Внеклассное занятие "Буква Ё и проблемы её"
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Попова Елена Михайловна

Разработка занятия адресована учмтелям русского языка и литературы, а также классным руководителям для проведения тематического классного часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_zanyatie_bukva_yo_i_problemy_eyo.rar252.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:          Буква Ё и проблемы её.

Цель:   - расширение знаний учащихся об истории русского языка,
           обогащение новыми социокультурными знаниями;
           - воспитание уважения к русскому языку и русской  
            культуре, коммуникативно-речевого такта,
            коммуникабельности в общении со сверстниками и

             взрослыми; приобщение к  самостоятельному выполнению  
            заданий, работе со справочной литературой;
          -  развитие зрительной памяти, зрительного восприятия,
             воображения, мышления.

Ход занятия

  1. Оргмомент

Учитель приветствует детей
Беседа:
- Подходит к концу 2014 год. Этот год  был объявлен нашим президентом  годом ……. Годом культуры.

- как вы думаете, почему  нужно было в России посвящать целый год  культуре? ( грамотно писать, говорить, разбираться в искусстве и литературе…)

- Наверное, в течение этого года вы уже узнали много нового и интересного о русском языке, но есть ещё много интересных историй о  том,  как развивался и обогащался наш русский язык.

- Вот и сегодня мы поговорим об истории возникновения одной из букв русского алфавита, при написании которой мы часто делаем ошибки. А история эта связана с нашим любимым новогодним деревом. Каким?  (Ёлка). А что это за история? Интересно вам?  Давайте вместе с вами приоткроем  завесу тайны этой истории.

2.

Ребята, у вас на столах лежат карточки с буквами. Я попрошу выйти по одному человеку из группы с карточкой к доске.

Учитель рассказывает сказку о буквах И, Й, О.

В конце сказки дети поют йо, учитель спрашивает:
- какой буквой мы обозначим  то, что сейчас спели хором? Эта буква к нам сегодня пришла, но где-то спряталась. Посмотрите вокруг и найдите её.

    - С историей какой буквы мы сегодня познакомимся?
- тема нашего занятия
Буква Ё и проблемы её. (слайд 1)

- Появление буквы Ё  связано с датами, которые вы видите на доске.  Узнать какие события связаны с этими датами нам помогут тексты, которые находятся у вас на столах.  Ознакомьтесь с ними. (учащиеся читают в группах, затем рассказывают, учитель открывает карточки на доске)

1 группа:

29 ноября 1783 года в доме директора Петербургской академии наук княгини Екатерины Романовны Дашковой состоялось заседание Академии словесности. Обсуждался проект полного толкового Славяно-российского словаря. Академики уже было собирались расходиться по домам, когда Екатерина Романовнаспросила у присутствующих, сможет ли кто-нибудь написать слово «ёлка». Академики решили, что княгиня шутит, но та, написав произнесённое ею слово: «ioлка», спросила: правомерно ли изображать один звук двумя буквами? И не лучше ли ввести новую букву «ё»? Предложение княгини Дашковой было утверждено общим собранием академии.
-Теперь вы знаете, почему история возникновения буквы Ё связана с нашим любимым новогодним деревом – ёлкой.

- Но спустя только 14 лет буква Ё  стала известной. А благодаря кому это произошло, мы узнаем из сообщения 2 группы.

      2 группа:

Известной буква «ё» стала благодаря историку и писателю Николаю Карамзину. В 1797 году Николай Карамзин решил заменить при подготовке в печать одного из своих стихотворений две буквы в слове «слiозы» на одну — «ё». Так с лёгкой руки Карамзина буква «ё» вошла в состав русского алфавита.

-А какое событие, связанное с буквой Ё, произошло в 1942 году?

3 группа

24 декабря 1942 года приказом народного комиссара просвещения Российской Федерации было введено обязательное употребление буквы "Ё" в школьной практике. Документов отменяющих букву "Ё" история России не знает, а следовательно она должна использоваться наряду с другими 32-мя буквами русского алфавита.

Посмотрите, какой тяжёлый путь преодолела эта буква.
14 лет прошло с момента введения буквы Ё до появления её в печати, и лишь через 145 лет она стала обязательной в школьной практике.

А через несколько дней исполнится ровно 65 лет со дня введения обязательного написания буквы Ё в школе. А все ли школьники с уважением относятся к этой букве?
Послушайте  рассказ, написанный одним учеником.(читает учитель, учащиеся слушают и следят по тексту)
«Все звери легли спать на зиму, и ежики улеглись в норе под елкой. А маленькому ежику не спится.

