Технологическая карта внеурочного занятия курса «Я – исследователь»
учебно-методический материал (2 класс) на тему

Рамазанова Найля Муратовна

Тема учебного занятия: Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителя»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_uroka.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         Технологическая карта внеурочного занятия курса «Я – исследователь»

Учитель: Рамазанова Н.М.

Класс: 2

Тема учебного занятия: Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителя»

Продолжительность учебного занятия: 40 мин

Тип учебного занятия: защита исследовательских работ

Цель: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.      

Задачи урока:

  1.  развивать познавательные потребности младших школьников;
  2.  развивать познавательные способности младших школьников;
  3.  обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  4.  формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
  5.  формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности

Принципы:

 Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

 Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

 Системность организации учебно-воспитательного процесса;

 Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Технологии:

- Проблемный диалог

- ИКТ

- Здоровьесберегающие

- Игровые

Методы обучения: 

- Проблемно-поисковые

- Практические

- Словесные

- Презентация

Формы организации познавательной деятельности:

- Фронтальная

- Индивидуальная

- Групповая

Оборудование : мультимедиа проектор, ПРОЛОГ, ПК, микроскопы, горилки, держатели, лупа.

Дидактические материалы к учебному занятию: презентация,  карточки для заполнения.

п/п

Этапы урока/Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Планируемые результаты

1.

Организационный

(2 мин)

Цель этапа: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

1.    Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поприветствуйте их. (дети поворачиваются и приветствуют «кивком» головы).

- Время нас торопит в класс,

Ведь урок сейчас у нас!

Пожелаем всем удачи-

За работу, в добрый час! (дети сели на места)

Ребята, сегодня на занятии мы проведем защиту исследовательских работ. На протяжении долгого периода, мы с вами изучали различные объекты, материалы, проводили исследования, экспериментировали, проводили опыты, выяснили, изучали и доказывали. Пришло время подвести итоги.

Наше занятие пройдет в группах.

Давайте познакомимся с исследовательскими группами.

1 группа «Волшебные свойства воды»

2 группа «Почва – наша кормилица»

3 группа «Соль и ее свойства»

4 группа «Температура»

Поднимите руку те, кто уверен в себе и готов к путешествию

Те, кто хочет отправиться  в путешествие, но не уверен в себе

Те, кому   тревожно и они  не хотят путешествовать

-

Отвечают на вопросы

Оценивают свое настрой на урок

Знакомятся с листом самооценки

Рефлексия

Лист самооценки

Познавательные:

 Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель занятия  и отдельного задания;

.

Коммуникативные:

 Умение работать в группе,  находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;

Регулятивные:

-проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.

Планировать свои действия, оценивать правильность выполнения.

Личностные:

 способность к самооценке на основе критериев  успешности вне учебной деятельности, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

Познавательные УУД:

-\- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

2.

. Слово предоставляем младшим научным сотрудникам группы «Волшебные свойства воды»

Цель этапа: формировать навыки исследовательских работ, умение рассуждать, обсуждать и нести информацию, а также демонстрировать презентации и опыты.

- Как вы думаете, о чем мы будет говорить 1 группа? ( о воде)

Правильно, о воде, а поможет нам в этом экскурсовод:

- Кто он, чтобы вам узнать,

Загадку надо отгадать:

«В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает,

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять»(капля воды

- Как вы думаете, много ли воды на земле? Каким цветом изображена вода на глобусе? Посмотрите на глобус. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Вода занимает ¾ поверхности земного шара. Вода повсюду. Вода есть и под землей (родники и др.)

- Наши ребята приготовили небольшое сообщение о воде в стихах и в форме презентации.(чтение стихов с показом презентации)

Сказка о воде

Расскажи мне сказку о воде!

Знаешь, внученька, вода везде.

Осмотрись вокруг – озера и моря,

Без воды не проживет Земля твоя.

                                                             Воду ценит каждый человек,

Дерево не выросло б во век.

Птицы, звери тоже воду пьют,

Рыбки без водички не живут.

2 ученик.

Как бы жили мы в своей квартире,

Если бы нам воду отключили?

