Серия "Успешный школьник" для учащихся начальных классов (игры-упражнения по русскому языку, математике, литературному чтению).
проект по теме

Савельева Вера Викторовна

Серия включает в себя 11 игр-упражнений: 5 по русскому языку и 6 по математике. Серия «Успешный школьник» разработана в помощь родителям, детям и учителям. Данное пособие может быть использовано не только для индивидуальной работы в школе и дома, но и для групповой при проведении уроков в общеобразовательных школах, в классах коррекции (по новому образовательному стандарту второго поколения).   Это  готовые двусторонние карточки (по разным темам школьной программы): с одной стороны задание, а с другой - ответ и дидактический материал для осмысления ошибки, её исправления и отработки.

Экспериментальная деятельность по апробации данных пособий проводилась на протяжении 10 лет. Результаты исследования показали, что использование данных пособий позволяет справиться со школьными трудностями в кратчайшие сроки в увлекательной форме, качество знаний учащихся повышается на 5-15%. На слайдах представлены результаты апробации игр-упражнений за 4 года.

Условие: ребёнок играет ежедневно в течение 10 минут.

Карточки с заданием,  с которым ребёнок справился без ошибок, откладываются в сторону (в одну стопку). Ученик продолжает работать с оставшимися карточками.

Достоинство пособий состоит в том, что они дают возможность для плодотворной самостоятельной работы ребёнка и самопроверки знаний. Игры-упражнения способствуют развитию интереса к русскому языку и математике. Дети в кратчайшие сроки усвоят  те темы, которые обычно  вызывают затруднения при усвоении. Качество знаний у учащихся, работающих по данным пособиям, значительно повысится.

Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении  программы  по математике. Одной из основных задач обучения математике является формирование сознательных, прочных, доведённых до автоматизма, навыков вычислений. 

В серию по математике включены темы: «Величины», «Состав чисел в пределах 10», «Сложение  чисел с переходом через десяток в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Табличные случаи умножения», «Табличные случаи деления». 

Игры-упражнения по русскому языку  серии «Успешный школьник»: «Словарные слова, 4 класс», «Характеристика звуков», «Слова-синонимы», «Слова-антонимы», «Падежи».

Апробация игр-упражнений проводилась в течение 10 лет. Результаты проведенных исследований  показали, что пособия позволяют справиться со многими  трудностями  по русскому языку в кратчайшие сроки. Качество знаний у учащихся повышается на  5-12%. На последующих 5 слайдах представлены положительные результаты апробации игр-упражнений.

Ко всем дидактическим пособиям серии «Успешный школьник» прилагаются аннотации,  пояснительные записки, результаты апробации, рецензии кандидата филологических наук Светланы Валерьевны Шармар и кандидата педагогических наук Людмилы Романовны Маркиной.

Мне хотелось бы представить Вам  ещё одно пособие  «33 ступени к успеху». В нём собраны игры-упражнения для развития техники чтения в начальной школе.

Возраст детей, которым адресовано пособие, 6-10 лет. При этом хочется отметить, что если начать учить ребёнка читать до поступления в школу, то  данное пособие можно использовать уже с возраста 4 лет, но уже тогда не в полном объёме.

Замысел этого дидактического пособия возник в ответ на насущную потребность в оказании действенной помощи учителям и родителям в работе с учащимися,  испытывающими трудности при обучении чтению.

 На протяжении всей своей педагогической деятельности я тщательно изучала и использовала в работе с детьми эффективные методики обучения чтению: развитие оперативной памяти по методике Федоренко, методика Зайцева, таблицы Шульте и др.

Я обобщила опыт учителей и методистов по данному вопросу, при создании пособия учла причины низкой техники чтения и индивидуальные особенности учащихся, разработала систему упражнений, которые прошли апробацию в течение 15 лет и дали хорошие результаты. В апробации принимали участие только те дети, которые испытывали трудности при обучении чтению. Результаты исследования показали, что качество чтения у детей, работающих по пособию, значительно повышается уже в течение  первых 20 дней: ребёнок делает меньше ошибок, скорость чтения   увеличивается от 15 до 30 слов. Повышается интерес к чтению.

 

Читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу у педагогов и родителей. Нарушения при чтении у учащихся начальной школы оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения.

Коррекция нарушений требует целенаправленной и кропотливой работы педагогов, родителей и логопедов.

Чтобы этот процесс был интересным, познавательным и нескучным для обучающихся, необходимо разнообразить работу различными играми-упражнениями, которые помогут превратить сложный процесс чтения в интересную игру.

Процесс чтения включает в себя сложнейшие психофизиологические механизмы организации внимания, произвольной регуляции и контроля деятельности, артикуляции, слухового, звуко-буквенного и фонемного анализа, зрительно-пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти и др.

Существует множество причин, объясняющих трудности при обучении чтению:

  • несформированность процесса синтеза звуковых элементов
  • неустойчивость произвольного внимания
  •  несформированность процессов зрительного анализа
  • индивидуальные особенности темперамента
  • инертность нервных процессов
  •  недостатки в артикуляции
  •  недостаточность развития антиципации (догадки)
  • малый объём кратковременной памяти
  •  недостаточно развитое поле чтения,
  •  неразвитость периферийного зрения.

Методическое требование к работе с пособием:  постепенное движение от 1 ступени к другой. Пособие можно использовать только для индивидуальной работы с ребёнком во внеурочное время.

