Интегрированная программа по краеведению "Наш край - Югра"
рабочая программа по теме

Краснолуцкая Марина Валерьевна

Программа предназначена для обуающихся 2 классов и включает основные направления урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannaya_programma_po_kraevedeniyu.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           Принято   Управляющим советом МОУ «СОШ№4»

                              «___»_____________2011 г.

                                                                    Председатель  совета ________ Самойлова Н.Ю.

I  Пояснительная   записка

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.

Воспитание любви и уважения к родному краю, способности воспринимать язык природы – благородная и важная задача всех, кто формирует мировоззрение юных жителей Югры. «Заставить любить Родину, природу нельзя, но помочь полюбить – можно»- сказал Н. Сладков. Использование на уроках национально – регионального компонента направлено на решение задачи «формирования уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, России, истории, культуре, природы нашей страны, её современной жизни» [1]

Данная программа ориентирована,  помочь детям лучше узнать свой край: его природу, историю; позволяет обучающимся на практике осуществить свою деятельность по ознакомлению с ремёслами народов Севера; сформировать знания по национальной литературе, культуре, фольклору, этнографии.

Многосторонние знания о крае, где человек родился, живёт и учится, способствуют осознанию человеком себя как личности, как достойного гражданина своего края и страны, способствует расширению исторического кругозора, воспитанию патриотических чувств и гордости за свой край и «направлены на обеспечение духовно – нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности».[2]

Цель: углубить  и расширить знания обучающихся о природе и культуре родного края.

Задачи:

Обучающие:

 -  развитие   познавательного интереса к изучению природы  края;

 - приобретение знаний основ культуры и искусства народов ханты и  манси;

 - повышение интеллектуального уровня обучающихся.

Развивающие:

- развитие личностных качеств: наблюдательности, ответственности,

активности, интереса к изучаемому материалу;

 - привитие навыков познавательной творческой деятельности;

 - развитие творческих способностей обучающихся.

Воспитательные:

 - формирование активной жизненной позиции через изучение  природы родного края;

 - привитие навыков здорового образа жизни.

Особенности программы.

Данная программа предназначена для обучающихся 2 классов и рассчитана на 1 год обучения. Программа включает следующие основные направления урочной деятельности (28 ч): окружающий мир (краеведение) (10ч), литературное чтение (3ч), изобразительное искусство (4ч), художественный труд (4ч), физическая культура (7ч). На изучение регионального компонента, в зависимости от изучаемого материала, может отводиться от 10 – 15 минут учебного времени до целого урока.  Также в программу включены мероприятия внеурочной деятельности (5ч) и внешкольной деятельности (11ч). При реализации программы учащиеся  сотрудничают с краеведческим отделом Центральной городской библиотеки, Центром культуры малочисленных народов Севера, Музейно – культурным центром, Центром детского творчества. Данное сотрудничество выражается через участие детей в мероприятиях краеведческого характера, экскурсиях, участием в календарно – обрядовых праздниках народов ханты и манси, выставках, конкурсах, конференциях.

Формы организации учебно – познавательной деятельности

  1. Комбинированный урок
  2. Интегрированный урок
  3. Урок – путешествие
  4. Урок - презентация
  5. Экскурсия
  6. Мастер – класс
  7. Театрализованное представление
  8. Викторина
  9. Игровой час
  10. Конкурс
  11. Выставка


II  Тематическое  планирование

Урочная  деятельность

Всего 28 часов

Раздел  по предмету

Тема

Теория

Практика

Всего

Окружающий   мир

(А.А. Плешаков)

Где мы живём?

1

Родная  страна.

-

Природа.

2

Явления  природы.

10 мин

10 мин

3

Экскурсия в осенний лес.

-

4

Заглянем в кладовые Земли.

10 мин

20 мин

30 мин

5

Какие бывают растения.

-

15 мин

15 мин

6

Какие бывают животные.

10 мин

-

10 мин

7

Красная книга.

10 мин

5 мин

15 мин

Жизнь города  и  села.

