

      Оценочные воздействия будут эффективными только при соблюдении ряда условий:

  1. эмоциональная уравновешенность педагога;
  2. доброжелательный тон при объявлении отметки любого уровня;
  3. понимание душевного состояния ребенка (не наказание отметкой).

       Если все-таки случается так, что ученик написал, например, контрольную работу на “2”, то он приглашается на дополнительные занятия (коррекционная работа), и ему дается такое задание, которое нельзя не выполнить, ибо оно разрабатывается персонально.

       5. Психологическая поддержка учащихся, то есть комплекс мероприятий как с классным коллективом в целом (посещение уроков, анкетирование, проведение групповых методик, наблюдение за детьми на переменах и во внеурочное время, беседы с учащимися и учителями), так и индивидуальная работа по показаниям. В школе-интернате психолого-педагогическая служба представлена следующими специалистами: педагог-психолог, учитель-логопед, которые и осуществляют психологическую поддержку учащихся. Каждым специалистом психолого-педагогической службы школы-интерната, на основании проведенных обследований учащихся, составляется план коррекционных мероприятий по устранению выявленных недостатков:

  1. индивидуальные или групповые занятия со специалистами;
  2. отслеживание и проведение комплексных диагностических обследований;
  3. проведение коррекционных занятий;
  4. определение образовательного маршрута;
  5. рекомендации классному руководителю и учителю;
  6. оценка эффективности проводимой развивающей или коррекционной работы;
  7. подготовка материалов на Консилиум с характеристикой динамики развития ребенка;
  8. рекомендации по дальнейшему выбору оптимальной для развития ребенка учебной программы.

       Большая работа проводится специалистами службы сопровождения с родителями: индивидуальные беседы, консультации, выступления на родительских собраниях.

   

       6. Здоровьесберегающие технологии предполагают не только разгрузку на уроке, но и внимательное отношение учителя к учебной нагрузке учащихся в целом.

         На всех уроках идет подача учебного материала на все каналы восприятия, с опорой на ведущую модальность ребёнка (аудиалы, визуалы, кинестетики). Благодаря этому, дети находятся в равных условиях и не испытывают дискомфорт. Для профилактики зрительного переутомления проводится зрительная  гимнастика, упражнения для снятия усталости, поднятия эмоционального настроя и повышения работоспособности. Перед началом урока проводятся физкультминутки, направленные на восприятие материала и на развитие коммуникативности, а физкультминутки, проведенные в ходе урока, способствуют лучшему усвоению учебного материала.

     Организация обучения осуществляется в режиме «динамических поз» (дети периодически переводятся учителем из положения «сидя» в положение «стоя»), что позволяет детям работать увлечённо, с интересом.

      Администрация школы-интерната  вместе с учителями очень серьезно подходит к вопросу составления расписания уроков, а также графиков контрольных работ.

       Вопрос о домашнем задании занимает одно из основных мест в процессе обучения. Учитывая, что оно может  привести к резкому увеличению нагрузок, наши педагоги используют дифференцированный подход: домашнее задание дается различного уровня. Естественно, что если ученик выполнил задание более сложного уровня, он поощряется.

       Очень важно, чтобы воздействие педагога осуществлялось не только на уроке, но и во внеурочное время. Занятия на свежем воздухе – это одна формы работы педагогов с учащимися. Рядом с нашей школой-интернатом расположен парк, и уже стало традицией проведение занятий там.

       7. Современному учителю необходимо уметь педагогически целесообразно использовать в коррекционно-развивающей, профилактической и диагностической работе игровые технологии. Именно игра способствует созданию ситуации успеха для каждого ребенка. Игра позволяет снять психическое напряжение, так как в случае неудачи игру можно повторить несколько раз. Широко педагогами школы-интерната применяются обучающие игры – это игры способствующие усвоению информации, развитию умений и навыков, необходимых для оптимального обучения, развивающие восприятие, внимание, память, речь, повышающие активность учащихся. Им характерна занимательность, коллективность, проблемность, творческий характер, эмоциональная окрашенность.

       8. Уже в начальной школе учителя используют тестовые технологии. Это вызвано потребностью в получении независимой объективной информации об учебных достижениях обучающихся.
      Для учителя подобная объективная информация служит не только основой для анализа результатов обучения, прогнозирования уровня достижения государственного стандарта, обоснованных выводов об эффективности использования тех или иных инновационных образовательных технологий, методов, дидактических приемов, организационных форм обучения, но и средством проектирования собственной педагогической деятельности с конкретным контингентом учащихся.