Каждый ребёнок в своём развитии индивидуален. Поэтому допускается прохождение одной ступени не за 1 день, а за несколько. Минимальное время занятий, на которое рассчитано пособие 33 дня. Но если необходимо, то время занятий может быть увеличено на необходимое. Из практики замечено, что максимальное время прохождения 1 ступени обычно составляет 4 дня.

Для удобства  пользования в книге имеется «Таблица успеха», где взрослый фиксирует этапы продвижения по ступеням (дата, страницы).

 

Какие условия предъявляются при работе с пособием?

  • Работать ежедневно
  •  Рекомендовано заниматься по пособию ежедневно в течение 25-30 минут.
  •  Ребёнок должен заниматься  только со взрослым.
  •  Никогда нельзя начинать заниматься с ребёнком в плохом настроении.
  • Необходимо ориентировать ребёнка только на успех. Чаще хвалить его, говорить «У тебя всё получится. Я верю в тебя!».
  • Необходимо отмечать рост, сравнивать сегодняшние результаты со вчерашними, радоваться каждому шагу вперёд, каждому успеху.

Задания игр-упражнений подобраны по принципу усложнения: слог-слово-предложение-текст. В основном, используются короткие рассказы Л.Н.Толстго, В. Бианки, Г.Скребицкого, И.Соколова-Микитова и др. писателей. В книге много интересных текстов, которые повествуют об истории изобретений.

Каждая страничка пособия построена по следующему принципу: верхняя часть - для чтения ребёнком, а нижняя часть страницы – пошаговая инструкция для взрослых.

 

Обычный шрифт  взрослый читает про себя, а то, что выделено курсивом, он произносит вслух  для  ребёнка. Для меня было важным создать такое пособие, которое было бы удобным и понятным любому человеку. Не обязательно иметь педагогическое образование, чтобы помочь своему ребёнку читать лучше. Для занятий по пособию потребуются лишь песочные часы, карандаш.

«33 ступени к успеху» - некий инструмент,  который зазвучит и в руках профессионалов, и у тех, кто не имеет педагогического образования, но очень хочет сделать своего ребёнка успешным.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Над проектом "Успешный школьник" мы работаем более 10 лет. Его предназначение - помощь детям, родителям и учителям. По данным различных исследований проблемы в обучении испытывают от 15% до 40% учащихся начальных классов. Пособия, разработанные и апробированные в результате работы над проектом, помогают учащимся в увлекательной форме в кратчайшие сроки усвоить темы, которые обычно вызывают затруднения при обучении. Данные дидактические  материалы могут быть использованы не только для индивидуальной работы в школе и дома, но и  для групповой при проведении уроков в общеобразовательных школах, в классах коррекции. В серию "Успешный школьник" входят 11 игр-упражнений: 5 по русскому языку и 6 по математике; и пособие для развития техники чтения "33 ступени к успеху".  Все пособия рецензированы кандидатом филологических наук  С.В.  Шармар и кандидатом педагогических наук Л.Р. Маркиной. Использование в практике  игр-упражнений позволяет справиться со многими трудностями по русскому языку, математике и литературному чтению в кратчайшие сроки. Качество знаний по предметам у учащихся повышается на 5-15%. Пособия серии "Успешный школьник" способствуют развитию умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и самостоятельно оценивать учебные действия и их результат. Наиболее ценными эти пособия являются для детей с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к школьным предметам, с повышенным уровнем  тревожности. Проект реализуется в городе Серпухове Московской области в МОУ СОШ №7. Мы выступили на Городском методическом совете города Серпухова и представили опыт практического применения пособий серии "Успешный школьник". Городской методический совет рекомендовал учебные пособия к публикации и использованию в общеобразовательных школах в качестве дополнительных дидактических материалов. Перспективы: очень хотелось бы выпустить пособия в типографии и повсеместно использовать в общеобразовательных учреждениях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

33 СТУПЕНИ К УСПЕХУ (игры-упражнения для развития техники чтения в начальной школе) Савельева В.В. с е р и я «УС П Е Ш Н Ы Й Ш К О Л Ь Н И К» 25-30 минут в день Для индивидуальной работы с ребёнком!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал "Олимпиадные задания по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру". 2-4 класс

В дидактическом материале «Олимпиадные задания. 2–4 классы»  представлены олимпиадные задания с ответами по  математике, русскому языку, литературному чтению и окружающему миру. Цель предста...

Рабочие программы по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, изо, окружающему миру для 3 класса "Школа 2100"

Учебные  рабочие программы по основным предметам "Школы 2100" для 3 класса разработаны на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, соответствующей ...

Итоговые комплексные работы в 4 классе в конце года (русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир)

УМК "Начальная школа XIX века" Итоговые комплексные работы проводятся в конце года по четырем предметам....

Программа начального образования для 3 класса по предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительная деятельность

Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:·         Федеральный государственный с...

Мастер-класс: "Организация исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка и литературного чтения"

В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками.Исследование как метод обучения может...

Начальная школа 21 века. Рабочая программа по предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир. 1 - 4 классы. Доклад на тему "Система работы с одаренными детьми.

Рабочие программы  по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру. Программа "Начальная школа 21 века". Доклад на тему "Система работы с одаренными деть...