Интеграция урочной и внеурочной деятельности в образовательном процессе как основная характеристика развивающего пространства школьника.
статья на тему

Сергеева Наталья Валерьевна

 

        Умение учиться закладывается в начальной школе вместе с потребностью и желанием учиться. В УМК СРО Л.В.Занкова  выделена задача развития навыков самообразования, тесно связанная с формированием потребности учиться.

        УМК позволяет развивать интеллектуальные  способности обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности, например, при подготовке учащихся к интеллектуальному Марафону учеников-занковцев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в образовательном процессе как основная характеристика развивающего пространства школьника.

Сергеева Н.В. учитель начальных классов

МОУ гимназии №9

       Сегодня перед страной стоит серьезная задача - осуществить прорыв к новой инновационной экономике. Ставка делается на талантливую молодежь.

       Помочь в развитии таланта, одаренности учащихся могут родители, школьные педагоги, педагоги дополнительного образования.

       Многие из Вас уделяют большое внимание развитию детской одаренности, общему развитию учащихся своего классного коллектива.

       В каждой учебной программе есть свои возможности для развития талантливых детей. Я работаю по РС Л.В.Занкова.

       Те педагоги, которые реализуют РС Л.В.Занкова И Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова над общим развитием учащихся работают с самых первых уроков 1 класса. Данные программы способствуют развитию детей с высокими интеллектуальными способностями, формируют устойчивый интерес к самостоятельной познавательной деятельности.

        Уже на начальных этапах обучения младшие школьники постигают основы таких дисциплин, как история, естествознание, география, философия, иностранный язык. Обучение общепринятым предметам, таким, как математика, литературное чтение, технология тоже происходит на достаточно высоком уровне сложности в зоне ближайшего развития в быстром темпе.

        В новом государственном стандарте особо выделена задача развития навыков самообразования, тесно связанная с формированием умения учиться, умением работать с информацией, осуществлять проектно-исследовательскую работу. Учебно-методический комплект по системе Л.В. Занкова  создает условия для этого в урочное и внеурочное время. В нем названы и реализованы с 1 по 4 класс предпосылки для проведения исследовательской поисковой работы и, начиная с 3 класса, предложены задания для осуществления самостоятельной проектно-исследовательской деятельности.
        С точки зрения развивающего обучения, именно так – и только так – и должен быть организован учебный процесс, в котором происходит общее развитие ребенка, развитие всех сторон его личности – и интеллектуальной, и волевой, и эмоциональной сферы, развитие его духовно-нравственной сферы и при этом сохраняется его физическое и психическое здоровье. Такое понимание общего развития описано Л.В. Занковым, на таком понимании общего развития выстроена его дидактическая система и все занковские учебно-методические комплекты, разработанные за последние пять с лишним десятилетий. 

        Обучение по системе Л.В.  Занкова во многом реализует те принципы, которые выдвинуты в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения. Оно позволяет получить иные образовательные результаты, соответствующие заказу новой, информационной эпохи; обеспечить высокую социализацию детей; помочь ученику в выборе жизненного пути в соответствии со своими стремлениями. К тому же отмечается высокий процент участников и победителей олимпиад, медалистов и поступающих на следующие ступени образования. Важно и то, что одним из основных показателей системы обучения служит психологическая и информационная безопасность личности. 
        Хочу немного остановиться на комплекте учебников по СРО Л.В.Занкова, т.к. он помогает в организации интеграции урочной и внеурочной деятельности. Комплекс учебников включает в себя: учебники по всем предметным областям начальной школы; рабочие тетради; хорошо иллюстрированные дополнительные издания для классной и внеклассной работы по учебным предметам. 
        Все учебники формируют универсальные учебные действия. Учитывают возрастные особенности младших школьников, содержат задания, близкие и понятные детям этого возраста. Частое использование проблемных ситуаций способствует активизации мыслительной деятельности учащихся и более прочному запоминанию учебного материала.
        Учебный материал и структура его представления, разнообразные творческие задания обеспечивают дифференциацию обучения, создают условия для индивидуального развития каждого ребенка.
       Представленные задания предполагают увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке, обеспечивают разнообразие видов умственной деятельности, широкую и разнообразную связь с другими предметными курсами начальной школы.
        Умение учиться закладывается в начальной школе вместе с потребностью и желанием учиться. В УМК выделена задача развития навыков самообразования, тесно связанная с формированием потребности учиться.

        УМК позволяет развивать интеллектуальные  способности обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности, например, при подготовке учащихся к интеллектуальному Марафону учеников-занковцев.
        Подготовку к Марафону провожу  на уроках. Так, например, на уроках русского языка предлагаю учащимся задания на формирование следующих общеучебных умений: составлять связный текст, работать с морфемной моделью слова, конкретизировать модель, классифицировать лингвистические единицы по самостоятельно выделенному основанию. На уроках математики задания, предполагающие  работу с  информацией, представленной в таблице, анализировать информацию, записанную в тексте, задания на умение сравнивать, оценивать ситуацию в соответствии с поставленной задачей.

