Достижение метапредметных результатов посредством интеграции урочной и внеурочной деятельности младших школьников
статья

Наталья Викторовна Логинова

Современные тенденции в содержании образования все больше обращены на работу с универсальными учебными действиями, а не на формирование отдельных навыков. В своей работе я придерживаюсь того, что формирование универсальных учебных действий в начальной школе связаны, в первую очередь,  с развитием мышления и речи, а во вторую очередь, с коллективной учебной деятельностью, поэтому при организации учебного процесса учитываю особенности возраста; специфические особенности учебной деятельности; предметное содержание отдельных учебных курсов; два вида новообразований младшего возраста (рефлексию и умение учиться); способы взаимодействия учителя и учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Достижение метапредметных результатов  посредством интеграции урочной и внеурочной деятельности младших школьников

Особое место в воспитании и образовании ребенка занимает учебная деятельность, которая помогает становлению личности.

Современные тенденции в содержании образования все больше обращены на работу с универсальными учебными действиями, а не на формирование отдельных навыков. В своей работе я придерживаюсь того, что формирование универсальных учебных действий в начальной школе связаны, в первую очередь,  с развитием мышления и речи, а во вторую очередь, с коллективной учебной деятельностью, поэтому при организации учебного процесса учитываю особенности возраста; специфические особенности учебной деятельности; предметное содержание отдельных учебных курсов; два вида новообразований младшего возраста (рефлексию и умение учиться); способы взаимодействия учителя и учащихся.

Формирование универсальных учебных действий осуществляется как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Эффективность моей работы напрямую зависит от создаваемых педагогических условий:  групповые формы организации обучения,  разделение коллективных и индивидуальных форм обучения,  преемственность в технологиях  обучения,  учет возрастных особенностей при построении материала и выборе форм работы.

Основное значение в моей деятельности имеют технология деятельностного метода, проектная технология, мыследеятельностные технологии: задачная форма организации учебной деятельности и техники «понимание» и «различение», и современные формы внеурочной деятельности: проектные задачи, образовательные события, предметные и метапредметные погружения. Именно грамотное сочетание деятельностных технологий и современных форм внеурочной деятельности обеспечивают достижение требуемых образовательных результатов.

Очень важно, чтобы современный ученик уже в начальной школе приобретал такие способы действий, которые составляют основу умения учиться.  

Известно, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств − возможно лишь в деятельности (Л.С. Выготский).  При этом формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий (УУД) проходит через следующие этапы:

1. Первичный опыт выполнения УУД и мотивация.

2. Освоение способа УУД.

3. Тренинг, самоконтроль и коррекция.

4. Контроль.

Именно так учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры. Этот же путь они должны пройти и при формировании УУД, но формируемые действия будут носить уже не узко предметный, а метапредметный характер.

Основным механизмом развития первого этапа - мотивации учащихся и формирования первичного опыта выполнения УУД является применение учителем современных технологий обучения.  В своей педагогической деятельности я использую технологии, отражающие основные концепции системно - деятельностного подхода:

- мыследеятельностная технология (задачная форма обучения, техники «Понимание», «Различение»);

- деятельностный метод обучения (ТДМ).

Применение данных технологий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин и внеурочной деятельности.

Формирование умения применять любое действие возможно лишь тогда, когда есть «форма», то есть знание учащимися способа выполнения этого действия. В противном случае, формирование универсальных учебных действий будет также неэффективно, как, например, обучение детей таблице умножения без знакомства с суммой одинаковых слагаемых.  Второй этап - освоение способа выполнения УУД осуществляю во внеурочной деятельности - надпредметные курсы «Мир деятельности», «Знаю, мыслю, действую», «Я-исследователь». Основная целью этих курсов - создание теоретического фундамента для формирования универсальных учебных действий.

На третьем этапе формирования УУД учащиеся отрабатывают и закрепляют новый способ выполнения универсального действия   на уроках по разным учебным предметам, проводимым в технологии деятельностного метода и  мыследеятельностной технологии обучения. Уроки проходят так же, как и на 1-м этапе, но теперь учащиеся выполняют это УУД самостоятельно и осознанно, при необходимости корректируя его, а на этапе рефлексии урока организуется самооценка каждым учащимся успешности выполнения этого действия.

Четвёртый этап - контроль  умения  применять УУД  осуществляю  во время выполнения проектных задач и образовательных событий методом встроенной экспертной оценки и по результатам выполнения итоговых комплексных работ.

