Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников
статья на тему

Чудина Татьяна Васильевна

В статье раскрываются виды и формы учебных проектов на уроках в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чудина Т.В.,

учитель начальных классов

высшей категории

Учебный проект

как средство формирования универсальных учебных действий

Учебный проект – это совместная деятельность обучающихся, имеющая общую цель, направленную на достижение конечного результата. Эта деятельность позволяет проявить себя, попробовать свои силы, применить свои знания, показать свой результат.

Нами были созданы следующие проекты:

-Лэпбук (тематическая папка) – набирающее популярность в России средство обучения, которое давно используется в Европе и Америке. Лэпбук представляет собой прочную картонную основу, на которую наклеены картинки, миникнижки, кармашки,  в которых организован и записан изучаемый материал.  При работе с лэпбуком дети учатся самостоятельно собирать и организовывать, структурировать  информацию, которая  лучше и прочнее запоминается. Это отличный способ для повторения пройденного материала.

-Минибук-создание миникнижек на уроках английского языка в процессе изучения алфавита  и слов на изучаемую букву

-На уроках русского языка создан словарь нашего класса, в котором дети собрали изучаемые словарные слова, представив их с помощью рисунков. Используя приемы ассоциативного мышления, быстро и легко создаем образ слова, запоминаем его и используем созданное  пособие на этапах  повторения и закрепления.

-Проект «Моя закладка» имел социальную направленность. Дети разработали дизайн собственной закладки для книг, выбрали лучшую из них, провели мастер-класс по созданию закладки для учащихся класса. Выполненные закладки были подарены ученикам 1 класса  на празднике «Посвящение в читатели».

-Применение робототехники в рамках проектной деятельности на уроке  технологии позволило учащимся  сконструировать модель Солнечной  системы, и, применяя основы программирования, опытным путем продемонстрировать вращение нашей планеты.  

Основные этапы работы над проектом и формируемые универсальные учебные действия

1. Погружение в проект. Формулирование проблемы проекта. Постановка

цели и задач

Регулятивные действия – целеполагание.

Познавательные действия – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2. Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение

роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной

деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм

презентации проектного продукта

Регулятивные действия – планирование и прогнозирование.

Познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации;

применение методов информационного поиска, в том числе с помощью

компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов

взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

3.Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная

работа обучающихся. Оформление полученных результатов

Регулятивные действия - саморегуляция и оценка, контроль и коррекция.

Познавательные действия - структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование.

Коммуникативные действия – умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4. Презентация результатов

Познавательные действия – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Таким образом,  учебный проект позволяет создать условия, при которых у обучающихся будут сформированы следующие УУД:

регулятивные – умение ставить цель, определять задачу; соотносить поставленную цель и условия её достижения; планировать действия в соответствии с собственными возможностями; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

познавательные - умение использовать предметные знания для реализации цели; добывать, перерабатывать и представлять информацию; оформлять результаты исследования и представлять его; осознавать познавательную задачу; извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей;

коммуникативные - планировать учебное сотрудничество и согласовывать свои действия с партнёрами; строить речевые высказывания и ставить вопросы; личностные - различать виды ответственности внутри своей учебной работы; осваивать новые виды деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников"

В презентации рассмотрены особенности учебного диалога, его организация в начальной школе и возможность развития в нём некоторых универсальных учебных действий младших школьников....

Учебный эксперимент как средство формирования универсальных учебных действий

Данный материал направлен на описание значимости учебного эксперимента в процессе формирования УУД школьника....

«ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

Перемены в организации образовательного пространства требуют поиска инновационных методов и форм обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.Метод проектов -г...

Организация проектно-исследовательской деятельности как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

В своей статье об организации проектно-исследовательской деятельности я поднимаю вопрос о значимости и важности данного вида деятельности для учащихся начальной школы. Я сама практикую на уроках и во ...

Статья: "Экологический проект, как средство формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития."

Статья представлена в сборнике:Актуальные проблемы образования: позиция молодых, часть 2, Челябинск, 2014....

Обобщение опыта "Формирование универсальных логических действий у младших школьников при обучении решению задач на движение"

Обобщение опыта "Формирование универсальных логических действий у младших школьников при обучении решению задач на движение"...

Учебный сетевой проект как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников.

В статье рассматривается понятие "учебный сетевой проект", его достоинства и недостатки, порядок включения в работу по проекту, основные этапы. Основное внимание уделяется описание УУД, кото...