8

Город и село.

10 мин

-

10 мин

9

Родной город.

-

10

Из чего что сделано.

10 мин

-

10 мин

11

Как построить новый дом.

10 мин

-

10 мин

12

Какой бывает транспорт.

10 мин

-

10 мин

Здоровье  и  безопасность.

13

Экскурсия в зимний лес.

-

Общение.

15

Народы Югры.

-

Путешествия.

17

Экскурсия  в весенний лес. Водоёмы.

-

18

Окружной город Ханты – Мансийск.

-

10ч

Литературное  чтение

(Е.И. Матвеева)

1

Слово  в пословице.

20 мин

-

20 мин

2

Описание природы в прозе и поэзии.

20 мин

-

20 мин

3

Зачем люди хвастаются? Сказка и басня. Слово – поучение в этих жанрах.

20 мин

-

20 мин

4

Необычные слова. Особенности изображения героев.

20 мин

-

20 мин

5

«Ночные произведения»

20 мин

-

20 мин

6

Знаешь ли ты сказку?

20 мин

-

20 мин

Изобразительное  искусство

(Ю.Я. Полуянов)

1

Особенности работы акварельными красками. Контрастные цвета.

10 мин

30 мин

2

Отражение результатов непосредственных наблюдений. Беседа: художники – анималисты.

10 мин

30 мин

3

Тёплые и холодные цвета спектра. Беседа о красоте осенней природы.

10 мин

30 мин

4

Понятие об орнаменте. Народно – прикладное искусство.

10 мин

30 мин

Художественный труд

(Ю.Я. Полуянов)

1

Работа с природным материалом.

10 мин

30 мин

2

Игрушки народов ханты.

10 мин

30 мин

3

Работа с разными материалами.

  1. Бисероплетение.
  2. «Собака – друг, помощник, работник» (работа с пластилином)


10 мин

10 мин


30 мин

30 мин



Физическая культура

(динамический час)

1

Национальные игры.

-

2

Самобытные физические упражнения.

-

-

Внеурочная  деятельность

Всего 5 часов

1

Игровой час «Национальные забавы» (совместное с родителями)

-

1

1

2

«Неизвестное об известном» (путешествие по городам ХМАО)

2

-

2

3

Поэтические строчки (конкурс стихов )

1

-

1

4

«Сказки Югры» (конкурс рисунков)

1

1

Внешкольная  деятельность

Всего 11  часов

1

Образовательная программа «В гостях у обских угров»

2

Красная книга Югры.

-

3

Мастер – класс по бисероплетению.

-

4

Мастер – класс по изготовлению традиционных хантыйских кукол.

-

5

Кукольный театр «Вороний день»

-

6

Игровой час для воспитанников детского сада «Берёзка»

-

7

Этнографическая игра «На стойбище»

-

8

«Завещание предков» (выставка детского творчества МНС по легендам и сказкам народов Севера)

-

11ч

III Содержание

Урочная деятельность

  1. Окружающий мир.

Раздел 1. Где мы живём?(1 ч)

Теория- 1 ч

Югра на карте России. Древнее название округа, столица края.  Символика Югры (флаг герб ХМАО). Народы, населяющие Югру.

Раздел 2.Природа.(3ч)

Теория – 1 ч

Явления природы, характерные для округа ХМАО.

Разнообразие животных Югры: звери, птицы, насекомые, рыбы.

Красная книга Югры

Практическая работа – 1ч

Полезные ископаемые Югры

Разнообразие растений Югры: деревья, кустарники, травы.

Экскурсия – 1ч

Осенние изменения в живой и неживой природе. Особенности осени в Югре.

Раздел 3. Жизнь города и села..(2ч)

Теория – 1ч

Крупные города округа. Основные виды ремёсел народов Севера. Жилище народов Севера. Транспорт коренных жителей Югры.

Экскурсия – 1ч

         Основные достопримечательности родного города.

Раздел 4. Здоровье и безопасность (1ч)

Экскурсия – 1 ч.