Применение технологий деятельностного метода и мыследеятельностных технологий на этапе мотивации и первичного выполнения УУД

Для прохождения учащимися первого этапа формирования УУД применяю в урочной и внеурочной деятельности   деятельностный метод обучения  и мыследеятельностную технологию (задачную форму обучения, техники «Понимание», «Различение»). Эти технологии помогают включить учащихся в активную учебно-познавательную деятельность. Деятельностный метод и мыследеятельностная технология построены на основе методологических законов общей теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), что позволяет придать процессу формирования УУД системность и достаточную полноту.

На уроках в технологиях ТДМ, МДТ создаются условия для выполнения учащимися всего комплекса требуемых УУД, так как в основу их положен единый метод – рефлексивная самоорганизация. Это видно из таблицы №2: 

Универсальные учебные действия, выполняемые учащимися на уроках открытия нового знания по ТДМ и ЗФО.

Этапы урока открытия нового знания в ТДМ

Этапы урока в ЗФО

Перечень УУД, выполняемых учащимися на соответствующих этапах

Самоопределение к учебной деятельности

Организационный

-планирование учебного сотрудничества (К)

Актуализация знаний

Актуализация знаний. Ситуация успеха

- построение логической цепи рассуждений (П);

-применение известного способа действия (П);

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии и выявление места и причины затруднения

Учебная ситуация. (Задание- «ловушка»). Рефлексия

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

- логические операции(П);

- использование знаково-символических средств (П);

- постановка и формулирование проблемы (П);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р)

Построение проекта выхода из затруднения и  реализация построенного проекта

Порождение учащимися  нового способа

- постановка познавательной цели (П);

- выдвижение гипотез и их обоснование (П);

- построение логической цепи рассуждений (П)

- использование знаково-символических средств (П);

- выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

Включение в систему знаний и повторение

Рефлексия действий по порождению нового способа

- логические операции (П);

 - саморегуляция (Р);

- использование известных приемов решения задач (П)

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

- рефлексия способов и условий действия (П);

 - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);

 - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

Техники «Понимание» и «Различение» основаны на мыследеятельностных принципах и целевым образом сориентированы на формирование мышления, действия, понимания, рефлексии.

Суть мыследеятельностной технологии «Различение» состоит в умение порождать новое различение в ситуации непонимания, спора или коммуникативного конфликта. Процедура различения лежит в основе мыслительной работы.  

Работа педагога строится таким образом, что он организует или провоцирует ситуации конфликта точек зрения, порожденные недостаточностью различений. Дети выявляют причину создавшейся ситуации и строят новое различение, которое позволяет ее разрешить. Урок в технике «Различения» проходит в несколько этапов:

1. Вхождение в ситуацию конфликтных точек зрения (ее принятие или непринятие).

 2. Видение коммунального конфликта (на уровне ссоры, спора).

3.Видение двух точек зрения по поводу конфликта, выход в мыслительный план к предмету конфликта.

4.Умение изменять конфликтную ситуацию с помощью понимания особенности предмета конфликта, которая стала причиной разности точек зрения конфликтующих сторон. Работа в технике «Различение» необходима для того, чтобы развивать способность видеть разные стороны одного объекта, видеть как разное то, что раньше воспринималось как единое, слитное; научить детей не столько пользоваться готовыми различениями, сколько строить новые. Технику «Различение» использую в урочной и внеурочной деятельности, где необходимо выявить причины спорной ситуации и построить различение понятий.

Акцентируя внимание на  технике «Понимания», нельзя не сказать, что понимание является одним из самых важных процессов в нашей жизни. От того, как мы понимаем различные явления, события, зависит и то, как мы начинаем действовать, какие эмоции переживаем, как у нас складывается общение с другими людьми, наконец, то, какая картина мира у нас формируется.  Техника «Понимания» используется в разных видах деятельности: на уроках литературного чтения, окружающего мира, ОРКСЭ  в анализе текста при выявлении предмета, позиции автора, символа; при работе над  проектной задачей.  

Освоение выполнения способа УУД через внеурочную деятельность

Прохождение второго шага формирования УУД - освоение способа выполнения изучаемого универсального действия осуществляю в рамках учебных курсов «Мир деятельности», «Я- исследователь». Турнира (метапредметного курса) «Знаю, мыслю, действую» и предметных и метапредметных погружений «Ноогеновские задачи»

Содержание деятельности учащихся во внеурочных деятельности направлено прежде всего на апробацию, тренировку и развитие УУД, предполагаемых ФГОС.

