"Развитие творческой инициативы обучающихся через эффективное использование метода проекта" (обобщение опыта)
опыты и эксперименты по теме

Головачёва Надежда Петровна

Обобщение собственного педагогического опыта по внедрению метода проекта в практику работы с 3 классом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_golovachyova.docx54.18 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25» ГОРОДА БИЙСКА

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ:

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТА»

                                                               Разработка: Головачёва Надежда Петровна,        

                                                                                учитель начальных классов

г. Бийск, 2013 г.

Содержание

1. Наименование опыта……………………………………………………………3

2. Автор опыта……………………………………………………………………..3

3. Адрес опыта……………………………………………………………………..3

4. Условия возникновения, становления опыта………………………………….3

5. Актуальность опыта………………………………………………………….....3

6. Цели и задачи опыта работы…………………………………………………...4

7. Теоретическая основа опыта……………………………………………….......4

7.1. Сущность метода проекта………………………………………………….....4

7.2.  Проектная деятельность как образовательная технология…………………5

7.3. Структура деятельности учителя и ученика при реализации метода              проекта………………………………………………………………………………6

7.4. Разработка проекта…………………………………………………………….7

7.5. Этапы работы над проектом…………………………………………………..7

8. Особенности учебных проектов младших школьников………………………8

9. Технология опыта………………………………………………………………..10

10. Результативность опыта………………………………………………………..12

11. Перспективность опыта………………………………………………………..12

Литература…………………………………………………………………………..13

  1.  Наименование опыта

Развитие творческой инициативы обучающихся через эффективное использование метода проекта.

  1. Автор опыта

Головачёва Надежда Петровна, учитель начальных классов;                                образование высшее, закончила БиГПИ (факультет начальных классов); педагогический стаж 12 лет.

  1. Адрес опыта

 МБОУ «СОШ № 25» г. Бийска, 3 класс «б».

4.Условия возникновения, становления опыта

           Изучив требования к современному уроку, пришла к выводу, что актуально усилить работу над формированием активной, инициативной позиции обучающихся не только в учении, но и во внеклассной работе. Для решения данной проблемы в практику был внедрён опыт проектно-исследовательской деятельности, позволяющий развить коммуникативные умения, повысить уровень самостоятельности, способствующий формированию ключевых компетенций обучающихся. Идея создания первого проекта исходила от детей и была поддержана их родителями. Впоследствии разработка учебных проектов прочно вошла в практику работы с классом.

5.Актуальность опыта

            Изменения, происходящие в практике современной начальной школы, требуют внедрения таких способов организации учебно-воспитательной работы, которые были бы направлены на создание условий:

  • для формирования активной, инициативной позиции учащихся в учении, для возникновения у учащихся желания самим добывать знания;
  • для развития у учащихся познавательного интереса, желания узнавать что-то новое и делиться своими знаниями с другими учащимися;
  • для формирования умения работать с разного рода информацией.

            Использование метода проекта можно рассматривать как один из путей реализации компетентностного подхода в обучении младших школьников. Чтобы ребенок мог участвовать в проектно-исследовательской деятельности, он должен уметь самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, обладать способностью прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умениями устанавливать причинно-следственные связи.

6.Цели и задачи опыта работы

Цель:

Разработка методических рекомендаций по активизации проектной деятельности обучающихся в начальных классах.

Задачи исследования:

  • исследовать актуальность проблемы в рамках данного класса;
  • изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;
  • рассмотреть особенности учебных проектов младших школьников;
  • разработать оптимальные варианты использования метода проекта в начальных классах.
  • выявить наиболее продуктивную технологию для достижения поставленной цели;
  • ознакомить учащихся с проектной деятельностью через разработку индивидуальных и коллективных учебных проектов в учебной и внеучебной работе.

7.Теоретическая основа опыта

          7.1.Сущность метода проекта

            Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

            Метод проекта – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

            Метод проекта всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. В основе метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

            Работа по методу проекта предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.

            Метод проекта используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся.

            Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

           Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

7.2.Проектная деятельность как образовательная технология

            В ходе проведения исследования учитель и ученик проходят совместный путь, который может быть реализован в нескольких альтернативных моделях.