Зимние изменения в живой и неживой природе. Особенности зимы в Югре.

Раздел 4. Общение. (1ч)

Практика – 1ч

Обязанности детей в семье народов ханты и манси. Игры детей Югры.

Раздел 5. Путешествия (2ч)

Экскурсия – 2ч

Весенние изменения в живой и неживой природе. Водоёмы нашего края.

Достопримечательности столицы Югры.

  1. Литературное чтение.

Теория – 3ч.

Пословицы народов ханты и манси. А. Тарханов «Первый гром», «Хвастунишка». Г. Слинкина «Воробьишка», «Зайчик и медведь», «Как щука себе голову сделала»

  1. Изобразительное искусство.

Теория – 1ч

Практическая работа – 3ч

Иллюстрирование стихотворения А. Тарханова «Мишки в осеннем бору».

В.В. Гаврилов «Олени», «Волки».

А.Д. Гайнанов «Осенний букет», «Золотая осень»

Узоры северных народов.

  1. Художественный труд.

Теория – 1 ч

Практическая работа – 3 ч

Изготовление поделок из природного материала по мотивам сказок народов ханты.

Изготовление традиционных кукол.

Знакомство с бисероплетением.

  1. Физическая культура.

Практическая работа – 7ч

Национальные игры: «Медвежий бой», «Бездомный заяц», «Переправа», «Каюр и собаки», «Бой лосей», «Бой тетеревов», «Ловля оленей», «Белый шаман», «Солнце».

Самобытные физические упражнения: прыжок через нарты, тройной национальный прыжок.

Внеурочная деятельность

  1. Игровой час «Национальные забавы» .

Национальные игры: «Медвежий бой», «Бездомный заяц», «Переправа», «Каюр и собаки», «Бой лосей», «Бой тетеревов», «Ловля оленей», «Белый шаман», «Солнце».

Самобытные физические упражнения: прыжок через нарты, тройной национальный прыжок.

      Практическое занятие – 1ч

  1. «Неизвестное об известном» (путешествие по городам ХМАО).

Крупные города нашего округа: Берёзово, Покачи, Нефтеюганск, Урай, Сургут, Пойковский, Мегион, Пыть – Ях, Когалым (история названия, основное занятие населения).  

Теория – 2 ч

  1. «Поэтические строчки».

Конкурс стихов по произведениям А Тарханова, Ю. Шесталова.Теория – 1ч

  1. «Сказки Югры»

Конкурс рисунков по мотивам сказок народов ханты и манси.

Практическое занятие – 1ч

Внешкольная деятельность

  1. Образовательная программа «В гостях у обских угров». (4ч)

Теория – 2ч

Практическое занятие – 2ч

Жилище и традиционные промыслы, женские занятия, игры и игрушки, духовная культура.

  1. Библиотечное занятие «Красная книга Югры».  (1ч)

Теория – 1ч

  1. Мастер-класс по бисероплетению (1ч)

Практическое занятие – 1ч

  1. Мастер-класс по изготовлению традиционных хантыйских кукол. (1ч)

Практическое занятие – 1ч

  1. Кукольный театр «Вороний день» (1ч)

Теория – 1ч

6. Этнографическая игра «На стойбище» (1ч)

Практическое занятие – 1ч

      7.«Завещание предков» (1ч)

Выставка детского творчества МНС по легендам и сказкам народов Севера.

IV   Основные  направления

 и содержание деятельности

Специфика содержания данного курса предполагает использование разнообразных форм организации урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. В программу включены сезонные экскурсии в лес и  экскурсия по городу. В процессе изучения материала обучающиеся  ведут наблюдения за предметами и явлениями природы не только под руководством взрослых, но и самостоятельно. При подготовке и проведении уроков в форме путешествия  используются информационно – коммуникативные технологии. Уроки изобразительного искусства и трудового обучения рекомендуется проводить

 как мастер-классы или интегрированные уроки с последующей выставкой работ обучающихся.

