Статья "Работа над техникой речи"
статья (1 класс) по теме

В статье я использовала свою работу над техникой речи в начальной школе. Надеюсь, что  этот материал пригодиться в работе на уроках чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья 17.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                   РАБОТА НАД ТЕХНИКОЙ ЧТЕНИЯ

              Я учитель начальных классов. С каждым набором заметила рост детей, у которых есть нарушение речи, а это значит, что  у  учеников возникнут проблемы на уроках русского языка и чтения.  Много литературы и методик  есть по данной теме, но мне очень понравилась и я стала использовать в своей работе  «Практикум по выразительному чтению» авторов: А.И. Черноморов и А.И. Шустова. Из этой книги я беру  «Занятия по технике речи».

 Как мы знаем, овладение грамотой всегда начинается с азбуки, поэтому эту работу лучше начинать с первого класса.

Азбукой искусства чтения является техника речи, освоение которой предполагает выработку определенных умений и навыков, что позволит исполнителю впоследствии не думать о технической стороне искусства, выполнять более сложные творческие, художественные задачи.

Первое, элементарное требование к исполнителю: речь должна быть четкой, внятной, достаточно громкой и, конечно, правильной с точки зрения общепринятых норм произношения отдельных звуков и слов.

Занятия техникой речи состоят из упражнений по дикции, дыханию, голоса. На каждом уроке я отвожу время  для таких упражнений в начале урока  и во время урока. В программе  УМК «Перспективная начальная школа» много упражнений дается именно отработке этих упражнений.

        Указания к выполнению практических заданий.

При выполнении любых упражнений необходимо освободиться от всякой скованности. Лучше все упражнения выполнять стоя,  можно и сидя, но нужно  следить за спиной, плечами. Они должны быть расправленными. Голова – прямо.

Дикция - отчетливость и правильность произношения отдельных звуков. Ясность и чистота произношения зависит от правильной и активной работы артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика устраняет весьма распространенные недостатки речи, отрицательно влияющие на отчетливость произношения,- вялость губ, малый раствор рта на гласных и т.д.

Не малую важность имеет работа над дыханием.

 Суть постановки дыхания заключается не в умении набирать, возможно большой запас при вдохе, а в умении нормальный, оптимальный запас его расходовать рационально.

Основные качества звучащей речи – сила, высота, темп и окраска (тембр)

Сила голоса – степень громкости его звучания, зависит от активности работы речевого аппарата и органов дыхания.

Высота голоса – его тональные возможности: его средние ноты, наиболее удобные для исполнителя и чаще всего используемые им в речи, и связанные с ними «верха» и «низы», т.е. весь диапазон (размах) голоса от самых нижних нот до самых верхних, без излишних усилий и напряжения.

Система упражнений по дикции включает:

  1. Тренаж артикуляционного аппарата;
  2. Отработка гласных звуков;
  3. Отработка согласных звуков;
  4. Упражнения на сочетание тренируемого звука с гласными;
  5. Упражнения со словами, содержащими тренируемый звук;
  6. Упражнение на чтение коротких текстов, насыщенных тренируемым звуком;
  7. Упражнение с текстами скороговорок и чистоговорок для выработки прочных навыков сохранения четкости произношения при любом темпе речи;
  8. Чтение дикционно трудных текстов по произношения при любом темпе речи.

Последовательность работы по постановке дыхания:

  1. Упражнения на выработку умения управлять выдохом;
  2. Упражнения для тренировки мышц, участвующих в дыхании;
  3. Упражнения на удлинения выдоха.

Последовательность упражнений в работе над голосом:

  1. Устранение явных недостатков направления звука (гнусавости, глубокого горлового или глухого затылочного звучания, открытого плоского звука и т.д.)
  2. Развитие силы и диапазона голоса на чтение шепотом, на чтении со сменой силы.

Я работаю по развитию технике речи не первый год. Такая работа даёт свои результаты.  Во – первых разрабатывается артилякуционный аппарат. К концу первого класса ученики стараются читать четко, громко, понятно. Участвуют в конкурсах чтецов, которые провожу сначала в классе, затем выступаем  в школе, районе. Ребенок,  который работает над своей речью, чувствует себя увереннее на внеклассных мероприятиях, пробуют себя в научно-практических конференциях. А для меня, как для учителя, важно, чтобы ученик был уверенным в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы по технике речи у учащихся 1 класса

Важное место в школе  должна занимать работа учителяпо развитию техники речи учащихся: правильного дыха­ния, четкого произношения и хорошего звучания голоса.Задачи эстетического воспитания ...

Упражнения для развития техники речи.

Упражнения формируют умение правильно пользоваться дыханием, отработки продолжительности дыхания, четкому произношению звуков....

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ-СКАЗКА "Формирование техники речи"

Логопедическая тема: Формирование техники речи.Грамматическая тема: Закрепление понятий: «текст», «предложение», «слово».Лексическая тема: Школьные принадлежности. Коррекционные задачи: -...

Техника речи педагога.

Важна ли техника речи для педагога? Ответ вы найдете в данной работе....

Рабочая программа по Развитию восприятия неречевых звучаний и технике речи

Рабочая программа по внеурочной деятельности для первого дополнительного класса детей с нарушениями слуха...

ТЕХНИКА РЕЧИ

Дыхание и его тренировка Специальный комплекс дыхательной гимнастикиОбразование голосГолосовые упражненияДикцияУпражнения для выработки четкой и ясной дикции, тренировки дыхания и голоса....

Технологическая карта по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и техника речи». Тема: «Голос».

Технологическая карта разработана по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и техника речи» и предназначена для учащихся с нарушениями слуха....