рабочая программа к курсу "Ручное творчество"
рабочая программа (2 класс) по теме

В рабочей программе представлена пояснительная записка, тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kh.tv-vo.docx53.65 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования  городского округа «Охинский»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 г. Охи

РЕКОМЕНДОВАНА

кафедрой  учителей

начальной школы

Протокол №    

от «    »  сентября 2013 г.                                                                                    

УТВЕРЖДАЮ

___________________Т.В.Гордеева

директор  МБОУ  СОШ  № 5  г.  Охи

Приказ №    

от «___»____________20__ г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 ПО  ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ

(наименование учебного предмета/курса)

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

(уровень, ступень образования)

ОДИН  ГОД

(срок реализации программы)

Составлена на основе авторской программы для общеобразовательных  учреждений:           художественное творчество, автор Т.Н.Проснякова

Абрамовой Татьяной Анатольевной

 (ФИО полностью)

Оха

2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Художественное творчество: станем волшебниками» разработана для внеурочных занятий с учащимися 1 - 4 классов.

Целью данного курса является гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.

Задачи курса:

1. развить творческий потенциал детей средствами художественного труда;

2. формировать прикладные умения и навыки;

3. воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.

Методологической основой курса является системнодеятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуальнотворческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Основное внимание при изучении курса уделяется духовнонравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

  •  патриотизма   через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
  •  трудолюбия   привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;
  •  творческого отношения к учению, труду, жизни;
  •  формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
  •  бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);
  •  ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с вышеназванными, курс «Художественное творчество: станем волшебниками» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  •  интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развития универсальных учебных действий;
  •  формирование информационной грамотности современного школьника;
  •  развитие метапредметных умений.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Данная  программа адресована учащимся 2 класса МБОУ СОШ №5, рассчитана на один год. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по художественному творчеству Т.Н.Просняковой с учетом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

  Выбор авторской программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что данная программа создана в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по окружающему миру». В ней представлено развёрнутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю из расчета 34 рабочих недели).

Срок реализации программы: один год.

Изменений, внесённых в авторскую программу Т.Н.Просняковой  нет.

ФОРМЫ, МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Формы организации образовательного процесса:

      Уроки в классе

Индивидуально-обособленная

Фронтальная

Коллективная

Работа в парах

Групповая

      Методы:

Проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские)

Организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководством).

Стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания).

Контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос,  устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль).

Самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).

Технологии обучения:

Личностно ориентированного образования

Игровые

Информационные

Деятельностного метода

 

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА

Программа реализуется в адресованном учащимся 2 классов комплекте: «Художественное творчество –стаем волшебниками», автор Т.Н.Проснякова.

Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся. Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), литературное чтение и русский язык (внимательное отношение к слову, точность формулировок, понимание значения и назначения инструкций, алгоритмов и т.п.). Программа содержит развивающие задания поискового и творческого характера, стимулируя развитие исследовательских навыков и обеспечивая индивидуализацию. Кроме того, ученик всегда имеет возможность выбрать задание, учитывая степень его сложности, заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Формирование информационной грамотности происходит на основе использования информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации  в книгах, словарях, справочниках.  Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).

Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность.  Произведения, созданные в этот момент детьми, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Поддержанию интереса способствует то, что учебные пособия содержат разного рода информацию, расширяющую представления об изображаемых объектах, позволяющую анализировать и определять целевое назначение поделки.

Существенную помощь в достижении поставленных задач оказывает методически грамотно построенная работа с учебными пособиями. На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приемы и методы, учиться применять их на других материалах.

Следует помнить, что задача каждого занятия  освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.

Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Аппликация и моделирование

24

1.1

Обрывная аппликация

4

1.2

Работа с гофрированной бумагой

5

1.3

Моделирование из полос

6

1.4

Моделирование из бумаги. Оригами

6

1.5

Аппликация из ткани

1

1.6

Мозаика из ватных комочков

2

2

Работа с пластичными материалами

8

2.1

Торцевание на пластилине

4

2.2

Работа с соленым тестом

4

3

Заключительные уроки

2

3.1

Соединение различных техник в одной работе

2

Итого

34 ч.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА (34 ч.)

1. АППЛИКАЦИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЕ

   1.1 – 1.24

Работа с различными видами бумаги. Работа с различными материалами: бумага, ткань, вата. Знакомство с техникой обрывная аппликация. Моделирование из полос и бумаги. Мозаика из ватных комочков.

2. РАБОТА С ПЛАСТИЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

   2.1 – 2.8

Знакомство с новой техникой торцевание. Работа с пластилином и соленым тестом.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ

    3.1 – 3.2

Соединение различных техник в одной работе.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно творческой деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
  • устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
  • адекватное понимание причин успешности/не успешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебнотворческую задачу;
  • учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественнотворческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
    высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинноследственные связи;
  • строить рассуждения об объекте;
  • обобщать (выделять класс объектов по какому либо признаку);
  • подводить под понятие;
  • устанавливать аналогии;
  • проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использовать методы и приемы художественнотворческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
  • контролировать действия партнера;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:

  • развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
  • расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
  • познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими,
  • умение оказывать помощь другим, принимать различные роли,
  • оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • сформировать систему универсальных учебных действий;
  • сформировать навыки работы с информацией.

