Исправление нарушений речи
материал (1 класс) на тему

Татьяна Дмитриевна Колесникова

Постановки звуков 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proiznoshenie.docx50.09 КБ

Предварительный просмотр:

   ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат  №4 VIII вида» х.Базовый Грачевский район

Ставропольский край

ИСПРАВЛЕНИЕ

НАРУШЕНИЙ

РЕЧИ

учитель  начальных  классов

Колесникова  Татьяна  Дмитриевна

2014 год


Лексический материал.

        

  1. [Тра]: Трава,  травы,  трап,  трамвай,

траншея,  тракт, завтрак,  тетрадь,  острая,  астра,

страх,  страус,  страна,  стража.

  1. [Три]: Тридцать,  три,  труд,  трудно,   труба,   хитрый,  пёстрый,  острый,  Пётр.

  1. [Тр]: Театр,  фетр,  центр,  драка,  дракон,  драп,  драчун,  выдра,  дрова, дранка,  вёдра,  квадрат,  эскадра,  дрозд,  дрожать,  Кондрат,  ядро,  бодрость,  дрогнуть,  аэродром,   друг,   дружно,  другой,  дружина,  вдруг,  подруга,  кедры,  выдры,  мудрый,  бодрый,  щедрый.  

  1. [Ар]: пар,  жар,  пожар,  повар,  шар,  базар,  загар,  комар,  Макар,  сахар,  удар,  санитар,  трактор,  карп,  парк,  март,  армия,  баржа,  бархат,  карта,  марка,  парта,  фартук,  арба,  арбуз,  артист,  Барбос,  барсук,  карман,  картон,  гармонь,  мартышка,  квартира,  маршрут,  Варвара,  храбрость,  прозрачный.

  1. [Ор]: бор,  сор,  хор,  мор,  двор,  помидор,  забор,  мухомор,  топор,  корка,  норка,  зоркий,  форма,  простор, разговор,  раствор,   мрамор, кругозор,    разорвать,  проворный,  сортировать,  фарфор,  прорубь,  прорыть.

  1. [Ур]: бур,  шнур,  урна,  бурка,  бурный,  куртка,  шкурка,  мурка,  чурка,  пурга,  огурцы,  шнурки

  1. [Ыр]: сыр,  дырка,  фыркать.  

  1. [Яр]: ярко,  ярче,   доярка.

  1. [Ёр]: ёрш,   бобёр,  актёр,  ковёр,  боксёр,  монтёр,  шофёр,  шахтёр,  костёр,  дёргать,  чёрный.

  1. [Юр]: юрта,  юркий.

  1. [Ер]: верх,  герб,  серп,  верба,  верно,  мерка,  ферма,  Герман,  первый,  беркут,  персик,  веер,  ветер,  вечер,  катер,  мастер,  зерно,  верхом, червяк,  чердак,  чернила,  вернуть,  держать,  вертеть,  терпеть,  перчатки.
  2. [Ир]: мир,  пир,  тир,   кефир,  мундир,  командир,  пассажир,  бирка,  ширма,  мирный,  кирка,  кирпич.

  1.  [Ра]: рак,  радио,  радуга,  равный,  радость,  раковина,  работа,  ракета,  равнина,  рагу,  радист,  разбить,  разминка,  рама,   ура,  гора,  жара,  дыра,   пора,  нора,  кора,  детвора,  буран,  гараж,  парад,  карась,  баран,  Ира,  Вера,  Жора,  Нюра,  Юра,  пара,  мера,  фара,  ураган,  муравей,  барабан,  карандаш,  пирамида,  гитара,  брат,  браво,  враги,   врач,  град,  грач,  гранит,  грамота,  граница,  графин,  граф,  край,  кран,  краски,  красный,  крапива,  красивый,  красавица,  правда,  направо,  цифра,  фрак,  фраза,  франт,  храм,  разбирать,  раскрывать,  разрывать,  разгружать, разгар,  размер,  рана.

  1. [Ро]: Рома,  роза,  роща,  рога,  родина,  робкий,  ровный,  рокот,  Ростов,  перо,  урок,  герой,  горох,  пирог,  сырой,  сурок,  мороз,  народ,  паром, ворона,  дорога,  воробей,  корова,  сорока,  макароны,  порода, пороги, ворота,  брови,  брошка,  бросил,  брод,  бродит,  бронза,  гром,  грозы,  гроза,  громко,  кровь,  крот,  крошка,  пробка,  провод,  вопрос,  срок,  Фрося,  рота,  ролик,  рот,  ров.

