Урок по учебному курсу "Основы светской этике" 5 класс Тема: "Стыд, вина и извинение"
план-конспект урока по теме

Урок разработан для обучающихся в 5 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_styd_vina_i_izvinenie.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс Урок № 21 Модуль «Основы светской этики»

Тема: «Стыд, вина и извинение»

Цель:        Создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развить нравственные ценности учащихся.

Задачи:

1. Сформировать важнейшие нравственные ценности: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.

2. Развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.

 3.  Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Оборудование: репродукция картины А. Ф. Решетникова «Опять двойка», толковый словарь С. И. Ожегова, мультимедийная презентация на тему «Стыд, вина и извинение», учебник «Основы светской этики. 4-5 класс», карточки с заданиями.

Основные термины и понятия:        Стыд, вина, извинение, раскаяние, прощение.

Виды деятельности:       Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге, групповая работа.

Ожидаемые результаты:

  1. Знакомство со значением понятий: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.
  2. Умение просить прощение, прощать других и отличать стыд от «ложного стыда».
  3. Уважительное отношение к окружающим.

План урока:

  1. Психологический настрой.
  2. Введение в тему.
  3. Работа по тексту.
  4.  Получение новой информации
  1. Работа над репродукцией картины «Опять двойка».
  2.  Работа с понятиями: стыд, вина, раскаяние,  извинение, прощение.
  3.  Вывод: работа по схеме.  
  1. Физминутка.
  2.  Закрепление новой информации.
  3. Практикум-игра «Корзина ситуаций».
  4. Работа с пословицами.
  5.  Рефлексия.
  6.  Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Психологический настрой.

Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро! – солнцу и птицам.

- Доброе утро! – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым...

Доброе утро длится до вечера. (В.Кривошеев)

Создадим хорошее настроение и улыбнёмся друг другу.

  1. Введение в тему.

- Посмотрите небольшой видеосюжет (видеоролик социальной рекламы). Приложение 1

- Какое чувство испытывает сын к отцу? (чувство стыда)

-  Что стало причиной этого чувства? (Ответы детей)

- Какая тема сегодняшнего урока? (На уроке мы будем говорить о таких нравственных понятиях как стыд, вина, извинение, раскроем смысл этих слов.) Приложение 2.  Слайд 1

-Что может вызвать у человека чувство стыда? (Ссора, обман, невыполненное обещание и т. д.)

- Что бы вы хотели узнать по данной теме?

   3. Работа по тексту. Слайд 2

Чтение рассказа "Стыдно перед соловушкой" В.А. Сухомлинский

«Оля и Лида пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки закончили обед, недалеко от них запел соловей. Оля и Лида, очарованные прекрасной песней, сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.

Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

— Зачем ты берёшь с собой мусор? — сказала Оля. 

— Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит…»

- Как вы думаете, как поступила Лида?

 - Как бы поступили вы?

 - А теперь давайте узнаем, чем закончился рассказ:

«— Зачем ты берёшь с собой мусор? — сказала Оля. 

— Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

— Стыдно… стыдно перед соловушкой, — тихо ответила Лида»

 - Ребята, почему Лиде было стыдно перед соловушкой? (варианты ответов)

 - Нужно охранять природу, чтобы наслаждаться ее красотой.

4. Получение новой информации Слайд 3

  1)  Работа над репродукцией картины «Опять двойка».

- Ребята, внимательно рассмотрите картину. Давайте попробуем определить по репродукции картины А.Ф.Решетникова чувства каждого героя.

-Что выражает взгляд матери? (Грусть).

- Что выражает взгляд сестры? (Осуждающим взглядом смотрит сестра)

   - Что можете сказать о младшем брате? (На трехколесном велосипеде едет младший брат, смотрит на старшего   ехидным взглядом)

- Кто является главным героем? (Мальчик)

-  Какие чувства испытывает мальчик? (Стыд, вину, огорчение, обиду).  

- Как вы думаете, почему?   (Он получил двойку, а из портфеля торчат коньки — причина двойки). 

- Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика? (Когда хотят выразить чувство стыда, художники берут тёмные краски).

- Как вы думаете, что мальчик должен сделать? (извиниться)

Испытывали ли вы похожие чувства,  при каких ситуациях? (Ответы детей).

2) Работа с понятиями: стыд, вина, раскаяние,  извинение, прощение.