Учебный курс  “Я - исследователь” – интеллектуальной направленности. Является продолжением урочной деятельности, опирается на  методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности. Организация работы учащихся над проектами позволяет существенно дополнить работу  по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам. Основные принципы реализации курса – научность, субъектность, деятельностный подход, результативность, партнерство, творчество и успех.

Учебный курс «Мир деятельности» основан на технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон, помогает ученикам начальной школы:

  • учиться самостоятельно открывать, осваивать и применять новые знания и умения;
  • не бояться трудностей в учебе и выполнять задания любой сложности;
  • развивать навыки слаженной работы в группах; развивать качества, помогающие в учебе: активность, доброжелательность, трудолюбие, честность, любознательность.

Метапредметный  курс «Знаю, мыслю, действую» создает условия для развития у детей познавательных результатов , формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля. В данном курсе создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их на примерах. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач.  

Предметные и метапредметные погружения «Ноогеновские задачи»

На формирование универсальных учебных действий влияют предметные и метапредметные погружения «Ноогеновские задачи». Эта форма внеурочной деятельности вводится с 3 класса.  Технология «Нооген» связана с придумыванием «невозможных миров». Ответы на вопросы об устройстве такого мира лежат на пересечении разных наук. Решение «ноогеновской задачи» включает в себя несколько процедур:

1. Организуется работа малых разновозрастных групп. Такая работа направлена на проявление сути проблемы, разных точек зрения на неё, разработку вариантов решения, подготовку доклада от группы.

2.  Происходит обсуждение докладов групп и их критика. Ученики осваивают способы работы эксперта. Выявляют основное содержание выступления, проблематизируют его, выявляют логические нестыковки и упущения и т.п.

3.  Рефлексия групповой работы, направленная на уяснение ситуации каждого участника группы, на поиск вариантов того, как можно было бы избежать выявленных слабых сторон в организации общей интеллектуальной работы.

Тренинг, самоконтроль, самокоррекция

Третий этап формирования УУД осуществляю на уроках  внеурочной деятельности. Во - первых,  провожу уроки  рефлексии по технологии ТДМ, основной целью которых  является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях (самоконтроль, самокоррекция).  

На уроках рефлексии учащиеся осознают, какая последовательность действий необходима для коррекции индивидуальных затруднений, когда они возникают.

 Для того, чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а осмысленным событием, организую  их коррекционные действия на основе рефлексивного метода, оформленного в виде алгоритма исправления ошибок.

Данный алгоритм  строится самими детьми на отдельном уроке общеметодологической направленности по теме  «Как исправлять свои ошибки» (внеурочный курс «Мир деятельности»)  и даёт  им четкий ответ на данный вопрос.  Уроки рефлексии провожу в  системе, поэтому  дети достаточно быстро осваивают и уверенно применяют алгоритм исправления ошибок. При построении алгоритма исправления ошибок можно использую разные формы организации работы: подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д. Наиболее эффективна групповая форма работы. В первом классе алгоритм исправления ошибок может выглядеть, например, следующим образом:

1.Определи, какое правило не знаешь.

 2.Повтори правило.

3.Примени правило, исправь ошибку.

К третьему-четвертому классу алгоритм исправления ошибок уже гораздо более подробный.

Во- вторых, для  закрепления знаний о способах выполнения УУД провожу уроки – тренинги.  На уроках  учащиеся выполняют закрепляемое  УУД самостоятельно и осознанно, проговаривая вслух соответствующий способ действий, при необходимости корректируя его. Например, урок – тренинг «Эврика!» является продолжением работы  над темой «Учимся вырабатывать гипотезы».   Цель его закрепление знаний о правилах выдвижения научных гипотез.

Такая  тренировочная деятельность на уроках может быть как индивидуальной, так и групповой.  Учитель на таких уроках играет роль тьютора, т. е. организует и направляет деятельность учащихся, в любой момент должен быть готов к изменению и корректировке плана в процессе урока.

 

Контроль сформированности УУД

Контроль сформированности УУД (метапредметные результаты) проводится при выполнении проектной задачи, образовательного события,  турнира «Знаю, мыслю,  действую» методом встроенной экспертной оценки, а также при анализе итоговой комплексной работы

Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми.  Проектные задачи проводятся  с 1 класса 2 раза в год.