Не умыться и не постирать,

Как тогда в квартире убирать?

Кушать, тоже варим на воде,                                                           Что сказать? Вода – она везде!

Травка без водички не растёт,

Все живое без воды умрёт.

3 ученик.

По морям не плыли б корабли

 И цветы на клумбах не цвели.

С речек орошаются поля,

Чтоб была красивою Земля.                        

Что ж, цени и береги водичку,

Расскажи о ней друзьям, сестричкам,

Что бы все про ценность эту знали

И водичку зря не проливали.

 -   Так какую роль играет вода в жизни человека, животных, растений? (ответы детей).

● Конечно, вода-это жизнь на Земле. Каковы причины загрязнения воды? Демонстрация презентации, которую подготовили ребята данной группы.

● Сейчас ребята прочитают стихи о том, как надо беречь воду.

«Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу»  (вода)

Демонстрация презентации, которую приготовили ребята, данной группы

на доску прикрепляется изображение  капли воды)

-умение делать выводы и

заключения

Коммуникативные УУД:

- управление поведением  группы, коррекция действий  партнерами в группе

Познавательные УУД:

- логические:  установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения

3.

Работа  второй группы ребят (4 мин)

Слово предоставляем младшим научным сотрудникам группы

«Почва- наша кормилица»

презентация «Почва»

Цель:  

развивать и совершенствовать исследовательские способности и  навыки исследовательского поведения

.В нашу лабораторию пришла посылка (передают сверток).

- Интересно, что это? Читаем записку:

Бьют меня ногами

Режут грудь ножами

Каждый хочет растоптать

А я с подарками опять.

- Как Вы считаете, что же это? (выслушиваются высказывания учащихся, в ходе которых звучит слово "Почва")

(показ среза земли, взятого с обрыва)

А о  каких подарках идет речь?

Послушайте рассказ :Есть на земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного мешка в кладовой -20.Ведро картошки превращается в чудесной кладовой в10 ведер. Горстка семян делается грудой огурцов, редисок ,помидоров, морковок.

- Ребята, а теперь  поступила просьба изучить данный материал.

-Кто догадался, над какой темой будет работать сегодня 2 группа?

- Приступим к работе, следуя составленному плану.

- Так, что же такое почва?

- Как Вы думаете, что поможет ответить на этот вопрос?

- Правильно. Посылка.

- Внимательно рассмотрите верхний слой.

- Какого он цвета.

- Сделайте вывод.

- Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.

(Дети делают запись в таблицу)

(размешивают почву в стакане с водой отставляют в сторону)

Опыт № 2

Учитель: Посмотрите на лабораторный столик, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт?

Дети: В почве есть вода.

Опыт № 3

Учитель: Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?

Дети: Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.

Учитель: Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать?

Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки  насекомых, червей, из этого получается перегной.

Опыт № 4 (рассматривают отстоявшую воду с почвой)

Учитель: Возьмите стаканы с водой и почвой. Что вы видите?

Дети: На поверхности воды плавают останки насекомых, листьев. На дне стакана муть.

Учитель: Рассмотрите внимательно эту муть на дне стакана. Что вы видите?

Дети: Песок поверх которого осела глина.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Дети: В почве есть песок и глина.

Опыт № 5

Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые кристаллики. Как вы думаете, что это?

Дети: Это похоже на соль.

(Дети рассматривают налет на стекле)

Учитель: (Экологический момент): Стекло, бумага, целлофановые пакеты – не входят в состав почвы, а только наносят вред, засоряя ее. Бумага полностью разлагается в течение 100 лет. Стекло не разлагается вовсе, от него может возникнуть пожар.

Разгадывают загадку, сталкиваются с проблемой

Формулируют тему и цели выступления, определив границы знания и незнания

Отвечают на вопросы

Смотрят, запоминают

Ставят перед собой цели и задачи

Содержа-тельная рефлексия

(осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы)

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы

- формирование общего приёма защиты исследовательской работы как универсального учебного действия;

Коммуникативные УУД:

Умение работать в группе,  находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;

- Регулятивные УУД:

- целеполагание

Личностные УУД:

- интерес к изучению исследований

4.

