Группова работа
статья по теме

Группова работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovaya_rabota.docx16.25 КБ
Файл gruppovaya_rabota.docx16.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Групповая работа

    Основная цель  групповой работы - развитие мышления учащихся.  В то же время эффективность групповой работы проявило себя и в скорости решения задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы.

    Одним из важнейших компонентов в понимании групповой работы является представление об игре. Групповая работа – это, прежде всего игра, игра в обучение, игра в организацию, игра в мышление. Кто не играет – тот остаётся за бортом группы, даже если и сидит вместе со всеми в кружке. Как и в любой игре, здесь есть свои правила. Любой, кто думает, что групповая работа на учебном занятии – всего лишь особая форма развлечения и соблюдать правила не так уж важно, например, что можно не самоопределяться, не уточнять цель не стараться понять точку зрения других, не аргументировать свою точку зрения, не рефлексировать и т.д. – проигрывает. (Этот проигрыш оформляет преподаватель, оценивая работу групп и отдельных её участников. Даже если группа «нашла» правильное решение, но не было соответствующей организации работы – группы зарабатывают «минусовые» очки.)

    Азарт этой игре придаёт сложность и неординарность задания. Любое  высказанное предложение, не будучи принятым группой, не расценивается никем как провал или проявление невежества, это просто «не очень удачный игровой ход». Отрефлексировав его, можно сделать другой более удачный. Здесь идёт состязание с самим собой, где учащийся должен обрести способность рефлексировать и делать новые и новые попытки, способность быть организованным и подчиняться групповой организации, способность понимать других, способность защитить свою точку зрения, способность быть критичным, способность организовать работу других.

    Перед началом  образования групп педагог должен подчинить процесс группообразования как минимум двум установкам. Первое: у  учащихся должна быть ориентация на мыслительную работу и только на неё, всё, что мешает ей, должно быть исключено. С одной стороны, это ориентация задаётся интригой мыслительной задачи или интересной проблемой, а с другой – правильной комбинацией учащихся в разных группах. Второе: при любых вариантах образования группы позиция организатора должна быть внешней по отношению к группе. Это означает, во-первых, что способ работы, выбранный группой не должен связывать организатора, он не обязан ему следовать, а должен рефлексировать его и оценивать с точки зрения эффективности достижения определённого результата. И, во-первых, организатор отвечает за работу группы в целом, он как  бы должностное лицо которому группа обязана «подчиниться», но не в смысле «подчиниться» - значит принять предлагаемый способ решения, а принять обязательные нормы групповой работы, то есть говорить не одновременно, а по очереди, отвечать на один поставленный вопрос, а не на несколько сразу.

    Цели групповой работы должны быть открыто, объявлены преподавателем и объяснены самым тщательным образом. От этого зависит самоопределение учащихся, и в первую очередь серьёзность их намерения «играть» в групповую работу. Решение проблемных ситуаций, проектирование различных мероприятий, решение неординарных задач – этих и другие подобные цели, где   актуальность групповой формы работы создаётся актуальностью ожидаемого результат, обычно не требует специальных усилий для организации групп. Однако, когда перед группой стоят чисто учебные цели – освоить способ коллективного взаимодействия – необходимо подробно разъяснить, где и для чего эти способы используются, то есть создать учебную мотивацию. Без этих действий группа может пассивно относиться к поставленным задачам.

    То, каким образом протекает процесс образования группы, сильно влияет на запуск процессов будущей мыслительной работы. Здесь необходимо учитывать ряд важных факторов. Как правило, требуется сменить режим работы. Для этого надо произвести максимум возможных изменений состояния учащихся, что обычно достигается с помощью:

  1. Жёсткой регламентации времени на группирование.
  2. Смены партнёров по обслуживанию.
  3. Смены места расположения учащегося в классе.
  4. Изменения конфигурации рабочих мест (сдвигание парт, перестановка стульев).
  5. Подчинение формы организации рабочего пространства исключительно донной цели – удобству обслуживания.
  6. Нормирования будущей работы.
  7. Особой четкости и внятности операциональных команд, отдаваемых преподавателем.
  8. Разделения преподавателем момента внеорганизационного объяснения учебных задач и момента начала выполнения учащимся точных процедур по образованию групп и по запуску работы в них.

    Когда истекло отведённое для работы время или работа завершена, преподаватель организует обсуждение результата работы групп. Здесь надо иметь ввиду, что вначале надо обсуждать не то, как работала группа, это может подорвать идеологию групповой работы, а какой результат группой достигнут. Группа собирается только ради достижения результата, а не ради, например, правильной коммуникации. Правильная  организация коммуникации – только средство  для достижения результат и никогда не может быть самоцелью. Хотя понятно, что на отдельных этапах обучения акцент делается именно на правильную коммуникацию – но после обсуждения результат.

    Если группа искала способ и нашла его, и это считает результатом – обсуждается способ. Если группа зафиксировала проблему и не смогла дальше продвинуться в работе – результатом будет поставленная проблема.

    Идеология групповой работы требует, чтобы результат, о котором сообщает группа, был получен не интуитивно, а был продуктом определённой мыслительной работы. Обсуждение должно показать, действительно ли участники группы размышляли. Поэтому акцент следует делать на обсуждение способов,  а не на конечном выводе, не на ответе на задачу, даже если он правильный. То есть после то, как группа сделала сообщение, надо спросить: «А каким способом получен такой результат?» Если этот вопрос для учащихся может оказаться трудным, можно спросить: «Почему вы так думаете?» Могут быть и другие вопросы, но рамка способа должно оставаться главной.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая работа как форма взаимодействия и сотрудничества. Обсуждение с детьми их групповой работы.

Детей надо планомерно учить строить свои высказывания. Программы ФГОС второго поколения содержат требования о достижениях младшими школьниками метапредметных результатов. Среди которых есть и такие: о...

Групповая работа на уроке русского языка. Тема: Работа над ошибками.

Цель: провести анализ контрольных работ (тестов), учить находить ошибки в своих работах, провести работу над ошибками, формировать УУД. Подготовительная работа:На предыдущем уроке дети напи...

"Обмен опытом работы по организации групповой работы на уроках в условиях внедрения ФГОС"

Выступление на городском методическом объединение и презентация по теме:"Обмен опытом работы по организации групповой работы на уроках в условиях внедрения ФГОС"....

открытый урок по русскому языку в 3 классе .Тема "Склонение имен существительных".На уроке показана групповая работа и работа в парах.

открытый урок по русскому языку в 3 классе по программе перспективная начальная школа Тема "Склонение имен существительных" 1 урок.На уроке показана работа в группе и паре. Урок связан с 70 летием Поб...

Групповая работа как средство реализации системно -деятельностного подхода ( из опыта работы)

Групповая работа как средство системно-деятельностного подхода( из опыта работы)...

Групповая работа как средство реализации системно -деятельностного подхода ( из опыта работы)

Групповая работа как средство реализации системно-деятельностного подхода  (из опыта работы)...