       Правильно организованная работа по программе “Преемственность” – залог успеха обучения детей в основной школе.

       

  1. СОДЕРЖАНИЕ    ПРОГРАММЫ    «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ»

по формированию адаптационно-развивающей среды

при переходе обучающихся из начальной школы в среднюю школу (4-5 классы)

Программа состоит из четырех  блоков:

  1. осуществление преемственности;
  2. диагностика;
  3. взаимодействие  классных руководителей и учителей;
  4. взаимодействие с родителями.

Этапы реализации программы:

  1. этап подготовки к переходу в пятый класс на базе школы-интерната;
  2. знакомство с будущими пятиклассниками на базе школы-интерната (ближайшие школы);
  3. сопровождение пятиклассников (разработка и реализация плана сопровождения);

 

          Цель  программы:

предупреждение и преодоление трудностей в учебе учащихся 5-х классов, сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе из 4-го класса коррекционной школы-интерната в 5-й  класс общеобразовательной или коррекционной школы.

         

         Задачи программы:

  1. Обеспечивать ученикам, перешедшим из коррекционной школы-интерната в 5-й класс общеобразовательной школы эмоциональный комфорт в новых условиях обучения.
  2. Способствовать осуществлению преемственности в работе педагогов и специалистов службы сопровождения начальной и средней школы.
  3. Помогать учителю искать правильные пути и способы работы с адаптирующимися в новых условиях обучения учениками.
  4. Информировать родителей о проблемах адаптации детей и особенностях предподросткового возрастного периода. Оказывать  психологическую помощь и поддержку.
  5. Повышать уровень профессиональной компетентности учителей (психолого-педагогический аспект), педагогической компетентности родителей.

         Большинство трудностей в учебе и общении у учащихся 5-х классов связано с процессом адаптации к новым условиям обучения. Поэтому основными направлениями в работе по сопровождению учащихся 5-х классов являются:

1) осуществление преемственности в работе начальной и средней школы;

2) обеспечение условий для успешной адаптации.

         

       Для наиболее эффективного решения этих проблем специалистами нашего интерната разработана программа «Преемственность»,  которая включает:

  1. преемственность в работе специалистов службы сопровождения, учителей (классных руководителей), воспитателей;
  2. коррекционную работу, которая включает в себя организацию и проведение занятий учителем-логопедом и педагогом-психологом;
  3. комплекс мероприятий для родителей, направленных на ознакомление их с возрастными особенностями детей, особенностями процесса адаптации и способами организации поддержки ребенка в семье;
  4. индивидуальное сопровождение учащихся, испытывающих трудности адаптации;
  5. взаимодействие с классными руководителями и учителями-предметниками по  сопровождению пятиклассников;
  6. диагностику учебных затруднений и социально-эмоциональных проблем; изучение индивидуальных особенностей пятиклассников (изучение карты индивидуального сопровождения, беседу с ребенком, родителями, наблюдение, посещение уроков и т. д.);

      Будущие классные руководители из ближайших школ района имеют уникальную возможность познакомиться со своими новыми учениками уже тогда, когда дети еще учатся в 4-м классе школы-интерната (посетить уроки, родительские собрания).

     Посещение школы-интерната организует администрация учреждения.

     

ЭТАПЫ   РЕАЛИЗАЦИИ   ПРОГРАММЫ

I этап «Подготовка к переходу в пятый класс»

(на базе школы-интерната)

Класс

Дата

Участники

                                                      Мероприятия

4 класс

Апрель - май

Педагог-психолог школы-интерната

Диагностика уровня готовности к переходу из начальной школы в пятый класс.

4 класс

Май - июнь

Классный руководитель

4 класса

школы-интерната

Отчет классного руководителя 4 классов о своем классе (психолого-педагогическая характеристика учащихся, особенности каждого ребенка, удачные приемы индивидуального взаимодействия с каждым ребенком и его родителями)

4 класс

Май

Председатель ПМПк, зам по УВР., педагог-психолог

учитель-логопед

кл. руководитель

воспитатели

Встреча с родителями выпускников школы-интерната; психологические советы и рекомендации по летнему отдыху учащихся, режиму дня, здоровью.

Буклет «Родителям будущих пятиклассников».

Процедура   передачи   документации.

Психолого-медико-педагогический консилиум.

5 классы

Ноябрь

Зам по УВР,

 кл. руководители школы-интерната

Запрос о результатах обученности за I четверть и о результатах процесса адаптации.