Программа предусматривает использование различных технологий преподавания. Личностно – ориентированное обучение позволяет актуализировать и обогащать  личностный опыт обучающихся; стимулировать проявление ими инициативы и самостоятельности; создавать для обучающихся ситуации выбора учебных заданий и форм их выполнения.

Применение проблемной технологии обучения позволяет обучающимся провести исследовательскую работу. Организация внешкольной и внеурочной деятельности, а также уроков физической культуры соответствует принципам игровой и здоровьесберегающей технологий через организацию конкурсов, игровых часов, театрализованных представлений.

Кроме фронтальной и групповой организации познавательной деятельности, широко используется  индивидуальная форма работы, использование которой   позволяет обучающимся подготовиться к участию в конференциях, мастер-классах, творческих выставках.

V  Оснащение программы

Тема

Учебное

Научно - методическое

Дидактическое

Материально-техническое

Кадровое

Окружающий   мир

Где мы живём?

Карта РФ, карта ХМАО

1.Интегрированная программа по краеведению для учащихся 1-4 классов «Мы – дети природы», ГУИПП «Полиграфист», г. Ханты  –  Мансийск, 2000г.

1.Орлова Т.К., Демус Л.Г. Рабочая тетрадь по краеведению «Мы – дети природы». Ханты – Мансийск:ГУИПП «Полиграфист», 2003

2.Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера: Учебно – методическое пособие/ Сост. Н.И. Синявский, В.В. Власов, О.А. Фынтыне – Сургут: РИО СурГПИ, 2002.

3.Грасмик А.Ф. Занимательное путешествие по Тюменской области. Г. Ханты – Мансийск, 1993

Слайд – программа «Символы Югры»

Мультимедиа установка.

учитель

Природа.

Образцы полезных ископаемых ХМАО, гербарий, карта полезных ископаемых.

Слайд программы «Животные Югры», «Растения Югры», «Красная книга Югры».

Мультимедиа установка.

учитель

родители

Жизнь города и села.

Карта ХМАО.

Слайд – программа «Быт народов Севера»

Мультимедиа установка.

Экскурсионный автобус.

учитель

родители

экскурсо-вод

Здоровье и безопас-ность.

учитель

родители

Общение.

учитель

Путешест-вия.

Карта ХМАО

Слайд – программа «Достопримечательности Ханты – Мансийска»

Мультимедиа установка.

учитель

родители

экскурсо-вод

Литературное чтение

1.Пословицы народов ханты и манси.

2.А. Тарханов «Первый гром», «Хвастунишка».

3.Г.Слинкина «Воробьишка», «Зайчик и медведь», «Как щука себе голову сделала

учитель

Изобразительное   искусство

Бумага, краски, кисточки, карандаши.

Слайд – программа «Югра в творчестве художников»

Мультимедиа установка.

учитель

Художественный   труд

Пластилин, природный материал, клей.

Ткань, нитки.

Бисер, леска, ножницы.

Образцы работ.

учитель

Физическая   культура

Нарты (санки), 6 брусков, мячи.

.Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера: Учебно – методическое пособие/ Сост. Н.И. Синявский, В.В. Власов, О.А. Фынтыне – Сургут: РИО СурГПИ, 2002.

учитель

Внеурочная деятельность

Игровой час.

Нарты (санки), 6 брусков, мячи.

Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера: Учебно – методическое пособие/ Сост. Н.И. Синявский, В.В. Власов, О.А. Фынтыне – Сургут: РИО СурГПИ, 2002.

учитель

родители

Путешествие по городам ХМАО.

Индивидуальная работа при подготовке занятия,

Презентация «Неизвестное об известном», жетоны – югрики, призы.

Мультимедиа установка.

учитель

родители

«Поэтические строчки»

Стихи А. Тарханова, Ю.Шесталова.

Выставка книг, призы.

учитель

«Краски Югры»

Сказки народов ханты и манси: бумага, краски, карандаши

Выставка книг, призы, организация выставки работ учащихся.

учитель

родители

Внешкольная деятельность

Образова-тельная программа «В гостях у обских угров»

Экспонаты музея.