Продолжите фразу «Стыд - это …» (метод свитка, каждый ученик за первой партой получает свиток, пишет свое определение и передает по цепочке другому). Один участник группы зачитывает свои определения

Посмотрите, как авторы учебника объясняют, что такое стыд с.44?  Слайд 4

- А что такое «ложный стыд»? (Работа по учебнику с.44 абзац 4)

- Какое чувство человек испытывает, когда ему стало стыдно за свой поступок? (Чувство вины). Вина – что это? (Работа по учебнику с.45) Слайд 5

-Что надо делать, чтобы избавиться от чувства вины? (Извиниться перед тем, кого обидел)

   3) Вывод: работа по схеме.  (Дети записывают в тетрадь) Слайд 6

- Стыд- ответственность перед людьми. Слайд 7

- Вина- ответственность перед собой.

- После признания   чувства стыда, наступает раскаяние. Раскаяться – это значит, не повторять больше ошибок.

- Чтобы избавиться от чувства вины, необходимо извиниться.

- Когда человек извиняется, наступает прощение.

5. Физминутка

Игра «Говорящие руки. Я называют различные чувства, а вы, молча, только с помощью кистей рук попытайтесь их выразить: радость, удивление,  уверенность, сожаление, вина, стыд, прощение, дружелюбие.

6. Закрепление новой информации.

- Существует 5 шагов к правильному извинению. Поработайте в группе и найдите один шаг к извинению. (Учитель заслушивает высказывание групп и делает вывод) Слайд 8

Учитель обращает внимание на слайд с советами, как следует извиняться.

  • Не надо долго и нудно объяснять причины вашего поведения, которые привели к обиде или оскорблению.
  • Не ждите мгновенного ответа на ваше извинение, просто принесите свои извинения и удалитесь.
  • говорите НЕ «извиняюсь», а «ИЗВИНИТЕ».
  • Будьте искренними.
  • Тем, что вы попросили извинения, вы уже частично искупили свою вину.

7. Практикум-игра «Корзина ситуаций». Слайд 9

Группы получают из «корзины» ситуации и разбирают их. 

1 ситуация. Свете в автобусе  подружка случайно наступила на ногу  и пошла дальше. Света обозвала подругу.

2 ситуация. В классе происходит ЧП: Глеб сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Учитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается.

3 ситуация. Марина опоздала на урок.

4 ситуация. Виктор забыл поздравить дедушку с днем рождения и вспомнил об этом только на следующее утро.

8. Работа с пословицами. 

- Закончи пословицы. Какую пословицу вы выберете эпиграфом к сегодняшнему уроку? Объясните почему: Слайд 10

-Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.

-Стыд и честь — как платье: чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относишься.

-Стыд перед людьми — хорошее чувство, но лучше всего стыд перед  самим  собой.

-Когда человек краснеет, начинается его более благородное я.

 -Нет стыда признаться человеку в своей ошибке.

- Вспомните сюжет видеоролика, который мы смотрели в начале урока. Каким образом сын попросил прощение у отца?

9. Рефлексия. Слайд 11

     Закончите фразу: «Сегодняшнее занятие научило меня …».

- Возьмемся за руки, друзья. Передадим частичку своего тепла друг другу. Попросим мысленно прощения, если вдруг обидели кого-то вольно или невольно.

Благословенны будьте, травы

И воды в зелени дубрав!

Виновных нет: все люди правы,

Но больше всех — простивший  прав!

Учитель первый берет за руку ученика. Тот другого и так далее по цепочке.

10. Домашнее задание на выбор: Слайд 12

1. Написать мини-эссе на тему

       «От стыда не спрячешься».

2. Подобрать  высказывание, пословицы и поговорки по теме

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по предмету «Основы светской этики» Класс 4 Тема : Жизнь священна

Познакомить уч-ся с понятиями: жизнь человека, единые общечеловеческие ценности;-учить формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с раз...

«Согласие да лад – для общего дела клад». Конспект урока по учебному курсу «Истоки» (3 класс).

«Согласие да лад – для общего дела клад».Конспект урока по учебному курсу «Истоки» (3 класс)....

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация+учебный материал) для 3 класса. Тема: "Трёхзначные числа".

Предмет: Математика.Класс: 3Тема урока: Трёхзначные числа.Цели урока: создать условия для повторения изученного ранее материала и формирования новых знаний.Планируемые результаты:·...

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация+учебный материал) для 3 класса. Тема: "Изменение глаголов по временам".

Предмет: Русский язык.Класс: 3Тема урока: Изменение глаголов по временам.Цели урока: познакомить учащихся с изменением глаголов по временам, закрепить знания глагола.Планируемые результаты:·...

Конспект учебного занятия по теме "Стыд, вина и извинение", модуль "Основы светской этики",4 класс

 Детям младшего школьного возраста, особенно 10-11 лет, очень трудно бывает признать свою вину и сформулировать извинение. Чувство стыда так и остается в виде скрытого внутреннего конфликт...