УЧЕБНОЕ  И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 Для учащихся:

  1. Рабочая тетрадь к учебнику Т.Н.Проснякова для 2 класса   Изд. М. «Учебная литература», 2012

Для учителя:

1.  Рабочая тетрадь к учебнику Т.Н.Проснякова для 2 класса   Изд. М. «Учебная литература», 2012

2. Интернетсайт Страна Мастеров: http://stranamasterov.ru

 КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

Условные обозначения: МП –мультимедийная презентация

                                            ЭОР-электронные образовательные ресурсы

                                            ФХ-фонохрестоматия

                                            ИД-интерактивная доска

№ п/п

Содержание

(раздел, тема урока)

Кол-во часов

Сроки проведения

Наглядно-техническое оснащение урока

Примечание

план

факт

1

Работа с бумагой. Обрывная аппликация. «Кошка»

1

03.09

05.09

2

Работа с бумагой. Обрывная аппликация. «Пейзаж»

1

10.09

12.09

3

4

Мозаика из обрывных кусочков бумаги

2

17.09

24.09

19.09

26.09

5

6

Работа с пластилином и бумагой. Многослойное торцевание. «Садовые цветы»

2

01.10

08.10

03.10

10.10

7

8

Работа с пластилином. Торцевание. «Времена гола»

2

15.10

22.10

17.10

24.10

9

Работа с бумагой. Скручивание в жгутики. Аппликация из гофрированной бумаги «Букет»

1

29.10

Каникулы с 01.11 по 08.11

31.10

10

Работа с бумагой. Скручивание в жгутики. Аппликация из гофрированной бумаги «Дерево настроения»

1

12.11

14.11

11

Мозаика из гофрированной бумаги. «Подсолнух»

1

19.11

21.11

12

Мозаика из гофрированной бумаги. «Страус»

1

26.11

28.11

13

Работа с бумагой. Складывание гармошкой. Объемные  игрушки

1

03.12

05.12

14

Работа с бумагой. Гофрированный конструктор. «Ветер»

1

10.12

12.12

15

Работа с пластилином. Разрезание слоеного пластилина «Бабочка»

1

17.12

19.12

16

Работа с пластилином. Разрезание слоеного пластилина. «Цветы»

1

24.12

Каникулы с 29.12 по 12.01

26.12

17

Работа с бумагой и тканью. Аппликация из ткани

1

14.01

16.01

18

Работа с бумагой. Моделирование из полос. «Салон парикмахерская»

1

21.01

23.01

19

Работа с бумагой. Моделирование из полос. «Сказочные герои»

1

28.01

30.01

20

Плетение из бумаги. Базовая форма

1

04.02

06.02

21

Плетение из бумаги. «Цветы в вазе»

1

11.02

13.02

22

Плетение из бумаги. «Динозавр»

1

18.02

20.02

23

Работа с бумагой. Мозаика из объемных деталей. Оригами. «Цветок»

1

25.02

27.02

24

Работа с бумагой. Мозаика из объемных деталей. Оригами. «Весёлый хоровод»

1

04.03

06.03

25

Работа с бумагой. Мозаика из объемных деталей. Оригами. «Птичий двор»

1

11.03

13.03

26

Работа с бумагой. Мозаика из объемных деталей. Оригами. «Лебедь»

1

18.03

Каникулы с 23.03 по 30.03

20.03

27

Работа с бумагой. Мозаика из объемных деталей. Оригами из кругов «Цветок»

1

01.04

03.04

28

29

Мозаика из ватных комочков

2

08.04

15.04

10.04

17.04

30

31

32

Работа с соленым тестом. Лепка из соленого теста

3

15.04

22.04

29.04

01.05 выходной

17.04

24.04

08.05

33

34

Соединение различных техник в одной работе. «Парусная регата»

2

06.05

13.05

15.05

22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа кружка "Радуга творчества" 1 класс ФГОС

рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, сприсок литературы...

Рабочая программа кружка "Театр-творчество-дети"

Программа расчитана для детей 1-4 классов....

Рабочая программа театральной студии "Творчество"

Данная программа разработана на основе авторской программы курса "Творчество" Ю.В. Колчеева, Н.М. Колчеевой, относится к системе дополнительного образования младших  школьников и реализует...

Рабочая программа декоративно-прикладного творчества по тестопластике.

Рабочая программа декоративно-прикладного творчества по тестопластике....

Рабочая программа кружка "Речевое творчество" 4 класс

Данная программа рассчитана на 1 год обучения (34 учебных часа). Занятия проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий 40 минут. Программа построена с учетом возрастных особенностей млад...

Авторская рабочая программа по декоративному творчеству для кружка

Рабочая программа разработана для детей младшего школьного возраста. Декоративно- прикладное творчество....

Рабочая программа кружка "Художественное творчество: станем волшебниками" 1 класс

Рабочая программа кружка "Художественное творчество: станем волшебниками" 1 класс...