МОДЕЛЬ №1:

  • учитель знает путь поиска;
  • предлагает пройти этот путь ученику;
  • чаще предполагая или наверняка зная искомый результат.

Работая по этой модели, в итоге можно получить мини-реферат с элементами исследования и поиска. Эта модель работает во многом для вовлечения ребят в проектную деятельность, где они делают первые исследовательские шаги.

МОДЕЛЬ №2:

  • учитель знает путь поиска и исследования, но не знает конечного результата;
  • предлагает ученику самостоятельно решить проблему или комплекс проблем.

Основная цель работы учителя при реализации такой модели – подготовка творчески думающих учащихся, умеющих находить и решать проблемы в ходе исследования. Если использовать эту модель, исследование может носить групповой характер.

МОДЕЛЬ №3:

  • учитель владеет методикой и различными методами научного исследования;
  • может обучить им ученика;
  • они оба не знают ни пути поиска (исследования), ни конечного результата.

Такая модель имеет открытый характер, так как используемые методы могут изменяться и корректироваться в процессе исследования. Итог работы по такой модели - исследование с новизной и элементами открытия. Работу по этой модели можно считать научно – исследовательской деятельностью учащегося.

7.3.Структура деятельности учителя и ученика                                                      при реализации метода проекта

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Субъект деятельности

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

         

  Основываясь на этом, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»;  адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

7.4.Разработка проекта

I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы).

II этап: Сбор и обработка информации.

III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:

  • актуальность и важность данной проблемы;
  • анализ разнообразной информации;
  • программа действий;
  • разработка варианта реализации своей программы.

IV этап: Реализация плана действий (проекта)

V этап: Подготовка к защите проекта

  • оформление портфолио
  • разработка электронной презентации и др.

VI этап: Презентация проекта (доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)

VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

7.5.Этапы работы над проектом

Мотивационный (учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи);

Планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

8.Особенности учебных проектов младших школьников

            При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

 Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, т.к. для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.

            Как отмечает О.А. Ивашова, учет возрастных возможностей младших школьников требует внести ряд уточнений в методику организации проектно-исследовательской деятельности:

  1. в начальных классах проектная и исследовательская деятельность должны стать специальным предметом обучения;
  2. проект исследования младших школьников в большей степени предопределен (подсказан) взрослыми;
  3. по объему - это мини-проект;
  4. по способу построения - "квази-исследовательский";
  5. по форме - это групповое проектирование, индивидуальная работа возможна на уровне выполнения отдельных действий;

            При организации исследовательской деятельности младших школьников возможно использовать следующие разновидности тем исследования:

  • фантастические (ориентированные на разработку несуществующих объектов и явлений);
  • теоретические (ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках);
  • эмпирические (проведение собственных экспериментов).

            Организация обучения через проектирование и исследование требует изменений в деятельности учителя. Организуя проектно-исследовательскую деятельность, он становится не только носителем готовых знаний, но и организатором познавательной деятельности обучающихся; помогает выдвигать и обсуждать предположения, принимать решения; поощряет инициативу каждого ребёнка, помогает ему самостоятельно продвигаться к цели. Для обучающихся важно на деле ощутить ситуацию успеха, почувствовать себя нужным, осознать свои возможности, свой вклад в общее дело; учиться делать выбор, нести ответственность за начатое дело и результат. В ходе организации такой деятельности изменяется и тип взаимоотношений всех участников образовательного процесса – появляется общение равноправных партнёров.

            Учитель должен уметь видеть и помогать отбирать наиболее интересные и практически значимые темы, должен сам владеть исследовательскими и поисковыми методами, уметь организовывать и направлять самостоятельную работу учащихся. Обучающиеся должны владеть первоначальными общеучебными умениями, в т.ч. и умениями работать с информацией.

            Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.

          О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Защита должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (учителей, родителей). В ходе защиты ребёнок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

             Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д.

              Главным результатом внедрения исследовательских заданий в начальной школе является развитие самого ученика за счет приобретения опыта исследовательской деятельности, за счет открытия, осмысления, обобщения новых знаний.