Работа  3 группы ребят (10 мин)

Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний, знакомство с исследовательской работой ,находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному вывода способа действия с информацией

 

ЦЕЛЬ: изучить особенности соли, её свойства, качества и применение.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

-найти информацию о соли;


-изучить исторические сведения о соли;


-узнать о значении соли в жизни человека;


-провести опыты с солью;


-проанализировать полученные результаты

Физкультминутка

(1 мин)

Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации

Раньше говаривали: «Соль всему голова, без соли и жито – трава»; «Один глаз на полицу (где хлеб), другой – в солоницу (солонку)», и еще: «Без хлеба не сытно, без соли не сладко»...

Вряд ли мы узнаем, когда впервые наши далекие предки вкусили соль: нас отделяют от них десять-пятнадцать тысяч лет. Тогда еще не было посуды для приготовления пищи, все растительные продукты люди вымачивали в воде и подпекали на тлеющих углях, а мясо, насаженное на палки, обжаривали в пламени костра. «Поваренной солью» первобытных людей наверняка была зола, которая неизбежно попадала в пищу во время ее приготовления.

В течение ряда веков человечество в качестве пищевой добавки использует обыкновенную поваренную соль. Без нее не обходится ни приготовление пищи, ни консервирование овощей, ни хранение продуктов. Ее роль как консерванта известна давно. Медициной установлена оптимальная доза хлорида натрия, которая должна поступать ежедневно в организм человека (5 - 6 граммов), ибо как недостаток ее, так и избыток отрицательно может сказаться на здоровье человека.

 Сейчас в России добывают около 3 млн. тонн пищевой поваренной соли в год. Еще 820 тысяч тонн поступает из ближнего зарубежья - Украины и Белоруссии и 140 тысяч тонн - из дальнего зарубежья. А следовательно, вся эта громада около 4 млн. тонн используется населением России ежегодно.

 Есть еще одна проблема, которую стараются решить при помощи поваренной соли - это борьба с йододифицитом. Недостаток йода в пище является причиной возникновения эндемического зоба.

Демонстрация опытов  с солью.

Раз – на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья, размяться.

2 – нагнулись до земли

И не раз, раза три.

3 – руками помахали.

Наши рученьки устали.

На 4 – руки в боки.

Дружно делаем подскоки.

5 – присели раза два.

6 – за парты нам пора.

Демонстрация презентации, которую подготовили ребята данной группы.

Познавательные:

- Выделение и формулирование познавательной цели;

-построение логических рассуждений.

-осуществление поиска необходимой информации.

-проведение классификации  по заданным критериям.

Личностные:

Развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и учебных мотивов.

Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.

Формирование установки на здоровый образ жизни.

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Познавательные УУД:

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

5.

Работа  четвертой группы. (8 мин)

Цель:   развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу;

Проводить эксперементы

Актуализация знаний.

- Что такое погода?

- Из каких явлений складывается погода? (Температура воздуха, осадки, облачность, ветер.)

 Создание проблемной ситуации.

- Послушайте одну удивительную историю. Осенним днем в зоопарке встретились пингвин, воробей и журавль. Пингвин сказал, что на улице очень жарко, воробей пожаловался, что погода стала портиться, журавль заявил, что становится холоднее и надо готовиться к отлету на юг. Как понять, тепло или холодно на улице, не выходя из дома? Подумайте. (Ответы детей: посмотреть на прохожих, открыть форточку, послушать прогноз погоды, посмотреть на термометр.)

 Группа демонстрирует термометр.

- А что это такое и для чего используется?

- Для чего нужно уметь измерять температуру? (ответы детей)

- Температуру нужно уметь измерять потому, что:

температура воздуха является одной из характеристик состояния атмосферы, она определяет погодные условия на Земле, климатические зоны;

температура тела человека – одна из главных характеристик состояния его здоровья, умение определять ее необходимо для осуществления профилактики и выявления заболевания на ранних стадиях;

температура воды, обладая высокой теплоемкостью, регулирует климат Земли.