  1.  [Ру]: руки,  ручка,  рубка,  рука,  рукав,  ручей,  румяный,  беру,  нору,  Маруся,  кукуруза,  парус,  брус,  брусника,  брусок,  врун,  вручать,  груз,  группа,  груда,  грубый,  круг,  крупа,  кружить,  кругом,  крутой,  крупный,  пружина,  сруб,  срубить,  фрукты.

  1. [Ры]: рысь,  рыба,  рыжий,  рынок,  рыть,  рыбаки,  рывок,  рыдать,  актёры,  пёрышко,  брынза,  брызги,  грызуны,  грызут,  крыса,  крыша,  прыгать,  рысак,  рыбак,  рычаг,  рысь,  рыжик, меры,  ветры,  шатры,  костры.

  1.  [Рь]:  сударь,  псарь,  букварь,  дикарь,  сухарь,  фонарь,  янтарь,  январь, вратарь,  словарь,  пекарь,  глухарь,  календарь,  пахарь,  токарь,  слесарь,  лекарь,  корь,  якорь,  зорька,  горько,  борьба,  хорь,  пузырь,  богатырь,  дверь, зверь,  теперь,  перья,  серьги.

  1.  [Ря]:  ряд,  рябь,  рядом,  рябина,  заря,  моря,  моряк,  отряд,  заряд,  наряд,  терять,  зарядка,  дырявый,  порядок,  нарядный,  грядка,  тряпка,  грязный,  прялка,  пряник,  прятать,  крякать.
  2.  [Ри]: рис,  Рита,  Рига,  Рим,  риск,  рисунок,  рисовать,  ритм,  Ирина,  Марина,  горит,  дарит,  сорить,  Гриша,  пристань,  привет,  природа,  привыкать,  бритва,  ирис,  перина,  турист,  пузыри,  сухари,  пескари,  фонари,  снегири,  крик,  грива,  гриб,  курица,  трибуна.

  1.  [Ре]: речь,  репа,  рейка,  речка,  ребус,  редкий,  резвый,  орех,  ремень,  рельсы,  огурец,  сирень,  варенье,  деревня,  черешня,  крем,  время,  грелка,  гречка,  кресло,  стрела,  крепко,  гребень,  пресный,  черепаха,  ястреб,  треска,  погремушка.

  1. [Рё]: орёл,  берёт,  орёт,  вперёд,  Ерёма,  Серёжа,  берёза,  верёвка,  черёмуха,  матрёшка, поварёшка.

  1. [Рю]: горю,  дарю,  сорю,  варю,  говорю,  верю,  рюмка,  жарю,  бирюза,  крюк,  брюки,  крючок.

рад – ряд

руки – брюки

рыбки – грибки

рады – ряды

рубка – рюмка

жар – жарь

Нюра – Варя

сахару – пахарю

удар – ударь

Жора – Боря

беру – варю

сыр – пузырь

кора – корявый

берусь – борюсь

двор – дверь

роза – берёза

горы – гористый

хор – хорь

рожки – серёжки

куры – курица

парад – наряд

ворона – верёвка

пожары – пожарить

гора – горячий

морозы – берёзы

пары – парить

парадный – нарядный

дыра – дырявый

горушка – горюшко

горка – горько

коровка – Бурёнка

рысь – рис

зорко – зорька

народ – вперёд

корыто – Рита

дверной – дверь

круг – крюк

шары – шарики

фрукты – урок

порог – ларёк

рычать – кричать

комары – комарики

  • Три сороки тараторки тараторили на горке.
  • Арина грибы мариновала, Марина малину перебирала.
  • На горе Арарат зреет крупный виноград.
  • Проворонила ворона воронёнка.
  • Боря Ире дал ириску, Ира Боре барбариску.
  • У Аграфены и Арины растут георгины.
  • Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.
  • Варя варит, Жора- жарит.
  • Варвара варенье доваривала, ворчала и приговаривала.
  • Носорог бодает рогом, не шутите с носорогом.
  • Роет землю серый крот, разоряет огород.
  • Сидит на вербе ворона, а рака во рту держит.
  • На чужой сторонушке родной воронушке.
  • Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.
  • В декабре, в декабре, все деревья в серебре.

Трудный урок

Тропка не видна в траве.

Вера и Гера — брат и сестра.

На метро можно быстро доехать до центра.

Огромный город

Трофим рубит дрова.

Другая страна

Ведро стоит на траве.

Рой комаров

Подруги пришли в театр.

Громадный пароход

Друзья помогают друг другу.

Мокрая трава

Пётр Петрович.

Острый топор

Здравствуйте, Вера Петровна.

Чёрная смородина  

Утром трое ребят рвали траву.

Крутая гор

Приятная прогулка.

Сорная трава

Разбитая тарелка

Старое перо

Горный орёл

Рая кормит рыб

Я рисую рябину

Рома убирает двор.

Я убираю мусор.

Юра продаёт огромные арбузы.

Я собираю помидоры и огурцы.

На картине рысь.

Тропинка обрывается у оврага.

У  Юры сестра Ира.

Рома рисует рыбу.

У Веры краски.

Трубач трубит в трубу.

Ребята во дворе играют в прятки.

Расцвели сирень и черёмуха.

Рита, вытри дверь тряпкой.

Рита берёт пряники.

  • Гроздья рябины на солнце горят,

Рябит от рябины в глазах у ребят.

  • Гриша грыз коржик

Орешки грыз Жорик,

А Гарик сухарик.

  • Та-ра-ра, та-ра-ра,

Как из нашего двора

Выезжают трактора.  

  • Посмотрите на Иринку

Ест Иринка мандаринку.

Съест Иринка мандаринку –

бросит корочку в корзинку.

  • Инструменты: рубанок, топор, отвёртка.
  • На огороде растут: горох, петрушка, картошка, морковка, огурцы, помидоры.
  • На базаре продают:  рыбу,  творог,  торты, мороженое.

Правильная артикуляция звуков [р] [р'].

        

твёрдый

ротовой

сонорный

согласный

переднеязычный

дрожащий

В соответствии с этапами формирования звука можно выделить 4 основных вида работы, которые последовательно проводятся один за другим:

  1. уточнение движений органов артикуляционного аппарата;
  2. уточнение произнесения изолированного звука или вызывание звука по подражанию;
  3. воспитание правильного, чёткого произношения звука в словах;
  4. воспитание правильного, чёткого произношения звука во фразовой речи.

  • Правильная артикуляция звука [р].

Для произнесения звука [р] необходима сложная работа всех мышц языка. Язык широкий, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Передний край языка поднят к альвеолам и соприкасается с ними во время вибрации. Вибрация кончика языка происходит под напором воздуха, поступающего из гортани в ротовую полость.

        Мягкое нёбо поднято. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. Напряжение выдыхаемого тока воздуха сильное.

        

  • Правильная артикуляция звука [р'].

Передний край языка передвигается вперёд и «опускается» ниже и ближе к верхним резцам, вибрации нет. Спинка языка поднимается выше, и вся масса языка напряжена больше. Голосовые связки сомкнуты. Слышится короткий одноударный звук рь.

        Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

  • Подготовительные упражнения для правильного удержания языка.
  1. Сначала познакомить ребёнка с частями его языка, показав их на его ладони: кончик языка, его спинка. Края языка (рёбра ладони) и «животик», под спинкой, у «животика» есть связка – ниточка.
  2. Перед зеркалом научить ребёнка щёлкать языком (рот раскрыть «до ушей») и присасывать спинку языка к нёбу. Обратить внимание на подъязычную связку – получился «грибок». Щёлкать быстро и медленно, громко и тихо.
  3. Уметь удерживать язык в состоянии присоса (под счёт) с хорошо видимой натянутой подъязычной связкой.
  4. Уметь из состояния присоса производить по команде учителя громкий щелчок языком  – «шпок».
  5. Просунув язык между губами, сделать «болтушку».

  • Упражнения для языка.

Чьи зубы чище?

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх и умение владеть языком.

Описание: Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Методические указания: Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался. Не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Маляр.

Цель: Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд – назад.

Методические указания: Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.

Кто дальше загонит мяч?

Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдунуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания: Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щёки. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х. Чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Пощёлкать кончиком языка.

Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадь цокает копытами.)

Методические указания: Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык. Если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему упражнение «Приклей конфету», потом вернуть к этому упражнению. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

Вкусное варенье.

Цель: Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх.

Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху, вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким, боковые края его касаются уголков рта.

Индюк.

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх и подвижность его передней части.

Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и добавить голос, пока не послышится бл – бл (как пыхтит индюк).

Методические указания: Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Чтобы движения языком были вперёд-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

Барабанщик.

Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка вверх и умение делать кончик языка напряжённым.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д-д-д. Сначала звук произносится медленно, затем ускоряем темп.

Методические указания: Рот должен быть всё время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы звук д носил характер чёткого удара, не был хлюпающим. Кончик языка не должен подворачиваться. Звук д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

  • Упражнения для развития воздушной струи.

Шмель.  

Рот открыт. Язык в форме чашечки  поднят вверх. Боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен. Посредине языка идёт воздушная струя, подключается голос.

 Муха.

Рот открыт. Язык внутри рта в форме чашечки поднят вверх, передний край языка у верхних резцов, боковые края прижаты к коренным зубам. Посредине языка идёт воздушная струя, произносим длительно звук з-з.

Жук.

Рот открыт. Язык внутри в форме чашечки. Боковые края языка прижаты к коренным зубам, передний край языка свободен. Посредине языка идёт воздушная струя. Произносим длительно звук ж-ж-ж.

Фокус.

Рот открыт. Язык в форме чашечки высунут вперёд и приподнят. Плавно дуть на ватку, лежащую на кончике носа.

  • Выработка вибрации языка.

В момент произнесения учеником фрикативного р его язык механически приводится в колебание, сначала учителем с помощью специального зонта, а затем, взяв в свои руки указательный палец ребёнка, учитель подкладывает его под язык. Ученик длительно произносит фрикативное  р и быстрыми движениями пальца вправо – влево приводит язык в колебание. Получается прерывистый барабанящий звук.

Ученик быстро говорит слоги ды-ды-ды-ды и в это время приводит своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под язычком.

В результате регулярных упражнений (не более 35 сек с перерывами) грубая вибрация заменяется нормальной.


Дефекты артикуляции звуков  [р] [р'].

  • Ротацизм.

Цель: Уточнение произношения имеющегося звука р или вызывание его по подражанию.

Воспитание правильного  произношения звука р в словах.

Воспитание правильного произношения звука р во фразовой речи.

Характеристика проявлений недоразвития речи Наумова Михаила.

  • Звукопроизношение – дефект артикуляции звуков р, р'.
  • Лексический запас – ограничен рамками обиходно – бытовой тематикой.
  • Грамматический строй – недостаточно сформирован – отсутствие сложных синтаксических конструкций.

        

I этап коррекционно-развивающего обучения.

  • 15минут – фронтальная часть занятий, направленная на формирование фонематического слуха. Привлечение внимания к звуковой стороне речи.
  • 5 минут – подготовка артикуляционного аппарата.
  • 20 минут – уточнение и постановка неправильно произносимых звуков. Их автоматизация.

        

Фронтальная часть занятий складывается из работы по:

  • развитию фонематических процессов;
  • формированию навыка анализа и синтеза звуко – слогового состава слов;
  • закреплению звуко – буквенных связей;
  • автоматизации поставленных звуков.

        Методика постановки звуков основана на работах сурдолога – фонетиста профессора Фёдора Фёдоровича Рау.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исправление нарушений письменной речи.Применение таблицы « Твердые и мягкие согласные» при изучении данного раздела на логопедических занятиях в коррекционной школе VIII вида .

У умственно отсталых детей в результате органического поражения коры головного мозга происходит нарушение восприя­тия, памяти, внимания нарушается деятельность различных а...

Упражнения для исправления нарушения осанки.

Комплекс упражнений для исправления нарушения осанки....

Рабочая программа «Исправление нарушений у обучающихся 1-х классов с ФФНР »

Настоящая программа разработана на основе: инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно-ме...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Исправление речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях логопункта»

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамма...

Коррекционно-развивающая программа по исправлению нарушений речи у учащихся с нарушением зрения.

Рабочая программа направлена на оказание помощи  учащимся начальных классов с нарушениями  устной   и письменной речи в освоении ими общеобразовательных программ по родному русском...

Игровые технологии на логопедических занятиях по исправлению нарушений устной и письменной речи.

Игра, игровой элемент на уроке – это возможность такой организации учебного труда детей, которая, не требуя слишком продолжительных усилий, делает процесс обучения привлекательным, а, как извест...