9.Технология опыта

            Элементы проектно-исследовательской деятельности были внедрены в практику работы с 3 «б» классом МБОУ «СОШ № 25» в сентябре 2012 г. Все проекты, созданные за период работы, можно разделить на несколько групп в зависимости от учебных дисциплин.

  Наибольшее количество проектов создано на уроках окружающего мира, что обусловлено рекомендациями автора программы А.А. Плешакова («Школа России»).         В основе методики преподавания предмета лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета, при этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира.

            Так, при изучении раздела «Наша безопасность», обучающиеся распределились на 3 группы: 1 группа готовила материал об опасностях внутри квартиры и за её пределами, 2 группа – о ядовитых растениях и животных, 3 – о молнии. Внутри каждой группы также прошло разделение на «Статистов», «Редакторов», «Художников», «Ораторов». Продуктом работы стал урок-защита и коллективный альбом «Опасность вокруг нас», в который вошли рисунки, памятки, схемы, доклады о молнии, ядовитых растениях и животных, встречах с незнакомцами в лифте или на улице. По тому же принципу проходила работа над проектом  «Промышленность и сельское хозяйство», в ходе которой были выделены подтемы: «Полезные ископаемые», «Растениеводство», «Животноводство» и собран необходимый материал.

           При подготовке домашнего задания, используя различные источники информации и помощь родителей, дети собрали и защитили проектные материалы по темам:  «Грибы: особое царство в природе» и «Лекарственные растения».

Самый долгосрочный проект «Деньги – основа современной экономики» вместил в себя цикл уроков. Его продуктом стали доклады, сообщения об истории возникновения денег, о денежных единицах разных стран, выставка купюр и монет, предложения по формированию муниципального бюджета, таблицы расчётов виртуальной потребительской корзины.

 Есть в копилке класса и индивидуальный проект - «Животные Алтайского края».

           Внедрение элементов проектной деятельности в урок окружающего мира позволило повысить интерес к изучаемому предмету, создать условия для развития творческой инициативы, умения добывать информацию и делиться полученными знаниями с одноклассниками.

            Не менее интересно проходила работа над проектами по литературному чтению.  Авторы  программы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова («Школа России») рекомендуют при обучении детей чтению  пополнять их знания элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе — писателе, о теме читаемого произведения, его жанре. Так, изучая произведение М. Пришвина «Моя Родина» учащиеся задались вопросами: «Почему писатель через всю жизнь пронёс любовь к родной земле?», «Чем уникальна наша страна?». В результате исследования был разработан и оформлен коллективный проект  «Наша Родина – Россия», содержащий материал о государственных символах России, фото памятников истории и архитектуры, изображения русского пейзажа. При защите материала дети использовали фото из семейных альбомов, делились личными впечатлениями от поездок по Алтаю. Работа над созданием проектных материалов позволила ответить на основополагающие вопросы проекта и сделать вывод: писатель Михаил Пришвин призывает нас любить и беречь родную землю, сохранить её для следующих поколений.

 Обоснованием для создания проекта «Русские классики: истоки творчества» стало знакомство с произведениями А. Пушкина, М. Лермонтова, И. Крылова Л. Толстого, С. Есенина, А. Блока, Н. Некрасова. Дети предположили, что на выбор творческого пути и тематику произведений заметное влияние оказали семья, окружение будущих писателей и поэтов, яркие события в жизни. Проверяя достоверность данной гипотезы, ребята предложили собрать материал о жизни и творчестве изучаемых авторов и поделиться информацией с классом. Работа над этим проектом помогла погрузиться в эпоху жизни писателей и поэтов, пробудить интерес к литературному быту XIX – начала XX века; подготовить учащихся к более глубокому, осмысленному восприятию произведений русской литературы и искусства той эпохи; создать мотивацию для восприятия и дальнейшего изучения творчества русских классиков.

Метод проектов эффективно используется и во внеклассной работе. В рамках классного часа и беседы о вреде наркомании появился мини-проект «Мы против наркотиков». Его цель – раскрыть опасность наркомании как социального явления, предостеречь сверстников от этой пагубной привычки. Ребята, работая в парах, создавали памятки, листовки, плакаты по данной проблеме. Материалы были размещены на школьном стенде.