- Мам! Что это мы все спим да спим… Можно я схожу к своему другу ершику?

- Да ты что? Замерзнешь еще. Спи!

  Лежал-лежал  ежик, ерзал-ерзал, дождался, пока мама уснула, и вылез из норы. Вылез и удивился. Все белым – бело, и снег на елках то на цыпленка похож, то на ежика и даже на ершика!»

   Оценка реакции учащихся.

-Какая же вторая  проблема у  буквы Ё?  (точки, слайд с бегающей буквой Ё)

   - Строго говоря, и сейчас-то, в век  компьютеризации, букву «ё» уважают далеко не все. Не на всех русских клавиатурах она изначально существовала. Да и никто особо не горевал, заменяя «ё» на «е». А между тем, некоторые слова от подобной замены мгновенно меняют смысл. Примеры таких слов я вам раздам, а вы вставьте их вместо точек в предложения, записанные на доске. (Дети выходят по очереди к доске и прикрепляют карточки со словами).Слайды сопровождают пары слов

Слез-слёз

Небо-нёбо

Осел-осёл

    Значит употребление буквы Ё является одной из сторон грамотного письма.

 И в Год русского языка в мире многие выступили за придание букве ё законного статуса и введение её в обязательное употребление.

А знаете ли вы, что в знак уважения к этой букве в нашей стране  ей поставлены памятники (слайд)

   Рефлексия

Ребята, а можно было бы сделать памятный знак букве Ё в виде ёлки? А почему? ( звучит музыка)

Так давайте украсим нашу ёлку, но для этого я предлагаю вам разгадать кроссворд, в каждом слове которого есть буква Ё. (учитель раздаёт по три карточки со словами, дети выходят по очереди)

 Итак, мы решили, что буква Ё просто необходима великому русскому языку. Подводя черту и ставя две точки над буквой Ё, я призываю вас правильно писать всегда эту букву и дарю вам на память ёлочки. Спасибо.

  29 ноября 1783 года в доме директора Петербургской академии наук княгини Екатерины Романовны Дашковой состоялось заседание Академии словесности. Обсуждался проект полного толкового Славяно-российского словаря. Академики уже было собирались расходиться по домам, когда Екатерина Романовна спросила у присутствующих, сможет ли кто-нибудь написать слово «ёлка». Академики решили, что княгиня шутит, но та, написав произнесённое ею слово: «ioлка», спросила: правомерно ли изображать один звук двумя буквами? И не лучше ли ввести новую букву «ё»? Предложение княгини Дашковой было утверждено общим собранием академии.

Известной буква «ё» стала благодаря историку и писателю Николаю Карамзину. В 1797 году Николай Карамзин решил заменить при подготовке в печать одного из своих стихотворений две буквы в слове «слiозы» на одну — «ё». Так с лёгкой руки Карамзина буква «ё» вошла в состав русского алфавита.

24 декабря 1942 года приказом народного комиссара просвещения Российской Федерации было введено обязательное употребление буквы "Ё" в школьной практике. Документов отменяющих букву "Ё" история России не знает, а следовательно она должна использоваться наряду с другими 32-мя буквами русского алфавита.

«Все звери легли спать на зиму, и ежики улеглись в норе под елкой. А маленькому ежику не спится.

- Мам! Что это мы все спим да спим… Можно я схожу к своему другу ершику?

- Да ты что? Замерзнешь еще. Спи!

  Лежал-лежал  ежик, ерзал-ерзал, дождался, пока мама уснула, и вылез из норы. Вылез и удивился. Все белым – бело, и снег на елках то на цыпленка похож, то на ежика и даже на ершика!»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Один из способов решения проблемы развития речи учащихся - уроки внеклассного чтения.

        Тема:  В мире много сказок...      Цели: 1. Познакомить учащихся с понятием народные и авторские сказки....

Картотека журналов «Начальная школа» с 2003-2012 по проблеме «Внеклассные мероприятия по окружающему миру»

Картотека журналов «Начальная школа» с 2003-2012 по проблеме «Внеклассные мероприятия по окружающему миру»...

Социальное ориентирование младших школьников средствами внеклассных мероприятий.Проблемы и способы их решения.

Так какой должна быть воспитательная система сегодня?На мой взгляд, это воспитательная система, где гармонично сочетаются духовно – эстетические, идейно – нравственные понятия, где происходит единство...