Организация проектно-исследовательской деятельности как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников.
статья (3 класс) на тему

 Наталья Николаевна Макарова

В своей статье об организации проектно-исследовательской деятельности я поднимаю вопрос о значимости и важности данного вида деятельности для учащихся начальной школы. Я сама практикую на уроках и во внеурочной деятельности, и эта работа дает неплохие результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shirchenkova_n.n.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектно-исследовательской деятельности как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

1 слайд

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование  универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

2 слайд

Поэтому сегодня возникает проблема поиска  инновационных методов и форм обучения, которые помогут не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

3 слайд

 На протяжении четырех лет методическим объединением учителей начальных классов МБОУСОШ №12 в рамках реализации стандартов обсуждаются проблемы формирования универсальных учебных действий  у обучающихся начальной  школы и апробации системы упражнений по развитию универсальных учебных действий на коммуникативном и знаково-символическом уровне.

Наша школа работает  по программе «Школа России». И проектная деятельность широко используется в практике работы с младшими школьниками.  

4 слайд

Проектно-исследовательскую деятельность обучающихся учителя организуют и на уроках, и в качестве самостоятельных, индивидуальных исследований детей, а также во внеурочное время.

5 слайд

 Так, в процессе учебной деятельности организуются проекты на следующих уроках

На уроках литературного чтения: 1 класс: творческий проект «Живая азбука», музей «Город букв», «Составляем азбуку загадок», альбом «Наш класс - дружная семья»; во 2 классе темы проектов предлагаются детям на выбор: «Почему нам интересно ходить в библиотеку», «Любимый детский журнал», газета «День победы – 9 мая».

русского языка: 1 класс: «Скороговорки», «Сказочная страничка»; 2 класс: «И в шутку и всерьез», «Пишем письмо», «В словари- за частями речи».

математики: математические сказки, задачи-расчеты

окружающего мира: 1 класс: проект «Моя малая родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы»; 2 класс: «Родной город(село)», «Красная книга, или возьмем под защиту», «Профессии», «Родословная», «Города России», «Страны мира».

ИЗО: «Ажурная решетка», «Оформление витрины»

технологии: «Игровой комплекс», «Океанариум»

6 слайд

С результатами собственно проектной деятельности обучающиеся выступают на научно-практических конференциях «Я-исследователь», которые в нашей школе  проводятся ежегодно, начиная с 2006 года. С каждым годом число участников увеличивается. Так, в первый год участия было представлено 10 работ, затем 18 работ, в 2009-2010 уже   было представлено 22 работы учащихся.

В 2010-2011 учебном году  были представлены 51 работа учащихся 1-4 классов.

В 2011-2012 учебном году было представлено 48 работ учащихся 1-4-х классов.

В 2012-2013 учебном году были представлены 49 работ.

В 20113-2014 учебном году  были  представлены 52 работы

7 слайд

Лучшие работы  направляются на  муниципальный Фестиваль, а затем на Региональный конкурс исследовательских работ и проектов детей дошкольного и младшего школьного возраста «Я-исследователь». Там наши дети занимают призовые места. Например, в прошлом учебном году работы «Почему Городец-город мастеров» - 2«б» класс  Крыловой Ксении,  «Ландыш майский» - 4«г» класс Акимова Данилы были призовыми и получили диплом второй степени. А работа  «Сколько стоит «погонять», - 3«б» класс Лазаревой Елизаветы получила Диплом I степени и  стала призёром VIII межрегионального открытого конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я-исследователь» в г. Сочи.

8 слайд

Проекты обучающихся были организованы и во внеурочной деятельности.

В рамках программы профильного лагеря с дневным пребыванием  «Золотое кольцо Арзамаса» был реализован проект «Арзамас-городок», где изучались истории названия улиц, историко-культурные объекты микроучастка школы (Церковь Андрея Первозванного, Владимирская церковь, историко-художественный музей, Благовещенская церковь). По результатам исследования делали презентации и буклеты.

Так же был организован исследовательско - творческий проект « Нас объединяет творчество», где создавались инсценировки, посвященные важным событиям города Арзамаса (приезд Екатерины 2, пребывание А.С. Пушкина, проезд Е. Пугачева в клетке через Арзамас).

В рамках программы деятельности летнего лагеря с дневным пребыванием «Калейдоскоп» реализован проект «Я сам», где создавались экспозиции в школе Музея детского творчества на базе нашей школы с дальнейшим использованием материала при проведении уроков изобразительного искусства, технологии, внеклассных мероприятий. Механизм реализации проекта осуществлялся в три этапа: подготовительный(анкетирование), основной(поделка творческих работ) и заключительный(завершение творческих работ внутри отрядов и открытие музея).

 В прошлом учебном году был реализован проект, посвященный юбилею школы «Школе  12-25», который подразделялся на два подпроекта: «Учителями славится Россия», где был проведен сбор информации о директорах школы, заместителях и учителях, а затем создавались буклеты, книжки-раскладушки, презентации. И «Вы гордость наша» - об успешных учениках школы сделан информационный сборник.

9 слайд

 Таким образом, проектная деятельность является эффективным средством формирования универсальных учебных действий у младших школьников. Она  играет важную роль в формировании регулятивных УУД: в определении целей деятельности, составления плана действий по достижению результата творческого характера; в работе по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом; в  понимании причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

При формировании познавательных УУД у младших школьников проектная деятельность даёт нам возмозможность: предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Совместная проектная  деятельность учащихся при работе  в группе способствует формированию коммуникативных УУД: организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Проектная деятельность при этом является той качественной основой, которая может реализовать гуманистический подход к обучению, так как способствует формированию раскрепощенной, творческой личности, деятельность которой уже в этом возрасте направлена на воплощение своих идей.

Учитель начальных классов Ширченкова Наталья Николаевна

МБОУ СОШ №12

Г.Арзамас, Нижегородская область


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности как средство формирования универсальных учебных действий

         Будущему гражданину недостаточно  одних теоретических знаний, ему необходимо научиться гибкости мышления, способности к совершенствованию  своих знан...

Проектно – исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников

Приоритетом Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)  является формирование у младших школьников умения учиться, создание таких условий, которые способствуют реализации потен...

Проектно – исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников

«Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, ...

Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников

В статье раскрываются виды и формы учебных проектов на уроках в начальной школе...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством проектно-исследовательской деятельности.

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников посредством проектно-исследовательской деятельности....

«Развитие смыслового чтения как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников».

Выбор данной темы  неслучаен, потому что проблема смыслового чтения сейчас как никогда актуальна. Анализируя метапредметные работы, работы по написанию ВПР, позволило выделить недостатки  в ...