II этап «Знакомство с будущими пятиклассниками»

(учителя школ района на базе школы-интерната)

Класс

Дата

Участники

                                                      Мероприятия

4 класс

Апрель - май

Будущие учителя

5-х классов (математика, русский язык)

Знакомство с учащимися 4 класса:

Посещение уроков математики и русского языка в школе-интернате;

совместная работа по определению качества  знаний учащихся выпускного класса школы-интерната по основным предметам;

знакомство со стилем работы учителей школы-интерната;

знакомство с учебными результатами, личностными достижениями учащихся; установление контакта с детьми.

III этап «Сопровождение учащихся пятых классов»

Работа с учениками, их родителями, учителями и классными руководителями.

(на базе школ района)

Класс

Дата

Участники

Мероприятия

5 классы

Сентябрь

Классный руководитель

школы-интерната

По возможности посещение уроков в ближайших школах района своих  бывших  учеников (обсуждение с учителями и классным руководителем посещенных уроков, наблюдение за детьми, деловое обсуждение, советы и рекомендации);

встреча с учащимися; анализ их первых впечатлений о средней школе;

встреча с родителями;

5 классы

Сентябрь - октябрь

Администрация школ

Проведение родительских собраний в 5-х классах Знакомство  родителей с новыми учителями учащихся 5-х классов, с новыми требованиями, с особенностями учебных программ.

5 классы

Октябрь - ноябрь

Педагоги-психологи школ

Диагностика учебных затруднений, мотивации и межличностных отношений, включенности и эмоционального благополучия.

5 классы

Ноябрь

Педагог-психолог, классные руководители 5-х классов,

учителя-предметники

Педсовет:

  1. обсуждение результатов диагностики, анализ трудностей;
  2. выявление детей «группы риска»;
  3. разработка и реализация плана сопровождения (как всего класса, так и отдельных учеников)

  1. Подведение итогов.

Класс

Дата

Участники

Мероприятия

5 классы

Апрель

Педагоги-психологи,

классные  руководители

5-х классов школ района и области

Психолого-педагогический консилиум «Итоги и перспективы»:

  1. результативность работы с детьми «группы риска»;
  2. результативность работы с учащимися.

 IV. ПЛАН

реализации программы «Преемственность»

в школе-интернате

Задачи

Мероприятия

Сроки

проведения

Ответственный

исполнитель

1.

Организация занятия психологического развития для учащихся 4 класса

Индивидуальные и групповые занятия

В течение года

Педагог-психолог школы-интерната

2.

Знакомство учащихся начальных классов с учебным процессом в среднем звене

Беседы, экскурсии

Январь-май

Классный руководитель

 4 кл.

3.

Контроль проведения индивидуальных занятий со слабоуспевающими учащимися

Посещение занятий,

беседы

Апрель

Зам. директора по УВР

4.

Заседание ПМПК “Готовность учащихся выпускного класса к переходу в среднее звено”:

  1. уточнение адаптационного потенциала учащихся;
  2. составление индивидуальных программ адаптации

Заседание ПМПК

Апрель

Председатель ПМПК

5.

Знакомство классных руководителей, учителей – предметников средней школы с учащимися выпускного класса школы-интерната (посещения уроков в 4-х классах учителями средней школы, участие преподавателей средней школы и будущих классных руководителей в работе родительских собраний 4 класса и т.д.)

Администрация, педагоги

Апрель

Зам. директора по УВР

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Классный руководитель

Воспитатели

6.

Итоговые контрольные работы в 4-м классе по русскому языку, математике и литературному чтению.

Малый педсовет

Апрель

Председатели методических объединений

7.

Совместное заседание МО учителей начальной школы и основной школы по итогам контрольных работ

Малый педсовет

Май

Директор школы-интерната,  зам. по УВР школы-интерната и школ района

8.

Диагностика готовности учащихся начальных классов к переходу в среднее звено

Диагностика

Апрель – май

Педагог-психолог

9.

«Выпускной бал»

Подготовка и проведение выпускного праздника

Май

Классный руководитель, воспитатели

10.

Проведение родительского собрания с целью ознакомления с итогами обучения в начальной школе и задачами на следующую ступень обучения

Родительское собрание для родителей         будущих  пятиклассников (подготовка учащихся

к переходу в среднюю школу)

Май

Директор

Зам. директора по УВР

Педагог-психолог

Кл. руководители

Примерный план

по реализации программы “Преемственность”

на базе школ района и области.