-Посмотрите на эти термометры: воздушный, водный, медицинский, почвенный.

- Что можно о них сказать? (Сходны по строению, но шкала разная).

-Как вы думаете, почему у термометров разная шкала? (Разное назначение).

- Как вы думаете, почему термометры так называются? (ответы детей)

Воздушный - для измерения температуры воздуха в комнате или на улице;

Медицинский - для измерения температуры тела человека или животных;

Водный - для измерения температуры воды;

Почвенный - для измерения температуры почвы.

- Что вы узнали? Сделайте выводы

Практическая работа № 1. Термометр для измерения температуры тела.

- Найдите термометр, которым измеряют температуру тела человека. Как мы обычно его называем?

- В медицинском термометре шкала начинается с 34°и заканчивается 42°. Почему?

- В его трубке чаще всего ртуть. Это вредное вещество.

Практическая работа № 2. Термометр для измерения температуры воды.

- Найдите водный термометр. Рассмотрите его. На его шкале градусы от 0 до 100. Почему такие значения?

- Возьмите ваши стаканчики с водой и опустите в тот, где вода холоднее.

Температуру определяют, не вынимая термометр из воды.

 Теперь этот же термометр переставим в стакан с горячей водой.

Что вы наблюдаете? Если температура понижается, жидкость в трубке опускается и наоборот.

Презентация  ребят

Познавательные УУД:

Фиксируют проблему. Выдвигают гипотезы. Анализируют. Выделяют и формулируют познавательную цель.

Регулятивные УУД:

- Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Проявляют психологическую готовность к познавательной деятельности.

6.

Самостоятельная работа в группах

 (6 мин)

Цель: Создание условий для осознания каждым обучающимся степени овладения полученных знаний

У вас на столах имеются карты, которые необходимо заполнить . Заполняем сообща, всей вашей дружной командой.

Карточки у команд разные:

-соль

-почва

-вода

-температура

Регулятивные УУД:

- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные УУД:

- самоопределение

7.

Домашнее задание (2 мин)

Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание

Предлагает дифференцированное задание

- Ну вот и подошло к концу наше исследование .давайте поблагодарим всех участников нашего занятия.

Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей

-

8.

Рефлексия деятельности (итог урока) (3 мин)

Цель: Создание условий для рефлексии

-Огромное трудолюбие и тяга к новым знаниям помогла нам сделать новые открытия на этом уроке.

- Я на уроке научился…
- Я умею …
- Я могу научить других…

На доске: Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

- Прикрепите себя к той строчке, на которой вы себя ощущаете!

Заканчивают предложения.

Прикрепляют человечков

Фигуры человечков

Регулятивные УУД:

-оценка, самооценка

собственной деятельности на уроке

-контроль и оценка процессов результата деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеурочного занятия "Группы дорожных знаков" по курсу «Уроки Светофорчика».

Разработка технологической карты занятия "Группы дорожных знаков" по курсу внеурочной деятельности "Уроки светофорчика". 3 класс....

Технологическая карта внеурочного занятия во 2 классе по курсу "Народная культура"

Познакомить детей с русским фольклором, помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с рождественскими праздниками; воспитывать интерес к православным праздникам и их значимости; воспитывать чу...

Технологическая карта внеурочного занятия курса «Я – исследователь»

Класс: 4 «Б» Тема учебного занятия: «Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителя» Продолжительность учебного занятия: 40 мин Тип учебного занятия: защита иссле...

Технологическая карта внеурочного занятия по предмету "Я исследователь" на тему "Правильное мышление и логика", 4 класс

Коллеги, если материал заинтересовал, можете обращаться lenochka-F79@rambler.ru, скину раздаточный материал и презентацию. Занятие было проведено на районном конкурсе "Учитель года" и имело ...

Технологическая карта внеурочного занятия курса: «Исследовательская деятельность».

Тема занятия: Поздравительная открытка к 9 мая “Вечный огонь”Технология занятия: проектная деятельность.Образовательная цель: Формирование способности обучающихся к новому с...