План по самообразованию
материал на тему

Кутылкина Ирина Сергеевна

План самообразования на тему: «Экспериментирование – путь к познанию окружающего мира».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_samoobrazovaniyu_na_2014.doc112 КБ

Предварительный просмотр:


Программа  по самообразованию на 2014 – 2015 учебный год воспитателя

Кутылкиной И. С.

Тема: «Экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»

Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения.

Экологическая проблема - одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.

Актуальность экологического воспитания на сегодняшний день очевидна. Много бед у Земли и у природы:

  • ядерные пожары,
  • эрозия,
  • засоление почв,
  • заболевания,
  • искушение,
  • загрязнение,
  • опустынивание.

Одним из направлений приобщения детей к изучению природы и растительного мира являются занятия по экспериментированию "Наш дом - природа". Они нацелены на более углубленное познание растительного мира, его значения для жизнедеятельности человека, развитие интереса детей ко всему живому, природе, обогащение знаний о связях между природными явлениями, воспитание бережного отношения к природе, способности любоваться её красотой, приобщение детей к разнообразной деятельности в природе, охране и уходу за растениями, развитие первоначального доброжелательного и бережного отношения ко всему живому. А также формирование внутренней  позиции личности, которая способна понимать сложный характер окружающей среды, воспринимать, познавать саму природу, правильно осознавать свое место в ней.

Знание о жизни растений позволяет каждому ребенку быть активным участником в преобразовании окружающего растительного мира.

Программа рассчитана для детей 6-7 лет.

Цели:

  • Повышение социального статуса дошкольного образования;
  • Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
  • Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
  • Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Задачи:

  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
  • Создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых, в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, создание предпосылок к учебной деятельности;
  • Обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  • Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Принципы реализации программы:

  • Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития;
  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, в рамках которой ребёнок активно выбирает содержание своего образования, становится субъектом образования;
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • Сотрудничество организации с семьёй;
  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • Стимулирование познавательных интересов и действий ребёнка в различных видах деятельности;
  • Возрастная адекватность дошкольного образования;
  • Учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Формы проведения занятий:

Формы проведения

Виды занятий

Контрольно-

диагностическая

  - беседа

  - художественное слово

Познавательно - досуговая

деятельность

  - экскурсии

  - дидактические игры

  - развлечения

Нетрадиционные формы

  - фитотерапия

  - дегустация

  - ароматерапия

Субъективная и научно - исследовательская деятельность

  - опыты

Методы и приемы обучения:

                     Методы

Приемы

1. Наглядный

  - наглядно - зрительные

  - наглядно - слуховые

  - предметная наглядность

2. Информационно - рецептивный

  - совместная деятельность педагога     и ребенка

3. Практический, исследовательский

  - опыты

  - труд в природе

4. Словесный

  - беседа

  - рассказ

  - художественное слово

Тематический план

п/п

Тема

                                   Цель

Октябрь

1.

"В гостях у старичка Лесовичка"

Знакомство с разновидностями растительного мира, с наукой - ботаникой. Выяснить, что помогает старичку - Лесовичку лучше узнать растительный мир.

2.

"Микроскоп и его волшебный глаз"

"Экскурсия" в лабораторию. Знакомство с оборудованием лаборатории; микроскопом и его работой. Рассматривание под микроскопом (в разрезе) листа лука.

3.

"Путешествие волшебной капли по растению"

Выяснить, как и чем питается растение. Провести опыт "Волшебная капля воды", "Путешествие волшебной капли по растению". Доказать, что корни поглощают воду, а с водой и питательные вещества, без которых растение погибло бы.

4.

"Солнце, воздух и вода..."

Объяснить детям, что солнце, воздух и вода - основные компоненты для жизнедеятельности растений. Проблемно-поисковый метод "При солнышке добро".

5.

"Тайны семян"

Познакомить детей со строением семян. Выяснить, как семена переносятся с одного места на другое, кто помогает семенам передвигаться.

Ноябрь

1.

"Фасоль и ее секреты"

Дать детям понятие о том, как начинается новая жизнь растений, откуда появляется листочек? Опыт "Волшебный сундучок фасоли".

2.

"Огород на подоконнике"

Посадка лука.

3.

"Комнатные растения"

Познакомить детей с комнатными растениями и их разновидностями. Объяснить, почему комнатные растения не могут расти на клумбе.

4.

Игра "Счастливый случай"

Закрепить правила ухода за комнатными растениями в форме игры "Счастливый случай".

Декабрь

1.

"Овощи"

Рассказать детям, откуда в Россию приехали овощи. Рассказать о разновидностях картофеля.

2.

"Наш любимец "сеньор-помидор"

"Сеньор-помидор" и его собратья. Познакомить детей с семьей томатов.

3.

"Загадка, загадка, открой свою тайну"

Закрепить знания детей об овощах в форме L-клуба.

4.

"Сладкие таблетки"

Познакомить детей с лекарственными травами и ягодами. Фито огород. Знакомство с рецептами лечебного чая.