Для оценки регулятивных и коммуникативных УУД использую  проектную задачу  и турнир «Знаю, мыслю,  действую», как измеритель сформированности метапредметных результатов.

Основной оценочной процедурой при решении проектной задачи  и образовательной сессии учащимися является  встроенная экспертная оценка внешнего наблюдателя (учителя). Оценивание со стороны экспертов происходит через разные аспекты деятельности младших школьников в малой группе в ходе непосредственного решения проектной задачи и работы образовательной сессии.

Профессор – психолог А. Б. Дмитриева отмечает ряд преимуществ данного метода. Во-первых, метод позволяет получить первичную информацию о явлениях, процессах за относительно короткий период времени. Во-вторых, в профессиональном отношении метод экспертных оценок более доступен для усвоения по сравнению с другими методами. В третьих, метод ориентирован на решение, прежде всего, практических задач. В-четвёртых, метод нередко используется в тех условиях, когда имеются серьезные трудности в оценке явления, процесса с помощью других методов, которые могут оказаться недостаточно надежными.  

С помощью метода встроенной экспертной оценки   наблюдатель фиксирует проявления регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий  в  карте параметров индивидуального стиля учебной деятельности (идея Галеевой Н.Л.).

Для оценки сформированности познавательных результатов использую результаты анализа комплексных итоговых работ и турнира «Знаю, мыслю,  действую». Мониторинг сформированности познавательных УУД проводится 1 раз в год (в конце учебного года). Результаты также вносятся в лист наблюдения, с помощью которого определяется уровень познавательных результатов.

        

Основными характеристиками личности, формируемые на протяжении младшего школьного возраста, являются:

- смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному обучению (игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей, на ее базе развиваются важные учебные навыки и компетентности);

- формирование системы учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат);

- выносливость, произвольность и трудоспособность, позволяющие осуществлять учебную деятельность и требующие значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности;

-эмоциональность, впечатлительность, отзывчивость и уравновешенность (младший школьник в достаточной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых их необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя);

- приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений;

- усиление роли самооценки младшего школьника: формирование ее на основе того, как оценивают его «значимые другие», которыми являются, прежде всего, взрослые (особенно учитель).

Полноценным итогом начального обучения являются желание и умение учиться, а также основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения.

Эти характеристики к концу начальной школы и должны проявляться, прежде всего, в работе класса или внеклассной учебной общности.

Уровни сформированности УУД

Уровни сформированности УУД

Характеристика

деятельности учащихся

Количество баллов

Низкий уровень

Выполнение учебного действия по образцу, содержащему необходимый способ действия

От 6 до 1 баллов

Средний уровень

Осуществление способа действия по прямому указанию на его название (назначение)

От 7 до 10 баллов

Высокий уровень

Применение способа действия в контексте учебной задачи (цели)

От 11 до 12 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в образовательном процессе как основная характеристика развивающего пространства школьника.

      Умение учиться закладывается в начальной школе вместе с потребностью и желанием учиться. В УМК СРО Л.В.Занкова  выделена задача развития навыков самообразования,...

Формирование навыков здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности младших школьников.

Формирование навыков здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности младших школьников....

Организация урочной и внеурочной деятельности младших школьников на основе ТРИЗ-педагогики как средство реализации ФГОС второго поколения

Статья посвящена проблемам внедрения современных образовательных техноло­гий в начальное образование. Представлены теоретические и практические аспекты применения педагогической системы ТРИЗ для р...

Развитие творческого потенциала младшего школьника в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности

Российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные ...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности для достижения необходимых образовательных результатов. Для 8 вида.

Цель: сформировать социальный опыт обучающихся на выходе в среднее звено.Задачи: ·        Организация кружковой работы.·        Вз...

Современная практика формирования УУД в урочной и внеурочной деятельности младших школьников

Я хочу поделить с вами своими размышлениями на тему: «Современная практика формирования УУД в урочной и внеурочной деятельности младших школьников».  Давайте  вернёмся на 10-15 лет наз...

Духовно-нравственное воспитание в урочной и внеурочной деятельности младших школьников

Проблема духовно-нравственного воспитания в последнее время стала насущной и требует своего решения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении. Поэтому в школе...