  Самым глобальным стал интегрированный проект  «Наша безопасность зависит от нас», в рамках которого прошли уроки окружающего мира, экскурсия, классный час, родительское собрание. Работа над проектом началась в начале сентября в рамках месячника безопасности движения и заняла около полугода. Задача проекта: способствовать уменьшению числа аварий с участием детей. Итогом совместной работы стали: макет проезжей части улицы, настольные игры по ПДД, памятки для водителей и пешеходов, изображения дорожных знаков, схемы безопасных маршрутов от дома до школы. В ходе работы над проектом дети познакомились с необходимыми теоретическими знаниями по правилам дорожного движения, обучились практическим приемам; расширили знания о правилах дорожного движения,  правилах поведения в общественном транспорте, а также проанализировали  опасные ситуации, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной улицы.

Опыт показывается, что при использовании в работе метода проекта происходит формирование ключевых компетенций обучающихся.  В результате работы над постановкой проблемы и поиском путей решения у обучающихся  формируются и развиваются регулятивные и познавательные УУД. Учитывая, что формами организации проектной деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное исследование, легко можно представить возможности формирования коммуникативных УУД. А, принимая во внимание, что в результате проведённых исследований ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных УУД. Таким образом, организуя проектно-исследовательскую деятельность младших школьников, можно формировать все группы универсальных учебных действий. Однако для этого исследования не должны быть разовыми, случайными. Следует говорить о системе организации проектной деятельности на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

10.Результативность опыта

            Использование метода проекта позволило повысить степень самостоятельности, творческой инициативы обучающихся и их познавательной мотивированности; способствовало развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности. 

При привлечении к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью я провожу специальные собрания-лекции, на которых разъясняю родителям суть метода проекта и его значимость для развития личности детей; рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.

11.Перспективность опыта

             Перспективность опыта заключается в том, что он может быть использован  учителями начальных классов в учебной и внеучебной работе. Наиболее эффективно применение метода проекта на уроках окружающего мира по программе «Школа России» (автор курса А.А. Плешаков).

Литература

  1. Кондратьева Е.П. Проект: проблемы, поиск, опыт. Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов.-Чебоксары, 2007.
  2. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006, №1.
  3. Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С.Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2005, №2.
  4. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения./ Под редакцией А.Г.Каспржака, Л.Ф.Ивановой.- М.: Просвещение, 2004.
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С.Полат.- М., 2000.
  6. Панскова Г.В. Все дело в мыслях. Материалы олимпиад для учащихся начальных классов инновационных школ.- Чебоксары: Изд-во Л.А.Наумова. 2007.
  7. Полат Е.С. Метод проектов – статья на сайте Российской Академии Образования. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика./ Под ред. Е.С.Полат.-М.,2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой инициативы учащихся в совершенствовании методов и форм занятий.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами,используемыми на уроках,является дидактическая игра. Еще К.Д.Ушинский ...

"Развитие творческой инициативы обучающихся через эффективное использование метода проекта" (ИКТ)

Демонстрация собственного опыта по внедрению метода проектов в начальной школе....

Роль учителя в развитии творческого потенциала обучающихся через участие в конкурсном движении

Выступление на педагогическом совете по теме "Роль учителя в развитии творческого потенциала обучающихся через участие в конкурсном движении....

«Развитие творческих способностей обучающихся через занятия в объединении и на уроках технологии»

Презентация  проекта "Развитие творческих способностей обучающихся через занятия в объединении и на уроках технологии"...

Развитие творческих способностей обучающихся через использование приёмов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в начальной школе

Доклад на тему"развитие творческих способностей обучающихся через использование приёмов ТРИЗ в начальной школе...

Обобщение опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся через использование информационно – коммуникационных технологий»

Представляемый педагогический опыт по степени новизны характеризуется комбинацией элементов известных методик; рационализацией и усовершенствованием отдельных сторон педагогического труда. Для работы ...

Повышение эффективности урока через развитие творческих способностей обучающихся. (Подборка методических приёмов)

Приёмы и методы развития творческих способностей обучающихся на различных уроках....