Пластилин, ткань, нитки, бумага, фломастеры.

Презентации по темам образовательной программы.

Мультимедиа установка.

Сотрудники Центра  культуры малочисленных народов Севера, родители, учитель

«Красная книга Югры»

Иллюстративный материал.

Сотрудники библиотеки, учитель, родители.

Мастер-класс по изготовле-ниютрадицион-ных хантыйских кукол.

Ткань, нитки

Сотрудники Центра  культуры малочисленных народов Севера, родители, учитель

Кукольный театр «Вороний день»

Сотрудники Центра  культуры малочисленных народов Севера, родители, учитель

Игровой час для воспитанников детского сада «Берёзка»

Нарты (санки), 6 брусков, мячи.

Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера: Учебно – методическое пособие/ Сост. Н.И. Синявский, В.В. Власов, О.А. Фынтыне – Сургут: РИО СурГПИ, 2002.

Учитель, сотрудники детского сада.

«На стойбище»

Сотрудники Центра  культуры малочисленных народов Севера, родители, учитель

«Завещание предков»

Сотрудники Центра  культуры малочисленных народов Севера, родители, учитель

VI   Прогнозируемые результаты

Обучающиеся будут знать:

  1. Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, крупнейшие реки, охраняемые растения)
  2. Местоположение своего края, символику округа ХМАО – Югра, названия крупных городов
  3. Писателей и поэтов округа, их творчество
  4. Национальный состав округа, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества, народные промыслы

Обучающиеся  будут уметь:

  1. Показывать3-4 крупных города на карте округа
  2. Вести самостоятельные наблюдения в природе
  3. Узнавать изученные растения и животных
  4. Работать с дополнительной литературой по предложенной теме
  5. Работать с элементами народного творчества
  6. Применять игры народов Севера для организации собственного досуга

Обучающиеся будут применять свои знания

  1. в создании исследовательских и творческих работ
  2. организации собственного досуга

VII   Формы подведения  контроля

  1. Анкетирование
  2. Проведение игрового часа для воспитанников детского сада «Берёзка»
  3. Участие в мастер – классах  центра малочисленных народов Севера
  4. Выступление – презентация по темам: «Кукла – акань», «Сравнительная характеристика традиционных русских и хантыйских кукол»
  5. Участие в городских выставках – конкурсах

Раздел   программы

Форма контроля


1

Окружающий мир

Где мы живем?


Анкетирование.

  1. В каком городе мы живём?
  2. Как называется наш округ?
  3. Назови столицу нашего округа.
  4. Как назывался наш округ раньше?
  5. Запиши названия крупных городов нашего округа.
  6. Какие народы являются коренными жителями нашего округа?
  7. Запиши традиционные занятия жителей Югры.
  8. Как называется жилище коренных народов нашего округа?
  9. Запиши представителей животного мира округа.
  10. Запиши представителей растительного мира округа.
  11.  Существует ли «Красная книга Югры»? Если да, запиши её представителей?
  12. Какие полезные ископаемые добывают на территории нашего округа?
  13. Запиши название крупной реки, протекающей по территории нашего округа.

2

Природа.


3

Жизнь города и села.


4.

Здоровье и безопасность.


5.

Общение.


6

Путешествие.

7

Литературное чтение.

Пословицы народов ханты и манси.

  1.  Назови писателей, поэтов  нашего округа.



8

А. Тарханов «Первый гром», «Хвастунишка».

9

Г. Слинкина «Воробьишка», «Зайчик и медведь», «Как щука себе голову сделала»

10

Изобразительное искусство

Художественный труд

Выставки   работ учащихся.

Выступление – презентация по темам: «Кукла – акань», «Сравнительная характеристика традиционных русских и хантыйских кукол»

11

Физическая культура.

Использование игр для организации собственного досуга.

12

Внеурочная деятельность

Конкурс рисунков.

Конкурс стихов.

Участие обучающихся в подготовке и проведении мероприятия «Неизвестное об известном»

13

Внешкольная деятельность.