Содержание работы

Время проведения

Ответственные

Педсовет “Организация учебно-воспитательного процесса в адаптационный период”:

  1. изучение личных дел учащихся;
  2. составление программы сопровождения учащихся в адаптационный период;
  3. согласование норм оценок и требований к учащимся;
  4. составление психолого-педагогической характеристики класса;
  5. выявление потребностей педагогов в помощи специалистов службы сопровождения.

Август

Заместители директора по УВР II ступени, специалисты службы сопровождения

Оценка состояния здоровья и физического развития учащихся

Сентябрь

Медицинская служба, учителя

Индивидуальная работа с учащимися, испытывающими трудности в период адаптации

В течение года

Учителя, классные руководители

Посещение уроков в 5 классах.

Цель: определение уровня адаптации учащихся

Сентябрь

Педагоги-психологи, учителя, заместители директора

Лекция для родителей “Проблемы психологической адаптации детей при переходе из начальной школы в среднее звено”

Сентябрь

Педагог-психолог школы

Входной административный контроль.

 Цель: проверить качество усвоения учебного материала предыдущего класса

Октябрь

Заместители директора II ступени

Анализ входного контроля

Октябрь

Методический совет школы

Диагностика адаптационных процессов у учащихся 5 классов

Сентябрь-октябрь

Школьный ПМПк

Подготовка к педсовету: посещение уроков, анкетирование учащихся и родителей, беседы с учителями, специалистами службы сопровождения

Сентябрь-октябрь

Администрация, классные руководители

Малый педсовет “Особенности адаптации пятиклассников” с учителями начальной школы и учителями-предметниками, работающими с выпускниками в 5 классах, специалистами службы сопровождения

Цель: подведение итогов I четверти

Ноябрь

Заместители директора по УВР I и II ступени

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

школы-интерната

Направления

Критерии

Гражданские качества

- знание своих прав и обязанностей;

- долг и ответственность перед семьей и школой;

- осознанность своих поступков;

- патриотизм;

- правдолюбие;

- любовь к родному краю;

- любовь к природе, охрана ее;

- уважение к традициям народа;

- владение  своим мнением, умение принимать решение, независимость убеждений.

Нравственные качества

- понятие чести, достоинства;

- выдержка;

- умение жить в коллективе;

- взаимопонимание и взаимовыручка;

- доброта;

- милосердие;

- честность;

- порядочность;

- понимание другого человека;

- уважение к старшим;

- здоровый образ жизни;

- уважительное отношение к чужому труду;

- гуманизм;

- любовь к школе;

- обязательность;

- гуманизм;

- честность;

- бескорыстность;

- справедливость;

- трудолюбие;

- самоуважение;

- доброжелательность.

Интеллектуальные качества

- сформированный запас ЗУН;

- использование ЗУН на практике;

- понимание, что учеба – это труд;

- стремление к познанию;

- расширение своего кругозора;

- умение анализировать;

- самостоятельность мышления;

- любознательность;

- способность к самообразованию;

- умение применять знания в жизни;

- творческий подход к делу.

Общая культура

- приобщение к ценностям своего народа, традициям, обычаям;

- чувство прекрасного;

- внешний опрятный вид;

- культура поведения;

- приобретение навыков этикета;

- приобщение к художественным ценностям;

- знание норм морали;

- уважительное отношение к прошлому;

- владение нормами морали и культурного поведения;

- знание общечеловеческих ценностей;

- культура общения;

- культура умственного труда.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа сопровождения адаптации первоклассников

В данной программе разработаны занятия в соответствии с возрастными особенностями, а также есть анкета для родителей и методика для обучающихся 1-х классов...

Программа сопровождения детей, требующих особого внимания

программа рассчитана на младший школьный возраст...

Программа сопровождения обучающихся 4-х классов

Рабочая программа по сопровождению обучающихся и подготовка к переходу в 5-ый класс...

Программа сопровождения ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Программа сопровождения одарённых детей предназначена для педагогического коллектива, специалистов школы....

Программа сопровождения проектной деятельности младших школьников. «Урок мужества. К 100-летию начала Первой мировой войны». (методическая разработка)

Программа сопровождения проектной деятельности младших школьников. « Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопр...

Индивидуальная программа сопровождения ребенка с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Данная примерная программа учитывает формирование социальных навыков, коммуникативных умений, коммуникативных функций речи, совершенствование навыков самообслуживания и т.д. Уникальность данной програ...

Индивидуальная программа сопровождения ребенка с ОВЗ

Психолого - педагогическое сопровождение  ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ....