Влияние сюжетно-ролевых игр на социально-личностное развитие дошкольников.
материал по теме

Меринова Инна Викторовна

Выступление  из опыта работы на педсовете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние сюжетно-ролевых игр на социально-личностное развитие дошкольников.

Наблюдая за своими воспитанниками я заметила, что их интересы ограничены, а игры однообразны. Дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без особого интереса, как потребители, а не творцы. Кроме этого дети проявляют низкий уровень социальной компетентности как в семье, так и в обществе.

Я попыталась разобраться каковы же причины и пришла к следующим заключениям.

Во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся детей научить как можно раньше – читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка дошкольника – игровая.

Во-вторых, родители современных детей  не играют со своими детьми, они очень часто не умеют этого делать или из-за чрезмерной занятости не могут.

И третья причина – отсутствие возможности передавать игровой опыт от более старших детей к более младшим. Сейчас дети разного возраста сильно разобщены. В детском саду дети подбираются в группу по одновозрастному принципу, в семьях чаще всего только один ребенок, а дворовые и соседские сообщества становятся редкими из-за чрезмерной опеки взрослыми дошкольников и занятости школьников в школе, кружках и т. п. Сильными факторами разобщения детей являются телевизор и компьютер, у которых они проводят много времени.

 Считаю, что для формирования зрелой, социально активной личности у ребёнка необходимо сформировать следующие умения:

  • Ориентироваться в конфликтах и адекватно их разрешать;
  • Получать, обрабатывать, оценивать нужную информацию и применять её в разных ситуациях;
  • Принимать самостоятельные решения;
  • Предвидеть последствия чужих, учиться на своих ошибках;
  • Брать на себя ответственность за совершаемые поступки.

Изучив опыт известных педагогов, пришла к выводу, что для формирования данных качеств наиболее удачным методом является сюжетно-ролевая игра. Именно через игру в этом возрасте можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать. Без этого важного "игрового” периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития целой полноценной личности.

Чтобы правильно организовать сюжетно-ролевую игру я изучила необходимую теорию.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА – это ориентировочная деятельность; действия в ней связаны с предметами-заместителями, и ребенок принимает их условно за настоящие. Сущность игровой деятельности заключается не только в технике выполнения действий, сколько в переходе от практического к умственному действию. Дошкольник видит один и тот же предмет с разных позиций (камушек — это мел, хлеб, сахар и др.), сам переходит с одной позиции на другую (изменение ролей в игре). Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь, приобретает новые навыки, пробует новые способы взаимодействия с окружающими, которые потом можно применять в жизни.

Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть». Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей.

Чем больше мы будем играть, и давать ребенку знаний о взрослой жизни, тем разнообразней, интересней будут его игры. Но становясь участником совместной игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с товарищами, подчиняться тем правилам, которые устанавливаются в игре и до игры.

 Предметно-игровая среда является мощным средством воздействия взрослого на самостоятельную игру ребенка, и пр. Предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры. Участие детей в создании игровой обстановки, бережное отношение к ней со стороны педагога оказывает влияние на развитие игр. Дети должны иметь возможность приспосабливать, передвигать мебель, т. е. самостоятельно организовывать и преобразовывать игровое пространство.

 Известно, что сюжетно-ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми.

При организации сюжетно-ролевых  игр использую такую памятку:

1. Дать информацию детям о социальной жизни человека через наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий,  чтение художественной литературы, беседы, использование ИКТ-технологий, просмотр видео и мультфильмов и их обсуждение, дидактические игры, проектную деятельность.  

2. Помнить, что для каждой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.    

3. Создать предметно-развивающую среду для игры совместно с детьми и родителями.                                                                        

4. Оказывать детям помощь в реализации знаний, полученных на занятиях, путём проблемных ситуаций, предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы - разговора по поводу замысла игры, развития его содержания, подведение итогов.

5. Помочь ребенку составить алгоритм игры перед её началом, определиться с ролью в игре.

6. Помочь ребенку устанавливать и усваивать правила и нормы социального поведения через игру, контролировать свое поведение, регулировать эмоциональное состояние.

7. Быть старшим другом, партнёром по игре.

8. Учить анализировать увиденное в игре.

9. Постепенно от совместной деятельности дать возможность ребенку перейти к самостоятельной деятельности, со сверстниками умея договориться, выбрать игру, распределять роли, создавать сюжет и развивать его в совместной деятельности со сверстниками.

10. В дальнейшем игра должна проходить в режиме реального времени сочетая в себе реальную жизнь (например: трудовая деятельность) и игру, что позволяет ребенку чувствовать себя не просто ребенком, а составной частью общества, который может приносить пользу и радость окружающим.

Таким образом, схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.

Уделяя особое внимание сюжетно-ролевым играм в своей группе, могу сказать, что круг интересов детей расширился, они с удовольствием уже самостоятельно организуют разнообразные сюжетно-ролевые игры, придумывают и изменяют сюжет, умеют договариваться и соблюдать правила.У ребят есть любимые игры: «Супермаркет», «Турагенство», «Поликлиника», «Экспедиция», «Цирк», «Путешествие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Развитие самостоятельности у детей с умеренной умственной отсталостью в социально-бытовой деятельности посредством сюжетно-ролевой игры".

Цель мастер-класса: освоение и последующее активное применение сюжетно-ролевой игры в развитии самостоятельности у детей нарушением интеллекта в социально-бытовой деятельности.Задачи мастер-клас...

Индивидуальный подход к развитию речи средствами сюжетно-ролевой игры.

Сюжетно-ролевая игра обладает уникальными возможностями для развития речи в дошкольном возрасте. Через игру можно побуждать детей к общению друг  с другом. Сюжетно-ролевая игра способствует:- зак...

Доклад на тему "Роль сюжетно-ролевой игры в ознакомлении с окружающим миром и развитии коммуникативных навыков"

Что такое игра и как  выглядит процесс развития игры у детей с глубокой умственной недостаточностью....

Сюжетно-ролевая игра "Разведчики" для дошкольников старшего возраста.

Цель: Формировать умение творчески развивать сюжет игры....

Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников

В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Государственного стандарта дошк...

«Сюжетные-ролевые игры в ГПД как средство развития инженерного мышления».

Методическая разработка по теме самообразования :«Сюжетные-ролевые игры в ГПД как средство развития инженерного мышления»....

«Воспитание самостоятельности в сюжетно-ролевых играх у дошкольников»

Педагоги и психологи называют дошкольный возраст возрастом игры. Игра как важнейшая специфическая деятельность ребёнка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции. игра является наи...