    Основными целями и задачами Марафона являются: 
- выявление среди обучающихся детей с высокими интеллектуальными способностями и интересом к самостоятельной познавательной деятельности на этапе обучения в начальной школе; 
- создание условий для поддержки одаренных детей.

     Кроме этого, происходит обмен опытом и повышение квалификации педагогов, т.к.  педагоги  находятся в состоянии активной работы с такими детьми, систематически готовят задания, работают с дополнительной литературой, Интернетом, помогают учащимся найти разнообразные варианты ответов на предложенные вопросы.
      Интеллектуальный Марафон стал традиционным в городе, в нашей гимназии.

        Второй раз я готовила своих четвероклассников  к участию в Марафоне.

В данном классе подготовку учащихся к участию в Марафоне я начала в 1 классе: наблюдала за детьми на уроках, внеклассной деятельности, проводила анкетирование родителей и детей, подключила к работе школьного психолога. Талантливых учащихся включила в банк данных класса.

        Во 2-м классе составила листы «Индивидуальных маршрутов развития» учащихся, определяла по какому предмету ребенок имеет особые успехи. Согласовывала «маршруты» с родителями учащихся.

       Во 2-3 классах на факультативных занятиях, в кружках с этими учащимися разбирали задания составленные по типу метапредметных работ на основе научно – популярного и художественного текстов, включающие  от 2-х до 4-х предметов (литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир). Затем дети самостоятельно решали задания, самостоятельно проверяли свои ответы: использовали дополнительную литературу, материалы Интернета, т.к. в кабинете подключен Интернет. Затем проверяли решения вместе. Мотивированным учащимся давала задания на дом.

       Если учащиеся с желанием выполняли работу, то сложнее пришлось в работе с их родителями. Некоторые родители считали, что «их ребенку это не нужно», «ребенок и так загружен уроками и дополнительным образованием», «устает» и т.д. Приходилось убеждать родителей  в необходимости данной работы для общего и интеллектуального развития ребенка. Не сразу, но родители меняли свою позицию и становились активными помощниками мне и своему ребенку.

       Так же с 1 класса я наблюдала участие этих детей в дистанционных интеллектуальных конкурсах, олимпиадах «Эму», «Совенок». Ребята показывали высокие результаты, накапливали личный опыт работы с тестовыми заданиями, логическими заданиями, а я помогала поддерживать интерес к самостоятельной познавательной деятельности, веру в свои силы.

Во 2-4 классах они успешно справлялись с дистанционными олимпиадами «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Интеллект – экспресс» и др.

   Такая систематическая и целенаправленная работа с талантливыми детьми и их родителями, позволила в этом учебном году получить хороший результат в школьном туре Марафона. 1-2 места заняли мои ученицы Коваленко         Екатерина и Свириденко Диана. Катя вошла в число 8 сильнейших детей города. По итогам муниципального тура Катя стала членом команды Хабаровского края и участвовала в 3 туре в Москве. Победителем не стала.  Но само участие в 3 туре – это уже большая победа и ребенка, и родителей, и педагога. 

    Издательский  дом «Фёдоров» в помощь педагогам издал сборники с заданиями Марафонов прошлых лет. Здесь же даны ответы и уровень оценивания детских ответов в баллах. Я использовала эти сборники в своей работе. Так же эти материалы опубликованы и на сайте «Занков.ру».

     Всем педагогам, чьи учащиеся готовятся к участию в Марафоне, хочу пожелать  успехов, побед.

Литература:

1.Закон РФ «Об образовании» 2011г

2.Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л.В.Занкова /А.Г.Ванцян, Н.В.Нечаева, Е.Н.Петрова и др., М., 2011

3.Система Л.В.Занкова в условиях перехода на ФГОС/ С.Г.Яковлева, М., 2011

4.Сборник программ для начальной школы. Система Л.В.Занкова, издательский дом «Фёдоров», 2012

5.Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...

Развитие творческого потенциала младшего школьника в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности

Российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные ...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности для достижения необходимых образовательных результатов. Для 8 вида.

Цель: сформировать социальный опыт обучающихся на выходе в среднее звено.Задачи: ·        Организация кружковой работы.·        Вз...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе.

Урочная и внеурочная деятельность в учебном процессе...

Достижение метапредметных результатов посредством интеграции урочной и внеурочной деятельности младших школьников

Современные тенденции в содержании образования все больше обращены на работу с универсальными учебными действиями, а не на формирование отдельных навыков. В своей работе я придерживаюсь того, что форм...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе гражданско-патриотического воспитания личности

Доклад на тему"Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе гражданско-патриотического воспитания личности"...