Отслеживание  по следующим пунктам:

  1. Количество детей, участвующих в мероприятии
  2. Результативность участия.

VIII Список литературы

Список литературы для обучающихся.

  1. Вагатова М., Тарханов А. Ханты – мансийские сказки. «Средне – Уральское книжное издательство»,Свердловск,  1977.
  2. Гаврилова О.Н. Край родной. Азбука краеведения.  «СВ – 96» Екатеринбург, 2001.
  3. Огонь – камень. Сказки народов Тюменского Севера. «Средне – Уральское книжное издательство», Свердловск, 1981.
  4. Тарханов А. С.«Чудеса».  «Средне – Уральское книжное издательство», Свердловск, 1981.
  5. «Финно – угорский мир в куклах и игрушках А.М. Тахтуевой», фотоальбом . Изд – во «Полиграфист», Ханты – Мансийск, 2006 г.

Список литературы для педагога.

1. Вагатова М., Тарханов А. Ханты – мансийские сказки. «Средне – Уральское книжное издательство», Свердловск, 1977.

2. Гаврилова О.Н. Край родной. Азбука краеведения. «СВ – 96», Екатеринбург, 2001.

3. Грасмик А.Ф. Занимательное путешествие по Тюменской области.  Ханты – Мансийск, 1993

4. Детские подвижные игры народов СССР. Сост. А.В. Кенеман. «Просвещение», Москва, 1989.

5.  Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера: Учебно – методическое пособие/ Сост. Н.И. Синявский, В.В. Власов, О.А. Фынтыне.  РИО СурГПИ, Сургут  2002.

6. Огонь – камень. Сказки народов Тюменского Севера. «Средне – Уральское книжное издательство», Свердловск, 1981.

7. Орлова Т.К., Демус Л.Г. Рабочая тетрадь по краеведению «Мы – дети природы». ГУИПП «Полиграфист», Ханты – Мансийск, 2003

8. Северное многоборье: Учебно – методическое пособие. Сост. Н.И. Синявский, В.В. Власов, О.А. Фынтыне.  РИО СурГПИ, Сургут, 2002.

9. Тарханов А. С.«Чудеса». «Средне – Уральское книжное издательство», Свердловск, 1981.

10. Финно – угорский мир в куклах и игрушках А.М. Тахтуевой», фотоальбом . Изд – во «Полиграфист», Ханты – Мансийск, 2006 г.

11. «Югра в творчестве художников». 1993.

Интернет – ресурсы.

1. ru.wikipedia.org/ - Сохраненная копия –

2. www.admhmao.ru/common/.../index.ht

3. portal.surguta.ru/ -

4. pokachi.net/ -

5. .Тарханов Андрей Семенович | eduhmao
eduhmao.ru/info/3/4398/80859/

6.Урай.ру www.urai.ru

7.Фотографии Березово. -www.pashuk.ru

8.Юван Шесталов - Антология прозы и поэзии фино-угорских народов

Юван 

Муниципальное  общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа №4»

г. Нягань    2011 г

«Наш  край – Югра»

Интегрированная программа по краеведению для учащихся 2 классов         Срок реализации – 1 год

Краснолуцкая Марина Валерьевна                                                высшая квалификационная категория


[1] «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования». Москва «Просвещение» 2010. Стр.19

[2] «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования». Москва «Просвещение» 2010. Стр.21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"  включает в себя предметн...

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)

Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре 1 класс...

Интегрированный урок математики и краеведения "Экскурсия по городам Югры.Сургут".

Урок математики проводится в форме заочного путешествия в г.Сургут. Выполняя задания на каждом этапе  учащиеся знакомятся с историческими  сведениями, достопримечательностями  г. Сургут...

Интегрированный урок математики и краеведения "Экскурсия по городам Югры.Сургут".

Урок математики проводится в форме заочного путешествия в г.Сургут. Выполняя задания на каждом этапе  учащиеся знакомятся с историческими  сведениями, достопримечательностями  г. Сургут...