Январь

3.

"Цветы в радость"          

Виртуальная экскурсия в теплицу. Знакомство и наблюдение за работой садовода-оформителя. Дизайнер - кто он такой?

4.  

"Смешанный лес"

«Экскурсия» в смешанный лес (осень, лето, зима, весна). Знакомство детей с разновидностью растительного мира.

Февраль

1.

"Лесничий - кто он такой?"

Ознакомительная презентация с работой лесничего.

2.

"Зеленое чудо"

Знакомство детей с цветочными часами и растениями синоптиками. Знакомство с растениями, по которым можно определить время суток и предсказывающие погоду.

3.

"Секрет бумаги"

Знакомство детей с составом бумаги. Рассматривание газетной бумаги под лупой.

4.

Дидактическая игра "Необыкновенные путешествия по временам года - Круглый год"

Закрепить представление о каждом времени года по его основным признакам, изменениям, происходящим в живой природе. Познакомить с понятием - "Круглый год".

Март

1.

"Кофейное дерево"

Дать детям представление об экзотическом кофейном дереве, его плодах, их выращивании и сборе.

2.

"Необходимость влаги для роста растений"

Дать детям понятие о необходимости влаги для роста растений на примере опыта с сухими и пророщенными семенами фасоли, луковицами в сухой банке и в банке с водой.

3.

"Почему листья зеленые?"

Провести опыт. Выработать умение самостоятельно работать с микроскопом, находить клетки и ее части, уметь сравнивать увиденное и зарисовывать.

4.

"Путешествие в страну "Игралочка"

Закрепить знания детей об овощах, фруктах, комнатных растениях и способах ухода за ними в игровой форме.

Апрель

1.

"Грибное царство"

Познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных). Познакомить с условиями, необходимыми для роста и развития грибов.

2.

"Любите землю - матушку"

Объяснить детям, что только любовь к земле и труд дают возможность людям выращивать продукты питания. Познакомить детей с добрым отношением к земле, научить их, что нужно делать, чтобы поддержать ее плодородие, чтобы урожай был качественным.

3.

"Люблю тебя, родное Ставрополье"

Познакомить детей с растительностью Ставропольского края, с красотой и богатством родного края.

4.

"Красная книга"

Познакомить детей с "Красной книгой" Знакомство с растениями, внесенными в нее. "Красная книга" Ставропольского края.

5.

Праздник "Мы - друзья природы"

Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг другу. Доставить детям радость от участия в общем празднике.

Май

1-2

Мониторинг

Оценка индивидуального развития воспитанников

               Форма проведения

Задачи

Итоговое занятие в конце изучения курса (май)

1. Знать разновидности растительного мира

2. Знать, как и чем питается растение.

3. Знать, что солнце, воздух и вода - основные компоненты для жизнедеятельности растений.

4. Знать строение семян.

5. Знать, как правильно посадить лук.

6. Знать правила ухода за комнатными растениями.

7. Знать некоторые лекарственные травы и ягоды.

8. Знать, для чего нужен микроскоп и уметь с ним работать.

9. Знать правила поведения в природе.

10. Знать некоторые виды грибов. Уметь отличать съедобные от несъедобных.

11. Знать некоторые растения, внесенные в "Красную Книгу" Ставропольского края.

ПЛАН работы с родителями:

№ п/п

Месяц

Содержание работы

2.

Октябрь

Консультация: «Дополнительная программа по экологическому воспитанию, принципы, подходы, цели»

3.

Ноябрь

Привлечение родителей к расширению природного уголка в группе

4.

Декабрь

Выставка фото: «Наши эксперименты»

Консультация: «Лекарственные травы и ягоды»

5.

Январь

Привлечение родителей к организации встречи с садоводом-оформителем, дизайнером

6.

Февраль

Выставка фото: «Наша деятельность в детском саду»

Консультация: «Растения синоптики»

7.

Март

Консультация: «Огород на подоконнике дома»

8.

Апрель

Консультация: «Красная книга Ставрополья»

Привлечение родителей к созданию красной книги в рамках проекта

9.

Май

Родительское собрание: «Итоги деятельности программы по экологическому воспитанию»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию

Как спланировать работу по самообразованию...

Личный перспективный план по самообразованию

Личностно-ориентированное обучение.Основная и очень ответственная задача - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к...

Личный перспективный план по самообразованию

Личностно-ориентированное обучение.Основная и очень ответственная задача - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к...

План по самообразованию

План по самообразованию учителя начальной школы...

План по самообразованию

Материал  содержит подробный план работы по теме "Нравственные аспекты воспитания на уроках чтения и светской этики"...

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Тема « применение ИКТ на уроках в начальной школе»...

План по самообразованию учителя начальных классов

Тема самообразования: Проектная деятельность, как средство формирования УУД.Цель:  способствовать формированию УУД через внедрение технологии проектной деятельности в рамках реализации ФГОС...